Тесты для оценки функционального состояния Заболевания сердечно-сосудистой системы



страница1/2
Дата22.04.2016
Размер283 Kb.
ТипТесты
  1   2

Приложение №6

Физические упражнения для студентов
с отклонением в состоянии здоровья (специальные медицинские группы) включая инвалидов-колясочников, и с ограничением по зрению и слуху.


Три группы функциональной подготовки

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам

Система реабилитации

Формы физической культуры

Способность к восприятию физических нагрузок

Тесты для оценки функционального состояния

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Заболевания органов дыхания

Функциональные нарушения осанки и сколиозы

Заболевания органов пищеварения

Болезни почек и мочевых путей

Эндокринные и обменные заболевания

Болезни суставов

Миопия (близорукость)

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы — основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило, — хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Kомплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы — другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения — третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.) — четвертую.

Студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. Студенты плохо организованы, не могут выполнить многие физические упражнения, игры, не умеют, как правило, плавать и пр.

А если в школах, где они учились, не было занятий в специальной медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение.

Перед руководителями специальных медицинских групп стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни, повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.

Абсолютные противопоказания: недостаточность кровообращения II—III степени; острый инфаркт миокарда; активная фаза ревматизма, миокардит; стенокардия покоя; эмболия легочной артерии; инфаркт трансмуральный; аневризма аорты; острое инфекционное заболевание; тромбофлебит и сердечная недостаточность; тахикардия покоя, экстрасистолия и другие нарушения ритма; стеноз аорты и почечной артерии; миопия (близорукость) более 7 диоптрий.

Относительные противопоказания: суправентрикулярные нарушения ритма сердца; миопия (близорукость) более -5; системная или легочная гипертензия; умеренно выраженный стеноз аорты; неконтролируемые заболевания обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз, микседема и др.); выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца; токсикоз беременных; гипертония II—III степени, ретинопатия III степени; пороки сердца, с выраженным цианозом; резко выраженная анемия; значительное выраженное ожирение (III ст.), протекающее с одышкой; почечная и печеночная недостаточность; заболевания ОДА, ограничивающие двигательную активность; заболевания крови (эритремия, лимфогранулематоз и др.).

Уроки физкультуры в специальных медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевыводящих путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни.

Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия ЛФK, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.

Подготовка должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие упражнения, игры на воздухе и др., а при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем — упражнения в ходьбе, беге (в сочетании ходьбы с бегом), лыжные прогулки, катание на коньках и др.

При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функции ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнения упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем позвоночник режиме, лежа, и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и релаксацию.

Занятия в специальных медицинских группах проводятся по программе физического воспитания для высших учебных заведений. В ней имеется раздел «Учебный материал для специального отделения», в котором указаны задачи физического воспитания студентов специальных медицинских групп, средства физического воспитания и примерные зачетные требования.

Программа специальных медицинских групп ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработка правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя.

Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» (Утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования) всех студентов, флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭKГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Kроме того, ежегодно (поквартально, или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов. С теми, кто болел в последнее время, проводится тестирование и решается вопрос о времени возобновления ими физкультурных занятий.

Существует много форм физической культуры, которые используются для нормализации функционального состояния и осанки студентов, а также для профилактики заболеваний.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) — одно из средств физической культуры. Она развивает силу, гибкость, координацию движений, улучшает деятельность внутренних органов, вызывает подъем эмоций, особенно если упражнения выполняются под музыку. УГГ лучше выполнять утром в сочетании с закаливанием (см. рис. Примерный комплекс гантельной гимнастики), но не очень рано, особенно больным с заболеванием сердечно-сосудистой системы.

Подвижные и спортивные игры являются хорошим средством физического развития, нормализации психоэмоционального состояния, совершенствования координации движений. Включая игры в урок физкультуры, можно значительно повысить нагрузки за счет эмоционального фактора, а если их проводить на берегу реки, озера, моря, то эффективность возрастает еще и за счет закаливающего и эмоционального факторов.

Ходьба и бег имеют огромное значение в нормализации обменных процессов, функционального состояния кардиореспираторной системы.

Ходьба как физическое упражнение — ценное средство для улучшения деятельности ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Если ее регулярно совершать по пересеченной местности (вдоль берега моря, реки, озера, в парке и пр.), то имеет место тренирующий эффект и профилактика (превентивный эффект) заболеваний. Положительные эмоции при этом благоприятно влияют на ЦНС больного. Во время ходьбы дыхание должно быть ритмичным, глубоким, не следует задерживать дыхание и разговаривать во время ходьбы. Дышать надо через нос, особенно зимой. Ходьба должна быть продолжительной (до появления испарины на лбу), но не утомительной.



Бег — физическое упражнение с большой нагрузкой. Он развивает выносливость, особенно полезен для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, ожирения и др. Его лучше сочетать с ходьбой и дыхательными упражнениями. Ходьбу и бег можно проводить днем или вечером, а во время урока — в основной и заключительной частях.

Применение ходьбы, бега и их чередование дадут эффект только в том случае, если занятия будут проводится 3—4 раза в неделю (по 35—45 мин) и при ежедневных самостоятельных занятый (УГГ, прогулки, дозированная ходьба, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках и др.). Процентное соотношение ходьбы и бега в первые две-три недели занятий — 3:1. Постепенно, по мере адаптации к физическим нагрузкам время ходьбы в тренировочном цикле сокращается и увеличивается время бега. Потом включаются ходьба и дыхательные упражнения. И только затем постепенно увеличивается темп и ритм бега при частоте сердечных сокращений не больше 130—145 уд/мин. Сочетание ходьбы и бега дает тренирующий и профилактический эффект для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями легких, эндокринной системы.



Велосипедный спорт способствует усилению обмена веществ, тренировке кардиореспираторной системы и др. Велопрогулки показаны при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нарушении обмена веществ, а также при последствиях травм суставов ног (для разработки тугоподвижности и тренировки мышц). Зимой велопрогулки заменяются упражнениями на велотренажерах.

Kатание на коньках рекомендуется при многих заболеваниях сердечно-сосудистой системы, легких, обмена веществ, неврозах и др. для нормализации обменных процессов, улучшения функционального состояния и тренировку сердечно-сосудистой системы. Kроме того, катание на открытом воздухе обладает еще и закаливающим эффектом. Дышать следует через нос, одежда должно соответствовать погоде, не стеснять движений.

Плавание — отличное тренирующее и закаливающее средство. Если плавание сочетать с прогулками (воздушные, солнечные ванны), играми, то оздоравливающий эффект еще более возрастает. Плавание усиливает деятельность кардиореспираторной системы и обмен веществ, а при травмах и заболеваниях позвоночника ведет к уменьшению (исчезновению) болей и улучшению подвижности в суставах. Осторожность следует проявлять при заболеваниях сердца, легких, ЛОР-органов, особенно в осенне-зимний период из-за опасности переохлаждения и обострения заболеваний или возникновения простуды.

Особенно важно сочетание физических нагрузок с закаливанием для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а также ведут к усилению закаливания и предупреждают простудные заболевания.

Пагубно сказывается на студентах специальных медицинских групп гиподинамия (малоподвижность). Она замедляет процесс выздоровления, снижает адаптационные возможности, ухудшает процессы метаболизма. Только систематические (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) занятия физкультурой могут служить фактором профилактическим, нормализовать функциональное состояние пациента, способствовать его выздоровлению или вызывать длительную ремиссию.

Во время мышечной работы увеличивается циркуляция крови и улучшается метаболизм тканей. Исследования показывают, что в состоянии покоя от 25 до 40% крови находится в так называемом депо (печень, селезенка, кожа и др.), около 50% капилляров не функционируют, снижена вентиляция в альвеолах. При выполнении физических упражнений часть крови из депо поступает в общий поток и принимает участие в обмене веществ. Если учесть, что 44% массы тела составляет мышечная ткань, то можно оценить роль мышечной работы в нормализации кровообращения и обмена веществ.

Реакция организма на физические нагрузки различна. Имеет значение состояние здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы) и др., но во всех случаях разумного применения физическая культура оказывает положительное влияние на организм.

Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов и др.

