367 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Степина ТЮ, Скворцова ПА. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия В современном обществе здоровый образ жизни набирает все большую популярность. Основной составляющей здорового образа жизни была и остается физическая культура. Именно физические нагрузки помогают поддерживать в работоспособном состоянии весь организм человека. В последнее время возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всѐ новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Поданным Министерства здравоохранения и социального развития только 30 % российских школьников остаются относительно здоровыми [1]. С каждым годом увеличивается число детей с различными заболеваниями, как правило, эти заболевания начинают проявляться у детей в школе, а в университет молодые люди приходят уже с существующими проблемами в состоянии здоровья [1, 2, 3]. Главным в сохранении и укреплении здоровья является соблюдение основ здорового образа жизни (ЗОЖ), которые не всегда соблюдаются молодежью. Одним из важных элементом ЗОЖ является физическая культура [2, 3, 4]. Цель работы – изучение теоретических и методических основ, способствующих ведению здорового образа жизни.
368 Задачи исследования: проанализировать состояние здоровья студентов г. Екатеринбурга определить понятие здоровья, здорового образа жизни раскрыть содержание физической культуры как фактора формирования здорового образа жизни учащихся и студентов. В рамках настоящего исследования был проведен анализ заболеваемости студентов в вузах города Екатеринбурга за 2013-2015 г.г. Полученные данные показали отрицательную тенденцию роста заболеваемости среди студентов вузов. В 2013 и 2014 г.г., составляла 403 случая заболеваемости на 1000 студентов, а в 2015 году достигла 454 случаев. При этом было выявлено, что % студентов по состоянию здоровья относятся в специальную медицинскую группу. В таблице 1 представлены основные показатели заболеваемости студентов ВУЗов города Екатеринбурга за 2013-2015 г.г. Таблица 1 Показатели заболеваемости студентов ВУЗов г. Екатеринбурга за 2013-2015 г.г. Заболевания функциональных систем и органов Численность больных студентов, челна чел Изменение (+, -) 2013 2014 2015 Опорно-двигательного аппарата 137/13,7 142/14,2 157/15,7 2 Органов чувств 108/10,8 110/11 119/11,9 0,9 Нервной системы 65/6,5 68/6,8 73/7,3 0,5 Желудочно-кишечного тракта 35/3,5 31/3,1 41/4,1 0,6 Почек 28/2,8 22/2,2 24/2,4 -0,4 Органов кровообращения 17/1,7 16/1,6 21/2,1 0,4 Органов дыхания 13/1,3 14/1,4 19/1,9 0,5 Поданным, приведенным в таблице 1 видно, что большая численность заболеваний среди молодежи приходится на опорно-двигательный аппарати органы чувства также нервную систему.
369 На наш взгляд, интенсивный учебный труд и возможно несоблюдение основ здорового образа жизни учащейся молодежью может привести к отклонению в состоянии здоровья. С целью объяснения данной проблемы появилась задача определить роль физической культуры в формировании здорового образа жизни. Проблема здоровья молодежи имеет большое значение среди общечеловеческих ценностей. Очень важно для студенческой молодежи соблюдать основы здорового образа жизни, т.к. интенсивный и высокоинформативный учебный труд предъявляет высокие требования к надежности организма [1, 4]. По мнению Г.М.Соловьева, культура здорового образа жизни, это часть общей культуры, которая формируется с помощью теоретических знаний и практических умений. Большое значение при этом имеет мотивационная составляющая, в результате чего формируется потребность к сохранению и улучшению собственного здоровья [5]. Для обеспечения качества учебного процесса в области оздоровления и профилактики действенными является единая комплексная программа, которая включает два направления физкультурно-оздоровительное и спортивно- оздоровительное. С этой целью рассматривается состояние здоровья учащейся молодежи и их физическая подготовка, возможность организации дополнительных занятий, разработки методик с целью мониторинга и улучшения данных показателей на каждом этапе развития. Интересно, что в настоящее время существует незначительное количество публикаций по проблеме формирования здорового образа жизни молодежи, как базового элемента мобильности, конкурентоспособности и нравственной зрелости личности, показателя их готовности к активной жизнедеятельности в современных условиях. Проблема имеет достаточно большое значение, и повышается при формировании здорового образа жизни.
370 Таким образом, воспитание у студенческой молодежи потребности к ведению здорового образа жизни формирует культуру здоровья личности, как части общей культуры. Современный учебный труд предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, в тоже время от состояния здоровья зависит эффективная профессиональная деятельность человека. Поэтому, важной задачей педагогов в настоящее время, является обучение и привитие молодежи потребности к ведению здорового образа жизни. Выводы.Имеется необходимость изучения проблематики здорового образа жизни у студентов высших учебных заведений, написание новых современных оздоровительных технологий, на что указывает состояние здоровья данной категории молодежи. Совершенствование здоровьесберегающей системы в условиях вуза требует дальнейших фундаментальных и прикладных исследований в области охраны здоровья студенческой молодежи и преподавателей, совершенствования форм и методов оздоровительной, воспитательной и информационной деятельности, укрепления материально-технической базы и финансирования теоретических и экспериментальных работ по здоровьесбережению. Список литературы 1.Колокольцев ММ. Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции // Теория и практика физической культуры. 2015. – № 7. – С. 35–37. 2.Линькова НА. Технология организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов оздоровительного отделения. Вестник УРГУПС / Научный журнал – № 3 (27), Екатеринбург, 2015, – С. 81–86 3.Линькова НА, Степина ТЮ. Современная концепция развития физического воспитания студентов оздоровительного отделения высшего учебного заведения. // Физическая культура, спорт и здоровье Виртуаль / Сборник научных трудовВсероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 2015. С. 38-42 4.Казантинова ГМ. Психологические аспекты учебного труда студентов / Г.М.Казантинова // Современные технологии формирования активной жизненной позиции у студентов как средство реализации государственной
371 молодежной политики Матер. Междунар. науч.-практ. Конф. – Волгоград, 2009. Т. – С. 241-245 Соловьев ГМ. Здоровый образ жизни научно-теоретические и методические основы Учебное пособие. Часть 1. – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2011. 290 с. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ Строгалева А, Гурьев С.В. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный профессионально- педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия Аннотация. В настоящее время становится актуальной проблема формирования информационной культуры подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость учета такого социального компонента, как здоровье, а именно в современном информационном мире человек чувствует себя вполне комфортно, если он обладает наряду с другими компонентами знаниями в области информационной культуры, умеет правильно, не вредя своему здоровью, работать с компьютерной техникой. Ключевые слова: информационные технологии, компьютер, дети, обучение. В настоящее время становится актуальной проблема формирования информационной культуры подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость учета такого социального компонента, как здоровье, а именно в современном информационном мире человек чувствует себя вполне комфортно, если он обладает наряду с другими компонентами знаниями в области информационной культуры, умеет правильно, не вредя своему здоровью, работать с компьютерной техникой. Кроме того, четко прослеживается и обратная связь у человека формируется информационная культура, он осваивает правила работы с компьютерной техникой, если является здоровой личностью. С учетом