Анализ работы педагога-психолога Черепановской специальной (коррекционной) школы-интерната Лысовой О. Ф. за 2013-2014 учебный год



Скачать 105.77 Kb.
Дата04.05.2016
Размер105.77 Kb.
ТипАнализ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - Черепановская специальная


(коррекционная) школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья _______________________________________________________________________________
Анализ работы педагога-психолога Черепановской

специальной (коррекционной) школы-интерната

Лысовой О.Ф. за 2013-2014 учебный год.
Анализируя работу за 2013 - 2014 учебный год, необходимо отметить, что психолого-педагогическим сопровождением было охвачено 100% учащихся школы. Диагностировано 122 обучающихся. По выявленным проблемам проведены коррекционно – развивающие и психопрофилактические занятия с 67 учащимся, из них с 10 ребятами занималась по индивидуальным адаптированным программам. Психопрофилактические беседы проводились в течение года по запросу педагогов и по плану работы коррекционной школы.
Цель психологической службы в школе-интернате 8 вида: «Сохранение и укрепление психического здоровья школьников, сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития».

Задачи:

1) способствовать формированию личности уч-ся на каждом возрастном этапе;

2) содействовать становлению адекватной самооценки уч-ся, снятию школьных

страхов и тревожности, всемерно компенсировать последствия мозговых

заболеваний, корригировать аномалии умственного развития ребенка;

3) создание социально-психологических условий для целостного, психического

развития детей, коррекции отклонений познавательной, эмоционально-волевой и

коммуникативной сферах;

4) обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие уч-ся

на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при

поступлении в первый класс и переходе на каждую новую ступень школы.
Учитывая особенности психофизического развития детей с ОВЗ, коррекционная работа, направленная на исправление нарушений в развитии данного контингента детей, просто необходима в условиях школы-интерната. Поэтому цель данной работы – коррекция нарушений в развитии детей с ОВЗ, которая способствует успешной психологической адаптации ребенка в коллективе, а также направлена на сохранение его психологического здоровья.

Основные психодиагностические методики, которыми я пользуюсь в своей работе, были разработаны советскими, российскими и зарубежными педагогами и психологами: Лурия, Рубинштейн, Забрамная, Семаго, Леонтьев, Люшер, Климов, Богомолов, Безруких, Айзенк, Тэммл, Дорки, Морено и др.



Аналитический отчет
1. В МОУ Черепановской специальной (коррекционной) школе-интернате, VIII вида обучается 127 учащихся, из них 3 детей индивидуально (на дому), для 3 детей организовано обучение (частичная инклюзия) в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.

В 1 классе – 13, во 2кл– 16,в 3кл – 10, в 4 кл. – 11, в 5кл – 10, в 6кл -6,в 7 «А» кл – 6, в 7 «Б» - 16, в 8 - 16, в 9«Б» –10,, в 9 «А»кл– 13.


2.Деятельность осуществляю по следующим направлениям:

1. Психологическая диагностика.

2. Коррекционно-развивающая работа.

3. Консультативно-просветительская работа.

4. Психопрофилактическая работа.
1. Психодиагностика.

Проведена психодиагностика вновь прибывших детей (38 обучающихся) с целью определения уровня развития психических процессов. Диагностический материал: «Диагностический альбом» Семаго.

Проведена диагностика обучающихся 1 класса (13 обучающихся), цель- определение социально – психологической готовности к школе и выявление уровня адаптации к условиям обучения в школе-интернате.

В 4 классе (10 обучающихся) было проведено психологическое обследование на предмет выявления готовности детей к переходу в среднее звено и определение направления трудового обучения с учетом психического и соматического здоровья.

В 5 классе (10 обучающихся) проводили мониторинг психологической готовности уч-ся 5 класса к обучению в среднем звене.

Профориентационная диагностика в 9классе (12 обучающихся), которая направлена на выявление профессиональных склонностей и личностных особенностей выпускников.

Совместно с классными руководителями провела психодиагностическое обследование детей с 1 по 9 классы (119 обучающихся)с цельювыявления особенностей развития личности обучающихся. В частности использовала следующие методики:



Название шкалы

Автор теста

Исследуемая функция

1

Методика «тест на самооценку»

Под редакцией

С.А.Беличевой



Самооценка.

2

КОС





Изучение уровней развития коммуникативных и организаторских способностей

3

Социометрия

Д.Морено.

Выявление межличностных отношений в группе.

4

Отношения с окружающим миром




Запас знаний об окружающем мире

5

Методика определения санитарно-гигиенических навыков




Выяснить уровень сформированости санитарно-гигиенических навыков.


6.

Диагностика уровня воспитанности учащихся

Н.А. Капустина,

М.И. Шилова



Определение уровня воспитанности учащихся.


7.

ДДО (дифференциально-диагностический опросник)




Определит профессиональные склонности учащихся

Оценочная шкала: социальный статус в классе, самооценка, профессиональные склонности, уровень воспитанности учащихся, уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, запас знаний об окружающем мире.

По результатам диагностики были определенны особенности развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы детей. Даны рекомендации по коррекции, имеющихся недостатков в развитии, определенны основные направления психолого-педагогического сопровождения детей.

На конец учебного года была проведена повторная диагностика, которая

показала, что совместная деятельность педагогов школы (учителя, воспитатели, психолог, логопед, учитель-дефектолог) направленная на коррекцию в развитии детей с ОВЗ дала позитивную динамику. Сравнительный анализ результатов первичного и повторных обследований показал, что у большей части уч-ся начальной школы повысился уровень развития познавательных процессов. В следующем учебном году необходимо продолжать коррекционную работу направленную на всестороннее развитие личности детей с ОВЗ.

С целью изучения особенностей адаптации вновь прибывших детей к условиям школы и особенностей адаптации уч-ся 5 класса в среднем звене школы была проведена психодиагностика этих уч-ся, направленная на выявление уровня мотивации учения, социально-психологической адаптации к условиям школы-интерната, социометрия.
Сравнительная таблица. Уровни адаптации 1, 5 классы и вновь прибывшие дети (начало учебного года)


Уровни

адаптации



низкий

ниже

среднего


средний


выше

среднего


высокий

колич-во

уч-ся 5 кл.(8)



---

2

7

---

---

вновь прибывшие(25)

3

12

10

---




колич-во

уч-ся 1 кл.(10)



4

5

1

---

---

Выводы по результатам диагностики.

Пришла к выводу, что в целом обучающиеся 5 класса достаточно хорошо адаптированы к условиям обучения в среднем звене. Этому послужило то, что классный руководитель остался прежним. Именно поэтому общий эмоциональный фон детей в норме. Они с удовольствием учатся. Но, также при обследовании обратила внимание на то, что взаимоотношения в коллективе не складываются, практически у всех детей значительно завышена самооценка. Дети часто конфликтую между собой. Поэтому возникла необходимость провести коррекционно-развивающую работу по сплочению коллектива. С данным классом мы работали по программе «Солнце дружбы».

С вновь прибывшими учащимися и учащимися 1 класса занималась по программе разработанной мною на основе сказок Панфиловой «Лесная школа», направленную на снятие тревожности, развитие коммуникативных способностей и поведения уч-ся. Целью данной программы являлось чтение коррекционных сказок, помогающих в преодолении проблем школьной дезадаптации и школьных неврозов.
Сравнительная таблица 5 класс и вновь прибывшие дети

(итоговая диагностика)

Уровни

адаптации



низкий

ниже

среднего


средний


выше

среднего


высокий

колич-во

уч-ся 5 кл.(10)



---

1

2

4

3

вновь прибывшие(26)

---

3

13

5

5

колич-во

уч-ся 1 кл.(13)



---

3

5

3

2



Адаптация учащихся 5 класса Адаптация вновь прибывших детей


Адаптация учащихся 1 класса

По результатам итоговой диагностики можно сделать следующие выводы, что у уч-ся 5 класса заметно повысился уровень адаптации к условиям обучения в среднем звене, увеличился уровень учебной мотивации, заметно улучшилась социально-психологическая обстановка в классе. Дети стали активнее работать на уроках, участвовать в общешкольных и классных мероприятиях.

Среди вновь прибывших детей и ребят 1 класса, тоже можно отметить детей, уровень адаптации и учебной мотивации которых, заметно повысился. У ребят снизился уровень тревожности, они усвоили некоторые правила общения (между собой и с педагогами), правила поведения в школе, в классе, в столовой и т. п. У некоторых детей, в силу своих психофизических особенностей, так и остается низкий уровень развития мотивации и адаптации в целом. С этими детьми проводилась коррекционная работа по исправлению нарушений в развитии, а также направленная на снижение тревожности и повышение уровней адаптации и учебной мотивации.

В конце учебного года в рамках работы школьного ПМПк провела психодиагностику 4 класса с целью выявить готовность детей 4 класса к переходу в среднее звено, определения направления трудового обучения с учетом психофизического и соматического здоровья. По результатам психодиагностики дети были определены в профильные группы - швейное дело, столярное дело.

По результатам диагностики, общая оценка развития и поведения детей соответствует нормам уч-ся 4 класса коррекционной школы VIII вида. Все дети в основном готовы к переходу в среднее звено.

С учащимися 9 класса проводилась работа по профориентации. На первом этапе проводилась психодиагностика на выявление личностных особенностей, профессиональных склонностей. Затем коррекционная работа, которая способствовала изучению подростками собственных склонностей и возможностей и дальнейшему их профессиональному самоопределению.

По итогам можно сделать вывод, что общая оценка развития и поведения детей соответствует нормам выпускников 9 класса коррекционной школы VIII вида. Если при первичном обследовании многие подростки не были сориентированы в профессиях и учебных заведениях, где они могли бы получить специальность, то по итогам повторного обследования, которое проводилось после коррекционной работы по профориентации, проведенной с 9 классом. Мы можем говорить о том, что почти все уч-ся имеют цель получить профессию, все ребята в силу своего психофизического развития имеют представления о мире профессий и о том, от чего зависит выбор профессии. Подростки способны соотнести свои психофизические возможности с требованиями, предъявляемыми к профессии, которую они хотели бы получить в будущем. Таким образом, мы можем говорить о положительных результатах проведенной с учащимися 9 класса коррекционно-развивающей работы.

Показатели самооценки обучающихся 9 класса. Планируют проф. обучение в дальнейшем.

Ежегодно в мае провожу диагностику с 4 по10 классы по выявлению уровня развития словесно - логического мышления, по методике Э. Замбицявичене.



Сводная таблица по годам.

год

Всего обследовано


В. У.


В.С.У.


С.У.


Н.С.У.


Н.У.

2011

81


1

(2%)


26

(32%)


27

(33%)


19

(23%)


8

(10%)

2012

68


4

(6%)


23

(34%)


24

(35%)


11

(15%)


7

(10%)

2013

76


4

(5%)


24

(32%)


31

(41%)


14

(18%)


3

(4%)

2014

72


1

(2%)


16

(22%)


29

(40%)


20

(28%)


6

(8%)


В целом, мы не можем говорить о незначительной динамике за прошедший 2013-2014 учебный год. В развитии мыслительных процессов обучающихся специальной (коррекционной школы VIII вида) не наблюдается положительные изменения. На 3% снизилось количество ребят имеющих высокий уровень. На 10 % снизилось количество детей с уровнем выше среднего, также на 1% увеличилось количество ребят, имеющих средний уровень развития мыслительных процессов. И наоборот, количество детей имеющих уровень ниже среднего увеличилось на 6%.С низким уровнем количество детей увеличилось на 4%, в основном это дети, уровень развития которых крайне низкий(4 группа по классификации Воронковой).

В целом за 2013-2014 учебный год проведено диагностических обследований - 231, в том числе индивидуальных и групповых.


2.Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.

По запросу педагогов были обследованы учащиеся начальных классов и среднего звена на предмет изучения их эмоционально-волевой сферы. В данной работе были использованы следующие методики: СОМОР Семаго Н, тест «тревожности» Дорки, рисуночный тест «кактус» методика Панфиловой. По итогам проведенной работы были выявлены дети с низким уровнем развития

коммуникативной сферы, низкими показателями социально-психологической

адаптации, дети со слабо сформированной эмоционально-волевой сферой,

со слабо развитыми навыками саморегуляции, с агрессивным поведением.

По результатам данной психодиагностики были сформированы группы для проведения коррекционно-развивающей работы, а также с проблемными детьми занималась индивидуально.



Анализ коррекционно-развивающей и психопрофилактической групповой работы



Темы психопрофилактических и коррекционных занятий

Учащиеся

Занятий

1

Развитие интеллектуальных способностей ребенка (F-71.)

9

34

2


Коррекционно – развивающая программа по проблеме школьной тревожности «Лесная школа» 1кл +вновь прибывшие

13

14


3

Психологическая коррекция общения детей с повышенным уровнем тревожности. «Солнце дружбы» 5кл

10

7



4


Программа занятий по развитию социально-психологических навыков «Игровая мозаика» дети с УУО

5

34


5

«Развитие учебно-познавательных процессов»

5

34

6

Профориентационные игры «Формула профессии» 9кл

12

5

7

Уроки психологического развития

6

34

9

Беседы «О вредных привычках»

5-9 кл


182

26

10

Беседы с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения

282

45

11

Беседы с элементами тренинга по формированию коммуникативных навыков.

385

61

12

Психокоррекция. «Развиваем познавательные процессы»

390

78

13

«Большое кругосветное путешествие» развитие толерантных отношений в коллективе.

10

7




Всего

1309

379

По рекомендации школьного ПМПк с 10 уч-ся занималась индивидуально в рамках психолого-педагогического сопровождения в течение учебного года. 5 подростков занимались по программе «Саморазвитие личности». Цель: - формирование позитивного образа жизни; развитие нравственных, волевых, коммуникативных качеств личности; формирование умений ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения. С этими уч-ся проводилась коррекционная работа по формированию навыков саморегуляции, коррекции поведения, по формированию социального интеллекта, по выработке умений общаться с ровесниками, по профилактике девиантного поведения и формированию навыков здорового образа жизни. Занятия проводились индивидуально в форме бесед с элементами тренинговых упражнений, в процессе которых уч-ся выполняли определенные задания коррекционной направленности, знакомились с различными упражнениями на снятие отрицательных эмоций, учились владеть своим настроением. Троим детям, по рекомендации ЦПМПК была организована частичная инклюзия. С данными детьми я проводила коррекционные занятия 3 раза в неделю по профилактике и исправлению нарушений в развитии (коммуникативные навыки, произвольная регуляция деятельности). Цель данной коррекционной работы: преодоление негативизма при общении, развитие познавательных навыков, преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Во втором полугодии данных детей иногда включала в работу малой подгруппы, в которой работа была направлена на повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми.

С уч-ся начальных классов, прибывшими во 2 полугодии, также проводила занятия в малых подгруппах. Занятия были направлены на коррекцию и развитие познавательных процессов, моторных навыков уч-ся (координация движений, мелкая моторика), формирование адекватной самооценки, работали над развитием учебных навыков и положительного отношения к учебной деятельности.

По окончании работы по данным программам, было проведено повторное обследование. По результатам которого, можно сделать следующие выводы. У большинства учащихся уровень самооценки приблизился к адекватному. У3 уч-ся, немного снизилась тревожность. У 5 человек реже стали проявляться вспышки агрессивного поведения (во втором полугодии). Также можно отметить, что у некоторых уч-ся снизился уровень дезадаптации.
Выявленные проблемы: Остается высоким число детей с низкой мотивацией к учебе и детей, у которых иногда проявляются вспышки агрессии. С данной категорией детей необходимо продолжить коррекционную и психопрофилактическую работу в следующем учебном году.

3 Консультативно-просветительская работа.

Консультировала родителей и педагогов по вопросам психолого-педагогической коррекции поведения детей, оказывала помощь по вопросам обучения, воспитания детей с проблемами в развитии. Для выработки единых требований и согласованности воспитательных взаимодействий педагогов и родителей по отношению к ребенку.

Принимала активное участие в работе школьного ПМПк, методического объединения «Коррекция и развитие».
Анализ консультативно-просветительской работы


Консультативное направление



Дети

Родители

Педагоги

Всего

Кол-во

57

10

40

107


Психопросветительское и методическое направление



Название мероприятия

Тема выступления

участники

1

Родительское собрание в 1 классе.

«Рекомендации родителям первоклассников в период адаптации»



Родители, классный руководитель 1 класса

2

Родительское собрание в 2 классе.

«Общение детей и родителей»




Родители, классный руководитель 2 класса

3

Родительское собрание в 7 «Б» классе.

«Общение детей и родителей»




Родители, классный руководитель 7 «Б» класса

4

Родительское собрание в 5 классе.

«Общение детей и родителей»




Родители, классный руководитель 5 класса

5

В рамках работы базовой школы я провела мастер-класс «Комплексная методика психомоторного развития» .

Заместители директоров образовательных учреждений Черепановского района, учителя, работающие с детьми данной категории

6

Педагогический совет «Трудовая деятельность, как средство коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ»

Педагогический коллектив школы

7

Участвовала в работе методического совета школы. В частности разрабатывала положение о конкурсе на лучшее портфолио педагога

Педагогический коллектив




«Игра, как средство формирования положительной мотивации к обучению детей с ОВЗ в условиях специальной коррекционной школы»

МО «Коррекция и развитие»

8

Семинар «Воспитание у школьников культуры поведения и сознательной дисциплины». Обсуждение результатов тестирования родителей «Мама, какой ты педагог»

Педагогический коллектив школы

9

Обзор результатов психодиагностического обследования детей «Особенности развития личности обучающихся»»

МО классных руководителей

10

Участие в областном конкурсе среди базовых школ Новосибирской области «Развитие службы ППМС- сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья»




11

Участие в разработке проекта

«Апробация модели сетевого взаимодействия по обеспечению психолого – педагогического и медико – социального (ППМС) сопровождения образования на муниципальном уровне»



Педагоги школы

12

МО «Коррекция и развитие». «Пути активизации познавательной и речевой деятельности младших школьников с ОВЗ средствами наглядности и игры»

Педагоги школы

Всего

(в цифрах)


12





Достаточно сложно проследить результаты деятельности педагога-психолога, поскольку внутренний мир человека – самая сложная и скрытая система, результаты сотрудничества с психологом могут быть отсрочены и проявиться через длительное время. Однако, результатами своей работы считаю повышение заинтересованности и активности участников педагогического процесса (учеников, родителей, педагогов) в профессиональном сотрудничестве с педагогом-психологом. А также, хорошим результатом своей деятельности считаю участие в конкурсах областного значения (конкурс среди базовых школ Новосибирской области «Развитие службы ППМС- сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья»; Конкурс на признание организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, реализующих инновационные проекты и программы, региональными инновационными площадками Новосибирской области).

Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить, что деятельность педагога-психолога многогранна, сложна, требует большой самоотдачи, огромных эмоциональных затрат. По результатам проведенной работы мною выделяются приоритетные направления деятельности для ее дальнейшего совершенствования.



  • Изучить психолого-педагогическую литературу по использованию методов и приемов работы с детьми, имеющими диагнозы РДА и синдром двигательной расторможенности, синдром Мартина - Белл.




  • Изучить литературу по использованию приемов и методов работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях сенсорной комнаты.




  • Разработать программу «Развитие эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты»




  • Так как, остается высоким число детей с низкой мотивацией к учебе и детей, у которых иногда проявляются вспышки агрессии. А также, есть дети склонные к самовольным уходам, то с данной категорией детей необходимо продолжить коррекционную и психопрофилактическую работу, направленную на преодоление данных проблем в следующем учебном году.

11.06.2014г. педагог-психолог ___________ О.Ф.Лысова




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»

Скачать 105.77 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница