КУЧМА В.Р.
Школа здоровья:
организация работы,
мониторинг развития и эффективности
(АУДИТ ШКОЛЫ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ)
Моосква - 2011
Москва - 2011
УДК 614.7(072) (470+571)
ББК 51(2Рос),599
К96
Авторы:
В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.И. Степанова, П.И. Храмцов, И.В. Звездина, И.Э. Александрова, Н.А. Бокарева, С.Б. Соколова
Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей). – М.: Издательство Просвещение 2011. – 142 с.
К96
ISBN 5-94302-055-1
Руководство для школ
подготовлено с целью развития методического обеспечения школ, желающих работать в сфере укрепления здоровья на принципах, принятых в Европейской и Российской сети школ, содействующих укреплению здоровья учащихся. Содержит материалы по работе школ здоровья от декларации приверженности принципам школ здоровья до конкретных действий и результатов. Программа действий исходит из положения, что укрепление здоровья возможно посредством образования и улучшение образования путем укрепления здоровья.
Руководство будет содействовать эффективной работе по Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения в части обеспечения условий реализации стандартов и результатов в сфере сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Руководство предназначено для образовательных учреждений, а также общественных и неправительственных организаций, заинтересованных в развитии Российской сети школ, содействующих укреплению здоровья.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….… 4
Глава 1. Роль школ, содействующих укреплению здоровья,
в формировании и укреплении здоровья детей ………………...........… 7
Глава 2. Концепция школы, содействующей укреплению здоровья:
от декларации до действий и результатов …………………………….. 16
Глава 3. Критерии школы, содействующей укреплению здоровья:
от декларации до действий и результатов …………………………….. 20
Глава 4. Организация работы школы, содействующей укреплению
здоровья ……………………………………………………………….… 26
Алгоритм оценки деятельности школ, содействующих
укреплению здоровья по группам критериев …………………………………....… 48
Протокол оценки учебного учреждения, претендующего
на звание школы, содействующей укреплению здоровья ……………………...… 70
Этапы (ступени) развития школы, как
школы, содействующей укреплению здоровья ………………………….............… 77
Приложения ……………………………………………………………………….. 78
Нормативно-методические документы ……………………………………....... 140
Список литературы …………………….……………………………………...… 141
Интернет ресурсы ……………………………………………………………..… 142
ВВЕДЕНИЕ
За последние два десятилетия произошли значительные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности, увеличением распространенности поведенческих факторов риска. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков приводят к таким негативным социальным последствиям как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала, рождение нездорового потомства и др.
Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук установлено, что в последние 10 лет произошло ухудшение состояния здоровья школьников (Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., 2006, Звездина И.В., Агапова А.П., Жигарева Н.С., 2008, Сухарева Л.М., Намазова Л.С., Рапопорт И.К. и др., 2009).
К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников относятся неполноценное питание, гипокинезия школьников, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.
Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.
Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
Среди детей и, особенно, подростков в современных условиях нашли широкое распространение рисковые (протестные) формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.
Состояние здоровья школьников на современном этапе представляет собой серьезную медико-социальную проблему. Это требует долгосрочной программы мероприятий и стройной государственной политики, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья школьников. Одной из таких государственных программ в настоящее время определена Программа формирования здорового образа жизни населения. Наиболее эффективно это может быть осуществлено в школах, содействующих укреплению здоровья.
Европейская сеть школ, содействующих укреплению здоровья, в которую входят и Российские школы здоровья, существует более 15 лет и во многих государствах – участницах проекта показала значительный прогресс в усилении сотрудничества между образованием и здравоохранением в обеспечении здоровья как одной из основных неотъемлемых частей деятельности школы.
Целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся является повышение академической успеваемости. Основная задача школы – добиться максимально высокой успеваемости. Школы, эффективно содействующие сохранению и укреплению здоровья учащихся, составляют основную долю школ, которые справляются со своими задачами, как образовательными, так и социальными (воспитательными).
Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и становится не менее приоритетной чем, например, обучение русскому языку и математике.
Школы, содействующие сохранению и укреплению здоровья, помогают учащимся овладевать общими и специальными знаниями, навыками понимания, анализа и синтеза информации, умениями находить варианты решений проблем местного и глобального масштаба.
В школах, содействующих укреплению здоровья, учащиеся приобретают и закрепляют личностные и социальные навыки и нацеленные на здоровый образ жизни поведенческие установки, которые способствуют повышению их академической успеваемости.
Школы, реализующие политику укрепления здоровья, повышают возможности детей и взрослых в плане обеспечения безопасной и благоприятной для здоровья социальной, физической и психологической среды, способствуют формированию у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Сравнительный анализ роли школ в формировании здорового образа жизни, содействии укреплению здоровья, проведенный НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, показал эффективность работы школы, содействующей укреплению здоровья.
Однако школы, содействующие укреплению здоровья, еще не стали в Российской Федерации заметным явлением в деле укрепления здоровья подрастающего поколения россиян. В регионах и на федеральном уровне не налажен четкий учет и взаимодействие всех школ, работающих в рамках Европейской сети школ здоровья. Недостаточно обобщается и распространяется передовой опыт школ, работающих в рамках проекта. Слаба научно-методическая база (книги, руководства, брошюры и т.п.), способствующая развитию сети школ, содействующих укреплению здоровья.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, среди приоритетных направлений развития Российской школы будущего ведущая роль отводится сохранению и укреплению здоровья школьников, современной школьной инфраструктуре.
В школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения, наряду с решением обновленных образовательных задач, ориентированы на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, становление личностных характеристик выпускника, в том числе, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Интегративным результатом реализации требований к условиям реализации образовательных стандартов должно быть создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Школы, содействующие укреплению здоровья, должны стать ведущим звеном в деле укрепления здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях в интересах всего подрастающего поколения Россиян.
Глава 1.
Поделитесь с Вашими друзьями: |