Заключение
Общественной палаты Российской Федерации
на проект федерального закона № 98042437-2
«О здравоохранении в Российской Федерации»
Проект федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации» устанавливает правовые основы деятельности системы здравоохранения Российской Федерации в целях обеспечения прав граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь.
Актуальность закона чрезвычайно велика и определяется необходимостью принятия срочных мер, направленных на:
преодоление демографического кризиса в Российской Федерации;
улучшение показателей здоровья населения Российской Федерации (снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости и инвалидизации населения);
снижение неравенства в показателях здоровья и доступности медицинской помощи между населением различных регионов, между жителями городов и сел;
повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.
Общественная палата Российской Федерации отмечает, что рассматриваемый законопроект содержит ряд прогрессивных положений. В нем:
1)сформированы количественные показатели финансирования здравоохранения из государственных источников: не менее 5% ВВП;
2) указана доля государственных расходов на здравоохранение: федеральный бюджет (не менее 2% расходной части);
3) сделан акцент на профилактике заболеваний, медико-санитарном
просвещении населения и пропаганде здорового образа жизни;
4) определена роль работодателя в проведении профилактических осмотров;
5) запрещена приватизация государственного муниципального имущества.
Однако, на наш взгляд, многие важные вопросы не нашли в нем должного правового урегулирования. Кроме того, следует иметь в виду, что редакция законопроекта, подготовленная в 1999 году, устарела и не соответствует существующей законодательной базе, которая претерпела значительные изменения за последние десятилетие. В этой связи законопроект требует существенной переработки, так как в нем отсутствуют или недостаточно раскрыты ключевые вопросы здравоохранения, такие, как:
– структура и принципы организации отрасли здравоохранения;
– задачи отрасли здравоохранения;
– управление отраслью здравоохранения;
– является ли здравоохранение предметом рынка;
–финансирование здравоохранения - доля ВВП, механизм финансирования;
– система государственных гарантий медицинской помощи и социальные стандарты;
– доступность медицинской помощи;
– система страхования в Российской Федерации;
– система социальной защиты медицинских работников;
– кто готовит Государственный доклад;
– система непрерывного медицинского образования;
– система управления качеством медицинской помощи;
–самоуправление профессиональных медицинских общественных организаций;
– система информатизации в здравоохранении;
– ответственность населения за свое здоровье и др.
Обращает на себя внимание множество слабых и путаных формулировок. Из законопроекта непонятно, является ли государственная политика в области здравоохранения единой в Российской Федерации или в каждом регионе собственная. Много раз говорится о программах на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном), но формулировки одних и тех же функций на этих уровнях различны. Ничего не сказано об укреплении здоровья трудоспособного населения, репродуктивном здоровье, профилактике, о медицинской науке. Не закреплены законодательно механизм допуска к специальности, дифференцированная оплата труда медицинских работников. Вопросы и замечания возникают практически по каждой статье.
Понятийный аппарат (ст. 1 «Основные понятия») требует существенной доработки и расширения списка определяемых терминов, так как от объема заложенной информации и точности формулировок зависит эффективность закона и возможность его применения.
В ст. 3 «Государственная политика в области здравоохранения» не отражен принцип равенства медицинской помощи для граждан Российской Федерации, ничего не сказано об обеспечении улучшения демографических показателей и показателей здоровья населения, не раскрыта реализация государственной политики в области здравоохранения через минимальный финансовый норматив программы государственных гарантий и единые стандарты качества медицинской помощи. В статье не предусмотрены:
– защита и обеспечение трудовых, социально-экономических прав, льгот и гарантий медицинских и фармацевтических работников;
– обеспечение единых подходов к исчислению заработной платы работников здравоохранения и обеспечение гарантий их реализации во всех государственных, муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с действующим трудовым законодательством;
– обеспечение безопасных условий труда медицинских и фармацевтических работников.
В статье следует указать, что государственная политика здравоохранения должна реализовываться через 10-летние программы развития здравоохранения, целью которых является улучшение показателей здоровья населения. При формировании политики здравоохранения необходимо учитывать лучший международный опыт, рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Государственная политика здравоохранения и программа развития здравоохранения должны строиться на основании научных доказательств и публично обсуждаться.
Статью 4 «Система здравоохранения» необходимо изложить в иной редакции, четко прописав, что из себя представляет система здравоохранения, ее функции, структуру, направления деятельности, указать, кто за нее отвечает.
В главе 2 «Международное сотрудничество Российской Федерации и сотрудничество субъектов Российской Федерации в области здравоохранения» объединены три разноплановые статьи (ст. 5 «Международное сотрудничество Российской Федерации в области здравоохранения», ст. 6 «Сотрудничество субъектов Российской Федерации в области здравоохранения» и ст. 7 «Внешнеэкономическая деятельность в области здравоохранения»). Было бы целесообразнее данную главу посветить исключительно международному сотрудничеству и внешнеэкономической деятельности, отметив, что внешнеэкономическая деятельность регулируется международным правом. Необходимо указать и на самостоятельность субъектов Российской Федерации в области международного сотрудничества. Главу же 6 «Сотрудничество субъектов Российской Федерации в области здравоохранения» рекомендовано из данной главы убрать, объединив ее со статьей 9 «Полномочия субъектов Российской Федерации в области здравоохранения».
Статья 8 «Полномочия Российской Федерации в области здравоохранения» должна быть дополнена следующими позициями:
– на основе единой государственной политики в области здравоохранения должна разрабатываться программа здравоохранения сроком на 10 лет, с конкретными предложениями по улучшению здоровья населения, мероприятиями и установлением показателей для мониторинга;
– результаты реализации данной программы должны ежегодно публиковаться в Государственном докладе не позже, чем 1 марта следующего за отчетным периодом года;
– ответственность за реализацию государственной политики в области здравоохранения и программы развития здравоохранения несет лично Министр здравоохранения;
– разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения и нормативов их минимальной финансовой обеспеченности;
– обеспечение аккредитации медицинских учреждений;
– финансовое обеспечение реализации территориальных Программ государственных гарантий, исходя из утвержденных федеральных нормативов, в случае отсутствия в субъектах Российской Федерации необходимых финансовых средств;
– определение единых подходов к исчислению заработной платы работников здравоохранения (разработка Отраслевой системы оплаты труда работников здравоохранения) и обеспечение гарантий их реализации во всех государственных, муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с действующим трудовым законодательством;
– установление порядка профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций здравоохранения; расходы по повышению квалификации и профессиональной подготовке медицинских и фармацевтических работников осуществляются за счет средств федерального бюджета с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
– установление льгот и мер социальной поддержки для медицинских и фармацевтических работников государственного, муниципального сектора.
Статью 9 «Полномочия субъектов Российской Федерации в области здравоохранения» изложить с учетом статьи 6 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», с изменениями от 06.12.2006 года, и дополнить следующим:
– обеспечение реализации установленных федеральных гарантий в части оплаты труда и социальной защиты работников отрасли в соответствии с действующим трудовым законодательством;
– разработка нормативной правовой базы по оплате труда работников учреждений здравоохранения, подведомственных субъектам Российской Федерации;
– установление для граждан льгот в области здравоохранения в дополнение к федеральным льготам;
– установление льгот и мер социальной поддержки для медицинских и фармацевтических работников государственного, муниципального сектора в дополнение к федеральным льготам;
– обеспечение реализации федеральных программ охраны и укрепления здоровья граждан на территориях субъектов Российской Федерации в объемах, обеспечивающих реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также государственных социальных стандартов в области здравоохранения и стандартов в области здравоохранения;
– организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций здравоохранения. Расходы по повышению квалификации и профессиональной подготовке медицинских и фармацевтических работников осуществляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В данную статью следует добавить положения статьи 6 «Сотрудничество субъектов Российской Федерации в области здравоохранения». Кроме того, следует предусмотреть координацию научных исследований в сфере здравоохранения со стороны РАМН, возможность оказания специализированной помощи жителям одного субъекта Российской Федерации на территории другого, при условии невозможности ее оказания на месте.
