Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - Черепановская специальная
(коррекционная) школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья _______________________________________________________________________________
Анализ работы педагога-психолога Черепановской
специальной (коррекционной) школы-интерната
Лысовой О.Ф. за 2013-2014 учебный год.
Анализируя работу за 2013 - 2014 учебный год, необходимо отметить, что психолого-педагогическим сопровождением было охвачено 100% учащихся школы. Диагностировано 122 обучающихся. По выявленным проблемам проведены коррекционно – развивающие и психопрофилактические занятия с 67 учащимся, из них с 10 ребятами занималась по индивидуальным адаптированным программам. Психопрофилактические беседы проводились в течение года по запросу педагогов и по плану работы коррекционной школы.
Цель психологической службы в школе-интернате 8 вида: «Сохранение и укрепление психического здоровья школьников, сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития».
Задачи:
1) способствовать формированию личности уч-ся на каждом возрастном этапе;
2) содействовать становлению адекватной самооценки уч-ся, снятию школьных
страхов и тревожности, всемерно компенсировать последствия мозговых
заболеваний, корригировать аномалии умственного развития ребенка;
3) создание социально-психологических условий для целостного, психического
развития детей, коррекции отклонений познавательной, эмоционально-волевой и
коммуникативной сферах;
4) обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие уч-ся
на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при
поступлении в первый класс и переходе на каждую новую ступень школы.
Учитывая особенности психофизического развития детей с ОВЗ, коррекционная работа, направленная на исправление нарушений в развитии данного контингента детей, просто необходима в условиях школы-интерната. Поэтому цель данной работы – коррекция нарушений в развитии детей с ОВЗ, которая способствует успешной психологической адаптации ребенка в коллективе, а также направлена на сохранение его психологического здоровья.
Основные психодиагностические методики, которыми я пользуюсь в своей работе, были разработаны советскими, российскими и зарубежными педагогами и психологами: Лурия, Рубинштейн, Забрамная, Семаго, Леонтьев, Люшер, Климов, Богомолов, Безруких, Айзенк, Тэммл, Дорки, Морено и др.
Аналитический отчет
1. В МОУ Черепановской специальной (коррекционной) школе-интернате, VIII вида обучается 127 учащихся, из них 3 детей индивидуально (на дому), для 3 детей организовано обучение (частичная инклюзия) в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.
В 1 классе – 13, во 2кл– 16,в 3кл – 10, в 4 кл. – 11, в 5кл – 10, в 6кл -6,в 7 «А» кл – 6, в 7 «Б» - 16, в 8 - 16, в 9«Б» –10,, в 9 «А»кл– 13.
2.Деятельность осуществляю по следующим направлениям:
1. Психологическая диагностика.
2. Коррекционно-развивающая работа.
3. Консультативно-просветительская работа.
4. Психопрофилактическая работа.
1. Психодиагностика.
Проведена психодиагностика вновь прибывших детей (38 обучающихся) с целью определения уровня развития психических процессов. Диагностический материал: «Диагностический альбом» Семаго.
Проведена диагностика обучающихся 1 класса (13 обучающихся), цель- определение социально – психологической готовности к школе и выявление уровня адаптации к условиям обучения в школе-интернате.
В 4 классе (10 обучающихся) было проведено психологическое обследование на предмет выявления готовности детей к переходу в среднее звено и определение направления трудового обучения с учетом психического и соматического здоровья.
В 5 классе (10 обучающихся) проводили мониторинг психологической готовности уч-ся 5 класса к обучению в среднем звене.
Профориентационная диагностика в 9классе (12 обучающихся), которая направлена на выявление профессиональных склонностей и личностных особенностей выпускников.
Совместно с классными руководителями провела психодиагностическое обследование детей с 1 по 9 классы (119 обучающихся)с цельювыявления особенностей развития личности обучающихся. В частности использовала следующие методики:
№
|
Название шкалы
|
Автор теста
|
Исследуемая функция
|
1
|
Методика «тест на самооценку»
|
Под редакцией
С.А.Беличевой
|
Самооценка.
|
2
|
КОС
|
|
Изучение уровней развития коммуникативных и организаторских способностей
|
3
|
Социометрия
|
Д.Морено.
|
Выявление межличностных отношений в группе.
|
4
|
Отношения с окружающим миром
|
|
Запас знаний об окружающем мире
|
5
|
Методика определения санитарно-гигиенических навыков
|
|
Выяснить уровень сформированости санитарно-гигиенических навыков.
|
6.
|
Диагностика уровня воспитанности учащихся
|
Н.А. Капустина,
М.И. Шилова
|
Определение уровня воспитанности учащихся.
|
7.
|
ДДО (дифференциально-диагностический опросник)
|
|
Определит профессиональные склонности учащихся
|
Оценочная шкала: социальный статус в классе, самооценка, профессиональные склонности, уровень воспитанности учащихся, уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, запас знаний об окружающем мире.
По результатам диагностики были определенны особенности развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы детей. Даны рекомендации по коррекции, имеющихся недостатков в развитии, определенны основные направления психолого-педагогического сопровождения детей.
На конец учебного года была проведена повторная диагностика, которая
показала, что совместная деятельность педагогов школы (учителя, воспитатели, психолог, логопед, учитель-дефектолог) направленная на коррекцию в развитии детей с ОВЗ дала позитивную динамику. Сравнительный анализ результатов первичного и повторных обследований показал, что у большей части уч-ся начальной школы повысился уровень развития познавательных процессов. В следующем учебном году необходимо продолжать коррекционную работу направленную на всестороннее развитие личности детей с ОВЗ.
С целью изучения особенностей адаптации вновь прибывших детей к условиям школы и особенностей адаптации уч-ся 5 класса в среднем звене школы была проведена психодиагностика этих уч-ся, направленная на выявление уровня мотивации учения, социально-психологической адаптации к условиям школы-интерната, социометрия.
Сравнительная таблица. Уровни адаптации 1, 5 классы и вновь прибывшие дети (начало учебного года)
Уровни
адаптации
|
низкий
|
ниже
среднего
|
средний
|
выше
среднего
|
высокий
|
колич-во
уч-ся 5 кл.(8)
|
---
|
2
|
7
|
---
|
---
|
вновь прибывшие(25)
|
3
|
12
|
10
|
---
|
|
колич-во
уч-ся 1 кл.(10)
|
4
|
5
|
1
|
---
|
---
|
Выводы по результатам диагностики.
Пришла к выводу, что в целом обучающиеся 5 класса достаточно хорошо адаптированы к условиям обучения в среднем звене. Этому послужило то, что классный руководитель остался прежним. Именно поэтому общий эмоциональный фон детей в норме. Они с удовольствием учатся. Но, также при обследовании обратила внимание на то, что взаимоотношения в коллективе не складываются, практически у всех детей значительно завышена самооценка. Дети часто конфликтую между собой. Поэтому возникла необходимость провести коррекционно-развивающую работу по сплочению коллектива. С данным классом мы работали по программе «Солнце дружбы».
С вновь прибывшими учащимися и учащимися 1 класса занималась по программе разработанной мною на основе сказок Панфиловой «Лесная школа», направленную на снятие тревожности, развитие коммуникативных способностей и поведения уч-ся. Целью данной программы являлось чтение коррекционных сказок, помогающих в преодолении проблем школьной дезадаптации и школьных неврозов.
Сравнительная таблица 5 класс и вновь прибывшие дети
(итоговая диагностика)
Уровни
адаптации
|
низкий
|
ниже
среднего
|
средний
|
выше
среднего
|
высокий
|
колич-во
уч-ся 5 кл.(10)
|
---
|
1
|
2
|
4
|
3
|
вновь прибывшие(26)
|
---
|
3
|
13
|
5
|
5
|
колич-во
уч-ся 1 кл.(13)
|
---
|
3
|
5
|
3
|
2
|
Адаптация учащихся 5 класса Адаптация вновь прибывших детей
Адаптация учащихся 1 класса
По результатам итоговой диагностики можно сделать следующие выводы, что у уч-ся 5 класса заметно повысился уровень адаптации к условиям обучения в среднем звене, увеличился уровень учебной мотивации, заметно улучшилась социально-психологическая обстановка в классе. Дети стали активнее работать на уроках, участвовать в общешкольных и классных мероприятиях.
Среди вновь прибывших детей и ребят 1 класса, тоже можно отметить детей, уровень адаптации и учебной мотивации которых, заметно повысился. У ребят снизился уровень тревожности, они усвоили некоторые правила общения (между собой и с педагогами), правила поведения в школе, в классе, в столовой и т. п. У некоторых детей, в силу своих психофизических особенностей, так и остается низкий уровень развития мотивации и адаптации в целом. С этими детьми проводилась коррекционная работа по исправлению нарушений в развитии, а также направленная на снижение тревожности и повышение уровней адаптации и учебной мотивации.
В конце учебного года в рамках работы школьного ПМПк провела психодиагностику 4 класса с целью выявить готовность детей 4 класса к переходу в среднее звено, определения направления трудового обучения с учетом психофизического и соматического здоровья. По результатам психодиагностики дети были определены в профильные группы - швейное дело, столярное дело.
По результатам диагностики, общая оценка развития и поведения детей соответствует нормам уч-ся 4 класса коррекционной школы VIII вида. Все дети в основном готовы к переходу в среднее звено.
С учащимися 9 класса проводилась работа по профориентации. На первом этапе проводилась психодиагностика на выявление личностных особенностей, профессиональных склонностей. Затем коррекционная работа, которая способствовала изучению подростками собственных склонностей и возможностей и дальнейшему их профессиональному самоопределению.
По итогам можно сделать вывод, что общая оценка развития и поведения детей соответствует нормам выпускников 9 класса коррекционной школы VIII вида. Если при первичном обследовании многие подростки не были сориентированы в профессиях и учебных заведениях, где они могли бы получить специальность, то по итогам повторного обследования, которое проводилось после коррекционной работы по профориентации, проведенной с 9 классом. Мы можем говорить о том, что почти все уч-ся имеют цель получить профессию, все ребята в силу своего психофизического развития имеют представления о мире профессий и о том, от чего зависит выбор профессии. Подростки способны соотнести свои психофизические возможности с требованиями, предъявляемыми к профессии, которую они хотели бы получить в будущем. Таким образом, мы можем говорить о положительных результатах проведенной с учащимися 9 класса коррекционно-развивающей работы.
Показатели самооценки обучающихся 9 класса. Планируют проф. обучение в дальнейшем.
Ежегодно в мае провожу диагностику с 4 по10 классы по выявлению уровня развития словесно - логического мышления, по методике Э. Замбицявичене.
Сводная таблица по годам.
год
|
Всего обследовано
|
В. У.
|
В.С.У.
|
С.У.
|
Н.С.У.
|
Н.У.
|
2011
|
81
|
1
(2%)
|
26
(32%)
|
27
(33%)
|
19
(23%)
|
8
(10%)
|
2012
|
68
|
4
(6%)
|
23
(34%)
|
24
(35%)
|
11
(15%)
|
7
(10%)
|
2013
|
76
|
4
(5%)
|
24
(32%)
|
31
(41%)
|
14
(18%)
|
3
(4%)
|
2014
|
72
|
1
(2%)
|
16
(22%)
|
29
(40%)
|
20
(28%)
|
6
(8%)
|
В целом, мы не можем говорить о незначительной динамике за прошедший 2013-2014 учебный год. В развитии мыслительных процессов обучающихся специальной (коррекционной школы VIII вида) не наблюдается положительные изменения. На 3% снизилось количество ребят имеющих высокий уровень. На 10 % снизилось количество детей с уровнем выше среднего, также на 1% увеличилось количество ребят, имеющих средний уровень развития мыслительных процессов. И наоборот, количество детей имеющих уровень ниже среднего увеличилось на 6%.С низким уровнем количество детей увеличилось на 4%, в основном это дети, уровень развития которых крайне низкий(4 группа по классификации Воронковой).
В целом за 2013-2014 учебный год проведено диагностических обследований - 231, в том числе индивидуальных и групповых.
2.Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.
По запросу педагогов были обследованы учащиеся начальных классов и среднего звена на предмет изучения их эмоционально-волевой сферы. В данной работе были использованы следующие методики: СОМОР Семаго Н, тест «тревожности» Дорки, рисуночный тест «кактус» методика Панфиловой. По итогам проведенной работы были выявлены дети с низким уровнем развития
коммуникативной сферы, низкими показателями социально-психологической
адаптации, дети со слабо сформированной эмоционально-волевой сферой,
со слабо развитыми навыками саморегуляции, с агрессивным поведением.
По результатам данной психодиагностики были сформированы группы для проведения коррекционно-развивающей работы, а также с проблемными детьми занималась индивидуально.
Анализ коррекционно-развивающей и психопрофилактической групповой работы
№
|
Темы психопрофилактических и коррекционных занятий
|
Учащиеся
|
Занятий
|
1
|
Развитие интеллектуальных способностей ребенка (F-71.)
|
9
|
34
|
2
|
Коррекционно – развивающая программа по проблеме школьной тревожности «Лесная школа» 1кл +вновь прибывшие
|
13
|
14
|
3
|
Психологическая коррекция общения детей с повышенным уровнем тревожности. «Солнце дружбы» 5кл
|
10
|
7
|
4
|
Программа занятий по развитию социально-психологических навыков «Игровая мозаика» дети с УУО
|
5
|
34
|
5
|
«Развитие учебно-познавательных процессов»
|
5
|
34
|
6
|
Профориентационные игры «Формула профессии» 9кл
|
12
|
5
|
7
|
Уроки психологического развития
|
6
|
34
|
9
|
Беседы «О вредных привычках»
5-9 кл
|
182
|
26
|
10
|
Беседы с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения
|
282
|
45
|
11
|
Беседы с элементами тренинга по формированию коммуникативных навыков.
|
385
|
61
|
12
|
Психокоррекция. «Развиваем познавательные процессы»
|
390
|
78
|
13
|
«Большое кругосветное путешествие» развитие толерантных отношений в коллективе.
|
10
|
7
|
|
Всего
|
1309
|
379
|
По рекомендации школьного ПМПк с 10 уч-ся занималась индивидуально в рамках психолого-педагогического сопровождения в течение учебного года. 5 подростков занимались по программе «Саморазвитие личности». Цель: - формирование позитивного образа жизни; развитие нравственных, волевых, коммуникативных качеств личности; формирование умений ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения. С этими уч-ся проводилась коррекционная работа по формированию навыков саморегуляции, коррекции поведения, по формированию социального интеллекта, по выработке умений общаться с ровесниками, по профилактике девиантного поведения и формированию навыков здорового образа жизни. Занятия проводились индивидуально в форме бесед с элементами тренинговых упражнений, в процессе которых уч-ся выполняли определенные задания коррекционной направленности, знакомились с различными упражнениями на снятие отрицательных эмоций, учились владеть своим настроением. Троим детям, по рекомендации ЦПМПК была организована частичная инклюзия. С данными детьми я проводила коррекционные занятия 3 раза в неделю по профилактике и исправлению нарушений в развитии (коммуникативные навыки, произвольная регуляция деятельности). Цель данной коррекционной работы: преодоление негативизма при общении, развитие познавательных навыков, преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Во втором полугодии данных детей иногда включала в работу малой подгруппы, в которой работа была направлена на повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми.
С уч-ся начальных классов, прибывшими во 2 полугодии, также проводила занятия в малых подгруппах. Занятия были направлены на коррекцию и развитие познавательных процессов, моторных навыков уч-ся (координация движений, мелкая моторика), формирование адекватной самооценки, работали над развитием учебных навыков и положительного отношения к учебной деятельности.
По окончании работы по данным программам, было проведено повторное обследование. По результатам которого, можно сделать следующие выводы. У большинства учащихся уровень самооценки приблизился к адекватному. У3 уч-ся, немного снизилась тревожность. У 5 человек реже стали проявляться вспышки агрессивного поведения (во втором полугодии). Также можно отметить, что у некоторых уч-ся снизился уровень дезадаптации.
Выявленные проблемы: Остается высоким число детей с низкой мотивацией к учебе и детей, у которых иногда проявляются вспышки агрессии. С данной категорией детей необходимо продолжить коррекционную и психопрофилактическую работу в следующем учебном году.
3 Консультативно-просветительская работа.
Консультировала родителей и педагогов по вопросам психолого-педагогической коррекции поведения детей, оказывала помощь по вопросам обучения, воспитания детей с проблемами в развитии. Для выработки единых требований и согласованности воспитательных взаимодействий педагогов и родителей по отношению к ребенку.
Принимала активное участие в работе школьного ПМПк, методического объединения «Коррекция и развитие».
Анализ консультативно-просветительской работы
Консультативное направление
|
№
|
Дети
|
Родители
|
Педагоги
|
Всего
|
Кол-во
|
57
|
10
|
40
|
107
|
Психопросветительское и методическое направление
№
|
Название мероприятия
Тема выступления
|
участники
|
1
|
Родительское собрание в 1 классе.
«Рекомендации родителям первоклассников в период адаптации»
|
Родители, классный руководитель 1 класса
|
2
|
Родительское собрание в 2 классе.
«Общение детей и родителей»
|
Родители, классный руководитель 2 класса
|
3
|
Родительское собрание в 7 «Б» классе.
«Общение детей и родителей»
|
Родители, классный руководитель 7 «Б» класса
|
4
|
Родительское собрание в 5 классе.
«Общение детей и родителей»
|
Родители, классный руководитель 5 класса
|
5
|
В рамках работы базовой школы я провела мастер-класс «Комплексная методика психомоторного развития» .
|
Заместители директоров образовательных учреждений Черепановского района, учителя, работающие с детьми данной категории
|
6
|
Педагогический совет «Трудовая деятельность, как средство коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ»
|
Педагогический коллектив школы
|
7
|
Участвовала в работе методического совета школы. В частности разрабатывала положение о конкурсе на лучшее портфолио педагога
|
Педагогический коллектив
|
|
«Игра, как средство формирования положительной мотивации к обучению детей с ОВЗ в условиях специальной коррекционной школы»
|
МО «Коррекция и развитие»
|
8
|
Семинар «Воспитание у школьников культуры поведения и сознательной дисциплины». Обсуждение результатов тестирования родителей «Мама, какой ты педагог»
|
Педагогический коллектив школы
|
9
|
Обзор результатов психодиагностического обследования детей «Особенности развития личности обучающихся»»
|
МО классных руководителей
|
10
|
Участие в областном конкурсе среди базовых школ Новосибирской области «Развитие службы ППМС- сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
|
|
11
|
Участие в разработке проекта
«Апробация модели сетевого взаимодействия по обеспечению психолого – педагогического и медико – социального (ППМС) сопровождения образования на муниципальном уровне»
|
Педагоги школы
|
12
|
МО «Коррекция и развитие». «Пути активизации познавательной и речевой деятельности младших школьников с ОВЗ средствами наглядности и игры»
|
Педагоги школы
|
Всего
(в цифрах)
|
12
|
|
Достаточно сложно проследить результаты деятельности педагога-психолога, поскольку внутренний мир человека – самая сложная и скрытая система, результаты сотрудничества с психологом могут быть отсрочены и проявиться через длительное время. Однако, результатами своей работы считаю повышение заинтересованности и активности участников педагогического процесса (учеников, родителей, педагогов) в профессиональном сотрудничестве с педагогом-психологом. А также, хорошим результатом своей деятельности считаю участие в конкурсах областного значения (конкурс среди базовых школ Новосибирской области «Развитие службы ППМС- сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья»; Конкурс на признание организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, реализующих инновационные проекты и программы, региональными инновационными площадками Новосибирской области).
Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить, что деятельность педагога-психолога многогранна, сложна, требует большой самоотдачи, огромных эмоциональных затрат. По результатам проведенной работы мною выделяются приоритетные направления деятельности для ее дальнейшего совершенствования.
-
Изучить психолого-педагогическую литературу по использованию методов и приемов работы с детьми, имеющими диагнозы РДА и синдром двигательной расторможенности, синдром Мартина - Белл.
-
Изучить литературу по использованию приемов и методов работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях сенсорной комнаты.
-
Разработать программу «Развитие эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты»
-
Так как, остается высоким число детей с низкой мотивацией к учебе и детей, у которых иногда проявляются вспышки агрессии. А также, есть дети склонные к самовольным уходам, то с данной категорией детей необходимо продолжить коррекционную и психопрофилактическую работу, направленную на преодоление данных проблем в следующем учебном году.
11.06.2014г. педагог-психолог ___________ О.Ф.Лысова
Поделитесь с Вашими друзьями: |