ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
-
УТВЕРЖДАЮ
|
Декан факультета
ветеринарной медицины, профессор
В.А. Беляев
« » ______________ 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.ОД.3 ХИРУРГИЯ И АКУШЕРСТВО _
наименование дисциплины
111900.62 - Ветеринарно-санитарная экспертиза
направление подготовки
Ветеринарно-санитарная экспертиза
профиль подготовки
Бакалавр
квалификация (степень) выпускника
Очная
форма обучения
Ставрополь, 2013 г.
1. Цели освоения дисциплины «Хирургия и акушерство»
Целями освоения дисциплины (модуля) «Хирургия и акушерство» являются подготовка ветеринарного специалиста для того, чтобы дать выпускникам теоретические знания, практические умения и навыки по профилактике, диагностике и лечению наиболее часто встречающихся хирургических и акушерских болезней животных. Задачи дисциплины являются изучение:
- теоретического обоснования, технологии организации и проведения хирургических и акушерских операций;
- общих и специфических признаков хирургических и акушерских заболеваний;
- процессов воспаления, регенерации, трансплантации и выздоровления;
- закономерностей и механизмов развития акушерско-хирургических патологий;
- теоретические знания по основам акушерства, гинекологии, андрологии, болезням молочной железы и новорожденных, биотехнике размножения животных.
- клинических, гематологических, морфологических, биохимических и физиологических показателей травмированного организма.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина (модуль) «Хирургия и акушерство» относится к циклу Б3 – профессиональный цикл (базовая часть). Изучение данной дисциплины ориентирует на такую область профессиональной деятельности бакалавра как проведение ветеринарно-санитарной экспертизы всех видов животных и птиц, направляемых на перерабатывающие предприятия, сырья и продуктов убоя животных. Для хирургии и акушерства профильным видом профессиональной деятельности является производственная и научно-исследовательская деятельность. Данная дисциплина готовит к решению основной задачи профессиональной деятельности - это проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов убоя всех видов животных и птиц, направляемых на перерабатывающие предприятия.
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные (ОК - 1, ОК - 2, ОК- 5,ОК - 6), профессиональные (ПК-2,) компетенции на пороговом и повышенном уровнях.
Для изучения хирургии и акушерства необходимы следующие знания, умения и навыки, приобретенные при освоении предшествующих дисциплин – анатомии, физиологии, понятия о нозологии и этиологии болезней, патогенез типовых патологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных; основные генетические аномалии у различных видов.
Умения: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с биофизической точки зрения.
Навыки: использовать знания об основных биологических законах и их использовании в ветеринарии.
- Анатомия животных
Знания: общие закономерности и видовые особенности строения животных в возрастном аспекте.
Умения: определять видовую принадлежность по анатомическим признакам.
Навыки: владеть методами оценки топографии органов и систем организма.
- Цитология, гистология и эмбриология
Знания: микроструктуру клеток, тканей и органов животных, их эмбриональное развитие.
Уметь: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с точки зрения общебиологической и экологической науки.
Навыки: использовать знания об основных биологических законах и их использовании в ветеринарии.
- Физиология и этология животных
Знания: закономерности осуществления физиологических процессов и функций и их качественное своеобразие в организме разных видов животных, механизмы их нейрогуморальной регуляции, сенсорные системы, высшую нервную деятельность, поведенческие реакции и механизмы их формирования, основные поведенческие детерминанты.
Уметь: использовать знания физиологии при оценке состояния животного.
Навыки: владеть навыками по исследованию физиологических констант функций, методами наблюдения и эксперимента.
- Патологическая физиология
Знания: понятия о нозологии и этиологии болезней, патогенез типовых патологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных.
Умения: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с точки зрения общебиологической науки.
Навыки: владеть знаниями по механизмам развития болезни.
- Ветеринарная микробиология и микология
Знания: основные виды болезнетворных бактерий, грибов, их классификацию, особенности жизнедеятельности и методы диагностики.
Умения: проводить бактериоскопию, отбирать материал для микробиологических и вирусологических исследований, определять антибиотикочувствительность.
Навыки: владеть знаниями по механизмам развития болезни.
- Иммунология
Знания: понятие об иммунитете и механизме иммунного ответа у животных.
Умения: грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с точки зрения общебиологической науки.
Навыки: владеть знаниями по механизмам развития болезни.
- Ветеринарная фармакология. Токсикология.
Знания: классификацию лекарственных средств, их фармакокинетику, фармакодинамику, особенности применения при различных физиологических состояниях у животных, основы рецептуры и аптечного дела.
Умения: выписывать рецепт на лекарственное средство.
Навыки: использовать знания по фармакологическим методикам.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной. Дисциплина «Общая и частная хирургия» является предшествующей для учебной дисциплины:
- «Биология и патология мелких домашних и экзотических животных»
(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))
- «Акушерство и гинекология»
(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) Общекультурных (ОК): умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); использование знаний латинского языка для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-8); использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11).
б) профессиональных (ПК): умение правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владение техникой клинического исследования животных, назначением необходимого лечения в соответствии с поставленным диагнозом (ПК-3); способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого поголовья животных, молодняка и новорожденных, способных вызывать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-7); осуществление необходимых диагностических, терапевтических, хирургических и акушерско-гинекологических мероприятий; знаний методов асептики и антисептики и их применению (ПК-8); способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлению алгоритма выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными, паразитарными и инфекционными заболеваниями (ПК-9); способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в ветеринарии и здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, правила, рекомендации, указания, терминологию, действующие международные классификации) (ПК-16); способность и готовность участвовать в разработке проектов по строительству ветеринарных учреждений и клиник, животноводческих комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям (ПК-24); способность и готовность осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты (ПК-29); способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; уметь применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии (ПК-30).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: характеристику травматизма животных, организацию плановой хирургической диспансеризации животных в животноводческих хозяйствах, методы фиксации, фармакологического обездвиживания и анальгезии животных, теоретические аспекты, технологию организации и проведения хирургической операции; понятие о хирургической инфекции и способах ее профилактики в работе ветеринарного врача, понятие о ране, раневой болезни, биологии раневого процесса и видах заживления ран, особенности ветеринарной хирургии военного времени, катастроф и чрезвычайных ситуаций, этиологию, патогенез, клиническую картину различных хирургических болезней животных, методику проведения дифференциального диагноза различных хирургических болезней животных.
Уметь: провести обследование больного животного с хирургическими и акушерскими патологиями, поставить диагноз, обосновать прогноз, назначить и проводить лечение, проводить анестезию и анелгезию органов у животных, базовые реанимационные мероприятия, составить план проведения операции, проводить хирургическую обработку ран и ожогов, останавливать кровотечение, накладывать мягкие и иммобилизирующие повязки, проводить гематологический, цитологический, бактериологический, рентгенологический и ультразвуковой контроль процесса заживления хирургической травмы, проводить кастрацию жеребцов, быков, хряков, кобелей, котов и овариоэктомию у собак и кошек, и проводить хирургическое лечение при патологии у животных.
Владеть: приемами фиксации и клинического осмотра животных; техникой диагностических исследований животных и использования лабораторных приборов; техникой обездвиживания и обезболивания животных; правилами ведения истории болезни на животных; техникой тканевой и новокаиновой терапии при хирургической патологии. Освоить ректальный и др. методы диагностики и бесплодия животных, оказывать акушерскую помощь при нормальных и патологических родах, диагностировать акушерско-гинекологические болезни, болезни молочной железы и новорожденных, проводить мероприятия по профилактике и ликвидации бесплодия животных.
Иметь опыт (навык): курации акушерско-хирургических больных животных; ведения истории болезни на животных; применения патогенетической терапии, использования холода, тепла, массажа, света при хирургической и акушерской патологиях; тканевой и новокаиновой терапии; проведения амбулаторного приема животных, сбора анамнеза, полного клинического обследования и оценки общего состояния животного; проведение основных хирургических акушерских операций.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Данные по рабочему учебному плану: 216 час., 6 зачет. ед.
Семестры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Всего
|
Трудоемкость по Госстандарту -
из них:
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
216/6
|
самостоятельная работа -
|
|
|
|
|
|
90
|
|
|
90/2,5
|
аудиторные занятия
в том числе:
|
|
|
|
|
|
90
|
|
|
90/2,5
|
лекции -
|
|
|
|
|
|
36
|
|
|
36/1,0
|
лабораторные -
|
|
|
|
|
|
54
|
|
|
54/1,5
|
семинарские -
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
практические -
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
Семестры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Всего
|
недель в семестре
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма контроля:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
экзамен
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
Зачет
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
курсовая работа
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
курсовой проект
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |