составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки/специальности (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
31.08.70 Эндоскопия
Код и наименование специальности/направления подготовки
Квалификация выпускника
Врач - эндоскопист
Квалификация (степень) выпускника
Форма обучения
Очная
Очная/очно-заочная
СОСТАВИТЕЛИ
С.И. Емельянов
Зав. кафедрой, д.м.н., профессор
Д.Ю. Богданов
Зав. учебной частью, профессор, д.м.н.
Н.Л. Матвеев
Профессор, д.м.н.
А.В. Федоров
Профессор, д.м.н.
И.А. Курганов
Ассистент, к.м.н.
Ш.А. Алишихов
Ассистент, к.м.н.
Подпись
ФИО
Должность, степень
РАССМОТРЕНА
ПРИНЯТА
на заседании кафедры
на заседании Ученого совета факультета
эндоскопической хирургии ФДПО
Наименование кафедры
Протокол №
Протокол №
Дата Номер протокола
Дата Номер протокола
Заведующий кафедрой
Председатель Ученого совета факультета
С.И. Емельянов
Подпись
Расшифровка подписи
Подпись
Расшифровка подписи
СОГЛАСОВАНО
Начальник учебного управления профессионального образования
Н.В. Ярыгин
Директор фундаментальной библиотеки
Е.А. Ступакова
Должность
Подпись
Расшифровка подписи
Цель и задачи программы практики
Практика
Эндоскопия
Название практики
реализуется в
базовой
части учебного плана подготовки специалиста для обучающихся
Базовой/Вариативной
по направлению подготовки (специальности)
31.08.70 Эндоскопия
Код и наименование специальности/направления подготовки
очной
формы обучения.
Очной/очно-заочной
Цель:
закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ординатора, и формирование профессиональных компетенций врача-эндоскописта, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.
Задачи:
1. Сформировать умение собрать анамнез и сопоставить полученные сведения с данными имеющейся медицинской документацией на больного с тем, чтобы выбрать нужный вид эндоскопического исследования.
2. Сформировать умение выявлять аллергическую предрасположенность больного к анестетикам с тем, чтобы определить вид анестезии, при которой будет выполняться эндоскопическое исследование.
3. Сформировать умение определить показания и противопоказания к выполнению того или иного эндоскопического исследования.
4. Сформировать умение научить больного правильно вести себя во время эндоскопического исследования.
5. Сформировать умение визуально четко определять анатомические границы отделов исследуемых органов и физиологических сужений.
6. Сформировать умение правильно оценивать ответные реакции сфинктерных аппаратов исследуемых органов в ответ на введение эндоскопа и воздуха.
7. Выработать владение методами местной анестезии глоточного кольца, трахеобронхиального дерева, местной инфильтрационной анестезией.
8. Выработать владение методикой выполнения мазков-отпечатков для цитологического исследования.
9. Выработать владение методикой фиксации материала биопсии для гистологического исследования.
10. Сформировать умение выбрать оптимальный вид и тип эндоскопа в зависимости от характера планируемого эндоскопического исследования.
11. Сформировать умение определять нозологическую форму заболевания на основании выявленных макроскопических признаков изменений слизистых, серозных покровов или тканей паренхиматозных органов.
13. Сформировать умение составить отчет о проделанной работе с проведением анализа эндоскопической деятельности.
14. Выработать владение техникой эзофагогастродуоденоскопии, колоноскопии, бронхоскопии, лапароскопии, используя при этом все приемы для детального осмотра слизистой оболочки пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки при ЭГДС; всех отделов толстой и терминального отдела подвздошной кишки – при колоноскопии; трахеобронхиального дерева, вплоть до бронхов 5 порядка – при бронхоскопии, серозных покровов, а также абдоминальных органов брюшной полости – при лапароскопии.
15. Выработать владение техникой прицельной биопсии из патологических очагов слизистых оболочек, серозных покровов и абдоминальных органов.
16. Выработать владение методикой забора асцитической жидкости, выпота из брюшной полости для цитологического исследования и посевов.
Практика
Эндоскопия
Название практики
базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее, в ходе освоения ряда дисциплин (модулей).
по специальности: 31.08.70 - Эндоскопия
Изучение дисциплины (модуля)
Эндоскопия
Название практики
является базовым для последующего освоения дисциплин (модулей):
Производственной (клинической) практики
Дисциплины(модули) последующего изучения
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики
Компетенции, закрепленные за практикой
№
Код
Содержание компетенции
УК-1
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать готовностью к абстрактному мышлению, анализу и синтезу
УК-2
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
УК-3
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения
ПК-1
Выпускник, освоивший программу ординатуры, в профилактической деятельности должен обладать готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания
ПК-3
Выпускник, освоивший программу ординатуры, в профилактической деятельности должен обладать готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
ПК-4
Выпускник, освоивший программу ординатуры, в профилактической деятельности должен обладать готовностью к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и
подростков
ПК-5
Выпускник, освоивший программу ординатуры, в диагностической деятельности должен обладать готовностью к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем
ПК-6
Выпускник, освоивший программу ординатуры, в лечебной деятельности должен обладать готовностью к применению эндоскопических методов диагностики и лечения
ПК-8
Выпускник, освоивший программу ординатуры, в реабилитационной деятельности должен обладать готовностью к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении
ПК-9
Выпускник, освоивший программу ординатуры, в психолого-педагогической деятельности должен обладать готовностью к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих
ПК-10
Выпускник, освоивший программу ординатуры, в организационно-управленческой деятельности должен обладать готовностью к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях
ПК-11
Выпускник, освоивший программу ординатуры, в организационно-управленческой деятельности должен обладать готовностью к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей
Результаты обучения
№
Код компетенции
Результаты обучения1
УК-1
Знать современные направления развития медицины в целом и эндоскопии в частности; принципы представления результатов лечебной работы, педагогической и научной деятельности.
Уметь осуществлять информационный поиск в международных базах данных по публикациям, посвященным актуальным вопросам эндоскопии; редактировать и составлять тексты профессионального содержания по эндоскопии; использовать современные методы научно-статистического анализа.
Владеть способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности хирурга; способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности; готовностью к сотрудничеству и разрешению конфликтов, толерантности.
Приобрести опыт аналитической и синтетической деятельности в вопросах образования, науки и оказания медицинской помощи; ведения научно-исследовательской работы; публичных выступлений на внутрибольничных конференциях и научно-практических конференциях различного уровня.
УК-2
Знать Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей; порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; медицинскую этику; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Уметь коммуникативно и толерантно общаться с другими врачами-специалистами, больными; коллегиально и с соблюдением норм общечеловеческой морали и профессиональной этики решать проблемные профессиональные, общегражданские и моральные вопросы; обоснованно доказывать и отстаивать свое профессиональное мнение; организовывать профессиональную работу врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала.
Владеть методиками общения и организации работы врачей-специалистов, коллег, среднего и младшего медицинского персонала; методиками общения и убеждения с больными
Приобрести опыт в общении и убеждении с врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, больными; в организации работы и управлении
профессиональным коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
УК-3
Знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения и образования, программы среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, дополнительные профессиональные программы для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование; психологию профессионального общения.
Уметь собирать, анализировать профессиональную информацию; использовать педагогические приемы, контактные и дистанционные формы обучения для преподавания врачам-специалистам, среднему и младшему медицинскому персоналу.
Владеть педагогическими приемами и контактными и дистанционными методиками преподавания для обучения врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала.
Приобрести опыт в педагогической деятельности по программам среднего, высшего медицинского и дополнительного профессионального образования.
ПК-1
Знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правила действий при обнаружении больного с признаками ВИЧ-инфекции; порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями; основы обеспечения санитарно-профилактической помощи населению.
Уметь осуществлять комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания
Владеть профилактическими и диагностическими методиками, направленными на предупреждение возникновения, раннюю диагностику, предупреждение распространения заболеваний и выявление их причин.
Приобрести опыт в проведении профилактических и диагностических мероприятий для предупреждения и выявления распространения заболеваний и вредных факторов окружающей среды
ПК-3
Знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций; порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями; основы обеспечения санитарно-профилактической помощи населению, правила проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Уметь проводить противоэпидемические мероприятия, организовывать защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Владеть способами и методиками проведения противоэпидемических мероприятий по зашите населения
Приобрести опыт в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий
ПК-4
Знать правила и методику сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья.
Уметь собирать и анализировать информацию о показателях здоровья населения
Владеть социально-гигиеническими методиками сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков
Приобрести опыт в профилактической деятельности по сбору и анализу информации о показателях здоровья населения
ПК-5
Знать общие и специальные методы исследования в диагностике основных заболеваний; основы применения функциональных методик и методов лучевой диагностики; различные способы гистологического и цитологического исследования;
Уметь выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы; оценить тяжесть состояния больного, определить необходимость, объем и последовательность лечебных, в том числе, реанимационных мероприятий.
Владеть способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом; анализировать закономерности функционирования органов и систем при заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ); выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.
Приобрести опыт диагностики заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования; диагностики неотложных состояний; диагностики беременности; проведения медицинской экспертизы.
органов брюшной полости и малого таза, анатомические и физиологические
особенности детского возраста; этиопатогенетические механизмы основных заболеваний, с которыми обычно встречается врач-эндоскопист; клинику, диагностику, профилактику и лечение основных заболеваний легких (острого и хронического бронхита, бронхиальной астмы, пневмонии, доброкачественных и злокачественных опухолей легких, диссеминированных заболеваний легких); клинику, диагностику, профилактику и лечение основных заболеваний желудочно-кишечного тракта (эзофагита, гастрита, язвенных поражений желудка и двенадцатиперстной кишки, злокачественных и доброкачественных опухолей желудка, двенадцатиперстной и толстой кишки, заболеваний оперированного желудка, хронического колита, гепатита и цирроза печени, панкреатита и холецистита, опухоли панкреатодуоденальной зоны); клинику, диагностику, профилактику и лечение основных заболеваний органов малого таза (доброкачественных и злокачественных опухолей матки и придатков, воспалительных заболеваний придатков, внематочной беременности); клиническую симптоматику основных хирургических и терапевтических заболеваний; диагностические и лечебные возможности различных эндоскопических методов; показания и противопоказания к диагностической и лечебно-оперативной ЭГДС, колоноскопии, бронхоскопии, лапароскопии; способы обработки, дезинфекции и стерилизации эндоскопов и инструментов; принципы обследования и подготовки больных к эндоскопическим методам исследования и ведения больных после исследований; оборудование эндоскопических кабинетов и операционных, технику безопасности при работе с аппаратурой; меры по профилактике осложнений при выполнении эндоскопических манипуляций
Уметь собрать анамнез и сопоставить полученные сведения с данными имеющейся медицинской документацией на больного с тем, чтобы выбрать нужный вид эндоскопического исследования; выявить аллергическую предрасположенность больного к анестетикам с тем, чтобы определить вид анестезии, при которой будет выполняться эндоскопическое исследование; определить показания и противопоказания к выполнению того или иного эндоскопического исследования; научить больного правильно вести себя во время эндоскопического исследования; выбрать оптимальный вид и тип эндоскопа в зависимости от характера планируемого эндоскопического исследования; выбрать способы биопсии и уметь их выполнять; визуально четко определять анатомические границы отделов исследуемых органов и физиологических сужений; правильно оценивать ответные реакции сфинктерных аппаратов исследуемых органов в ответ на введение эндоскопа и воздуха; определить нозологическую форму заболевания на основании выявленных макроскопических признаков изменений слизистых, серозных покровов или тканей паренхиматозных органов; правильно оформить протокол эндоскопического исследования; своевременно выявлять и принимать меры по предупреждению и ликвидации осложнений при выполнении эндоскопических манипуляций
Владеть методами местной анестезии глоточного кольца, трахеобронхиального дерева, местной инфильтрационной анестезией; техникой эзофагогастродуоденоскопии, колоноскопии, бронхоскопии, лапароскопии, торакоскопии, артроскопии, медиастиноскопии, гистероскопии, используя при этом все приемы для детального осмотра слизистой оболочки пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки при ЭГДС; всех отделов толстой и терминального отдела подвздошной кишки – при колоноскопии; трахеобронхиального дерева, вплоть до бронхов 5 порядка – при бронхоскопии, серозных покровов, и органов соответствующих полостей; прицельной биопсией из патологических очагов слизистых оболочек, серозных покровов и абдоминальных органов; методом фиксации материала биопсии для гистологического исследования; техникой выполнения мазков-отпечатков для цитологического исследования; методами осуществления забора асцитической жидкости, выпота из брюшной полости
для цитологического исследования и посевов.
Приобрести опыт выполнения эзофагогастродуоденоскопии; бронхофиброскопии и ригидной бронхоскопии; колоноскопии; лапароскопии; торакоскопии; медиастиноскопии; артроскопии; гистероскопии; прицельной биопсии из слизистых оболочек, серозных покровов и органов; извлечения инородных тел из трахеобронхиального дерева, верхних отделов желудочно-кишечного тракта и толстой кишки во время эндоскопического исследования; удаления доброкачественных опухолей из желудочно-кишечного тракта и трахеобронхиального дерева во время эндоскопического исследования; выполнения местного гемостаза во время ЭГДС и бронхоскопии; расширения и рассечения послеоперационных сужений пищевода; папиллосфинктеротомии и вирсунготомии и извлечения камней из протоков; установки зонда для питания; дренирования брюшной полости, желчного пузыря, забрюшинного пространства; выполнения санационной бронхоскопии с региональным лимфатическим введением антибиотиков и иммунномодуляторов.
ПК-8
Знать основы физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; основы рационального питания и принципы диетотерапии.
Уметь применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма.
Владеть способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма; способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии.
Приобрести опыт проведения медицинской реабилитации и организации санаторно-курортного лечения; выбора тех или иных методик реабилитационного лечения в зависимости от нозологической формы заболевания и проведенного комплекса лечебных мероприятий.
ПК-9
Знать принципы врачебной этики и деонтологии; основы обеспечения санитарно-профилактической помощи населению, правила проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий; медицинские и социальные причины возникновения патологических состояний, симптомов, синдромов, основных заболеваний, нозологических форм.
Уметь проводить санитарно-просветительскую работу по медико-профилактическим, гигиеническим вопросам; осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней; проводить коррекцию природных и медико-социальных факторов, приводящих к увеличению риска развития основных заболеваний.
Владеть способностью и готовностью применять современные методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья (взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения; способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии хирургических болезней; информацией о проводимых в нашей стране и за рубежом научных исследованиях, направленных на улучшение ранней диагностики и результатов лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний;
Приобрести опыт формирования у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих; проведения просветительских и медико-профилактических мероприятий, направленных на улучшение и сохранение здоровья населения.
ПК-10
Знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность медицинских учреждений в части оказания медицинской помощи и медицинских услуг; организационную структуру стационарного и амбулаторного медицинских учреждений, структуру эндоскопической службы, основы организации эндоскопической помощи в стране, организацию работы скорой помощи.
Уметь анализировать показатели работы структурных подразделений медицинских учреждений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинской помощи пациентам в условиях эндоскопического отделения.
Владеть способностью и готовностью использовать знания об организационной структуре эндоскопической службы, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции врача-эндоскописта.
Приобрести опыт применения основных принципов оказания медицинской помощи в медицинской организации в целом и в условиях эндоскопического отделения в частности; организации и управления деятельностью эндоскопического отделения в условиях хирургического стационара и амбулаторного медицинского учреждения.
ПК-11
Знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов отчетности и документации в медицинских учреждениях, а также регулирующие вопросы проведения медико-социальной экспертизы; основы организации экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы; основы организации и проведения диспансеризации
Уметь решить вопрос о трудоспособности больного; вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями; проводить диспансеризацию и оценивать её эффективность; проводить анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактического учреждения; вести утвержденные формы учетно – отчетной документации.
Владеть вопросами диспансеризации больных, оценкой временной и стойкой трудоспособности; правилами оформления учетно-отчетной и текущей медицинской документации.
Приобрести опыт организации медицинской экспертизы; организации оценки качества оказания медицинской помощи пациентам; ведения учетно-отчетной и текущей документации в медицинской организации и ее структурных подразделениях.