МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 35 «ЛЕЙСАН»
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ
И ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ ВЕСНОЙ»
ПРОЕКТ
ШИШМАГАЕВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА
ЕЛАБУГА 2013
Формирование экологических представлений у дошкольников на примере наблюдений за деревьями и изменениями в природе весной.
Содержание
-
Обоснование выбора темы. Мотивация выбора темы 3
-
Программное содержание 4
-
Интеграция областей в процессе реализации проекта 6
-
Комплексно- методический план 9
-
Приложение 1 47
-
Приложение 2 67
-
Приложение 3 91
-
Приложение 4 117
-
Приложение 5 143
-
Список литературы 209
Тип проекта: информационно - познавательный.
Срок реализации: март, апрель.
Обоснование выбора темы
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
А. Пушкин
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребёнка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявление эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы даёт возможность показать ребёнку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей (в следующем году, становясь старше, ребёнок восполняет непонятное). Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
Мотивация выбора темы
-
Чтение рассказов Б. Тимофеева «Мороз и солнце» и Г. Скребицкого «Март».
-
Расположить на видном месте репродукции картин А.К. Саврасова, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, К.Я. Крыжицкого.
-
Ещё один вариант – демонстрация презентации с фотографиями и видеорядом, иллюстрирующими изменения в природе ранней весной. Главная задача - создать зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик у детей.
-
Экскурсия в парк, на Шишкинские пруды с целью наблюдения за весенней природой.
Программное содержание
Младший возраст
|
Средний возраст
|
Старший возраст
|
Подготовительный к школе возраст
| -
Расширять представления детей о весне (сезонные изменения в природе, на участке детского сада. Воспитывать бережное отношение к природе.
-
Развивать умения замечать красоту весенней природы, вести наблюдения за погодой.
-
Расширять знания детей о деревьях, сезонных изменениях, происходящих с ними.
-
Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
-
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.)
| -
Формировать представления о первых весенних изменениях в живой и неживой природе.
-
Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах почвы.
-
Развивать умения детей замечать изменения в природе.
-
Рассказывать детям об охране растений.
-
Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
-
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду.
-
Привлекать к работам в огороде и в цветниках.
-
Воспитывать познавательный интерес к деревьям, развивать наблюдательность и желание общаться с природой.
| -
Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, набухают почки, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.
-
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения - деревьях. Познакомить с понятиями «лес» и «сад».
-
Закреплять умения ухаживать за растениями.
-
Знакомить с разнообразием родной природы.
-
Показать, как человек в своей жизни использует почву. Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
-
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей).
-
Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.
-
Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.
-
Дать первичное представление об экосистемах.
| -
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
-
Расширять и уточнять представления детей о деревьях; растениях сада, леса.
-
Воспитывать уважение к труду сельских жителей (садоводов, лесничих).
-
Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о весне.
-
Продолжать развивать у детей умение устанавливать причинно - следственные связи: изменяется высота стояния солнца, следовательно, изменяется температура воздуха.
-
Подвести детей к пониманию того, что жизнь людей на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
-
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
-
Оформлять с детьми альбомы о весне: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
-
Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнёзда; вылетают бабочки – крапивницы; появляются муравьи).
-
Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья.
|
Интеграция областей в процессе реализации проекта
направление
|
образовательная область
|
содержание
|
физическое развитие
|
здоровье
|
- Тематические комплексы утренней гимнастики,
- тематические комплексы корригирующей гимнастики,
- тематические физкультминутки,
- тематическая пальчиковая гимнастика,
- тематическая дыхательная гимнастика,
- задания, направленные на расширение представлений о значении рационального питания,
- задания, направленные на расширение представлений о значении двигательной активности,
- задания, направленные на расширение представлений о значении закаливания, о пользе закаливающих процедур,
-задания, направленные на расширение представлений о значении солнечного света, воздуха и воды и их влиянии на здоровье.
|
физическая культура
|
- Непосредственно образовательная деятельность (сюжетные физкультурные занятия),
- двигательные импровизации,
- подвижные игры и игровые упражнения,
- физкультурные тематические праздники и развлечения,
|
социально – личностное развитие
|
социализация
|
- Тематические сюжетно- ролевые игры,
- тематические подвижные игры,
- тематические театрализованные игры,
- тематические дидактические игры,
- задания, направленные на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (беседы- размышления, развивающие вопросы, философские размышления, ситуативные разговоры, педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора, мозговой штурм, эмпатия и т.д.).
|
труд
|
- Задания, направленные на расширение представлений о значении самообслуживания,
- участие в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим,
- задания, направленные на расширение представлений о профессиях (садовод, лесничий, почвовед, эколог и т.п.).
|
безопасность
|
- Задания, направленные на формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них,
- задания, направленные на приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения,
- задания, направленные на формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям (беседы- размышления, развивающие вопросы, философские размышления, ситуативные разговоры, педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора, мозговой штурм, эмпатия и т.д.).
- задания, направленные на формирование навыков культуры поведения в природе,
- задания, направленные на расширение представлений о том, что в природе все взаимосвязано ( например, горячее весеннее солнце растапливает лёд и снег; почва прогревается; деревья получают из почвы воду и питательные вещества; на деревьях набухают почки и проклёвываются первые листочки и т.д.),
- задания, направленные на расширение представлений о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
|
познавательно – речевое развитие
|
познание
|
- Непосредственно образовательная деятельность,
- Задания, направленные на развитие умения созерцать предметы и явления
( всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различие их качеств
(звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки, слышатся птичьи песни),
- задания, направленные на конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов (мостики для пешеходов, дома, кораблики и т.д.),
- проектная деятельность,
- экспериментальная деятельность,
- тематические занятия по РЭМП,
- наблюдения и экскурсии в природе,
- подготовка и проведение экологических акций,
|
коммуникация
|
- Непосредственно образовательная деятельность,
- « Модель трех вопросов»,
- лексико-грамматические упражнения,
- придумывание сказок, рассказов- размышлений,
- составление загадок,
- беседы- размышления,
- игры- драматизации, инсценировки,
- пересказы художественных произведений.
|
чтение художественной литературы
|
- Чтение художественной литературы,
- непосредственно образовательная деятельность,
- заучивание стихотворений,
- знакомить с иллюстрациями известных художников.
|
художественно- эстетическое развитие
|
художественное творчество
|
- Непосредственно образовательная деятельность ( занятия по изодеятельности),
- изготовление тематических плакатов, листовок,
- участие в тематических конкурсах, выставках,
- знакомство с произведениями живописи, работами художников- иллюстраторов,
|
музыка
|
- Непосредственно образовательная деятельность ( музыкальные занятия),
- знакомство с музыкальными произведениями русских, татарских и западноевропейских композиторов,
- музыкально – дидактические игры,
- инсценировки и музыкальные спектакли,
- танцевально – игровое творчество,
- участие в тематических конкурсах, выставках,
- игра на детских музыкальных инструментах,
- изготовление «шумового» оркестра.
|
Комплексно- методический план
Модель трех вопросов
Что мы знаем о деревьях,
|
Что мы хотим узнать о них
|
Что нужно сделать, чтобы узнать
|
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |