Учитель биологии Уфимцева Яна Владимировна, МБОУ СОШ № 151 г. Челябинска
Конспект урока по теме: «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные».
Цель урока: изучить общие признаки семейства Крестоцветные.
Задачи урока:
-
Образовательные
-
способствовать формированию знаний учащихся об основных систематических единицах – класс, семейство, род, вид;
-
познакомить учащихся с многообразием и значением растений семейства Крестоцветные;
-
научить распознавать и определять растения этого семейства.
-
Развивающие
-
развивать умения применять полученные знания на практике при составлении морфологического описания растения;
-
развивать навыки самостоятельной работы по описанию и определению растений
-
Воспитательные
-
воспитание культуры общения во время сюжетно – ролевой игры;
-
воспитание культуры письма при составлении опорного конспекта урока.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, электронная презентация, модель цветка капусты, гербарии дикорастущих растений семейства, определительные карточки.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин).
2. Целеполагание (1 мин).
3. Контроль знаний и достижений учащихся (9 мин).
4. Изучение нового материала (23 мин).
5. Закрепление ( 8 мин).
6. Подведение итогов (2 мин).
7. Задание на дом (1 мин).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Организация и приветствие учащихся
II. Целеполагание. Сообщение цели урока и его основных этапов.
III. Контроль знаний и достижений учащихся.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами подробно познакомились с делением покрытосеменных на классы и семейства. Давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы:
-
На какие классы делятся покрытосеменные растения?
-
По каким признакам определяют принадлежность к тому или иному классу?
-
Почему, определяя, к какому классу относятся растения, нельзя пользоваться только одним признаком?
-
На какие систематические категории подразделяются классы?
-
Какие признаки являются главными при выделении семейств?
Учитель: Как вы уже сказали, каждому классу отдела Покрытосеменных соответствует определенное строение корневой системы, жилкование листьев, число семядолей, строение стебля и цветков. Определите признаки класса Однодольные и Двудольные по картинкам, появляющимся на экране. Ответы будете записывать в строчку. Если признак соответствует классу Двудольные, то вы ставите цифру «2», если признак класса Однодольные, то ставите цифру «1». Таким образом, у вас должен получиться ряд цифр.
Идет демонстрация слайдов. Учащиеся в тетради записывают цифры.
( рис. 1) (рис. 2)
( рис.3) (рис.4)
( рис.5) (рис.6)
( рис.7) (рис.8) (рис. 9)
Ответ: 2, 2,1,2,1,2,2,1,1.
По окончании работы учитель выборочно у 2-3 человек собирает тетради для выставления оценки, а со всем классом проверяет правильность выполнения задания. Учащиеся озвучивают свой ряд цифр. Слайды прокручиваются еще раз, учащиеся называют, что на них изображено и к какому классу относится данный признак.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы знакомимся с семейством Крестоцветные, которое относится к классу Двудольные. Запишите в тетради тему урока (слайд № 1). Семейство крестоцветные довольно многочисленно. Оно представлено 3200 видами из 380 родов (слайд № 2). Вы хорошо знакомы с многими представителями этого семейства: капуста, редис, репа, редька, хрен, брюква, горчица, пастушья сумка и многие другие растения (слайд №3). У нас на уроке присутствуют люди разных профессий, которые пришли нам рассказать об этом удивительном семействе. Я представляю вам географа – это человек, который все знает о местообитании растений семейства Крестоцветные.
Географ (заранее подготовленный ученик): Крестоцветные заселяют менее комфортные и более экстремальные зоны. Расселены по земному шару крайне неравномерно. Они сконцентрированы в умеренной зоне северного полушария, главным образом в Старом Свете. В тропиках крестоцветные представлены единичными родами в горных районах. В горах их можно встретить на высоте 4500–5700 м. Они встречаются по морским побережьям, в Арктической области, в степи, пустыне и полупустыне. Большинство крестоцветных – однолетние и многолетние травы, но есть и полукустарники. Кустарники представлены единичными африканскими видами.
Учитель: Мы можем с вами отметить в тетради, что Крестоцветные в своем большинстве травянистые растения, очень редко кустарники. Следующий наш специалист – это ботаник, который представит нам морфологические особенности растений семейства Крестоцветные.
Ботаник (заранее подготовленный ученик): Листья у крестоцветных простые с очередным расположением, без прилистников, нижние часто образуют прикорневую розетку и по форме они рассеченные (слайд № 4). Цветки правильные, собраны в простые или сложные кисти (слайд №5). Цветок имеет чашечку из 4 чашелистиков, венчик из 4 свободных лепестков, расположенных крест-накрест, 6 тычинок, из которых 4 длинные, 2 короткие и пестик (слайд № 6). Плод – стручок, иногда укороченный (стручочек), с перегородкой, разделяющей его на два гнезда (слайд №7). Корневая система, как и у всех Двудольных, стержневая (слайд №8). У некоторых растений образуются корнеплоды, которые человек употребляет в пищу.
Учитель: Как мы слышали цветок Крестоцветных имеет 4 чашелистика и 4 лепестка расположенных крестообразно, отсюда и название семейства. Давайте в тетради зарисуем расположение лепестков и чашелистиков. Тычинки разной длины: 4 длинные и 2 короткие, пестик один. Изобразим и это в тетради. Отсюда выводим формулу цветка: Ч4Л4Т4+2П1. Давайте расшифруем буквы формулы.
(Ответы учащихся)
Учитель: Плоды Крестоцветных сухие, многосемянные. Их называют стручки или стручочки. Зарисуем их в тетради. Скажите, чем стручок отличается от стручочка?
(Ответы учащихся)
Учитель: Цветы собраны в соцветие кисть. Мы уже изучали соцветия. Давайте изобразим на доске это соцветие.
Учитель: А где и как используются растения этого семейства? На этот вопрос нам даст ответ наш следующий специалист - агроном. А вы выпишите значения в тетради.
Агроном (заранее подготовленный ученик): Хозяйственное значение крестоцветных трудно переоценить. Овощные, масличные, кормовые и медоносные культуры имеют среди них наиболее широкую известность. Капуста - одно из самых ранних и распространенных овощных растений (слайд №9). Название “капуста”происходит от древнеримского слова “капут”, что означает “голова”, и связанное с тем, что её круглые кочаны действительно напоминают голову. К ним относится капуста огородная - вид, давший в процессе селекции бесчисленное число сортов. Основные группы сортов: кочанная, цветная, брюссельская капуста, кольраби и многие другие. Но не только капуста широко известна среди крестоцветных, как овощное растение (слайд №10). Всем известны редька, редис, репа, брюква; как острые приправы – хрен и горчица сарепская. Одной из возделываемых садово-огородных культур является кресс-салат, в больших масштабах выращиваемый на Кавказе. Большое хозяйственное значение имеет ряд возделываемых масличных культур – рапс, рыжик, горчица белая, горчица черная (слайд № 11). Из них в умеренных широтах наиболее урожайным является рапс, семена которого содержат до 50% масла. Используется оно, при закалке стали. Масло горчицы сарепской имеет пищевое применение, главным образом в кондитерской и хлебопекарной промышленности, а также при изготовлении маргарина и консервов. Порошок (жмых) представляет собой столовую горчицу. Рыжик – единственное культурное растение среди крестоцветных, дающее полувысыхающее масло. Его используют в мыловарении, для изготовления олифы и как смазочное для тракторов. Большинство масличных культур одновременно являются прекрасными медоносами. Ценные кормовые растения – репа, брюква, турнепс. Кроме того, в качестве зеленых кормов высевают кормовую капусту, рапс и пергу (гибрид рапса и кормовой капусты). Среди представителей семейства много декоративных растений, выращиваемых на клумбах для красоты (слайд № 12). Это алиссум, левкой и другие. В тоже время среди крестоцветных есть и злостные сорняки (редька дикая, сурепка обыкновенная, клоповник сорный, ярутка полевая, икотник серый и другие), требующие специального режима борьбы (слайд № 13).
Учитель: Давайте проверим, что вы записали.
(Ответы учащихся) слайд № 14
Учитель: Но у растений семейства Крестоцветные есть еще одно важное значение. Многие крестоцветные благодаря высокому содержанию витаминов, особенно витамина С, имеют широкое применение в народной медицине. Сегодня к нам пришел врач, который организует прием больных, но лечить он их будет только растениями семейства Крестоцветные.
Врач (заранее подготовленный ученик): Проходите на прием. Садитесь. На что жалуетесь?
Пациент 1 (один из учеников класса): Доктор, я где – то простудился и теперь кашляю. А еще у меня сильный насморк.
Врач: От кашля вам поможет черная редька. Если натереть сырую редьку, а затем посыпать сахаром, то появившийся сладкий сок, нужно принимать по 1 столовой ложке каждый час. Это излечит кашель в короткое время.
Пациент 1: А что делать с насморком?
Врач: Для борьбы с насморком хорошо подходит порошок горчицы. Если его насыпать в носки и ходить так целый день, то насморк быстро проходит.
Пациент 2: Доктор, сегодня я сильно обожглась, когда гладила и теперь ощущаю боль.
Врач: В борьбе с ожогами вам поможет брюква. Сырую брюкву необходимо натереть, сок выжать. Марличку, пропитанную соком, приложить к ожогу. Это снимет боль и способствует быстрому заживлению раны.
Пациент 3: Доктор, у меня болит голова. Что можно сделать, не прибегая к таблеткам?
Врач: Надо приложить к голове свежие листья капусты. Это поможет снять боль. На сегодня мой прием закончен. Надеюсь, вам помогут мои советы.
Учитель: Спасибо нашим специалистам, которые помогли нам разобраться с особенностями растений семейства Крестоцветные. У вас в тетрадях составлен подробный конспект по этой теме.
Опорный конспект в тетрадях учащихся, после объяснения новой темы.
V. Закрепление.
Учитель: А теперь вам нужно определить и описать растение семейства Крестоцветные. Каждый из вас получит гербарный экземпляр. Сначала, пользуясь определительной карточкой, узнайте название своего растения. Для этого давайте вспомним, как пользоваться определительной карточкой. Мы это разбирали на предыдущем уроке.
(Ответы учащихся)
А теперь составьте в тетради морфологическое описание растения по предложенному вам плану.
(Учащиеся выполняют задание в тетради)
VI. Подведение итогов. Краткое сообщение о том, что было сделано на уроке. Комментарии оценок, выставление их в дневник и в журнал.
VII. Задание на дом. Изучить § 47, ответить на вопросы после §. Подготовить сообщение о видах капусты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.
1.Плод стручок (длинный) …………………………………………………………2
0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине)…………………………….5
2.Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски. ........................................................................................ Редька дикая.
0.Плоды без перетяжки ……………………………………………………………..3
3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные. ……………………………………………..Горчица белая
0.Стручки с округлым носиком………………………………………………………4
4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю .Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные…………………………Гулявник лекарственный.
0.Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.
………………………………………………………………………Желтушник левкойный.
5.Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно………………………………………. Пастушья сумка.
0.Стручок овальной формы……………………………………………………………6
6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку
…………………………………………………………………………. Ярутка полевая
0.Стручочки без крылышек……………………………………………………………7
7.Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья
…………………………………………………………………………Икотник серо-зеленый
0.Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. …………………… Клоповник сорный.
Морфологическое описание растения
-
Определите жизненную форму растения (дерево, кустарник, трава).
-
Отметьте тип корневой системы.
-
Изучая побег, отметьте форму листа. Укажите тип жилкования листьев, тип листорасположения.
-
Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение. Укажите тип соцветия.
-
Определите тип плода.
Поделитесь с Вашими друзьями: |