Сычугова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ «Мирненская СОШ»
Сычугова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ «Мирненская СОШ»
Конспект урока по окружающему миру 4 класс
Тема: Кровь. Кровеносная система (из раздела «Организм человека»)
Дидактическая цель урока: формирование знаний
Тип по дидактической цели: изучение нового материала.
Используемые технологии: объяснительно – иллюстративная, здоровьесберегающая, дифференциация и индивидуализация, интеграция, информационные.
Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Учебник: «Окружающий мир» автор Н.Ф.Виноградова; тетрадь на печатной основе;
значении в жизни человека;
- познакомить с видами кровотечений – капиллярным, венозным,
артериальным;
- обучать навыкам обработки ран различного происхождения,
накладывания стерильной повязки и бинта при кровотечении;
- развивать интерес к познанию «самого себя»;
- воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью.
Оборудование: кроссворд, схема кровеносной системы; схема кровообращения; бинт, повязки, пластырь, жгут; портрет И.И.Мечникова; карточки для индивидуальной работы.
Структура урока.
-
Организационный.
Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь, оформление доски, учебные таблицы, кроссворд, медицинская аптечка, портрет И.И Мечникова, психологический настрой (стих-е)
Рассвет окрасил штору, Пусть хочется такой порой
И, значит, время в школу. Поспать ещё немножко -
И вот теперь давай бегом, Не подводи, дружок, класс свой,
Поддай, приятель, жару, Не опоздай, Серёжка!
Чтоб по ступеням стук и гром В учении, если опоздать,
И вихрь по тротуару. Можно и неучем стать.
-
Проверка домашнего задания.
1. Беседа - повторение по вопросам
-
При помощи, каких органов человек дышит?
-
Расскажите, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха.
-
Почему необходимо дышать только через нос?
-
Что происходит с воздухом в лёгких?
-
Что нужно делать, чтобы воздух в помещении был свежим?
-
Как уберечь себя от простудных заболеваний?
-
Как физический труд и занятия физкультурой укрепляют органы дыхания?
2. Разгадывание кроссворда (приложение 1)
3. работа по карточкам. (приложение)
-
Актуализация, мотивация, целеполагание.
Объявление темы.
- Что хотели бы узнать на уроке?
-
Формирование новых знаний.
1) Постановка проблемного вопроса.
-
Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу или другую часть тела? (больно, идёт кровь)
-
Значит, кровь вы видели.
-
Какого она цвета? Как вы думаете, для чего кровь нужна организму? (ответы учащихся)
2) Объяснение по теме урока.
(комментирование плаката )
Кровь – удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды».
-Рассмотрите рисунок кровеносной системы учебник на с.19
- Проследите по рисунку за движением крови в организме.
Сосуды и сердце – органы кровообращения. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца, называются - артериями. Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки. Самая крупная артерия называется – аортой. Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются – венами. Их стенки тоньше и мягче, чем стенки артерий.
Мельчайшие кровеносные сосуды называются – капиллярами.
-Почему кровеносную систему называют транспортной?
(Она выполняет многие важные функции)
Рассмотрите рисунок - капелька крови под микроскопом.
- Что вы видите? Кровь состоит из множества клеток. Каждая клетка выполняет свою «работу». Во - первых, транспортную: обогатившись в лёгких кислородом, а в стенках тонкой кишки – питательными веществами, они доставляют их ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к лёгким, а продукты обмена веществ – к коже, почкам. Кровь также уносит из организма вредные вещества. Если человек теряет много крови, то ему переливают её. Опыты по переливанию крови животным начались ещё в 1638 году, а в 1667 году было проведено первое успешное переливание крови животного – ягнёнка – юноше, который погибал от многократного кровопускания – модного тогда лечения. Однако после четвёртого переливания больной мальчик умер. Опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать только кровь человека. Впоследствии выяснилось, что для переливания необходимо учитывать и совместимость крови. Различают четыре группы крови: 0 (I), А (II), В(III), АВ (IV). Учёные доказали также, что следует учитывать и резус-фактор - особое вещество, которое содержится у большинства людей. Его называют резус – положительный и резус – отрицательный. Но об этом более подробно вы узнаете в старших классах.
3) Работа с учебником.
А) чтение статьи (с. 20)
Б) Обсуждение прочитанного.
-
Что нового интересного узнали?
( В нашем организме около 3 л крови, а у взрослых 5- 6 л)
- в крови много различных клеток, которые отвечают за свою «работу»;
- кровь снабжает организм водой, питательными веществами, солями, витаминами;
- уносит из организма вредные вещества;
- есть доноры, люди, которые дают свою кровь для переливания.
-
Закрепление изученного материала.
-
Работа в рубрике «Этот удивительный мир…» (с.28 учебника)
Учитель: Посмотрите портрет Ильи Ильича Мечникова ( 1845 – 1916)
Это выдающийся русский учёный, внёсший большой вклад в различные области биологии. Почётный член Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии. Великолепный лектор, мог зажечь сердца студентов. В 1863 году Илья Ильич произнёс знаменитую речь о целебных силах организма, в которой излагалась теория иммунитета.
- Прочитайте текст в рубрике «Этот удивительный мир..» об открытии
И.И.Мечникова.
- Расскажите, что вы узнали об этом открытии. Какое значение оно имеет для нашего здоровья?
- Что люди узнали нового о своём организме благодаря открытию И.И.Мечникову?
-
Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Выполнение задания 23 на с. 9 с коллективной проверкой.
-
Что относится к кровеносной системе?
-
Подпишите названия органов кровеносной системы.
-
Какова функция кровеносной системы?
-
Что нужно сделать , чтобы остановить кровотечение при порезе?
-
Выполнение задания 28 на с 11 с самопроверкой
3) тест по теме
4) Практическая работа с мед работником.
-
Итог урока.
-
Вы знаете, что дыхательная система снабжает организм кислородом.
-
С работой, какой системы вы познакомились сегодня на уроке?
-
О какой функции кровеносной системы узнали?
-
Давайте сделаем вывод: Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества. При работе всех органов образуется углекислый газ и другие вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма через лёгкие, кожу, почки.
VII. Рефлексия
VIII. Домашнее задание: работа с книгой: чтение, составление рассказа
«кровеносная система», дифференцированно:
1в. – составить памятку « Как тренировать сердце»
2 в. – работа в Т. № 24, 25, 26
Приложение1. Кроссворд
По вертикали:
-
Орган пищеварения в виде мускульного мешка (желудок)
3. Орган обоняния, находящийся на лице у человека и на мордочке у животного (нос)
По горизонтали:
2.Самая крупная пищеварительная железа у животных и человека, вырабатывающая желчь (печень)
-
Газообразное вещество, составляющее атмосферу земли (воздух).
-
Орган дыхания у человека и позвоночных животных (лёгкое).
-
Подвижный мышечный орган в полости рта (язык)
Поделитесь с Вашими друзьями: |