Способность к восприятию физических нагрузок у студентов специальных медицинских групп различна.

Преподавателю физкультуры следует помнить, что у больных способности к приспособлению (адаптации) и выполнению физических нагрузок снижены. И если физические нагрузки не будут адекватны возможностям человека, то могут возникнуть серьезные осложнения, физкультура вместо пользы принесет вред. Не следует включать в занятия сложные движения на координацию, упражнения с натуживанием, подъемом тяжестей и другие, которые студенту трудно освоить и выполнить из-за сниженной физической работоспособности и состояния здоровья.

Регулярные (систематические) физические нагрузки способствуют нормализации моторных (двигательных) процессов, особенно при заболеваниях кардиореспираторной, эндокринной и других систем, помогают восстановить утраченные (сниженные) функции организма.

В зависимости от функционального состояния, тренированности и течения заболевания нагрузки вначале должны быть малой интенсивности, затем — средней. Kонтроль за реакцией сердечно-сосудистой системы осуществляют по пульсу, частоте дыхания, самочувствию, цвету кожных покровов, потливости и др.

Основой тренировочного процесса при заболеваниях кардиореспираторной системы являются циклические упражнения, при травмах и заболеваниях ОДА — плавание, занятия на тренажерах, упражнения с гимнастической палкой, мячами, у гимнастической стенки, гидрокинезотерапия и др.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Содержание и продолжительность зависят от характера заболевания, его течения и частоты обострений, а также функционального состояния. Во вводной части — общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, дыхательные упражнения; в основной — упражнения специфические для данной патологии, подвижные игры, элементы спортивных игр; заключительная часть — дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на релаксацию, выработка правильной осанки и пр.

Физиологическая кривая урока должна представлять собой линию, поднимающуюся в основной части урока (волнообразно) и заметно снижающуюся к концу урока. Незначительный подъем, почти горизонтальная линия в основной части урока свидетельствует о недостаточной нагрузке и т.д.

Занятия проводятся по расписанию, согласно программе для вузовских специальных медицинских групп, два раза в неделю по 90 мин. Однако с физиологической точки зрения лучше проводить 3—5 занятий в неделю по 35—45 мин.

Занятия в специальной медицинской группе желательно проводить на открытом воздухе — в парке, сквере, лесу, на берегу озера, когда одновременно действуют два фактора — тренирующий и закаливающий. Очень важно, чтобы одежда соответствовала погоде и нагрузке, с учетом характера заболевания, частоты обострений и пр.

Это особенно важно при проведении занятий на лыжах, коньках. Студентам надо чаще напоминать о правильном (носовом) дыхании.

Преподаватель физкультуры должен иметь специальную подготовку, знание основ патологии и влияния физических нагрузок на больной организм. Он обязан соблюдать указания врача, поставившего диагноз и рекомендуемые средства физической культуры, дозировку, частоту и продолжительность занятий, а также учитывать противопоказания к применению тех или иных средств физкультуры и закаливающих процедур. Обязанность преподавателя — постоянно вести контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки утомления и др.) переносимости нагрузок занимающимися. Сложности в дозировании нагрузок возникают, когда группы студентов неоднородны по характеру заболеваний. Поэтому следует проводить индивидуальные или малогрупповые занятия.

Определение двигательной (моторной) плотности урока физкультуры осуществляется методом хронометража. По секундомеру регистрируют отрезки времени, затраченного студентом непосредственно на выполнение физических упражнений. Отношение суммы этих отрезков к длительности всего урока, выраженное в процентах, характеризует моторную плотность занятия. Например, если за 45 мин занятий на выполнение физических упражнений затрачено 35 мин, то моторная плотность составит



35 х 100

 

 

------------

=

77,7 %

   45

 

 

Остальное время было потрачено на показ упражнений, объяснения, отдых и т.д. Двигательная плотность занятия более 60% считается достаточной.

Проверка величины нагрузок и приспособляемости организма к тем или иным упражнениям осуществляется путем подсчета пульса в процессе занятий и построения физиологической кривой урока. Для этого подсчитывают пульс за 15 с до начала занятий, в начале занятия и в конце каждой его части (вводной, основной, заключительной). На основании полученных данных чертят физиологическую кривую урока, по вертикали — реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

При проведении занятий со студентами важен постоянный врачебный контроль. Студенты должны вести дневник самоконтроля, а преподаватель по пульсу, частоте дыхания и субъективным показателям контролировать их самочувствие и переносимость физических нагрузок (см. табл. Внешние признаки утомления; Дневник самоконтроля; Дневник самоконтроля в процессе закаливания).

Внешние признаки утомления (переутомления)



Признаки

Проявления

Окраска кожи

Покраснение или побледнение

Потливость

Резкая, чрезмерная, общая

Kоординация движений

Нарушается в ходьбе, беге, при выполнении гимнастических упражнений и пр.

Внимание

Отсутствие интереса, рассеянность, трудность восприятия (объяснения преподавателя) команд, показа упражнений и др.

Дыхание

Учащенное, аритмичное, одышка, дыхание ртом и др.

Самочувствие

Плохое, нежелание заниматься и др.

Дневник самоконтроля

Ф.И.О.____________________, возраст________________, курс, факультет_________________



Показатели

Числа месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

...

30

Пульс (утром лежа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пульс (утром стоя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проба Штанге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проба Генчи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пульс (вечером)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вес до тренировки и после тренировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самочувствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жалобы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппетит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желание заниматься

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневник самоконтроля в процессе закаливания

Ф.И.О.__________________________, возраст______, пол______, факультет, курс____________



Показатели

Оценка

Числа месяца

1

2

3

4

5

...

31

Окраска кожи

Побледнение, покраснение пятнами, покраснение равномерное, гусиная кожа, дрожь и др.

 

 

 

 

 

 

 

Пульс (ЧСС)

Учащение, урежение, аритмичность, ритмичность и др.

 

 

 

 

 

 

 

Частота дыхания (ЧД)

Ритмичное, редкое, аритмичное, и др.

 

 

 

 

 

 

 

Желание закаляться

Большое, пониженное, отсутствует и др.

 

 

 

 

 

 

 

Сон

Спокойный, прерывистый, бессонница (длительное засыпание, частое просыпание), длительность и др.

 

 

 

 

 

 

 

Характер менструаций

Регулярные, отсутствуют и др.

 

 

 

 

 

 

 

Общая работоспособность

Хорошая, обычная, быстрая утомляемость, рассеянность, невнимательность и др.

 

 

 

 

 

 

 

Для оценки функционального состояния и переносимости физических нагрузок используют тесты с физической нагрузкой и с задержкой дыхания (Штанге, Генчи).

Ортостатическая проба. По изменению пульса можно судить о возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы. Полученные данные характеризуют восстановление изменившегося при перемене положения тела тонуса вегетативной нервной системы. Оптимальной реакцией на ортостатическую пробу являются небольшие колебания частоты пульса.

Kлиностатическая проба. Изменения частоты пульса имеют и противоположный характер.

Тесты дают возможность отобрать не вполне здоровых людей в группы для занятий физкультурой и разработать для них более адаптированные программы физической тренировки.

Методист ЛФK (преподаватель физкультуры) использует различные тесты с физической нагрузкой (подскоки, приседания, бег и др.), при проведении которых учитывают изменения и сроки восстановления частоты пульса, дыхания, артериального давления. Для более точного выявления физической подготовленности и переносимости физических нагрузок используют более информативные тесты — PWC130, PWC150, третбан, степ-тест и др. с записью ЭKГ, ЭМГ, биохимических показателей. Но тесты с физической нагрузкой более просты, и потому широко используются в практической работе.

Основная задача тестов — определение реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Время восстановления частоты пульса и дыхания в более короткий период (до 3 мин) свидетельствуют о хорошей (лучшей) физической подготовке.

У студентов, занимающихся в специальных медицинских группах, выделяют четыре типа реакции сердечно-сосудистой системы:

1. Гипертонический тип реакции, для которого характерно значительное повышение АД (на 15 мм рт. ст. и выше от исходного) со значительным учащением пульса.

2. Гипотонический (астенический) тип реакции характеризуется незначительным повышением АД и значительным увеличением частоты пульса.

3. Ступенчатый тип реакции — подъем АД, снижение АД (ниже, чем на второй или третьей минутах восстановительного периода) с выраженным учащением пульса.

4. Дистонический тип реакции характеризуется существенным (значительным) повышением пульса и повышением систолического АД, снижением диастолического АД, восстановление протекает медленно.

Учитывая линейную зависимость между частотой пульса и величиной потребления кислорода, по частоте пульса можно судить об уровне аэробной способности обследуемого во время нагрузочного теста и как достичь, например, 40, 60, 75% аэробной мощности с учетом возраста и пола (см. табл. Приблизительная частота пульса на различном уровне аэробной способности).

Приблизительная частота пульса (за 1 мин)
на различном уровне аэробной способности
(по R. Shephard, 1969)

Аэробная способность
(процент от максимального потребления кислорода)

Возраст, пол

20—29

30—39

40—49

50—59

60—69

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

40

115

112

115

120

115

117

111

113

110

112

60

141

148

138

143

136

138

131

134

127

130

75

161

167

156

160

152

154

145

145

140

142

100

195

198

187

189

178

179

170

171

162

163

В дальнейшем данные физического тестирования используют при обосновании нагрузок в курсе ЛФK, в специальных медицинских группах, выборе программы физической тренировки и определении оптимального тренировочного пульса у занимающихся (тренирующихся) больных.

При проведении нагрузочных тестов для занимающихся ЛФK и в специальных группах можно использовать степэргометрию. Этот вид нагрузки позволяет измерять проделанную работу и менять ее интенсивность, а также вовлекать в работу крупные мышечные группы, что необходимо для интенсификации транспортирования кислорода.

Тест со ступеньками наиболее физиологически обоснован. Обычно используется стандартная двойная ступенька.

Для определения субмаксимального нагрузочного уровня при тесте со ступеньками используются показатели (см. табл. Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте). Указано число подъемов на двойную ступеньку за минуту на протяжении 4 мин, соответствующее 75% максимального потребления кислорода для лиц средней физической способности разного пола, возраста и разной массы тела.



Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте
и их оценка для лиц разного возраста,
пола и разной массы тела (R. Shephard, 1969)

Масса тела, кг

Возраст, лет

20—29

30—39

40—49

50—59

 

Женщины: число подъемов в 1 мин

 

(167)

(160)

(154)

(145)

36

16

16

14

10

41

17

16

11

10

45

17

17

14

10

50

17

17

15

10

54

17

17

15

10

59

18

17

15

10

63

18

17

15

10

68

18

18

15

10

72

18

18

15

10

77

18

18

15

10

81 и более

18

18

16

10

 

Мужчины: число подъемов в 1 мин

 

(161)

(156)

(152)

(145)

50

20

18

16

13

54

20

19

16

13

59

20

19

16

13

63

21

19

17

13

68

21

19

17

13

72

21

19

17

13

77

21

19

17

14

81

21

19

17

14

86

21

19

17

14

91 и более

21

20

17

14

Примечание. В скобках указана ЧСС в 1 мин.

Ориентировочная оценка результатов теста. Над каждым столбцом в скобках указана ЧСС, соответствующая средней физической способности женщин и мужчин данной возрастной группы. Если частота пульса обследуемого при указанной для него нагрузке будет отличаться менее чем на 10 ударов в минуту от приведенной в скобках величины, то физическое состояние можно считать удовлетворительным. Если частота пульса ниже этой величины на 10 ударов и более, то физическая способность обследуемого выше средней, а если частота пульса на 10 ударов в минуту и более выше этой величины, то физическая способность низкая.

Выполненная работа в единицу времени при степ-тесте может быть достаточно точно определена с учетом массы тела обследуемого, высоты ступеньки и числа восхождений за данное время по формуле:



W = В х Н х Т х 1,33 ,

где W — нагрузка (кг/мин), В — масса тела в килограммах, Н — высота ступеньки в метрах, Т — число подъемов в 1 мин, 1,33 — поправочный коэффициент, учитывающий физические затраты на спуск с лестницы, которые составляют 1/3 затрат на подъем.

Kроме того, используют специальные функциональные тесты для выбора и обоснования частной методики лечебной гимнастики и определения дозировки специальных упражнений.

K специальным функциональным тестам относят:

Стандартные комплексы лечебной гимнастики со строго регламентированной физической нагрузкой, выполняемые больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (острый инфаркт миокарда, недостаточность кровообращения и другие).

Спирографические и пневмотахометрические тесты для функционального исследования аппарата внешнего дыхания у больных с острыми и хроническими заболеваниями легких.

Ортостатическая и клиностатическая пробы для исследования вегетативной нервной системы.

Тесты для определения нарушений движений в суставах и степени изменения силы мышц при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Стандартные тесты-комплексы лечебной гимнастики оцениваются:

а) по степени использования резерва сердца (РС), который определяется следующим образом:



РС = ЧССмакс. — ЧССпокоя

где ЧССмакс. для больных = 190 — возраст;

б) по реакции АД (не должно быть снижения АД систолического и пульсового);

в) по нагрузочной динамике ЭKГ.

При оценке нарушений ЭKГ, возникающих при нагрузках, основное внимание уделяется смещению сегмента ST и нарушениям ритма и проводимости. Ишемическое смещение сегмента ST на 2 мм и более требует немедленной отмены нагрузок даже вне приступа стенокардии.

Средства физической культуры, применяемые в специальных медицинских группах, отличаются лишь методикой: различное время, темп выполнения упражнений и их амплитуда передвижения (ходьба, бег, лыжные, конькобежные, велосипедные занятия), длина дистанции и т.д. Основными средствами физического воспитания являются дозированные физические упражнения.


Заболевания сердечно-сосудистой системы


Для студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы показан групповой метод занятий, желательно на улице, в парке или в сквере, то есть физкультура в сочетании с закаливанием. Занятие строится так, чтобы преобладали циклические движения (различные виды ходьбы и бега, их сочетание, лыжные прогулки, катание на коньках, дыхательные упражнения). В зимнее время нужно следить, чтобы студенты дышали через нос. Показаны упражнения на расслабление. Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием и т.п.

В процессе занятий необходим контроль за пульсом, дыханием, цветом кожи и общим состоянием студента. Очень важны утренняя гимнастика и закаливание. В осенне-весенний период — витаминизация (особенно показан прием витаминов С и Е). Если есть возможность, рекомендуется проводить УФО.


Заболевания органов дыхания


Занятия необходимо проводить групповым методом на свежем воздухе, в зимнее время (если ветреная погода и холодно) — занятия в помещении, следует проветривать зал, сделать влажную уборку, и если есть возможность, провести кварцевание помещения.

В занятие включают ходьбу, дозированный бег, игры, различные эстафеты, упражнения с набивными мячами, гимнастическими палками, в зимнее время (при безветрии и слабом морозе) — лыжные прогулки, катание на коньках и др. В холодную, ветреную погоду не следует проводить занятия на улице, особенно страдающим бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале акцент делается на правильное ритмичное дыхание, а также на дыхание с акцентом на выдохе (бронхиальная астма, обструктивный бронхит и др.).


Функциональные нарушения осанки и сколиозы


Функциональные нарушения осанки — это мышечный дисбаланс. Они связаны с функциональными изменениями ОДА (слабостью мышц, связок и пр.) при гиподинамии (ограничении движений), неправильной рабочей позе и др. Нарушение осанки проявляется в уменьшении или увеличении физиологической кривизны позвоночного столба (см. рис. Признаки нормальной осанки).

Признаки нормальной осанки



Признаки нормальной осанки (а); определение искривления позвоночника (б). Виды сколиоза: 1 — правосторонний; 2 — левосторонний; 3 — S-образный.

Для предупреждения дефектов осанки и ее нормализации необходимы ежедневные занятия физкультурой (УГГ, упражнения с резиновыми бинтами, гимнастической палкой, набивными мячами, с гантелями в положении лежа, занятия на тренажерах с малыми напряжениями в положении лежа, полулежа, плавание, специальные упражнения у гимнастической стенки и др.). Исключаются упражнения с гантелями в исходном положении стоя, прыжки и подскоки с гантелями. В занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), дыхательные и общеразвивающие упражнения, ходьбу, ходьбу в приседе, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и др. Большое место должны занимать плавание и гидрокинезотерапия. При регулярных занятиях (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки.

Сколиоз — прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризуется его искривлением. Деформация позвоночника ведет к многочисленным нарушениям деятельности внутренних органов. Одна из важных задач физкультуры — приостановление прогрессирования болезни.

В зависимости от степени сколиоза применяют тот или иной комплекс физических упражнений: ходьба, ходьба в приседе, общеразвивающие и дыхательные упражнения. Упражнения с гантелями, набивными мячами выполняются в положении лежа. Гидрокинезотерапия, плавание (способом брасс), упражнения с гимнастической палкой, упражнения на растяжение, на гимнастической стенке и другие успешно тренируют мышцы. В занятие включают также упражнения на координацию, равновесие и ряд общеразвивающих упражнений для мышц спины, живота, ягодиц и др. Регулярные занятия физкультурой дают возможность остановить прогрессирование болезни, ликвидировать мышечную асимметрию и т.п.

Заболевания органов пищеварения


Наиболее часто встречаются гиперацидный гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, холециститы и дискинезии желчных путей, колиты (чаще у женщин). Kроме того, нередки опущения желудка. Характер влияния тренировок на пищеварение различен: слабые (небольшие, умеренные) нагрузки стимулируют, сильные (интенсивные, длительные) угнетают функцию желудочно-кишечного тракта (двигательную, секреторную и всасывательную). Kроме того, физические упражнения оказывают положительное воздействие на регенеративные процессы в слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом улучшается микроциркуляция в тканях слизистой, в мышцах, увеличивается объем циркулирующей крови (ОЦK).

Восстановление условно-рефлекторной деятельности желудочно-кишечного тракта начинается через час после приема пищи и достигает максимума лишь через 3—3,5 часа после еды. Чувство сытости сопровождается снижением возбудимости скелетной мускулатуры. Таким образом, выполнение физических упражнений вскоре после еды нарушает естественные процессы пищеварения. Несоблюдение этих правил ведет к ухудшению функциональных и регенеративных процессов в желудочно-кишечном тракте.

Занятия проводятся в период ремиссии. В занятие включают ходьбу, бег (их сочетание), дыхательные и общеразвивающие упражнения, подвижные игры (или элементы спортивных игр), плавание, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах и др. В первое время следует щадить брюшной пресс, избегать упражнений на тренажерах. Лучше включать общеразвивающие упражнения в положении сидя, с выполнением дыхательных упражнений («дыхание животом»).

При повышенной раздражительности и нарушении сна — занятия целесообразно проводить в сопровождении музыки (или цветомузыки). В домашних условиях, после выполнения УГГ показан душ или обтирание прохладной водой.


Болезни почек и мочевых путей


Наиболее часто встречаются следующие заболевания: гидронефроз, гломерулонефрит, пиелит, пиелонефрит, почечнокаменная болезнь, цистит, опущение почки и др.

Занятия физкультурой проводятся в период ремиссии. В занятие включают дозированную ходьбу, бег, подвижные игры (или элементы спортивных игр), лыжные прогулки, общеразвивающие и дыхательные упражнения, занятия на тренажерах. В летнее время — езда на велосипеде (при мочекаменной болезни предварительно выпить 0,5—0,75 л жидкости), ходьба по пересеченной местности. При опущении почки исключают прыжки, подскоки и подобные упражнения, выполняется специальный комплекс общеразвивающих упражнений и плавание.

Следует избегать переохлаждения (плавание в осенне-зимний период в бассейне, прием холодного душа или обливание холодной водой), которое может спровоцировать обострение болезней.

Эндокринные и обменные заболевания


K наиболее распространенным заболеваниям желез внутренней секреции и обмена веществ относятся сахарный диабет, ожирение, подагра и др. Заболевания связаны с нарушением обмена веществ (углеводного, жирового, белкового), неправильным питанием, интоксикацией организма, гиподинамией. Мышечная деятельность оказывает регулирующее влияние на обменные процессы.

Лечебное действие физических упражнений при нарушении обмена веществ обусловлено их мощным трофическом влиянием. Систематические тренировки способствуют нормализации (восстановлению) моторно-висцеральных рефлексов, оказывающих регулирующее влияние на обмен веществ и железы внутренней секреции.

В зависимости от заболевания в занятие включают ходьбу и бег (сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений), общеразвивающие, дыхательные упражнения, занятия на тренажерах, подвижные игры и др. В летнее время включают езду на велосипеде, плавание, игры, зимой — лыжные прогулки, игру на снегу в футбол (для больных ожирением).

Выбор физических упражнений, их объем и интенсивность зависят от клинического течения заболевания, сопутствующих болезней и погоды, условий занятия и других факторов. При ожирении нагрузки зависят от степени ожирения (I—IV ст.), возраста, пола и сопутствующих заболеваний (гипертоническая болезнь, диабет и др.). Для больных сахарным диабетом опасны переутомления, перегрузки. Больший эффект наблюдается при применении циклических видов (бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание, прогулки на лыжах, гребля и др.). В осенне-зимний период следует избегать проведения занятий плаванием в бассейне из-за опасности переохлаждения и обострения заболевания, а при ожирении, наоборот, включают плавание, гидрокинезотерапию, сочетание ходьбы и бега, тренировки на тренажерах, сауну, диету и др.


Болезни суставов


По данным ВОЗ, каждый пятый житель планеты имеет нарушение функции суставов или предъявляет жалобы на боли в них. Из многочисленных заболеваний суставов наиболее распространены воспалительные заболевания (артриты) и дегенеративные (артрозы).

K первой группе заболеваний относятся: артриты инфекционные, артрит ревматоидный и др. Kо второй — деформирующий остеоартроз, периартриты и др.

Артриты — системное заболевание соединительной ткани, проявляющееся главным образом хроническим прогрессирующим воспалением суставов, ограничением движений в суставе (суставах), атрофией мышц и др. При прогрессировании заболевания ограничение движений нарастает, боли в суставе возникают не только при нагрузке, но и в покое.

Роль тренировок в период ремиссии особенно велика. Под влиянием физических упражнений активизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, нормализуется обмен веществ, улучшается подвижность в суставе, увеличивается сила мышц, исчезает боль.

Активные движения следует выполнять в облегченных условиях (в положении лежа, на четвереньках, сидя, в воде, в висах и др.). Выполнение упражнений не должно сопровождаться болевыми ощущениями.

При инфекционных артритах в занятие включают ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками, гантелями и пр.) в положении лежа и сидя, подвижные игры (или элементы спортивных игр). Исключаются прыжки, подскоки (многоскоки), упражнения с гантелями, гирями в положении стоя, а также плавание в осенне-зимний период из-за опасности обострения заболевания.

При артрозах показаны занятия на тренажерах, гидрокинезотерапия, плавание. Kроме того, в занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде, греблю и др.

При проведении самостоятельных занятий включают УГГ, езду на велосипеде (велотренажере), ходьбу на лыжах и закаливающие процедуры.


Миопия (близорукость)


В настоящее время близоруких среди студентов 30—40% от числа учащихся. У девушек этот показатель выше, по нашему мнению, из-за меньшей двигательной активности. В технических вузах близоруких больше, чем, например, в физкультурных.

В зависимости от степени близорукости, не показаны упражнения на поднятие тяжестей (штанги, гири и пр.), прыжковые упражнения, прыжки в воду (или на лыжах с трамплина) при миопии более минус пять. А если у студента, кроме того, гипертония, то занятия физкультурой ограничены в еще большей степени. В этом случае показаны ходьба, медленный бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание в бассейне, езда на велосипеде.

Занятия физкультурой в специальных медицинских группах целесообразно проводить в течение всего периода обучения студента в вузе. Летом желательно санаторно-курортное лечение в той климатической зоне, которая более всего ему показана.

Необходимы и теоретические занятия, на которых преподаватель рассказывает о роли физической культуры, закаливания в поддержании здоровья студентов, о рациональном питании, о самоконтроле, о самостоятельных занятиях (УГГ, лыжные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках, дозированная ходьба и бег и др.).





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




©zodomed.ru 2024


    Главная страница