|
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Медицинский колледж № 1»
|
Преподаватель Тумко О.Д.
Краткие конспекты лекций по учебной дисциплине
«Фармакология»
Санкт-Петербург
2013 год
Содержание
Пояснительная записка
|
3
|
Раздел 1. Введение. Рецептура.
|
4-17
|
Тема 1.1 Фармакология, предмет, задачи. Исторический очерк. Фармакопея. Аптека
|
4
|
Тема 1.2 Разновидности лекарственных форм. Рецепт, его структура
|
5-7
|
Тема 1.3 Твердые и мягкие лекарственные формы
|
8-12
|
Тема 1.4 Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций
|
12-16
|
|
|
Раздел 2. Общая фармакология
|
17-18
|
Тема 2.1 Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных веществ
|
|
|
|
Раздел 3. Частная фармакология
3.1 Противомикробные средства
|
19-23
|
Тема 3.1.1 Антисептические, дезинфицирующие и химиотерапевтические средства
|
19-20
|
Тема 3.2.2 Антибиотики
|
21-23
| Тема 3.2.3 Синтетические противомикробные средства |
23
|
|
|
3.2 Средства, влияющие на периферическую нервную систему
|
24-29
| Тема 3.2.1 Средства, влияющие на афферентную нервную систему |
24
|
Тема 3.2.2 Средства, действующие на передачу импульсов в холинергических синапсах
|
25-27
| Тема 3.2.3 Средства, действующие на передачу импульсов в адренергических синапсах
3.3 Средства, влияющие на центральную нервную систему |
30-33
|
Тема 3.3.1 Аналгетики, аналептики.
|
30-31
|
Тема 3.3.2 Психотропные средства, средства для наркоза, снотворные средства
|
31-33
|
|
|
|
34
| 3.5 Средства, действующие на сердечно-сосудистую систему |
35-37
|
Тема 3.5.1 Кардиотонические, антиангинальные и антиаритмические средства
|
35-36
|
Тема 3.5.2 Антигипертензивные и диуретическиесредства
|
36-37
|
|
|
3.6 Средства, влияющие на функции органов пищеварения
|
38
| 3.7 Средства, влияющие на мускулатуру матки
|
39
|
3.8 Средства, влияющие на систему крови
|
30-40
|
3.9 Препараты гормонов
|
41
|
|
| 3.10 Противоаллергические и противовоспалительные средства
|
42
|
3.11 Осложнения медикаментозной терапии
|
42
|
Литература
|
43
|
Раздел 1. Введение. История фармакологии. Общая рецептура.
Тема 1.1. Фармакология, предмет, задачи. Исторический очерк.
Фармакопея. Аптека.
Фармакология – наука о действии на организм лекарственных веществ.
Разделы фармакологии:
-
Общая рецептура – раздел об общих правилах выписывания рецептов.
-
Общая фармакология – раздел, изучающий общие закономерности действия лекарственных средств на организм человека.
-
Частная фармакология – раздел, изучающий отдельные группы (фармакологические группы) лекарственных средств, их фармакологические эффекты, наиболее важные показания и противопоказания для данной группы препаратов, типичные побочные эффекты, способы применения.
Задачи фармакологии как науки:
- изыскание новых лекарственных средств.
- совершенствование уже известных лекарственных средств с целью уменьшения их побочных эффектов.
Задачи фармакологии как учебной дисциплины:
- получить знания по классификации современных лекарственных средств.
- получить знания о фармакологическом действии каждой из групп препаратов.
- иметь представления о возможности использования этого действия для лечения больных.
Отечественные врачи и ученые, внесшие наибольший вклад в развитие фармакологии:
- Н.И. Пирогов – изучал действие эфира и хлороформа.
- И.П. Павлов – исследовал лекарственные растения (горицвет, ландыш, строфант), заведовал кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии с 1890 по 1895 г.
- Н.П. Кравков – вскоре после И.П. Павлова возглавил и руководил кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии с 1899 по 1924 г.
Общая рецептура изучает правила выписывания в рецептах лекарственных средств.
Лекарственное вещество – это химическое соединение, которое используется для лечения, профилактики и диагностики заболеваний.
Лекарственное средство состоит из одного или нескольких лекарственных веществ.
Лекарственный препарат – это лекарственное средство в определенной лекарственной форме: твердой, мягкой, жидкой, газообразной. Лекарственная форма делает лекарственный препарат удобным для использования и хранения.
Поделитесь с Вашими друзьями: |