Методическая разработка для ординаторов, обучающихся по специальности «аллергология и иммунология» Тема разработки: Псевдоаллергические реакции



Скачать 65.82 Kb.
Дата27.04.2016
Размер65.82 Kb.
ТипМетодическая разработка
Методическая разработка для ординаторов,

обучающихся по специальности «аллергология и иммунология»




  1. Тема разработки: Псевдоаллергические реакции.

  1. Значение данной темы. Важнейшим вопросом аллергодиагностики является дифференциальная диагностика аллергических и псевдоаллергических реакций.

  1. Цель изучения темы: принципы диагностики и дифференциальной диагностики псевдоаллергических реакций в терапевтической практике.

Врач-ординатор должен знать:

а) клинические проявления псевдоаллергических реакций;

ж) принципы и методы лечения псевдоаллергических реакций.

Врач-ординатор должен уметь:

а) собрать и проанализировать данные аллергологического анамнеза;

б) оценить результаты кожных аллергологических тестов, лабораторных данных аллергологического обследования и провокационных тестов.


  1. Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки:

Изучить теоретические аспекты диагностики псевдоаллергических реакций.


Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:

  • Механизмы развития псевдоаллергических реакций;

  • Классификафия антигистаминных препаратов;

  • Вопросы клинической фармакологии антигистаминных препаратов и других антимедиаторных средств.


Разделы для повторения, полученные ранее по изучаемой дисциплине:

Лекционный материал по теме: Псевдоаллергические реакции.

Принципы диагностики и дифференциальной диагностики псевдоаллергических реакций.
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:


  1. Медиаторы аллергических и псевдоаллергических реакций, клинические проявления аллергических реакций с их участием.

  2. Дифференциальная диагностика между истинными аллергическими и псевдоаллергическими реакциями.

  3. Вопросы тактики применения антимедиаторных средств.


Вопрос 1. Дифференциальная диагностика между истинными аллергическими и псевдоаллергическими реакциями.


  1. Псевдоаллергические реакции развиваются без участия иммунологических механизмов.

  2. Псевдоаллергические реакции могут быть обусловлены воздействием физических факторов (тепло, холод и т.д.), а аллергические только химическими веществами, чужеродной структуры по отношению к организму человека.

  3. Причинными факторами псевдоаллергических реакций могут быть вещества, обладающие свойством высвобождать или активировать биологически активные вещества.

  4. При псевдоаллергических реакциях редко встречается отягощенная наследственность пациента по атопическим заболеваниям, такая ситуация более характерна для больных с аллергическими реакциями.

  5. В анамнезе у больного с псевдоаллергическими реакциями реже встречаются истинные аллергические реакции.

  6. При псевдоаллергических реакциях имеет место дозозависимый эффект, а аллергические возникают на минимальное количество аллергена.

  7. При лабораторной диагностике у больных с псевдоаллергическими реакциями: величина общего IgE как правило нормальная, не выявляется специфический IgE, аллерготесты in vitro (тест Шелли, реакция лейколизиса, РТМЛ) – отрицательные.

  8. Истинная аллергическая реакция специфична по отношению к одному виновному аллергену, а псевдоаллергическая реакция может быть спровоцирована любым веществом, влияющим на обмен медиаторов аллергии.

  9. Псевдоаллергическая реакция не требует сенсибилизации организма (период накопления специфических антител) и может появиться при первом введении вещества. Аллергическая реакция развивается только при повторном введении аллергена в предварительно сенсибилизированный организм.


УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы):
Обучающие ситуационные задачи:

Задача №1. Пациентка М., 72 лет страдает сахарным диабетом 2 типа в течение 15 лет. Постоянно принимает Амарил 2 мг, Глюкофаж 500 мг. Средств контроля глюкозы в периферической крови не имеет.

Обратилась к дерматологу с жалобами на интенсивный зуд кожи, который связывает с употреблением в пищу морской рыбы и цитрусовых.

При осмотре: кожные покровы влажные, на коже груди, в межлопаточной области – следы расчесов.

Установлен диагноз: Пищевая аллергия. Назначен Тавегил.

Через 3 дня пациентка обратилась к участковому терапевту, отмечая низкую эффективность препарата. Были назначены лабораторные исследования: ОАК, ОАМ, определение уровня глюкозы крови. В результатах исследования обращают на себя внимание: в ОАМ сахар +++, ацетон +, белок 0,2 г/л; глюкоза крови 15,8 ммоль/л.

- Ваш диагноз и лечебная тактика?


Ответ:

- Сахарный диабет 2 тип, декомпенсация. Диабетическая нефропатия.

Лечение:


  • - Соблюдение диеты.

  • Коррекция дозировки пероральных сахароснижающих препаратов.

  • Использование средств самоконтроля.

  • Обработка кожных покровов полуспиртовым раствором или слабым раствором уксусной кислоты.



Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию


Рекомендованная литература:

Основная литература:



  1. Лекционный материал.

  2. Ройт А. Иммунология: пер. с англ. / А. Ройт, Дж. Брестофф, Д. Мейл.- М.: Мир, 2008.- 568 с.

  3. Лебедев К.А. Иммунная недостаточность: выявление и лечение / К.А. Лебедев, И.Д. Понякина.- М: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003.- 443 с.

  4. Диагностика и лечение аллергических заболеваний: учебно-методическое пособие / И.П. Корюкина, А.В. Туев, В.Ю. Мишланов, Э.С. Горовиц, С.Л. Мишланова.- Пермь, 2008.- 135 с.

Дополнительная литература:

  1. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов.- М.: ГЭОТАР-Медиа; 2006.- 320 с.

  2. Клиническая аллергология и иммунология. Руководство для практикующих врачей./ Л.А.Горячкина, К.П.Кашкин. – М.: Миклош,2009.

  3. Аллергология и иммунология: национальное руководство / под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 656 с. – (Серия «Национальные руководства»).




  1. Работа на занятии:

План проведения занятия:

А) Организационные вопросы, проверка УИРС - 10 мин.

Б) Опрос врачей-ординаторов по вопросам изучаемой темы – 25 мин.

В) Клинический разбор истории болезни с осмотром больного – 60 мин.

Г) Изучение медицинской документации, результатов иммунологического и аллергологического обследования больного – 35 мин.

Д) Решение ситуационных задач – 30 мин.

Е) Тестирование по теме – 15 мин.

Ж) Подведение итогов занятия – 5 мин.


Место проведения:

  1. учебная комната,

  2. палата.

Оснащенность:

  1. тематические больные,

  2. стетоскоп,

  3. УИРС,

  4. список вопросов для проверки исходных знаний,

  5. список тестовых вопросов, ситуационных задач,

  6. лейкограммы и иммунограммы,

  7. компьютер (и/или проектор),

  8. таблицы,

  9. схемы,

  10. тематические слайды из лекционного материала.


Длительность продолжительность изучения темы – 36 академических часов.

Из них семинары 6, лекции 2, самостоятельная работа 28 часов.


Форма отчетности:

  1. тестовый контроль;

  2. решение тематической задачи;

  3. зачет.






Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Хроническая сердечная недостаточность: определение, классификация, диагностика
2012 -> План: Предмет экологической биохимии
2012 -> Реакция уротелиального эпителия мочевого пузыря при доброкачественной гиперплазии предстательной железы
2012 -> "Иммунопатология"
2012 -> Методическая разработка для ординаторов, обучающихся по специальности «аллергология и иммунология» Тема разработки: Первичные иммунодефициты
2012 -> Учебное пособие для врачей
2012 -> Медико-санитарной помощи в территориальной поликлинике для взрослого населения методические рекомендации
2012 -> Руководство для врачей Москва 2013
2012 -> Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для студентов: по специальности060501 Сестринское дело
2012 -> «Избранные вопросы внутренней медицины» 25-26 февраля 2016 г

Скачать 65.82 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница