На правах рукописи
СОРОКИНА Вера Михайловна
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ
ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ
13.00.08 – теория и методика
профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Волгоград — 2010
Работа выполнена в Государственном образовательном
учреждении высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет».
Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор
Разбегаева Людмила Павловна (ГОУ ВПО
«Волгоградский государственный педа-
гогический университет»).
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Мандриков Виктор Борисович (ГОУ ВПО
«Волгоградский государственный меди-
цинский университет»);
кандидат педагогических наук, доцент
Алешина Лариса Ивановна (ГОУ ВПО
«Волгоградский государственный педа-
гогический университет»).
Ведущая организация – ГОУ ВПО «Ярославский государствен-
ный педагогический университет
им. К. Д. Ушинского».
Защита диссертации состоится _______________ в ____ час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.
Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного педагогического университета: https://www. vspu.ru 23 ноября 2010 г.
Автореферат разослан 23 ноября 2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета А.А. Глебов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность исследования. В начале XXI в. каждая сфера человеческой деятельности связана со здоровым образом жизни, поскольку это индивидуальная система поведения человека, вызывающая положительные эмоции и способствующая профилактике болезней и несчастных случаев, т.е. поведение, направленное на достижение полного физического, психического и социального благополучия (Е.Н. Назарова). Не случайно последние годы ученые все чаще обращаются к здоровому образу жизни как к самостоятельному социальному феномену, характеризуют его как особое состояние личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева). Тем не менее феномен здорового образа жизни личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.
Развитие общества определяет ценностный статус здорового образа жизни. Отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности способствует успешности в любой сфере профессиональной деятельности, т. к. хорошее здоровье является предпосылкой для высокоэффективного труда, творческой активности, наиболее полного самовыражения личности. Таким образом, здоровый образ жизни играет ключевую роль в профессиональном становлении личности, а формирование отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности выступает важнейшим компонентом профессионального обучения студентов. Это отражено в таких документах, как «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» и проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (на период до 2020 года)».
Важнейшая роль в их реализации отводится общим гуманитарным, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам высшего образования с возможностью поэтапного решения обозначенных проблем с учетом возрастных и психологических особенностей студентов, поскольку возраст студенчества (18–22 года) в силу присущего ему ценностного самоопределения является сензитивным периодом для формирования ценностного сознания личности. Анализ состояния практики формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности позволяет сделать вывод о том, что зачастую формирование данного личностного образования происходит стихийно. По результатам констатирующего эксперимента на базе Камышинского технологического института (филиал Волгоградского государственного технического университета), целенаправленной работе по формированию у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности постоянно уделяют внимание 19% преподавателей, 63% – лишь иногда, 18% – не придают этой проблеме значения.
Проблемы, связанные со спецификой формирования отношения к здоровому образу жизни, исследовались Р.И. Айзманом, Г.К. Зайцевым, Э.М. Казиным, В.В. Колбановым, Г.А. Кураевым, А.П. Лаптевым, Т.Н. Маляренко. Валеологические аспекты изучаемой проблемы и оптимизация двигательной активности рассматривались в работах М.В. Баженовой, Б.А. Барабанщикова, А.М. Зыскиной, А.П. Исаева, С.Н. Малафеевой, И.В. Муравой, С.В. Попова, С.Б. Тихвинского, В.И. Харитонова. Ценностные аспекты здорового образа жизни затрагивались в работах В.В. Гаврилюка, Д.Н. Давиденко, А.М. Зыскиной, С.Н. Малафеевой, В.П. Петленко, В.Ю. Салова, Н.А. Трикз. Однако процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности не являлся предметом отдельного исследования.
Значимость и актуальность выбранного направления исследования подтверждаются рядом противоречий, выявленных в результате изучения и анализа состояния современной практики формирования отношения у студентов к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Это противоречия между:
– возрастающей ролью здорового образа жизни в профессиональной деятельности личности и отсутствием научного обоснования процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как к ценности в контексте профессионального становления;
– потенциалом общих гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин в формировании у студентов отношения к здоровому образу жизни как ценности и недостаточной подготовленностью преподавателей для решения этой задачи;
– закономерностями становления ценностного сознания студенчества, актуализацией потребности в профессиональной самореализации и недостаточной возможностью удовлетворения этой потребности в ходе обучения в вузе.
Проблема диссертационного исследования заключается в необходимости научного обоснования процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности определили выбор темы исследования: «Формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности».
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в вузе.
Предмет исследования – формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.
Цель исследования – научно обосновать процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.
Гипотеза исследования: процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности станет более эффективным, чем в массовом опыте, если:
· здоровый образ жизни как профессиональная ценность будет раскрываться в идеях ценности здоровья, ведения здорового образа жизни, человека как ответственного субъекта, а формирование отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности будет выступать одной из целей профессионального образования;
· основой формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности будет являться уровневая модель, представляющая последовательный переход от безразлично-потребительского уровня через нейтрально-пассивный к осознанно-действенному уровню;
· логика поэтапного процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности будет обусловлена спецификой обобщенного ценностного механизма «поиск – оценка – выбор – проекция», а содержание этапов моделируемого процесса – уровнем сформированности у студентов отношения к исследуемому личностному образованию;
· в системе средств формирования у студентов данного личностного образования на всех этапах процесса приоритетными будут личностно значимые педагогические ситуации, средством создания которых выступают задачи ценностно-смыслового характера, актуализирующие ценностно-смысловую сферу личности. В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1) выявить сущностные характеристики отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, определить критерии и уровни сформированности у студентов данного личностного образования;
2) обосновать модель процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности с учетом обобщенного ценностного механизма «поиск – оценка – выбор – проекция»;
3) разработать и экспериментально проверить систему педагогических средств формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– концептуальные идеи теории целостного педагогического процесса (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев), проявляющиеся в организации определенной последовательности его этапов «цель – средство – результат»;
– идеи личностно ориентированного подхода в образовании (Е.А. Крюкова, В.В. Сериков), обусловившие выбор средств формирования исследуемого личностного образования в двустороннем педагогическом процессе;
– теория деятельностного подхода в образовании (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина) позволила опираться на концепцию поэтапного формирования умственных действий, что обусловило логику формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни и включение обучающихся в активную творческую деятельность;
– ценностный подход в образовании (А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегаева), ориентированный на осознание, осмысление и принятие студентами ценностей.
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2005–2010 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе (2005–2007 гг.) изучалась педагогическая, психологическая, методическая и философская литература, определялась степень разработанности проблемы в науке, формулировалась гипотеза, разрабатывалась методика исследования, проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2007–2009 гг.) проводился формирующий эксперимент с целью конструирования модели процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности и выявления средств, обеспечивающих его эффективность.
На третьем этапе (вторая половина 2009-го – начало 2010 г.) осуществлялись теоретическое осмысление, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, завершение научного обоснования основных положений исследования, апробация и внедрение модели процесса формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в педагогический процесс вуза, оформление текста диссертации.
На первом этапе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ концептуальных положений, представленных в философской, психологической и педагогической литературе по проблеме исследования; моделирование, систематизация, обобщение, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах исследовательской работы.
На втором этапе применялись методы эмпирические – опросно-диагностические (анкетирование, тестирование, беседы со студентами и преподавателями, проектирование), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития), обобщение педагогического опыта, формирующий педагогический эксперимент.
На третьем этапе исследования применялись методы сравнения, абстрагирования, обобщения полученных теоретических и эмпирических результатов, математической обработки исследовательских результатов.
Базу исследования составили опытно-экспериментальная работа и инновационная деятельность автора как преподавателя-исследователя в Камышинском технологическом институте (филиал Волгоградского государственного технического университета). Всего в эксперименте приняли участие 56 преподавателей и 293 студента.
Положения, выносимые на защиту:
1. Здоровый образ жизни – это профессиональная ценность, неотъемлемая часть профессиональной деятельности личности, направленная на укрепление здоровья, работоспособности, повышение творческой активности и трудового долголетия. В условиях здорового образа жизни у личности формируется ответственность за здоровье как часть общекультурного развития; возникают реальные предпосылки для профессиональной активности в случаях, когда наиболее полно раскрывается творческий потенциал личности. Отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности представляет собой интегративное личностное образование, включающее знания о связи успешности в профессии с осознанием ценности здорового образа жизни через идеи ценности здоровья человека как ответственного субъекта; принятие здорового образа жизни как личностной и профессиональной ценности, эмоционально-смысловое отношение к нему; реализацию деятельностных аспектов отношения.
Структура исследуемого личностного образования представлена когнитивным, эмоциональным, смысловым и деятельностным компонентами.
Когнитивный компонент выполняет информационную функцию, включает в себя знания о здоровом образе жизни как личностно и профессионально значимой ценности на уровне представлений, понятий и идей. Содержательная составляющая компонента представлена категориями ценности, профессиональной ценности, ценности здоровья и здорового образа жизни, ответственного субъекта.
Эмоциональный компонент выполняет функцию эмоционального подкрепления. Он связан с особенностями эмоционального восприятия знаний о здоровом образе жизни как ценности; их содержание, преломляясь через эмоциональную сферу личности, становится ее внутренним требованием к себе, приобретает личностный смысл. Эмоциональный компонент на разных этапах формирования характеризуется следующими чертами: наличие общего эмоционального фона при восприятии знаний о здоровом образе жизни; устойчивое эмоциональное отношение к здоровому образу жизни как условию успешной профессиональной деятельности.
Смысловой компонент выполняет рефлексивную функцию, предполагает поиск, осознание и принятие субъектом личностного и профессионального смысла ценности здорового образа жизни. Компонент характеризуется осознанием необходимости применения на практике законов сохранения и восстановления здоровья и всех систем жизнеобеспечения, пониманием ответственности за состояние здоровья как личной и профессиональной ценности, самостоятельным поиском оптимальных форм и способов ведения здорового образа жизни. Компонент является интегративным и проявляется в осознанном отношении к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, в рефлексии, самоанализе, самоконтроле профессиональной деятельности.
Деятельностный компонент выполняет преобразующую функцию, отражает анализ, регуляцию и проектирование студентом собственной профессиональной деятельности с учетом ценности здорового образа жизни. Данный компонент предполагает систему умений, а именно: умения оценивать физическое состояние собственного организма и его систем; подбирать наиболее приемлемый способ ведения здорового образа жизни в профессиональной, общественной, личной деятельности; применять средства, методы здорового образа жизни, необходимые для сохранения и восстановления своего здоровья; проявлять самостоятельность, организованность в процессе ведения здорового образа жизни.
Сформированность отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности определяется по следующим критериям: полнота и системность знаний о ценности «здоровый образ жизни», форма и характер эмоционального отношения студентов к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, степень осознанности личностной и общественной значимости исследуемой ценности, характер мотивов активности в процессе формирования данного личностного образования, степень сформированности у студентов умений и навыков ведения здорового образа жизни, полнота реализации деятельностных аспектов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Критерии фиксируют его на безразлично-потребительском, нейтрально-пассивном и осознанно-действенном уровнях сформированности.
2. Процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности включает в себя три этапа: мотивационно-информационный, оценочный, деятельностно-практический. Логика процесса определена механизмом присвоения личностью ценностей «осознание – осмысление – принятие», что предполагает оценку и выбор студентом значимых ценностей и проектирование на этой основе будущей профессиональной деятельности. Происходит последовательное формирование исследуемого личностного образования соответственно уровням его проявления. Мотивационно-информационный этап предполагает формирование данного личностного образования на безразлично-потребительском уровне. Наблюдается отсутствие осознания общественной, а значит, и профессиональной значимости здорового образа жизни. Здоровьесберегающая деятельность студентов носит избирательно-ситуативный характер. Оценочный этап направлен на достижение студентом нейтрально-пассивного уровня сформированности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Знания о здоровом образе жизни имеют личностный характер, студенты заинтересованы в регулярности их получения, но редко проявляют инициативу и самостоятельность. Студенты эпизодически, непроизвольно используют умения, связанные со здоровым образом жизни, в практической деятельности. Чувство ответственности за здоровье проявляется в отдельных жизненных ситуациях. Деятельностно-практический этап предполагает становление практического опыта здорового образа жизни в профессиональной среде, что проявляется в системе привычек разумного отношения к здоровью. Наблюдается потребность выстраивать свою профессиональную деятельность в контексте здорового образа жизни, осознается значимость здорового образа жизни для профессионального самосовершенствования. Достижение осознанно-действенного уровня отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности представляет собой приоритетную цель профессионального становления студентов.
3. Процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности эффективен при организации личностно значимых педагогических ситуаций, стимулирующих активность студентов по присвоению ценности «здоровый образ жизни», поиску смыслов и проектированию собственной профессиональной деятельности в соответствии с ними. Системообразующим дидактическим средством создания личностно значимых педагогических ситуаций на каждом этапе являются задачи ценностно-смыслового характера, позволяющие студенту конструировать будущую профессиональную деятельность в контексте ценности здорового образа жизни. На мотивационно-информационном этапе процесса доминируют задачи репродуктивного уровня сложности, направленные на актуализацию знаний студентов о здоровом образе жизни как профессиональной ценности; на оценочном – частично-поисковые, они направлены на поиск студентом профессионального смысла ценности «здоровый образ жизни». На деятельностно-практическом этапе личностно значимые педагогические ситуации создаются посредством задач ценностно-смыслового характера и исследовательского (творческого) уровня сложности, направленных на интеграцию личностного смысла ценности «здоровый образ жизни» в систему профессиональных отношений студентов.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
· впервые в педагогической теории отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности раскрыто как целостная система, включающая когнитивный, эмоциональный, смысловой и деятельностный компоненты, которые обеспечивают выполнение следующих функций: информационной, функции эмоционального подкрепления, рефлексивной, преобразующей, что подчеркивает многоаспектность содержания данного отношения;
· выявлены особенности организации процесса формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в условиях образовательного процесса в вузе с учетом динамики целей и средств их реализации; систематизирован диагностический инструментарий выявления у студентов уровня сформированности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности;
· конкретизированы критериально-уровневые характеристики отношения к здоровому образу жизни как ценности и смоделирован поэтапный процесс его формирования в условиях обучения в вузе, определены цели и система средств каждого этапа, обусловливающие его результативность, – это личностно значимые педагогические ситуации, средством создания которых выступают задачи ценностно-смыслового характера;
· дополнено научное знание о формировании ценностного сознания студентов в контексте их профессионального становления.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в развитие ценностного подхода и теории профессионального образования. Решение актуальной проблемы профессионального становления студентов рассмотрено в контексте формирования их ценностного сознания; определено ценностное содержание здорового образа жизни через идеи ценности здоровья, здорового образа жизни, человека как ответственного субъекта; представлена педагогическая система формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности: выделены сущностные характеристики, обоснована модель процесса, описаны уровни проявления, выявлена специфика средств формирования данного отношения.
Разработана содержательная характеристика отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, описан процесс его формирования в условиях высшего профессионального образования с позиций целостного подхода и в логике механизма присвоения ценностей, что может стать теоретической базой для обоснования процесса присвоения иных ценностей. Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут служить теоретической основой для исследования формирования отношения к здоровому образу жизни на различных этапах онтогенеза.
Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы (методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений); совокупностью методов исследования, адекватных его целям, задачам и логике; изучением педагогической практики формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в обучении общим гуманитарным, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам; корректной организацией опытно-экспериментальной работы по формированию данного личностного образования; достаточной количественной базой эксперимента; объективностью обработки полученных в ходе эксперимента данных; репрезентативностью объема выборки; разнообразием источников информации; сочетанием количественного и качественного анализа; статистической значимостью экспериментальных данных и контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом; использованием результатов в учебно-воспитательном процессе Камышинского технологического института; личным многолетним опытом работы диссертанта в высшей школе.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана и апробирована комплексная методика оценки уровней сформированности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, что позволяет преподавателю диагностировать у студентов исследуемое личностное образование; выявлены возможности использования системы задач ценностно-смыслового характера для формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе.
Результаты исследования могут служить основой для совершенствования системы дидактических средств формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в различных вузах.
Поделитесь с Вашими друзьями: |