Семейство Крестоцветные (капустные)



Дата28.04.2016
Размер5.62 Mb.
ТипУрок
Иванова И.В.учитель биологии МБОУ « СОШ № 9 «города Чебоксары.
Тема урока: Семейство Крестоцветные (капустные)

Цели урока:



  1. Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Крестоцветных (капустных), расширить и углубить знания учащихся о многообразии Крестоцветных, научить составлять морфологическую и систематическую характеристику растений семейства Крестоцветных, распознавать и определять растения семейства Крестоцветных).

Задачи:

Образовательные:

расширить и углубить знания учащихся о классе двудольные; ознакомить с основными признаками представителей семейства Крестоцветных, определить практическое значение этих растений в жизни человека;



Развивающие:

развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.



Воспитательные:

воспитывать наблюдательность, внимание, экологическую культуру; у школьников.

Оборудование:

Таблица «Редька дикая», модель цветка,

гербарии растений семейства Крестоцветные,

компьютер, проектор, учебники.


Тип урока:

изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

План урока:

Ι. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.


3. Изучение нового материала.

1. Положение семейства в системе органического мира.

2. Общая характеристика семейства Крестоцветные

3.Многообразие растений семейства Крестоцветные Значение для человека.

4.Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организация класса:

Проверка посещаемости.Сообщение темы урока и плана работы на уроке.



2. Проверка домашнего задания:

Ребята, давайте проверим, ваши знания, которые вы получили на прошлом уроке.

Ребята, вам уже известно, что отдел покрытосеменные - самый многочисленный в царстве Растений – 250000 видов. Давайте вспомним: каковы признаки класса однодольных и двудольных растений? Выйти и составить таблицу: “Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. ”(на столе лежат слова – признаки, характерные для обоих классов).


ОДНОДОЛЬНЫЕ

ДВУДОЛЬНЫЕ







Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

А) По каким признакам можно отличить однодольные растения от двудольных?

Б) Почему, определяя, к какому классу относятся растения, нельзя использовать только один признак?

В) Какие признаки являются главными при выделении семейств?



    1. Тест. Взаимопроверка.

  1. Признаки отдела покрытосеменных:

А) Стержневая корневая система.

Б) Корень, побег, цветок, плод с семенами.

В) Корневище.

Г) Корень, побег, семя.



  1. Наличие хлорофилла - признак:

А) Царства растений.

Б) Отдела покрытосеменных.

В) Семейства злаков.

Г) Класса двудольных.



  1. Наиболее крупная систематическая единица:

А) Отдел.

Б) Царство.

В) Вид.

Г) Семейство.



  1. Наиболее мелкая систематическая единица:

А) Порядок.

Б) Вид.


В) Род.

Г) Класс.



  1. Систематическая категория, объединяющая виды:

А) Класс.

Б) Род.


В) Семейство.

Г) Отдел.



  1. На родство растений одного семейства указывает:

А) Их способность к фотосинтезу.

Б) Использование кислорода для дыхания.

В) Общие признаки в строении их цветка.

Г) Произрастание на одной территории.



  1. Признаки класса двудольных:

А) Плод ягода.

Б) Плод зерновка.

В) Стержневая корневая система, зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев.

Г) Корень. Побег. Цветок. Плод с семенами.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – в.

Критерии оценки: всё верно – 5;

1,2 ошибки – 4;

3,4 ошибки – 3;

> 4 ошибок – 2.


    1. Тест

    2. Из приведённых ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Буквы, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу:

А) В семени 2 семядоли.

Б) В семени 1 семядоля.

В) Корневая система стержневая.

Г) Корневая система мочковатая.

Д) Жилкование листьев сетчатое.

Е) Жилкование листьев параллельное или дуговое.

Ж) Запас питательных веществ расположен у большинства растений в

эндосперме.

З) Запас питательных веществ у большинства растений находится в

семядолях.

И) В стебле проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеется камбий, хорошо видны кора и сердцевина.

К) Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия, кору и сердцевину различить трудно.

Л) Цветок трёхчленный.

М) Цветок чаще всего четырёх или пяти-членный.



Класс Однодольные

Б, Г, Е, Ж, К, Л.

Класс Двудольные

А, В, Д, З, И, М.

3. Изучение нового материала.

Семейство капустные (крестоцветные).

Сегодня на уроке мы расширим и углубим наши знания о классе Двудольные, познакомимся с основными признаками представителей семейства Крестоцветные, узнаем о значении этих растений в природе и жизни человека.

Семейство капустные (крестоцветные). В это семейство входит около 3200 видов, среди них преобладают травянистые растения, в том числе однолетние, двулетние и многолетние. Крестоцветные распространены в основном в умеренной зоне Северного полушария

1. Положение семейства в системе органического мира.

Научная классификация

Царство:

Растения

Отдел:

Покрытосеменные

Класс:

Двудольные

Порядок:

Капустоцветные

Семейство:

Капустные

Род:

Редька

Вид:

Редька дикая

Объяснение учителя (с использованием таблицы «Редька дикая»).



2. Общая характеристика семейства Крестоцветные

Общие признаки семейства:

Характерной особенностью растений

семейства Крестоцветных является строение цветка.

Цветок Ч4 Л(4) Т(4+2) П(1)

Ч 4 – четыре чашелистика;

Л 4 – четыре лепестка, расположены крестообразно;

Т 2 + 4 – две короткие и четыре длинные тычинки;

П 1 – один пестик;

Цветки обоеполые, правильные;

Опыляются насекомыми;

Диаграмма цветка крестоцветных.



Соцветие – кисть;



Плод – стручок или укороченный стручок – стручочек;



Листорасположение – поочередное, у молодых растений листья собраны в розетку.



Задание:


1. Вставте в текст пропущенные слова.

У растений семейства крестоцветных цветок имеет …………околоцветник, чашечка цветка состоит из …… чашелистиков, венчик – из ……лепестков, тычинок……., из которых…………, пестик……, плод - ……..или……. .



2. Определите какая из диаграмм характеризует цветок Крестоцветных?






Учитель: Ребята, вы должны научиться определять растения, относящиеся к семейству крестоцветные.

2. Сделайте морфологическое описание одного – двух растений семейства крестоцветных (на столах лежат растения из гербария). На основании чего все названные растения объединили в одно семейство Крестоцветные? Морфологическое описание одного растения семейства Крестоцветных по плану (используя гербарий или рисунок):




Название растения.

Тип корневой системы.

Внешнее строение листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.

Одиночный цветок или соцветие имеет растение? Определите тип соцветия.

Изучите строение цветка. Отметьте строение чашечки, венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.

Особенности строения плода. Тип плода.

Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение. На основании каких признаков вы это определили?
3. Многообразие растений сем. Крестоцветных

К крестоцветным относятся, например, капуста, левкой, редька, хрен, горчица, сурепка, пастушья сумка, сердечник, свербига. А где и как используются растения этого семейства? На этот вопрос мы получим ответ изучив многообразие растений семейства Крестоцветных.

Сорные растения:

Значительное число видов этого семейства – злостные сорняки (гулявник, сурепка обыкновенная, редька дикая, ярутка полевая, клоповник мусорный, пастушья сумка )



.

Сурепка обыкновенная









Клоповник мусорный

Многие капустные (крестоцветные) благодаря высокому содержанию витаминов, особенно витамина С, имеют широкое применение в народной медицине. Сильное ранозаживляющее и кровоостанавливающее действие оказывает пастушья сумка. Также в медицинских целях используются гулявник лекарственный.

Гулявник лекарственный

Хозяйственное значение капустных( крестоцветных) трудно переоценить.

Овощные культуры:

Учитель. Ребята, отгадайте, о каком растении идет речь. Об этом вы узнаете, отгадав загадки.

Загадка1. Корень, стебель, лист, плоды


Все негодно для еды.
А засажен огород,
Что же мы положим в рот. (Капуста цветная)

Загадка2. На плечах Ивашки


Сорок три рубашки,
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый. (Капуста белокочанная)

Капуста белокочанная

Краснокочанная капуста





Загадка3.На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром. (Капуста кольраби)

Капуста кольраби



Брюссельская капуста



История капусты

Капуста – одно из самых распространенных овощных растений. Ее выращивают и используют с давних времен. Происходит она из приморских районов Западной Европы и побережья Средиземного моря от дикой кустовой капусты.

Ценится капуста за разнообразие видов, возможность длительного использования как в свежем, так и в переработанном виде с сохранением всех содержащихся в ней питательных веществ, за лечебные и диетические свойства. В капусте содержится примерно 1,63% клетчатки. Последняя улучшает моторную функцию кишечника, оказывает благоприятное влияние на жизнедеятельность полезной кишечной палочки. Клетчатка способствует выведению холестерина из организма, предупреждая атеросклероз. В капустном листе имеются ферменты, соли калия, фосфора, серы, витамины (от 25 до 100 мг витамина С, незначительное количество А, В1, В2, В5, Р, К,). Все это делает капусту одним из важнейших продуктов для лечебного и диетического питания. Большую роль в медицинской судьбе капусты сыграло открытие в ней противоязвенных свойств. В 1949–1950 гг. было впервые доказано, что свежий сок капусты излечивает язву желудка и двенадцатиперстной кишки. В капусте содержатся фитонциды, которые оказывают антибактериальное действие на золотистый стафилококк, туберкулезную палочку и некоторых других микробов.

Учитель: Теперь вы узнали, какое ценное растение капуста, сортов капусты очень много.

Начертите таблицу по предложенному образцу. Используя рисунок, заполните её.






п/п


Сорт капусты

Орган растения, употребляемый в пищу.

1.

2.

3.



4.







Всем вам известны овощные растения:







Хрен обыкновенный.

Декоративные культуры: Различные сорта левкоя используют при оформлении клумб

Левкой


.



Кормовые растения

Турнепс

репа


Брюква




Масличные растения


Рапс. В семенах рапса содержится до 50 % масла.

Горчица






Масло горчицы применяют в кондитерской и хлебопекарной промышленности, а также при изготовлении маргарина и консервов. Порошок (жмых) представляет собой столовую горчицу. Большинство масличных культур одновременно являются прекрасными медоносами.

Значение растений семейства Крестоцветных. Заполнение таблицы.


Пищевые

Масличные

Декоративные

Сорные














1. Запишите известные вам растения семейства Крестоцветные в определённые графы. Закрепление:

1. Устный индивидуальный опрос об отличительных признаках растений семейства Крестоцветные (по таблице, у доски).

2. Устная фронтальная проверка знаний. Назовите растения, относящиеся к семейству Крестоцветные:

1. Гулявник лекарственный. 2. Земляника лесная. 3. Хрен деревенский. 4. Горох посевной. 5. Ромашка аптечная. 6. Горчица белая. 7. Клевер белый. 8. Вишня обыкновенная. 9. Ярутка полевая. 10. Сурепка обыкновенная.


3.Назовите растения семейства крестоцветных, изображённых на рисунке.

Задание:


Тест.


Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных:

    1. Плод – ягода.

    2. Соцветие – кисть.

    3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

    4. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.

    5. Плод – боб.

    6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.

    7. Соцветие – головка.

    8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.

    9. Плод – стручок или стручочек.

    10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.

Ответы: 2, 3, 6, 8. 9.

Учитель

По завершении данной работы учитель предлагает выполнить задание “Лишняя картинка”. А теперь нужно найти одну лишнюю картинку из четырех. Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать три остальных растения?





(Называют основные признаки семейства крестоцветные.)

9.Определите, какое растение «лишнее».




(Горчица белая. Хрен деревенский. Пастушья сумка Малина садовая. )

Затем учитель проводит беседу по результатам самостоятельной работы. Делает дополнения и уточнения.

4. Вывод: По строению цветка все растения изученные нами относятся к семейству Крестоцветных.

5. Домашнее задание: Прочитать § 43, на вопросы ответить устно, составьте кроссворд «Крестоцветные растения».

1.Ребята впишите в горизонтальные ряды кроссворда названия пяти растений семейства капустных (крестоцветных), оканчивающихся на “ик” (рисунки будут вам подсказкой).







Каталог: home
home -> Состояние здоровья детей
home -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению абстинентного состояния с делирием, вызванного употреблением психоактивных веществ
home -> Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в школе Литература в помощь
home -> Закон Чувашской Республики "О ветеринарии" Закон Чувашской Республики от 6 июня 1997 г. N 7 "
home -> Ключевые слова
home -> Занятие Что такое диабет?
home -> Программа восстановительного лечения больных с хронической венозной недостаточностью нижних конечностей


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница