АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ дисциплины КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ по специальности: 060103 «Педиатрия» 1) Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 77 часов, из них предусмотрено 18 часов лекций, 33 часа практических занятий и 26 часов самостоятельной внеаудиторной работы. 2) Цели дисциплины: формирование у студентов умений выбора эффективных, безопасных лекарственных средств и их режимов дозирования на основе клинических рекомендаций, стандартов диагностики и лечения, формуляров, перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для проведения современной индивидуализированной, контролируемой фармакотерапии, с использованием основных данных по фармакокинетике, фармакодинамике, фармакогенетике, фармакоэкономики, фармакоэпидемиологии, по взаимодействию лекарственных средств, с учетом проявлений нежелательных лекарственных реакций, с использованием положений доказательной медицины. 3) Задачи дисциплины: - освоение студентами основных вопросов общей и частной клинической фармакологии на основе современных достижений в области фундаментальной и клинической медицины с позиций доказательной медицины; - формирование у студентов знаний и умений в области назначения и рационального применения лекарственных средств, позволяющих осуществлять индивидуализированную, контролируемую, безопасную и эффективную фармакотерапию, организовывать работу с медикаментозными средствами и соблюдать правила их хранения; - изучение студентами фармакодинамики и фармакокинетики основных групп лекарственных средств, применяющихся с целью профилактики, диагностики, лечения наиболее распространенных и социально значимых заболеваний человека, при реабилитации больных; - оценка возможного взаимодействия взаимодействия лекарственных средств; - прогнозирование и оценка нежелательных лекарственных реакций на организм, знание порядка их регистрации; - изучение основных принципов формулярной системы, умение составлять формулярный список аналоговой замены; - формирование умений, необходимых для решения отдельных научно- исследовательских и научно-прикладных задач в области клинической фармакологии с использованием знаний основных требований информационной безопасности. 4) Содержание разделов учебной программы: программа преподавания дисциплины включает два раздела – общие и частные вопросы клинической фармакологии. Первый раздел дает представления о предмете, о его связи с другими науками, о его практической значимости, систематизирует изучение дисциплины. В разделе «Частные вопросы клинической фармакологии» излагается клиническая фармакология широко применяемых в практической деятельности лекарственных средств и принципы их выбора при различных сочетанных заболеваниях с учетом основных симптомов. 5) В результате освоения дисциплины «Клиническая фармакология» студент должен: Знать: 1. Групповую принадлежность лекарственных средств на основании вида его фармакологического действия. Типы названий лекарственных средств. 2. Основные фармакологические характеристики лекарственных средств. 3. Характеристику основных фармакокинетических параметров лекарственных средств, и их изменение в зависимости от возраста, наличия сопутствующей системной патологии, беременности и лактации, вредных привычек. 4. Особенности режимов дозирования лекарственных средств при системном и местном применении. 5. Методы оценки клинической эффективности и безопасности применения основных групп лекарственных средств. 6. Основные виды лекарственных взаимодействий. 7. Классификацию нежелательных лекарственных реакций и порядок их регистрации, способы профилактики и коррекции. 8. Основы формулярной системы, стандарты диагностики и лечения педиатрических заболеваний, неотложных состояний. 9. Принципы медицины, основанной на доказательствах. 10. Основные представления о порядке проведения клинических исследований лекарственных средств, принципах качественной клинической практики. 11. Понятие полипрагмазии. 12. Основные понятия фармакоэпидемиологии и фармакоэкономики. Уметь: 1. Проводить адекватный выбор наиболее эффективных, безопасных и доступных лекарственных средств. 2. Оценивать эффективность лекарственных средств с помощью клинических и лабораторных исследований. 3. Определять оптимальный режим дозирования; выбирать лекарственные средства, дозу, путь, кратность и длительность введения в зависимости от фармакокинетики и фармакодинамики, возраста, пола, клинического и физиологического состояния пациента. 4. Прогнозировать, предупреждать, выявлять и проводить коррекцию нежелательных лекарственных реакций. 5. Проводить оценку выбора, эффективности и безопасности применения лекарственных средств у конкретного больного. Владеть: 1. Навыком выбора группы лекарственного средства с учетом стандартов диагностики и лечения заболеваний, клинических рекомендаций и тяжести состояния пациента, характера течения заболевания. 2. Навыком выбора конкретного лекарственного средства с учетом фармакокинетики и фармакодинамики , механизма действия лекарственного средства, нежелательных лекарственных реакций и возможных лекарственных взаимодействий. 3. Навыком выбора лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов, схемы дозирования (кратность, зависимость от приёма пищи и других лекарственных средств) препаратов как при монотерапии, так и при проведении комбинированного назначения лекарственных средств. 4. Навыком прогнозирования риска нежелательных лекарственных реакций, оценки эффективности и безопасности терапии. 5. Оценкой экономической эффективности проводимой терапии. 6) Виды учебной работы: преподавание клинической фармакологии для студентов V курса педиатрического факультета осуществляется в виде лекций, практических занятий и самостоятельной подготовки. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ № п/п Название тем лекций базовой части дисциплины по ФГОС Объем 1 Предмет клинической фармакологии. Содержание терминов и понятий. Разделы клинической фармакологии. Фармакодинамика. Фармакокинетика. Значение фармакокинетики и фармакодинамики в рациональном выборе лекарственных препаратов. Фармакогенетика. 2 часа 2 Влияние лекарственных средств на плод и новорожденного. Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых у беременных и лактирующих женщин. Особенности дозирования лекарственных средств у детей. GCP. Формулярная система. Нежелательные лекарственные реакции лекарственных средств. Эффективность, безопасность лекарственных средств. 2 часа 3 Межлекарственные взаимодействия. Основы фармакоэпидемиологии и фармакоэкономики. Планирование клинических исследований лекарственных средств. Этические комитеты. 2 часа 4 Клиническая фармакология противовоспалительных средств (НПВС и глюкокортикоидов). 2 часа 5 Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при лечении синдрома бронхиальной обструкции. 2 часа 6 Клиническая фармакология противовирусных и иммунотропных средств. 2 часа 7 Клиническая фармакология антибактериальных средств, применяемых у детей. 2часа 8 Клиническая фармакология лекарственных средств, используемых при заболеваниях органов пищеварения. 2часа 9 Клиническая фармакология витаминов и противоанемических средств. 2 часа Итого 18 часов ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ № п/п Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля Объем 1. Предмет клиническая фармакология . Содержание терминов и понятий. Разделы клинической фармакологии. Фармакодинамика. Фармакокинетика. Расчеты основных кинетических показателей у детей. Значение фармакокинетики и фармакодинамики в 4 часа рациональном выборе лекарственных препаратов. Курация больных. Разъяснение требований к написанию истории болезни (УИРС) по клинической фармакологии. 2. Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. 4 часа 3 Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при лечении синдрома бронхиальной обструкции. 4 часа 4. Клиническая фармакология противомикробных лекарственных средств, применяемых у детей. 4 часа 5 Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на гемостаз и реологию. 4 часа 6 Клиническая фармакология НПВС и глюкокортикоидов у детей. 4 часа 7 Фармакотерапия неотложных состояний у детей. Студенты сдают написанные истории болезни по клинической фармакологии (УИРС) 4 часа 8 Клиническая фармакология лекарственных средств, назначаемых детям при сердечно-сосудистой патологии. Зачетное занятие. Защита истории болезни. Компьютерное тестирование. 5часов Итого 33 часа 7) Изучение дисциплины заканчивается: проведением зачётного занятия, на котором студент решает тестовые задания, защищает историю болезни и устно отвечает на вопросы билетов. Заведующий кафедрой клинической фармакологии В.И. Петров и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ Академик РАН, д.м.н., профессор
Поделитесь с Вашими друзьями: |