Статью 10 «Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения» изложить с учетом статьи 8 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» с изменениями от 06.12.2006 года. Указать, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий участвуют в реализации государственной политики в области здравоохранения на территории соответствующего муниципального образования в объемах, обеспечивающих реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также государственных социальных стандартов в области здравоохранения и стандартов в области здравоохранения.
Дополнить полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения следующими положениями:
– обеспечение реализации установленных на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации гарантий в части оплаты труда и социальной защиты работников отрасли в соответствии с действующим трудовым законодательством;
– разработка нормативной правовой базы по оплате труда работников учреждений здравоохранения, подведомственных муниципальным образованиям;
– обеспечение финансирования расходов по повышению квалификации и профессиональной подготовке медицинских и фармацевтических работников с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
– установление для граждан льгот в области здравоохранения в дополнение к федеральным, а также льгот и мер социальной поддержки для медицинских и фармацевтических работников государственного, муниципального сектора в дополнение к нормам, установленным на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.
Статья 11 «Государственные социальные стандарты в области здравоохранения» требует значительной доработки. Необходимо указать, что стандарты должны быть сбалансированы с финансовыми ресурсами, выделяемыми на их реализацию, устанавливаться на основе анализа лучшего отечественного и зарубежного опыта в соответствии с целями программы развития здравоохранения, учитывать специфику деятельности. Государственные социальные стандарты в области здравоохранения невозможно рассматривать без реализации единых стандартов оказания медицинской помощи, оплаты труда работников отрасли, оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием и других федеральных стандартов в сфере здравоохранения.
Положение статьи 12 «Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи» требует значительной доработки и приведения в соответствие с действующим законодательством о разграничении полномочий органов управления разных уровней в части обеспечения деятельности учреждений здравоохранения. Имеет смысл объединить ее со статьей 29 «Государственные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи». Следует указать, что нормативы и показатели территориальных программ государственных гарантий не могут быть ниже установленных на федеральном уровне.
В статье 13 «Федеральные целевые и территориальные целевые программы охраны и укрепления здоровья» должно быть прописано, что:
– программы разрабатываются по приоритетам;
– научное сопровождение программ обеспечивает РАМН;
– при разработке федеральных целевых и территориальных целевых программ учитывается международный опыт и международные нормативные документы, разрабатываемые и принимаемые ВОЗ и ВМА;
– программы обеспечиваются достаточным финансированием для достижения поставленных целей и предусматривают выравнивание финансирования на душу населения между регионами;
– программы направлены на выравнивание финансирования между богатыми и бедными регионами и т.д.
Территориальные целевые и ведомственные целевые программы разрабатываются на основании федеральных целевых программ охраны и укрепления здоровья населения, направлены на обеспечение одинаковых для всех граждан условий оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации и предусматривают одинаковые нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых услуг в области здравоохранения.
В статье 14 «Государственные доклады в области здравоохранения» целесообразно регламентировать структуру докладов, четко определить, кто их готовит, где они публикуются. В статье должно быть указано, что результаты реализации программы здравоохранения (разрабатываемой сроком на 10 лет с конкретными целями по улучшению здоровья населения, мероприятиями и показателями для мониторинга) ежегодно публикуются в Государственном докладе. При сборе статистических данных должны быть использованы показатели, принятые в международной практике, и методы их сбора и расчета.
Статьи 16 «Лицензирование отдельных видов деятельности в области здравоохранения» и 17 «Сертификация медицинских услуг» не определяют порядок лицензирования, сертификации. В статьях следует определить, что собой представляют системы лицензирования, аккредитации и сертификации медицинской деятельности, кто их проводит (государство или национальная медицинская ассоциация), механизм и порядок их проведения. Необходимо предусмотреть лицензирование врачей, обеспечивающих конкретный вид деятельности в области здравоохранения, механизм лишения допуска медицинских работников к работе по специальности. Необходимо определить порядок сертификации медицинских услуг.
В статье 18 «Квалификационные экзамены для медицинских и фармацевтических работников» целесообразно уточнить ряд формулировок, так как неясно, какой документ будет подтверждать готовность специалиста к профессиональной деятельности (из пункта 4 следует, что это сертификат специалиста, в то же время в пункте 1 указано, что квалификационные экзамены проводятся для специалистов, имеющих диплом и сертификат специалиста). Необходимо предусмотреть дополнение статьи нормами по системе непрерывного медицинского образования, а именно: участие в разработке, внедрении и контроле за соблюдением данных норм профессиональных общественных организаций. Целесообразно также предусмотреть расходы в бюджетах всех уровней для реализации системы непрерывного повышения квалификации медицинских работников, а именно: расходы на поездки на конференции, покупку современных источников информации, доступ в систему Интернет.
Глава 6 «Общие принципы финансирования здравоохранения» (ст. 22-26) требует доработки. Так как закон разрабатывается на длительный период, то для обеспечения государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи необходимо увеличить государственное финансирование до 7% ВВП поэтапно за 3 года. Глава обязательно должна включать в себя следующие ключевые позиции:
– минимальный финансовый подушевой норматив программы государственных гарантий рассчитывается, исходя из доли государственных расходов на здравоохранение в размере 7% ВВП и должен быть зафиксированным и индексироваться в привязке к МРОТ;
– в расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотреть не менее 14% затрат на здравоохранение и в доле ВРП – не менее 5%;
– выравнивание субъектов Федерации до минимального финансового норматива программы государственных гарантий должно происходить за счет средств федерального бюджета.
Необходимо предусмотреть нормы, обеспечивающие повышение эффективности использования ресурсов отрасли через организацию одноканальной системы оплаты государственных гарантий медицинской помощи в ЛПУ по полному тарифу (обеспечивающему достойную зарплату врача, медикаменты, расходы на оборудование, ремонт зданий и др.), а также через внедрение прогрессивных систем оплаты стационарной и амбулаторной медицинской помощи в привязке к качеству, а не только к объемам помощи (например, по диагностически-связанным группам (DRG), как это принято во всех развитых странах).
Субъекты Российской Федерации обязаны обеспечить расходы на финансирование здравоохранения не ниже нормативов, установленных на федеральном уровне.
Должен быть прописан механизм медицинского страхования.
В статье 27 «Гигиеническое воспитание и обучение граждан, пропаганда здорового образа жизни» необходимо закрепить финансовые стимулы и ответственность за проведение мероприятий по медико-санитарному просвещению и пропаганде здорового образа жизни. Ответственность за проведение межведомственных программ должна быть возложена на федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения. Бюджеты всех уровней должны предусматривать статьи расходов на проведение вышеуказанных мероприятий, а контрольные мероприятия включать показатели, отражающие активность медицинских работников и учреждений в этом направлении. Также необходимо предусмотреть ответственность населения за свое здоровье через ведение здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, активное следование рекомендациям врачей и др.
В статье 28 «Профилактические медицинские осмотры (обследования) граждан и диспансерное наблюдение за ними» необходимо прописать, что такое профилактика, профилактические осмотры и диспансерное наблюдение, когда и у кого они проводятся, механизм их осуществления у детей, работников производства, лиц, не занятых в производстве, пенсионеров, указать ответственных лиц. Законодательно определить ряд национальных профилактических программ – «Репродуктивное здоровье», «Здоровье работающего населения», «Здоровье детей» и пр., и предусмотреть ответственность работодателей за охрану труда. Необходимо предусмотреть роль РАМН в разработке и научном сопровождении программ, научных стратегических исследованиях в области профилактики. Необходимо обозначить ответственность федеральных и региональных органов исполнительной власти в области здравоохранения по внедрению разрабатываемых научным сообществом эффективных методов профилактики.
Статья 29 «Государственные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи» дублирует статью 12. Целесообразно их объединить.
Доработки и конкретизации требуют статьи 30 «Первичная медико-санитарная помощь», 31 «Специализированная медицинская помощь», 32 «Медицинская помощь с использованием высоких технологий», 33 «Скорая медицинская помощь», 34 «Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь», 36 «Стационарная медицинская помощь». Кроме того, в ст. 34 необходимо предусмотреть участие медицинских учреждений, в которых оказывается амбулаторно-поликлиническая помощь, в реализации профилактических программ по охране здоровья граждан, проведении профилактических осмотров прикрепленного населения, осуществлении диспансерного наблюдения, а также возможность оказания соответствующей медицинской помощи на бесплатной основе в частной медицинской организации, если такая помощь не может быть оказана в государственной медицинской организации.
В статью 36 необходимо включить гарантии прав пациентов, условия госпитализации (объединив со ст. 37 «Порядок госпитализации»), порядок оказания стационарной помощи. Также необходимо предусмотреть возможность оказания соответствующей медицинской помощи на бесплатной основе в частной медицинской организации, если такая помощь не может быть оказана в государственной медицинской организации, а государство гарантирует ее оказание.
Статью 38 «Стационарозамещающая медицинская помощь» необходимо дополнить информацией о том, что виды и сроки оказания стационарозамещающей медицинской помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.
В ст. 39 «Организация восстановительного лечения и медицинской реабилитации» следует сделать дополнение, что виды и объем восстановительного лечения и медицинской реабилитации устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.
В ст. 41 « Государственные и муниципальные медицинские учреждения» должно быть указано, что типовые положения о медицинских учреждениях соответствующих видов разрабатываются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и утверждаются Правительством Российской Федерации.
В ст. 42 «Управление в государственном или муниципальном учреждении» необходимо сделать дополнения, что руководитель должен иметь первичную специализацию по специальности «общественное здоровье и здравоохранение», а также в пункт 2 следующее дополнение: «…в случае несоответствия положений трудового договора требованиям трудового законодательства они признаются недействительными».
Положения статьи 43 «Условия и порядок осуществления предпринимательской деятельности государственными и муниципальными медицинскими учреждениями» следует уточнить, согласовав с бюджетным кодексом Российской Федерации, а также ввести новое положение, что государственные и муниципальные медицинские учреждения вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в свободное от основной деятельности время, не в ущерб гарантированной помощи.
Доработки требуют статьи, касающиеся предпринимательской, частной медицинской деятельности и оказания платных медицинских услуг. Положения статей должны быть согласованы с бюджетным кодексом и другими законодательными актами. Необходимо четко прописать, кто имеет право оказывать платные услуги, как формируются цены и пр.
В ст. 49 «Медицинские и фармацевтические работники» обязательно следует сделать дополнение, что лица, окончившие высшие и средние учебные заведения за счет средств бюджетов муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, обязаны проработать не менее трех лет в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Статью 50 «Профессиональные медицинские и фармацевтические общественные организации» следует переименовать в «Профессиональные медицинские, фармацевтические и другие общественные организации». Ее положения требуют значительной доработки. Необходимо указать, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных медицинских и фармацевтических общественных организаций и других общественных объединений, в том числе профессиональных союзов в целях защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития и осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников вопросов, защитой их трудовых и социально-экономических интересов.
Необходимо предусмотреть нормы по существенному усилению роли профессиональных медицинских общественных организаций в системе принятия стратегических решений, экспертизы качества медицинской помощи, разработки стандартов медицинской помощи, требований к непрерывному медицинскому образованию, разработки и внедрения информационно-методических материалов, утверждению тарифов на медицинскую помощь, контролю качества работы медицинских работников.
Необходимо законодательно предусмотреть создание национальной медицинской организации, ее членство во Всемирной медицинской ассоциации, делегирование ей полномочий по разработке и утверждению стандартов профессиональной деятельности, программ непрерывного последипломного образования, сертификации специалистов, лицензированию, управлению страхованием профессиональной ответственности и т.д.
Статья 51 «Социальная защита медицинских и фармацевтических работников» требует дополнений. Так, п. 1 данной статьи необходимо дополнить следующими положениями. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:
– обеспечение условий сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности на основе осуществления в учреждениях здравоохранения целенаправленной и последовательной работы по улучшению условий и охраны труда, в соответствии с основными направлениями государственной политики в области охраны труда;
– совершенствование профессиональных знаний за счет работодателя;
– сокращенную продолжительность рабочего времени;
– обеспечение санаторно-курортного лечения и оздоровление работающих и членов их семей, отдых и оздоровления детей и подростков;
– ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска не менее 14 календарных дней;
– досрочную льготную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, при работе во вредных и (или) опасных условиях труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 2 следует изложить в новой редакции: «Медицинские и фармацевтические работники государственных и муниципальных медицинских учреждений и унитарных предприятий, проживающие в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также члены их семей, проживающие с ними, в том числе указанные работники, перешедшие на пенсию, и проживающие с ними члены их семей, если на день назначения пенсии им предоставлялись меры социальной поддержки и они продолжают проживать в сельских населенных пунктах, имеют право на предоставление компенсации:
– в размере 100% расходов на оплату занимаемой общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной в соответствии с законодательством;
– в размере 100% расходов на оплату коммунальных услуг (электроосвещение и отопление) в пределах нормативов потребления указанных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются указанным лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда».
Статья 52 «Оплата труда и компенсации» должна быть приведена в соответствие с положениями Трудового кодекса Российской Федерации. В нее необходимо внести следующие добавления:
– оплата труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения производится согласно трудовым договорам в соответствии с квалификацией, стажем указанных работников и исполняемыми ими обязанностями;
– базовый оклад (ставка) по профессионально-квалификационным группам работников учреждений здравоохранения устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения профсоюзов;
– базовый оклад (ставка) по профессионально-квалификационным группам младшего медицинского персонала, а также рабочих и служащих в учреждениях здравоохранения, для занятия должностей которых не требуется специального образования, устанавливается не ниже прожиточного уровня;
– Правительством Российской Федерации устанавливается соотношение базовых окладов по профессионально-квалификационным группам с учетом мнения профсоюзов с целью обеспечения объективно обусловленной дифференциации гарантированного размера оплаты труда специалистов разного уровня и квалификации;
– Правительством Российской Федерации по согласованию с профсоюзом утверждается порядок установления минимальных гарантированных окладов работников в зависимости от квалификации, специфики деятельности, сложности труда и объема затраченного труда. Порядок установления окладов работников обеспечивается в государственных (муниципальных) учреждениях, независимо от их подчиненности. Субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают условия и размер оплаты труда работников учреждений здравоохранения, но не ниже уровня, установленного Правительством Российской Федерации;
– Правительство Российской Федерации устанавливает гарантии по структуре и размерам заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, независимо от их подчиненности. Гарантии в оплате труда утверждаются Федеральным законом как минимальный социальный стандарт.
Проанализировав структуру законопроекта полагаем, что целесообразнее было бы данный законопроект изложить в следующей последовательности.
Оглавление.
Понятийный аппарат.
Политика системы здравоохранения.
Структура и принципы организации системы здравоохранения.
Финансирование системы здравоохранения.
Государственные гарантии медицинской помощи и медико-социальные стандарты.
Управление системой здравоохранения (планирование, реализация, зоны ответственности, контроль).
Система страхования в Российской Федерации.
Учреждения системы здравоохранения и виды медицинской помощи.
Кадры системы здравоохранения и система непрерывного медицинского образования.
Профессиональное медицинское страхование.
Система управления качеством медицинской помощи.
Медицинская наука.
Роль и ответственность профессиональных медицинских общественных организаций.
Ответственность населения Российской Федерации за свое здоровье и система медико-санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни.
Ответственность работодателя за здоровье работающих.
Ведомственная медицинская помощь.
Частная медицинская деятельность.
Обращаем внимание, что изложенные предложения по улучшению структуры законопроекта и его содержания могут быть реализованы только при увеличении государственного финансирования до 7% ВВП и повышении эффективности управления.
Общественная палата Российской Федерации считает, что принятие федерального закона о здравоохранении в Российской Федерации является актуальным и крайне важным, однако не поддерживает данную редакцию проекта федерального закона, которая нуждается в существенной доработке.
Поделитесь с Вашими друзьями: |