Комплекс мотивов гусарской лирики и его трансформация в русской литературе первой половины XIX века



страница1/25
Дата25.08.2018
Размер1.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ

Филологический факультет

Кафедра истории русской литературы

Халиуллин Карим Ришатович

КОМПЛЕКС МОТИВОВ ГУСАРСКОЙ ЛИРИКИ И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Выпускная квалификационная работа

на соискание степени магистра филологии

Научный руководитель: к.ф.н., доц. Григорьева Елена Николаевна

Рецензент: д.ф.н., проф. Виролайнен Мария Наумовна

Санкт-Петербург

2017

Оглавление


Введение 3

Глава I. Буяны, кутилы, повесы первой половины XIX века и гусарство 7

Глава II. Комплекс мотивов гусарской песни Д.В. Давыдова 20

1. «Некоторые черты из жизни Дениса Васильевича Давыдова» 20

2. Лирика Дениса Давыдова и ее главный герой 23

3. Система мотивов гусарской песни 24

А. Лирика Дениса Давыдова и дружеское послание 1810-х годов 24

Б. Комплекс мотивов гусарской лирики 31

Глава 3. Трансформация комплекса мотивов гусарской лирики в литературе первой половины XIX века 45

1. Мотивы гусарской лирики в поэзии первой половины XIX века 45

2.«Гусарство» в прозе первой половины XIX века 59

А. Мотивы гусарской песни в прозе А.А. Бестужева (Марлинского) 59

Б. Мотивы гусарской лирики в прозе В.И. Карлгофа 68

В. Мотивы гусарской лирики в «Евгении Онегине» и прозе А.С. Пушкина 74

Г. Буянство и гусарство в «Семействе Холмских» Д.Н. Бегичева 89

Заключение 95

Список использованной литературы 101

Введение

В первой трети XIX века Денис Давыдов вводит в «высокую» поэзию «гусарщину» – особую литературную манеру, построенную на приеме контраста, пронизывающего различные уровни стихотворного текста: от фонетического до лексического и синтаксического. В стихотворениях «гусарской» стилистики присутствует ряд устойчивых мотивов, концентрирующихся вокруг фигуры лирического героя-гусара. Тексты, в которых представлено данное стилистико-мотивное единство, мы называем гусарской лирикой.

Стилистика и тематика лирики Давыдова достаточно исследованы в отечественной науке. Изучение литературного наследия автора началось уже во второй половине XIX века. В 1893 году было издано собрание сочинений Давыдова в трех томах, являющееся до сих пор самым полным изданием творчества писателя. В предисловии, выполненном А.О. Круглым, приводится краткая биография Д. Давыдова и предпринимается попытка анализа как прозаических, так и поэтических произведений автора.1 Проблема изучения поэтики Давыдова в это же время поднимается А.А. Осиповым в статье «Денис Васильевич Давыдов. 1784—1839 гг. (Опыт литературной характеристики)».2 Биография Давыдова продолжала интересовать ученых и в начале XX века.3 Однако первым серьезным научным исследованием творчества поэта стала статья Б.М. Эйхенбаума «От военной оды к «гусарской песне» (1933), в которой автор показывает, как Давыдов разрушает стилистический канон военной оды XVIII века, принципиально меняя способ изображения батального и привнося в поэзию описание военного быта.4 Во второй половине XX века интерес к творчеству Давыдова резко возрос. В.Н.Орлов5, Г.А. Гуковский6, М.Н. Гиллельсон7, В.Э. Вацуро8, И.М. Семенко9 и другие исследователи10 изучали различные аспекты поэтического творчества Давыдова.

Отметим, однако, что до сих пор в науке не произведен мотивный анализ гусарской лирики Давыдова, не выделен комплекс мотивов, составляющих гусарскую тему. Кроме того, не изучено влияние мотивики гусарской лирики на поэзию и прозу первой половины XIX века.



Начало изучения мотива в отечественном литературоведении связано с именем А.Н. Веселовского. Под мотивом исследователь понимал «формулу, образно отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности. Признак мотива – его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки: солнце кто-то похищает (затмение), молнию-огонь сносит с неба птица»11. Впоследствии мотив в прозе изучали В.Б. Шкловский12 и Б.В. Томашевский13.

Определение мотива, которое позволяет вычленять этот элемент текста в лиричке, впервые было представлено в «Лермонтовской энциклопедии»: «Мотив – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений»14.

Исследование мотива в поэтических текстах продолжают Б.М. Гаспаров и И.А. Паперно. В статье «К описанию мотивной структуры лирики Пушкина», под мотивом понимается элемент текста, обладающий следующими характеристиками: повторяемостью, способностью накопления смысла, возможностью являться в тексте своими устойчивыми атрибутами.15

В рамках нашей работы мы будем следовать данному пониманию мотива.

Целью предпринимаемого исследования является вычленение устойчивого комплекса мотивов гусарской лирики и описание его трансформации в русской литературе первой половины ХIХ века. В процессе рецепции лирических мотивов проза совмещает характеристики героя-гусара стихотворений Давыдова с чертами реальных исторических повес первой трети XIX века: Ф.И. ТолстогоАмериканца, М.С. Лунина, И.П. Липранди, А.И. Якубовича, Ф.А. Уварова (Черного) и др. В связи с этим в рамках представленной работы необходимо привлечь материал биографий этих личностей.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучение биографий легендарных буянов первой трети XIX столетия;

  2. Описание комплекса мотивов гусарской лирики;

  3. Изучение его трансформации в лирике и в прозе первой половины XIX века.

Поставленные задачи обуславливают структуру настоящей магистерской диссертации: введение; три главы, посвященные соответственно исследованию биографий буянов, выделению комплекса мотивов гусаркой лирики; его трансформации в поэзии и прозе первой половины XIX века; заключение.

Теоритической основой диссертационного исследования являются следующие литературоведческие и культурологические методологии: мотивный анализ, сравнительно-типологический, сравнительно-сопоставительный и культурно-исторический методы.


Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Учебное пособие Санкт-Петербург 2016 (075. 8)
11701 -> Особенности течения ишемической болезни сердца у пациентов, получающих терапию гемодиализом
11701 -> Эффективность лечения бесплодия методами экстракорпорального оплодотворения у женщин с миомой матки
11701 -> Высшего образования
11701 -> Влияние антидепрессивной терапии на когнитивные функции больных депрессией
11701 -> «Клинико-функциональная характеристика ремиссии у больных с первым эпизодом шизофрении»
11701 -> Психосоматические проявления при экстремальных спортивных нагрузках по специальности 030302 Клиническая психология
11701 -> Функции воздействия в тексте медицинской рекламы
11701 -> Анилиз случаев системных заболеваний
11701 -> Высшего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25




©zodomed.ru 2024


    Главная страница