Семинар «Отказ от курения табака и профилактика развития заболеваний, связанных с употреблением табака у детей и подростков»



Дата03.03.2020
Размер64.5 Kb.
ТипСеминар


Семинар

«Отказ от курения табака и профилактика развития заболеваний, связанных с употреблением табака у детей и подростков»


Цель: Выработка и закрепление навыков организации профилактики табакокурения у детей и подростков врачами-педиатрами.

Содержание семинара: Идентификация проблематики табакокурения у детей и подростков и способы её преодоления.

(Слайд 2) Краткая статистическая справка позволяет оценить масштабы проблемы табакокурения. В России потребление сигарет на одного человека в год (включая новорожденных) составляет 2500 штук (103 пачки). Жители России больше всех склонны к курению в европейском регионе, более 50% населения России – курящие (63,2% мужчин и 9,7% женщин). Увеличивается число курящих женщин и подростков. В 2006 году Россия произвела 414 миллиардов сигарет. Незаконный вывоз сигарет из России составляет более 100 миллиардов сигарет в год. Каждый год от болезней, вызванных курением, в России, по некоторым данным, умирает до 500000 человек – это более 1300 человек ежедневно. Ежегодно во всем мире от болезней, вызванных курением, умирают 4 млн. человек. Таким образом, можно отметить усиление проблем табакокурения, что особенно негативно сказывается на состоянии здоровья детей и подростков.

(Слайд 3) Данные исследований показывают, что возраст начала курения (с 1990 года) опустился с 15 лет до 10 лет. Среди 13-летних подростков курит каждый второй, среди 16-17-летних курят двое из троих, среди 18-летних – трое из четверых. Отмечается экспансия курения среди девочек и молодых женщин. Среди курящих подростков опросами психологов выявлено, что они считают наиболее привлекательными сверстниками именно тех, кто курит

(Слайд 4) Особенности табакокурения: пагубная привычка и аддиктивное заболевание. Таким образом может быть сформулирован главный проблемный аспект аддиктологии табакокурения. Этот аспект безусловно может быть исследован и оптимально проработан только на основе комплексных клинических знаний и клинического понимания структурно-динамических проявлений аддиктивной болезни.

(Слайд 5) Достоверное влияние на распространение табакокурения среди школьников оказывают: нерегулярные занятия спортом; положительное или индифферентное отношение к курению в семье; частые семейные конфликты; отсутствие правдивой информации о табакокурении.

(Слайд 6) Проблемы в школе: частые конфликты в школе; трудности адаптации к учебе в старших классах; жалобы на здоровье из-за тяжелой учебной нагрузки; большое (более 7) количество «нелюбимых» предметов.

(Слайд 7) Биологические факторы приобщения курению включают: пассивное курение; отсутствие или незначительный характер аверсивного типа реакции на первые пробы табака; употребление алкоголя; отсутствие этапа эпизодического курения.

(Слайд 8) Мотивы приобщения к курению в подростковом возрасте могут быть определены следующими позициями: любопытство; отрицательный пример взрослых и друзей; стремление к получению удовольствия; боязнь показаться окружающим «несовременным»; желание не отстать от сверстников; стремление к самоутверждению; стремление «поддержать компанию»; отсутствие какой-либо понятной причины.

(Слайд 9) Медицинские работники первичного звена здравоохранения, в полной мере осознавая степень своей значимости в борьбе с курением, должны направить усилия на устранение трех основных препятствий в отказе от курения: недостаточной информированности населения и каждого пациента о последствиях курения; отсутствия личной мотивации на отказ от курения; сформировавшейся никотиновой зависимости.

(Слайд 10) Часто можно отметить недостаточное внимание к проблеме так называемого «пассивного курения». Пассивное курение (пассивное вдыхание дыма и присутствие при курении) в семье является важным биологическим фактором риска развития табачной зависимости у детей и подростков. Пассивное курение в общественных местах, на массовых мероприятиях, в транспорте: помимо факта «незапланированной» интоксикации – перенимается поведенческая модель (сложный клинический фактор «внешне детерминированного копирующего (не путать с копинг-поведением (эта английская калька имеет прямо противоположное значение!) поведение. Психопатологическая индукция» (Л.Н. Благов, 2005) как фактор формирования аддиктивной болезни здесь может быть решающим патогенетическим компонентом, оформляющим механизм клинического «становления» патологической табачной аддикции.

(Слайд 11) Механизм психопатологической индукции, обусловливая клинику патологической аддикции, дает также возможность понять терапевтический и профилактический аспект именно как индивидуализированную технологию. Здесь необходимо проследить всю цепочку патологического воздействия индукции и выявить потенциальные проблемы, воздействуя на которые с помощью конкретизированной профилактической активности можно добиваться четких (не схематизированных абстрактных) результатов.

(Слайд 12) Оценка вреда, привносимого табакокурением и пассивным куреним, видна по характеристикам токсических агентов, поступающих в организм как активно, так и пассивно курящего.

(Слайд 13) Многие будущие зависимые курильщики приобщаются к курению в детском и подростковом возрасте. В странах с высоким уровнем табакокурения до 50-70% детей пробуют курить. В России дети начинают курить в 5-6 классе школы. Статистика неумолимо свидетельствует: если начать курить в 15 лет, то продолжительность жизни сокращается на 8 лет.

(Слайд 14) Негативные последствия табакокурения на детей и подростков складываются из следующих компонентов: пагубное влияние продуктов возгонки табака (токсические эффекты); более выраженные сомато-неврологические последствия (в сравнении с взрослыми); «копирующее поведение».

(Слайд 15) В детском и подростковом возрасте курение наносит особенно непоправимый вред здоровью. Обобщение многочисленных данных позволяет сделать вывод о том, что молодые люди начинают курить во все более раннем возрасте и, как правило, курят много

(Слайд 16) Каковы механизмы рапзвития табачной зависимости? Никотин (основное психоактивное вещество, содержащееся в табаке), обладая психостимулирующей активностью, сопровождающейся развитием легкой эйфории, обладает наркогенностью. Наркогенность – это особое свойство ПАВ вызывать зависимость.

(Слайд 17) Наркогенность – это способность вызвать устойчивый комплекс психопатологических расстройств, обусловливающий воспроизводство форм аддиктивного поведения и, в том числе бескомпромиссное стремление к характерной (воспроизводимой) интоксикации. Это потенциальная способность химической субстанции вызывать привыкание и формировать аддиктивное (наркоманическое) поведение.

(Слайд 18) В возникновении и становлении табачной зависимости выделяют три возрастных критических периода. Возраст 11 лет: первый опыт курения получают в 2,5 раза больше детей, чем было ранее. Возраст 13 лет, когда значительно увеличивается эпизодическое табакокурение. Возраст 15-16 лет, когда распространенность систематического табакокурения превышает распространенность эпизодического, соответственно в 2 раза возрастает число лиц с табачной зависимостью.

(Слайд 19) Факторы, способствующие формированию никотиновой зависимости в детском и подростковом возрасте можно рассмотреть в следующем контексте. Таковыми являются (по данным многочисленных эпидемиологических исследований): женский пол; неполная семья; отсутствие намерений продолжать учебу после окончания школы; чувство отчуждения от школы и её ценностей; частое употребление алкоголя; незнание или непонимание риска для здоровья, наносимого курением; наличие хотя бы одного курящего родителя; разрешение курить, полученное от родителей; достаточное количество карманных денег; посещение дискотек и вечеринок.

(Слайд 20) Пристрастие к курению как болезнь развивается на фоне действия многих факторов, главными из которых являются факторы среды, факторы личности (характер, реакция на средовое окружение, гармония и цельность личности, ответственность за собственное здоровье и способность противостоять компонентам низкого мотивационного порядка) и биологические (степень устойчивости к негативному средовому влиянию, аверсивные реакции на интоксикацию и плохая переносимость ксенобиотика, невключение нейро-вегетативных и психопатологических патофизиологических механизмов).

(Слайд 21). Человек, бросающий курить, нуждается в поддержке членов семьи, друзей, коллег и медиков, которые могут помочь разработать социальную поддержку его намерениям. Контактируя с семьей пациента, необходимо информировать их о поощрении отказа от курения. Врач должен рекомендовать пациентам со средней и высокой степенью никотиновой зависимости использование эффективных средств фармакотерапии, объясняя механизм действия этих лекарств. По возможности – пригласить пациента на дополнительную консультацию через 1, 3, 6 мес. При каждом последующем разговоре с ним выяснять отношение пациента к курению, поощрять его желание прекратить курить. Необходимо расспрашивать пациента о трудностях, возникающих в процессе отказа, интересоваться достигнутыми успехами. Необходимо помнить, что одной из основных преград отказа от курения является табачная (никотиновая) зависимость. В Международной классификации болезней десятого пересмотра табачная зависимость наряду с алкогольной и наркотической отнесены к категории «Умственные и поведенческие расстройства, обусловленные использованием психоактивных соединений». Теперь курение классифицируется как заболевание.

(Слайд 22) Принципы оказания поддержки во время прекращения табакокурения базируются на клинических проявлениях аддиктивной болезни (обсесия), которые можно с успехом реализовать на ровне психотерапевтических техник.

(Слайд 23) Стратегии профилактического воздействия при работе с детьми и подростками могут быть реализованы следующим образом. Это - профилактика в группе риска на базе медицинских и медико-социальных учреждений; профилактика в школе (программа «здоровая школа»); профилактика на уровне семьи; профилактика на уровне организованных молодежных коллективов; профилактика с помощью СМИ; профилактика в неорганизованных группах – работа на территориях, улицах, с беспризорными и безнадзорными детьми; подготовка специалистов в области профилактики приобщения к ПАВ и ПАД; массовая мотивационная профилактическая активность; краткосрочные и долговременные акции по пропаганде и внедрению навыков здорового образа жизни во всех группах населения, внедрение адаптивных поведенческих моделей взамен дезадаптивных.

(Слайд 24) Содержанием антитабачного воспитания является комплекс мер (программ), способствующих предотвращению табакокурения (в первую очередь – среди наиболее уязвимых групп населения (дети, подростки, женщины), активизации защитных ресурсов индивидуума на отказ от курения и преодоление последствий никотиново-табачной аддикции.

Контрольные вопросы



к семинару «Отказ от курения табака и профилактика развития заболеваний, связанных с употреблением табака у детей и подростков»

  1. Каковы современные тенденции распространения табакокурения среди детей и подростков?

  2. В чем заключаются проблемы микосредового уровня, стимулирующие интерес к табаку у детей и подростков?

  3. Каковы биологические факторы приобщения к табакокурению у детей и подростков?

  4. Какова роль системы здравоохранения в профилактике табакокурения?

  5. Каковы основные принципы оказания психологической поддержки при отказе от курения табака?

  6. В чем заключается вред пассивного курения для детей и подростков?

  7. Что такое психопатологическая индукция и какова её роль в возникновении табачной зависимости?

  8. В чем заключается пагубное влияние на здоровье табакокурения у детей и подростков?

  9. Виды психотерапии, используемые в работе с зависимыми от никотина.

  10. Каковы механизмы формирования табачной патологической зависимости у детей и подростков?




Каталог: fileadmin -> rsmu -> img -> fuv
fuv -> Требования к уровню подготовленности студентов, прошедших курс дерматовенерологии
fuv -> Законом РФ "О медицинском страховании граждан рф" предусмотрены следующие виды медицинского страхования
fuv -> Лекции по плану деканата 1 неделя; V
fuv -> Специальность аспирантуры «Клиническая иммунология, аллергология», дисциплина «Клиническая иммунология, аллергология»
fuv -> Специальность аспирантуры «Кожные и венерические болезни», дисциплина «Кожные и венерические болезни»
fuv -> Банк тестовых заданий по дисциплине «Микробиология» в рамках программы ординатуры Список заданий
fuv -> Банк тестовых заданий по дисциплине «Детская хирургия» в рамках программы ординатуры «Детская хирургия»
fuv -> Специальность аспирантуры «Хирургия», дисциплина «Хирургия» Список заданий
fuv -> Контрольный лист сдачи зачетов клинического ординатора (интерна)
fuv -> Вопросы для подготовки к вступительным экзаменам в ординатуру по специальности «Пластическая хирургия»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница