Использование средств ритмики в работе логопеда и дефектолога в условиях до образовательного учреждения с детьми, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата



Дата06.05.2019
Размер15.4 Kb.

Использование средств ритмики в работе логопеда и дефектолога в условиях ДО образовательного учреждения с детьми, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Реабилитация детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач специального образования.
Как показывает практика, результаты традиционной системы коррекционной работы часто отдалены во времени, поэтому важной проблемой науки является также поиск, совершенствование и разработка новых технологий, методов и средств коррекционного воздействия.
Одним из аспектов коррекционного воздействия в ДО является логопедическая работа с детьми, имеющими различные речевые нарушения.
Логопедическая практика показывает, что на фоне различных видов двигательной недостаточности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата развитие речи может идти с опозданием и имеет ряд особенностей. Так, в зависимости от тяжести двигательного дефекта, а также наличия сопутствующих нарушений (задержка психического развития, нарушения эмоционально-волевой сферы и др.) речевая патология у детей данной категории может быть представлена как общим недоразвитием речи, затрагивающим все ее стороны, так и нарушением произношения отдельных звуков. Однако самым распространенным нарушением является дизартрия или ее облегченная форма, проявляющаяся в недостаточности артикуляционной моторики. При наличии же сопутствующих нарушений у детей может наблюдаться низкая речевая активность, бедность словаря, связанного с ограниченным запасом общих сведений и представлений об окружающем, недоразвитие фонетической стороны речи, присутствие аграмматизмов, а также недоразвитие всех видов связной речи.
Практика работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата показывает, что наиболее ощутимо моторная недостаточность проявляется у них в таких компонентах моторики, как статическая и динамическая координация, мелкая моторика, переключаемость движений. При этом многие исследования (Н.А.Бернштейн, 1947г.; В.И. Бельтюков, 1977г.; М.М. Кольцова, 1961г.; Л.А. Новиков, 1957г.; Л.В.Антакова-Фомина, 1974г.; В.И.Лубовский, 1978г.; Е.М.Мастюкова, 1973г.; Н.П.Вайзман, 1997г. и др.) свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи в развитии моторных и речевых функций. Особое значение придается влиянию развития мелкой моторики на развитие речи.
В свете данного факта логичным является использование двигательных упражнений в целях коррекции речи. На данном этапе развития теории и практики специального образования методикой, совмещающей в себе музыкальные, двигательные занятия и занятия по коррекции и развитию речи является логопедическая ритмика.
Проведенное нами исследование (дисс. канд. пед. наук, 2009 г.) так же показало, что использование методов и средств логопедической ритмики, охватывающих нарушения моторики, всех высших психических функций, в том числе и речи, а также личностные и поведенческие нарушения, является эффективным средством коррекционного воздействия при работе с любой категорией детей с ОВЗ.
Элементы ритмических упражнений могут использоваться на различных этапах логопедической работы в условиях детского сада, как на фронтальных, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Приведем примеры логоритмических игр и упражнений, способных дополнить методику логопедической работы по коррекции различных компонентов речевой системы.
1) Развитие артикуляционной моторики.
Логоритмическая игра «Язычок».
Игра представляет собой последовательное выполнение элементов артикуляционной гимнастики, ритмизированных за счет сопровождения стихотворным текстом. Предварительно логопед разучивает с детьми данные артикуляционные упражнения:
«Качели» - чередование подъема языка к носу и опускания к подбородку без участия нижней челюсти;
«Часики» - чередование движений языка вправо-влево;
«Варенье» - облизывание верхней губы широким языком в направлении сверху вниз;
«Лошадка» - цоканье языком.
Выполнение упражнения:
Наш веселый язычок упражнение «Качели»
Выглянул в окошко упражнение «Часики»
Поиграл и погулял упражнение «Варенье»
Поскакал немножко упражнение «Лошадка»
2) Развитие фонематического восприятия.
Логоритмическая игра «Эхо».
Целью игры является закрепление дифференциации на слух согласных звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости и т.д. Игра проводится с группой детей, которым логопед по очереди бросает мяч и произносит какой-либо слог. Задача ребенка бросить мяч обратно, точно повторив данный слог. После освоения произнесения детьми отдельных слогов переходят к повторению серий из 2-х, затем из 3-х слогов с чередованием согласных звуков внутри серии.
3) Обогащение словарного запаса.
Логоритмическая игра «Обобщения».
Целью игры является расширение словарного запаса детей по различным лексическим темам. Игра проводится с группой детей, которые стоят в кругу вместе с логопедом. Перед началом каждого круга игры логопед называет слово-обобщение, например: «Овощи», и передает мяч следующему ребенку. Каждый ребенок, передавая мяч по кругу, должен назвать слово из данной группы, не повторяясь. Когда мяч приходит к логопеду, он изменяет лексическую тему. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста, логопед не обозначает лексическую группу, а только приводит пример слова. Дети должны сами определить, к какой группе оно относится, и продолжить перечисление.
4) Коррекция нарушений грамматического строя речи.
Игра: «Кто хозяин?»
Целью игры является отработка правильного употребления притяжательных местоимений в зависимости от рода имен существительных. Игра проводится с группой детей, которые выстраиваются в шеренгу перед логопедом. Логопед по очереди бросает мяч каждому ребенку и задает вопрос, например: «Это чей рисунок?». Ребенок должен, возвращая мяч, ответить: «Это мой рисунок». Каждому ребенку предлагаются существительные женского, мужского и среднего рода, а так же множественного числа.
5) Развитие связной речи.
Целью игры является тренировка построения предложения с заданным словом. Игра может проводиться, как с группой детей, так и индивидуально. Дети выстраиваются друг за другом «паровозиком», логопед стоит на некотором расстоянии от детей и держит в руках карточки с картинками, изображающими различные предметы. Задача детей по очереди добраться до логопеда предлагаемым способом (допрыгать на одной ножке, пройти «след в след», «гусиным шагом» и т.п.), взять одну из карточек и придумать предложение, в состав которого входит изображенный предмет. После успешного выполнения ребенок встает в конец очереди. Способ передвижения определяется педагогом и изменяется после каждого круга.
Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница