Методическая разработка для ординаторов,
обучающихся по специальности «аллергология и иммунология»
-
Тема разработки: Псевдоаллергические реакции.
-
Значение данной темы. Важнейшим вопросом аллергодиагностики является дифференциальная диагностика аллергических и псевдоаллергических реакций.
-
Цель изучения темы: принципы диагностики и дифференциальной диагностики псевдоаллергических реакций в терапевтической практике.
Врач-ординатор должен знать:
а) клинические проявления псевдоаллергических реакций;
ж) принципы и методы лечения псевдоаллергических реакций.
Врач-ординатор должен уметь:
а) собрать и проанализировать данные аллергологического анамнеза;
б) оценить результаты кожных аллергологических тестов, лабораторных данных аллергологического обследования и провокационных тестов.
-
Самоподготовка к занятию:
Цель самоподготовки:
Изучить теоретические аспекты диагностики псевдоаллергических реакций.
Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:
-
Механизмы развития псевдоаллергических реакций;
-
Классификафия антигистаминных препаратов;
-
Вопросы клинической фармакологии антигистаминных препаратов и других антимедиаторных средств.
Разделы для повторения, полученные ранее по изучаемой дисциплине:
Лекционный материал по теме: Псевдоаллергические реакции.
Принципы диагностики и дифференциальной диагностики псевдоаллергических реакций.
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
-
Медиаторы аллергических и псевдоаллергических реакций, клинические проявления аллергических реакций с их участием.
-
Дифференциальная диагностика между истинными аллергическими и псевдоаллергическими реакциями.
-
Вопросы тактики применения антимедиаторных средств.
Вопрос 1. Дифференциальная диагностика между истинными аллергическими и псевдоаллергическими реакциями.
-
Псевдоаллергические реакции развиваются без участия иммунологических механизмов.
-
Псевдоаллергические реакции могут быть обусловлены воздействием физических факторов (тепло, холод и т.д.), а аллергические только химическими веществами, чужеродной структуры по отношению к организму человека.
-
Причинными факторами псевдоаллергических реакций могут быть вещества, обладающие свойством высвобождать или активировать биологически активные вещества.
-
При псевдоаллергических реакциях редко встречается отягощенная наследственность пациента по атопическим заболеваниям, такая ситуация более характерна для больных с аллергическими реакциями.
-
В анамнезе у больного с псевдоаллергическими реакциями реже встречаются истинные аллергические реакции.
-
При псевдоаллергических реакциях имеет место дозозависимый эффект, а аллергические возникают на минимальное количество аллергена.
-
При лабораторной диагностике у больных с псевдоаллергическими реакциями: величина общего IgE как правило нормальная, не выявляется специфический IgE, аллерготесты in vitro (тест Шелли, реакция лейколизиса, РТМЛ) – отрицательные.
-
Истинная аллергическая реакция специфична по отношению к одному виновному аллергену, а псевдоаллергическая реакция может быть спровоцирована любым веществом, влияющим на обмен медиаторов аллергии.
-
Псевдоаллергическая реакция не требует сенсибилизации организма (период накопления специфических антител) и может появиться при первом введении вещества. Аллергическая реакция развивается только при повторном введении аллергена в предварительно сенсибилизированный организм.
УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы):
Обучающие ситуационные задачи:
Задача №1. Пациентка М., 72 лет страдает сахарным диабетом 2 типа в течение 15 лет. Постоянно принимает Амарил 2 мг, Глюкофаж 500 мг. Средств контроля глюкозы в периферической крови не имеет.
Обратилась к дерматологу с жалобами на интенсивный зуд кожи, который связывает с употреблением в пищу морской рыбы и цитрусовых.
При осмотре: кожные покровы влажные, на коже груди, в межлопаточной области – следы расчесов.
Установлен диагноз: Пищевая аллергия. Назначен Тавегил.
Через 3 дня пациентка обратилась к участковому терапевту, отмечая низкую эффективность препарата. Были назначены лабораторные исследования: ОАК, ОАМ, определение уровня глюкозы крови. В результатах исследования обращают на себя внимание: в ОАМ сахар +++, ацетон +, белок 0,2 г/л; глюкоза крови 15,8 ммоль/л.
- Ваш диагноз и лечебная тактика?
Ответ:
- Сахарный диабет 2 тип, декомпенсация. Диабетическая нефропатия.
Лечение:
-
- Соблюдение диеты.
-
Коррекция дозировки пероральных сахароснижающих препаратов.
-
Использование средств самоконтроля.
-
Обработка кожных покровов полуспиртовым раствором или слабым раствором уксусной кислоты.
Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию
Рекомендованная литература:
Основная литература:
-
Лекционный материал.
-
Ройт А. Иммунология: пер. с англ. / А. Ройт, Дж. Брестофф, Д. Мейл.- М.: Мир, 2008.- 568 с.
-
Лебедев К.А. Иммунная недостаточность: выявление и лечение / К.А. Лебедев, И.Д. Понякина.- М: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003.- 443 с.
-
Диагностика и лечение аллергических заболеваний: учебно-методическое пособие / И.П. Корюкина, А.В. Туев, В.Ю. Мишланов, Э.С. Горовиц, С.Л. Мишланова.- Пермь, 2008.- 135 с.
Дополнительная литература:
-
Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов.- М.: ГЭОТАР-Медиа; 2006.- 320 с.
-
Клиническая аллергология и иммунология. Руководство для практикующих врачей./ Л.А.Горячкина, К.П.Кашкин. – М.: Миклош,2009.
-
Аллергология и иммунология: национальное руководство / под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 656 с. – (Серия «Национальные руководства»).
-
Работа на занятии:
План проведения занятия:
А) Организационные вопросы, проверка УИРС - 10 мин.
Б) Опрос врачей-ординаторов по вопросам изучаемой темы – 25 мин.
В) Клинический разбор истории болезни с осмотром больного – 60 мин.
Г) Изучение медицинской документации, результатов иммунологического и аллергологического обследования больного – 35 мин.
Д) Решение ситуационных задач – 30 мин.
Е) Тестирование по теме – 15 мин.
Ж) Подведение итогов занятия – 5 мин.
Место проведения:
-
учебная комната,
-
палата.
Оснащенность:
-
тематические больные,
-
стетоскоп,
-
УИРС,
-
список вопросов для проверки исходных знаний,
-
список тестовых вопросов, ситуационных задач,
-
лейкограммы и иммунограммы,
-
компьютер (и/или проектор),
-
таблицы,
-
схемы,
-
тематические слайды из лекционного материала.
Длительность продолжительность изучения темы – 36 академических часов.
Из них семинары 6, лекции 2, самостоятельная работа 28 часов.
Форма отчетности:
-
тестовый контроль;
-
решение тематической задачи;
-
зачет.
Поделитесь с Вашими друзьями: |