Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования Агапова Альбина Анваровна, учитель-логопед мбдоу дс №47



Скачать 37.91 Kb.
Дата10.10.2017
Размер37.91 Kb.

Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

Агапова Альбина Анваровна,

учитель-логопед МБДОУ ДС № 47 «Гнёздышко»

город Нижневартовск
В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

В нашем детском саду воспитанники категории ОВЗ – это дети с задержкой психического развития.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2) коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации. [6].

Основными задачами логопедического пункта являются:

-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

-определение их уровня и характера;

-устранение разнообразных нарушений речи;

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

-консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:

-организационная;

-диагностическая;

-коррекционно-развивающая;

-профилактическая;

-научно-методическая;

-взаимосвязь с другими участниками педагогического и коррекционно-развивающего процесса.

Работа учителя-логопеда, в связи с переходом к процессу деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования, по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.

Использование активных методов обучения при работе с детьми с задержкой психического развития особенно важно, так как у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к деятельности, сниженная способность к приёму и переработке перцептивной информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения. Все эти особенности приводят к изменению процесса овладения этими детьми речевой функции и определяют своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, несформированность словообразовательных процессов, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей в обществе.

В качестве средств активизации деятельности выступают содержание, методы и приемы организации деятельности. Таким образом, уровень активности воспитанника в процессе организации деятельности определяется тем насколько содержание, методы и организация деятельности способствуют этой активности.

При подборе содержания логопедических занятий для воспитанников с нарушениями речи необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя-логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям воспитанников методов и форм организации деятельности. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание деятельности [3].

Активные методы деятельности, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.



Для активизации деятельности воспитанников с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  1. Методы формирования мотивации

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес.

Метод работы с куклой позволяет каждому ребенку почувствовать свою успешность, развивает связную речь, способствует формированию просодической стороны речевого развития.

В логопедической работе загадки находят широкое применение. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируют процессы анализа и синтеза, сравнения, сопоставления. У детей развивается достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти. Так, на подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения и формирования фонематического слуха включаются загадки, которые помогают ребенку в отгадке четко и правильно произносить поставленные звуки, контролировать свое звукопроизношение, а затем определять место заданного звука в словах - отгадках. Прежде всего, это традиционные загадки и загадки «Доскажи словечко». Формирование аналитико-синтетической деятельности происходит с применением загадок-ребусов, в которых отгадка «зашифрована», и ее можно увидеть в комбинации фигур, букв, символов или знаков. С этой же целью уместно использовать загадки «Составь слово», «Загадки - путаницы».

Актуальной проблемой в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является развитие связной речи. Наличие этой коммуникативной функции способствует формированию полноценной личности, психологической комфортности в коллективе. Поэтому остро встает проблема применения приемов, стимулирующих речевую активность.

Одним из таких приемов, создающих ситуацию, которая стимулирует потребность ребенка в речевых высказываниях, является упражнение «Составь целое из частей». Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова» для закрепления умения добавлять слог до слова. «Мяч поймай — слово составляй» для составления трехзвуковых слов и их анализ.

- Составь картинку целиком из пяти частей.

- К какой она сказке?

- Какой был медведь? (большой, бурый, неуклюжий)

- Какая была Маша? (умная, догадливая)

- В чем сидит Маша?

- Назовите 1 звук в этом слове?

- Назовите другие слова с этим звуком.

Яркость, красочность зрительных образов поддерживают неподдельный интерес ребенка к работе и формируют навыки связных высказываний.


  1. Игровые методы работы в логопедической практике.

Игровой метод - это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра должна сделать сам процесс организации деятельности эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт. Необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы, не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать. В работе учителя-логопеда используются следующие игры: «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» для расширения словарного запаса, развитие внимания, мышления; «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй» для определения последовательности и количества звуков в слове; «Тихо — громко» для закрепления артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса; «Стучалочка» для четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия. «Слово в ладошке» для автоматизации звуков.

Значение игр в развитии детей с нарушениями речи:



  1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

  2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

  3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

  4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

  5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодика - интонационных) компонентов речи.

  6. Игры развивают и нормализуют эмоционально - волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

  1. Использование кинезиологических упражнений.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и самомассаж. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятия физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы дошкольного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование презентаций-тренажёров, отдельных презентаций и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия. На слайдах можно поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

В работе учителя-логопеда находят широкое применение интерактивные игры:

- «Шаг за шагом», где упражнения от раздела к разделу постепенно усложняются, что способствует формированию соответствующих навыков по всем важнейшим направлениям развития ребёнка. В игре развивается зрительное и слуховое восприятие, графические навыки, связная речь;

- «Игры со словами», которая включает набор печатных материалов, содержащих задания для развития графических навыков, мелкой моторики, и зрительно-пространственного восприятия;

- «Говорящие картинки» – игра для развития слухового восприятия, улучшения артикуляции, расширения словарного запаса;

- «Лого игры» – для развития и тренировки органов речи, дыхательных органов, формирование навыков владения голосом.


  1. Развитие познавательной сферы.

Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а так же овладением навыков звукослогового анализа и синтеза. В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, загадок, самостоятельное придумывание заданий способствует развитию творческой активности ребёнка.

Эффективность коррекционной деятельности может быть существенно повышена при использовании элементов методов, помогающих развитию пространственного гнозиса – одного из главных психических процессов в создании первичной базы для формирования речи детей. Восприятие пространства основывается на зрительной ориентировке, поэтому в занятиях необходимы внезрительные компоненты восприятия пространства (слуховые, вестибулярные, кожно-кинестетические). Для формирования пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади использовались следующие методы и приемы:

- работа с зеркалами: «Дразнилки», «Узнай и покажи», «Покажи у соседа»;

- игровые упражнения: «Что, похоже, а что нет», «Найди отличия», «Обведи свои ладошки», «Найди предмет».



6. Активные методы рефлексии.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ребёнок должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния с различными цветовыми изображениями: «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению; «Дерево чувств» – ребёнку предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.



7. Особенности взаимодействия с родителями.

Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение родителей в коррекционный процесс. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Осуществить это можно через:

- ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители должны владеть информацией о возрастных особенностях, особенностях нарушений в развитии их ребенка;

- ознакомление родителей с содержанием коррекционно–логопедческой работы как компонента индивидуальной адаптированной программы;

- обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей;

- активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы: создание семейных альбомов, альбомов индивидуального словаря ребенка, подбор фотоматериалов для организации коррекционных занятий дома.

- существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная специальная литература практической направленности.

Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность коррекционного процесса [4].

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют речевую и познавательную активность воспитанников с ОВЗ, развивают их творческие способности, активно вовлекают воспитанников в образовательный процесс, стимулируют самостоятельную деятельность воспитанников.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

В заключение хочется отметить, что для реализации в новых условиях, поставленных перед нами задач учитель-логопед должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Литература.

1. Белобрыкина, О.А. Речь и общение: пособие для педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240с.

2. Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические игры. – СПб.: Санкт- Петербург, изд. Дом ЛИТЕРА, 2009. – 63с.

3. Нищева Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. – Санкт-Петербург, Детство – Пресс, 2015.

4. Приходько О.Г. Деятельность специалистов сопровождения, при включении обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов в образовательное пространство. Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях» – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.

5. Смирнова, Л.Н. Логопедия: пособие для логопедов – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 56с.



6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012.
Каталог: files -> GMO
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека
GMO -> Информационно-аналитическая справка

Скачать 37.91 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница