Городской открытый конкурс научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ обучающихся
Комитет по вопросам образования г.Березники
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Направление: естественно-
Математическое
Сон и его значение
Выполнила: Нефтанова Анастасия, 10 “А”
класс
Научный руководитель: Провоторова В.И.,
Учитель биологии МОУ СОШ №1
Березники,2011
Содержание
1.Введение____________________________________________стр.3
2.Основная часть “Физиология сна и как сон влияет на работоспособность и здоровье человека”
2.1 Физиологические значение сна______________________стр.4
2.2 Физиологическая природа сна______________________стр.5-6
2.3 Гигиена сна___________________________ ____________стр.7
2.4 Наблюдение за режимом сна_____________________стр.8-9
3.Заключение_________________________________________стр10
4.Библиографический список______________________________стр.11
1.ВВЕДЕНИЕ
Человек примерно треть жизни проводит во сне. Полное лишение сна люди и животные переносят гораздо тяжелее, чем голодание, и очень скоро погибают. Лишение сна очень мучительно.
Во время сна во всех частях, органах и системах организма совершаются активные жизненно важные процессы .Ведь только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать, заниматься спортом, посещать театры и кино. Я считаю, что эта тема актуальна ,так как здоровый сон благоприятно влияет на умственную и физическую работоспособность ,хорошее настроение и позитивное общение с друзьями. Поэтому меня заинтересовали исследования по теме”Сон и его значение” в моей жизни.
Цель моей работы - Физиология сна и его влияние на работоспособность, и здоровье человека.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
● 1.Дать научное обоснование физиологии сна.
●2.Провести наблюдение и исследование режима сна.
●3.Провести наблюдение за состоянием самочувствия, после пробуждения в фазе быстрого и медленного сна.
●4.Сделать выводы из наблюдения и исследования фаз сна.
Объект исследования- режим сна
Гипотезой исследования стало предположение о том, что неправильный режим сна влияет на процесс обучения, память, настроение и физическую работоспособность. В своей работе я использовала метод изучения научной литературы, метод анализа и обобщения проводимых исследований.
Данная работа относится к практическим исследованиям .В ходе работы изучала материалы энциклопедического и медицинского характера.
Практическая значимость данной работы в том, что исследованный и обобщенный материал может пополнить методическую копилку кабинета биологии школы, быть использован на уроках биологии и во внеклассной работе по темам здорового образа жизни.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Физиологическое значение сна
«Человек примерно треть жизни поводит во сне. Полное лишение сна люди и животные переносят гораздо тяжелее, чем голодание, и очень скоро погибают”.В специальных опытах собаки без пищи жили 20-25 суток, хотя теряли половину своей массы, а собаки, лишенные сна, погибли через 5-12 суток, утратив всего 5-13% массы тела. Лишение сна очень мучительно.
“Мы хорошо знаем, что по внешним признакам во время спокойного сна тело неподвижно, глаза закрыты, контакт с окружающим миром отсутствует.
Во время сна понижается обмен веществ, частота сокращений сердца падает, дыхание становится поверхностным и редким. Температура тела снижается .
Во время сна во всех частях, органах и системах организма совершаются активные жизненно важные процессы .Ведь только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать, заниматься спортом, посещать театры и кино.”
Утомление, истощение, психическое перенапряжение, перенесенное тяжелое заболевание снижают работоспособность клеток головного мозга и повышают потребность организма во сне. Этому нельзя препятствовать.”
В процессе сна клетки мозга восстанавливают свою работоспособность”,они активно усиливают питательные вещества, накапливают энергию. Сон восстанавливает умственную работоспособность, создавая чувство свежести ,бодрости и прилив энергии.
2.2 Физиологическая природа сна
“Современные данные по изучению электрических процессов мозга спящего человека показали, что во сне активность мозга в определенные периоды может быть даже выше, чем при дневном бодрствовании. Различают периоды медленного сна, которые сопровождаются появление в коре головного мозга медленных и крупных электрических волн. Эти явления характерны для глубокого сна.
Другие периоды называют быстрым сном. Это название произошло от того, что на кривой биоэлектрической активности мозга в эти периоды появляются очень мелкие, но быстрые волны. Установлено.что в периоды быстрого сна возникают движения глаз, повышается кровяное давление, учащается пульс и дыхание, усиливается обмен веществ.”Все это очень напоминает состояние мозга бодрствующего человека. Получается парадокс: человек спит, а его мозг как будто бодрствует!
Периоды медленного и быстрого сна регулярно сменяют друг друга. Примерно четвертую часть всего сна(1,5-2 часа в сутки)человек проводит в быстром сне.
2.3.Гигиена сна
Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Прежде всего стараться ложится спать всегда в одно и тоже время, не есть и не пить много на ночь. Приручив себя к определенному режиму, вы овладеете очень выгодной для труда и здоровья формой деятельности. Безалаберность приводит лишь к пустым тратам времени, быстрому утомлению и изнашиванию организма. Очень полезно в свой режим ввести прогулки перед сном.
Спокойная обстановка(выключен свет, радио, телевизор),привычный порядок подготовки ко сну хорошо настраивают мозг на ночной отдых, чем меньше посторонних раздражителей, тем легче заснуть.
Спите обязательно в хорошо проветренной комнате, а еще лучше при открытой форточке. Одеяло должно быть легким, но достаточно теплым. Не закрывайте лицо одеялом или подушкой и не укрывайтесь слишком тепло. Ночное бельё должно быть свободным удобным, подушка не слишком высокой. Эти несложные советы помогут вам быстро засыпать, и сон ваш будет глубоким и полноценным.
2.4.Наблюдение за режимом сна
Я на своём опыте в течении недели проводила наблюдения о режиме сна. Большую часть времени я ложилась спать в 10 часов, вставала в 7. Мой сон составлял 9 часов. Я выработала режим сна и пробуждалась в быстром сне. Это мне давало хорошую работоспособность в течении всего дня. Признаки утомляемости были незначительны, я почти не чувствовала усталость или недомогание. Я занимаюсь спортом и поэтому режим сна для меня очень важен.
Опыт №1
В понедельник я ложилась в 24 часа и просыпалась в фазе медленного сна. В течение дня чувствовала себя так:
Опыт №2
В среду и четверг я ложилась спать в 20 часов, при этом долго не могла заснуть, просыпалась несколько раз ночью, проснулась в фазе медленного сна и в течение всего дня я чувствовала себя так:
Опыт №3
В пятницу и субботу я засыпала около 23 трех часов и просыпалась в фазе быстрого сна. В течении всего дня чувствовала себя так:
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив научную литературу и исследовав свой режим сна, я пришла к следующим выводам:
-
Опыт №1 показал, что я чувствовала в себе высокую утомляемость ,медленно входила в работоспособность, была высокая раздражительность ,это самочувствие доказывает ,что я просыпалась в стадии медленного сна.
-
Опыт №2 показал, что днём чувствовала себя крайне плохо, усталость и сонливость были очень велики. Ночью я долго не могла уснуть, мозг работал дневными мыслями, не расслаблялся, уснула около 22 двух часов, ночью несколько раз просыпалась и долго не могла уснуть, от сюда следует, что я проснулась в стадии медленного сна.
-
Опыт №3 показал хорошую работоспособность в течение всего дня, сонливость и усталость были незначительны, делаем вывод, что я проснулась в стадии быстрого сна.
Из своих опытов я убедилась, что сон восстанавливает как умственную, так и физическую работоспособность, создает чувство свежести, бодрости и прилив энергии. Сон очень важен для всех нас, ведь он играет очень большую роль в жизни человека.
4.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Вейн А.М. Три трети жизни.2-е изд.М.,1991..
Интернет-ресурсы, картинки”Сон”
Корен С. Тайны сна.М.,1997.
Елена Наймарк,”Наука во власти сна”,2005.
Роттенберг В.С “Адаптивная функция сна, причины и проявления ее нарушения”-М.,Наука,1982.
Поделитесь с Вашими друзьями: |