1. Укажите длительность внутриутробного развития. Дайте его характеристику. Внутриутробный этап



страница1/7
Дата23.04.2016
Размер0.49 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

1. Укажите длительность внутриутробного развития. Дайте его характеристику.

Внутриутробный этап — от момента оплодотворения до рождения, его продолжительность 9 мес. (40 нед.): включает стадии эмбрионального (до 3-го месяца беременности) и плодного (с 3-го по 9-й месяц) развития.

Эмбриогенез включает в себя процессы с момента оплодотворения до рождения и включает следующие его дни.

1. Оплодотворение, в результате которого образуется зигота (одноклеточный зародыш),

2. Дробление зародыша с образованием бластулы.

3. Гаструляция – образование 3-х листкового зародыша.

4. Гистогенез, органогенез и ситемагенез – дифференцировка зародышевых листков в ткани органов, образование из органов систем органов.

Развитие плода

В первые 2-3 месяца внутриутробной жизни происходит интенсивное деление клеток и формирование тканей и органов- фаза плацентарного развития. Плацентарное кровообращение обеспечивает нормальный рост и развитие плода. Благодаря делению, росту и переселению клеток каждая часть тела приобретают определенные очертания – осуществляется процесс морфогенеза. В основном процессы морфогенеза завершаются на 8-ой неделе развития. Основываясь на знаниях о сроках формирования органов, можно делать заключения о развитии врожденных пороков в связи с воздействием на эмбрион конкретних факторов. Эмбриопатия – чувствительность ребенка к факторам развития. Фетальная стадия (от 3 до 9 мес.) отличается накоплением в организме плода микроэлементов, екоторых витаминов, созреванием ферментных систем. Поэтому опасны инфекции, которые переносит мать.



2. Охарактеризуйте период новорожденности.

Период новорожденности начинается с момента рождения и перевязывания пупочного канатика до 28 дней жизни. Делится на ранний (0-6 суток) и поздний (7-28 дн.) Хар-ся рядом морфологических,функциональных и биохимических изменений, возникающих при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной. С этого момента начинается легочное дыхание, вступают в действие малый и большой круг кровообращения, устанавливается собственная терморегуляция, наступает обратное развитие пупочных сосудов и пр. Единство между организмом и окружающей средой и приспособление ребенка к этой среде осуществляется постепенно, путем усовершенствования нервной системы и главным образом ее рецепторного аппарата. Однако при рождении ЦНС недоразвита, поэтому ребенок сравнительно трудно приспосабливается к новой среде посредством ряда условнорефлекторных связей. Слабая приспособляемость ведет к термо-, гидро-, и трофолабильности. Создаются условия к беспрепятственному выведению организма из состояния равновесия и таким образом ряд физиологических процессов переходят в патологические. Слабо выражена и иммунологическая защита. До момента приобретения ребенком своего общего и местного иммунитета естественное вскармливание, асептика и антисептика остаются решающими факторами в борьбе за снижение неонатальной заболеваемости и смертности. Как правило, приспособление к внешней среде должно закончиться к концу четвертой недели.

Прежде всего, новорожденных разделяют на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие первых длится 39-40 недель, а вторых - 28-38 недель. Кроме сроков внутриутробного развития необходимо учитывать всю совокупность параметров ребенка. Наиболее простой критерий - масса тела при рождении. Доношенными считают новорожденных с массой тела 2500 г и больше {при длине тела не менее 45 см), а недоношенными - новорожденных, имеющих массу тела меньше 2500 г.

3. Назовите длительность периода младшего школьного возраста. Его характеристика.

Раннее детство соответствует возрасту от 1 до 3 лет. В этот период наблюдается уменьшение прироста размеров тела, особенно после 2 лет. В 3 года по длине и массе тела можно предсказать те окончательные размеры, которых достигнет индивидуум, когда его рост прекратится. Размеры тела в данном возрасте также оценивают по нормативным таблицам. К концу второго года у них завершается прорезывание молочных зубов, поэтому это время, а также, когда они выпадают (от 3 до 7), иногда объединяют под общим названием "период молочных зубов". С 1-3 лет отмечается некоторое снижение темпов физического развития, возникает т.н. "тип маленького ребенка", со свойственными ему пропорциями тела и округлыми очертаниями лица. А их неутоленная любознательность печально известна отравлениями, или вдыханием различных мелких предметов, попадающих в трахею (дыхательное горло). Из заболеваний общего характера распространены респираторные инфекции - ОРЗ, грипп, а также многие аллергические - крапивница, сенная лихорадка, бронхиальная астма. Происходит ускоренное формирование миндалин, аденоидов, частое избыточным разрастанием их ткани. Для ребенка ясельного возраста каждый день сопровождается "открытием" новых слов. Эмоции также достигают пиковый выразительности: отрицательные могут доходить до истерических бурь. В этот период четко определяются черты характера и поведение.



Анатомо-физиологические особенности:

Кожа - тонкая, нежная. Всасывающая способность ее очень высока, и следует очень осторожно относиться к назначению лекарств в виде мазей, особенно содержащих сильнодействующие компоненты. Подкожная клетчатка - выражена хорошо, процессы разрастания ее, отмечаемые в более раннем возрасте, постепенно прекращаются. Мышечная система - ее масса благодаря систематическому тренингу нарастает, но тонкие движения, например, пальцев рук, еще затруднены из-за недостаточно развитых нервных окончаний. Костная система - по-прежнему идет процесс образования костей. К 2,5 годам полностью прорезываются молочные зубы. Изменяется форма грудной клетки и увеличивается объем вследствие развития легких. Ребра располагаются более косо, формируются изгибы позвоночника. Продолжается рост костей таза. Органы дыхания - носовые ходы и воздухоносные пути становятся шире и длиннее, однако трахея и бронхи еще сравнительно узки, что еще сохраняет опасность резкого сужения их просвета и расстройств дыхания при - бронхитах, трахеитах, ОРЗ, гриппе. Число дыханий к 3 годам составляет 25-30 в минуту. Сердечно-сосудистая система - пульс урежается до 120 ударов в минуту в возрасте 1 года и 105 в 3 года. Артериальное давление постепенно возрастает до 95/60 мм. рт. ст. Органы пищеварения - пищеварительные железы начинают работать активнее. Поэтому усваивается более сложная пища, частота дефекаций 1-2 раза в сутки. Органы мочевыделения - совершенствуется строение почек и число мочеиспусканий уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок регулирует акт мочеиспускания самостоятельно. Иммунитет - увеличивается образование иммунных клеток, что резко повышает сопротивляемость организма. Нервная система - маленький человечек начинает осознавать самого себя, и твердо употребляет местоимение "Я", в то время как до этого говорил от 3-го лица - "ОН", "ОНА"

4. Перечислите особенности развития ребенка от 1 до 7 лет. К какому периоду они относятся.

Дошкольный возраст длится от 4 до 7 лет включительно.

Небольшое увеличение скорости роста в 4-7 лет называют первым ростовым скачком. Он свойственен не всем детям, но тем не менее его считают отличительной особенностью периода первого детства. В первом детстве в качестве критерия биологического возраста важны соотношения размеров, характеризующих форму тела. Показателями "школьной зрелости" (ПШЗ) являются:

- окружность головы длина тела; - высота головы с шлей; - длина тела

Характерная особенность периода первого детства - начало смены молочных зубов на постоянные. В среднем, в 6 лет прорезываются первые постоянные коренные зубы, причем на нижней челюсти раньше чем на верхней. У многих детей этот процесс происходит в 5 лет, что свидетельствует о более раннем биологическом возрасте, а у некоторых детей первый постоянный зуб появляется в 7 лет и даже между 7 и 8 годами. В первом детстве прорезываются центральные резцы, в основном между шестью и семью годами. Затем наступает 10-12-месячный период покоя, после чего начинают появляться боковые резцы. У 40-50% городских детей эти зубы прорезываются на нижней челюсти к 7 годам, но в основном этот процесс происходит уже после периода первого детства (это касается и остальных постоянных зубов). При определении зубного возраста в первом детстве принимают во внимание как сроки прорезывания постоянных зубов, так и общее количество молочных и постоянных зубов. Индивидуальные данные ребенка сравнивают со стандартом. Это позволяет судить об ускоренном или замедленном развитии. У девочек постоянные зубы прорезываются раньше, чем у мальчиков.

Возрастной период от 1 года до 7 лет еще называют нейтральным детством, так как девочки и мальчики этого возраста почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела.


5. Охарактеризуйте младший и старший школьный возраст

Школьный возраст определяется в возрастных рамках от 6-7 до 17-18 лет. Делится на младший школьный возраст и старший школьный возраст.

Первым периодом считается младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет), когда ребёнок обучается в начальных классах. В этот период происходит усвоение опыта, и формируется возможность произвольной регуляции психических процессов и внутренний план действий.

Старший школьный возраст, так же именуется как пуберантный период или период полового созревания. Начинается в среднем с 12 лет, у мальчиков - с 13 до 17-18 лет, у девочек - с 12 до 16 лет. У обоих полов начинается усиленный рост в длину, но его темп выше у девочек, так как процесс роста тесно связан с половым созреванием, которое начинается у женского пола раньше, чем у мужского. Уже в 10-летнем возрасте девочки обгоняют мальчиков по основным размерам тела; у них быстрее растут нижние конечности, массивнее становится скелет.

В этот период повышается секреция половых гормонов, особенно удевочек. У мальчиков начинают увеличиваться наружные половые органы; у обоих полов появляются вторичные половые признаки, развитие которых у девочек происходит интенсивнее. Вторичные половые признаки - важный критерий биологического возраста.


6. Перечислите признаки доношенности новорожденного ребенка

Доношенными считают новорожденных, рожденных через 280 д. от зачатия, с массой тела 2500 г и больше {при длине тела не менее 45 см), а недоношенными - новорожденных, имеющих массу тела меньше 2500 г. Средняя масса доношенных новорожденных мальчиков 3400-3500, девочек 3200-3400, средняя длина – 48-52 см. Окружность грудной клетки при рождении – 33-34 см, головы 34-35 см. На рост и массу новорожденных оказывают влияние возраст родителей, национальность, состояние их здоровья, режим и питание женщины во время беременности . Состояние новорожденного определяется по Шкале Апгара.

По практическим соображениям важно знать признаки, совокупность которых позволяет считать новорожденного доношенным ребенком.

1. Длина (рост) новорожденного достигает приблизительно 50 см (длина девочек несколько меньше).

2. Вес новорожденных мальчиков колеблется около 3300 г, вес новорожденных девочек несколько меньше.

3. Ширина плеч новорожденного несколько больше максимальной ширины головки.

4. Ногти у доношенного плода ороговевшие и выступают за кончики пальцев.

5. Длина волос на голове новорожденного не меньше одного сантиметра.

6. Брови и ресницы развиты, пушок исчез.

7. В дистальном эпифизе бедренной кости ясно различается ядро окостенения (остеофикации).

8. Кости черепа твердые, хрящи носа и ушных раковин развиты и плотны.

9. Яички у мальчиков опущены в мошонку, у девочек большие половые губы перекрывают малые половые губы.

10. Кожа эластичная, достаточной толщины, розовая, подкожно-жировая клетчатка хорошо развита.


7. Охарактеризуйте признаки недоношенного ребенка.

Недоношенными считают детей, родившихся в период с 22-й по 37-ю неделю с массой тела менее 2500-2700 г и длиной тела менее 45-47 см.



Причины преждевременного рождения детей

- Социально-биологические факторы.

- Слишком молодой или слишком пожилой возраст родителей.

- низкий уровень образования родителей и связанные с этим нездоровый образ жизни

- профессиональные вредности, вредные привычки, тяжёлый физический труд.

- Даже при желанной беременности риск невынашивания у одиноких женщин выше

- Предшествующие аборты.

- Непродолжительные интервалы между родами (менее 2 лет)

- Заболевания матери.

- Патологическое течение беременности.

- Аномалии развития женской половой системы.

- Многоплодие.



Признаки недоношенности

Глубоко недоношенный ребёнок (масса тела менее 1500 г) имеет тонкую морщинистую кожу тёмно-красного цвета, обильно покрытую сыровидной смазкой и пушком. Простая эритема держится до 2-3 нед. Подкожно-жировой слой не выражен, соски и околососковые кружки грудных желёз едва заметны; ушные раковины плоские, бесформенные, мягкие, прижаты к голове; ногти тонкие и не всегда доходят до края ногтевого ложа; пупок расположен в нижней трети живота. Голова относительно большая и составляет 1/3 от длины тела, конечности короткие. Швы черепа и роднички (большой и малый) открыты. Кости черепа тонкие. У девочек половая щель зияет в результате недоразвития больших половых губ, клитор выступает, у мальчиков яички не опущены в мошонку.

У более зрелых недоношенных внешний кожа розового цвета. Пупок расположен несколько выше над лоном, голова составляет примерно 1/4 часть длины тела. У детей, рождённых на сроке более 34 нед., появляются первые изгибы на ушных раковинах, более заметны соски и околососковые кружки, у мальчиков яички находятся у входа в мошонку, у девочек половая щель почти закрыта.

Для недоношенных характерны мышечная гипотония, снижение физиологических рефлексов, двигательной активности, нарушение терморегуляции, слабый крик. Глубоко недоношенный ребёнок (менее 30 нед) лежит с вытянутыми руками и ногами, сосательный, глотательный и другие рефлексы у него отсутствуют или слабо выражены. Температура тела. При рождении после 30-й недели у недоношенного выявляют частичное сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах; сосательный рефлекс хороший. У ребёнка, родившегося на сроке 36-37 нед., сгибание конечностей полное, но неустойчивое, вызывается отчётливый хватательный рефлекс. У недоношенного в первые 2-3 нед жизни может быть непостоянный тремор, негрубое и непостоянное косоглазие, горизонтальный нистагм при перемене положения тела.

Недоношенные мальчики и девочки не различаются по антропометрическим показателям.

Особенности внутренних органов. Незрелость внутренних органов также находится в соответствии со степенью недоношенности и выражена особенно резко у глубоко недоношенных детей.Дыхание у недоношенных детей поверхностное. Тонус сосудов снижен. Повышенная проницаемость сосудистых стенок может привести к нарушению мозгового кровообращения и кровоизлиянию в мозг.

В связи с недостаточной зрелостью почечной ткани снижена её функция по поддержанию кислотно-щелочного состояния. Все ферменты ЖКТ отличаются низкой активностью.

Незрелость печени может привести к накоплению непрямого билирубина в крови в первые дни жизни и развитию билирубиновой энцефалопатии.
8. Что такое физиологические состояния? Дайте их характеристику.

Физиологические (пограничные, переходные) состояния новорожденных являются результатом адаптации маленького организма к новой жизни. Те или иные пограничные состояния проявляются у большинства новорожденных детей в порядке нормы. Они не требуют специального лечения и не считаются патологией.



Физиологическая эритема. Физиологическая эритема - это покраснение тела малыша, связанное с усиленным притоком крови и расширением сосудов.

Токсическая эритема. Токсическая эритема - это высыпания на коже малыша в виде красных прыщиков или пузыриков. Может появиться на 2-5-й день жизни на фоне физиологической эритемы при перегреве или раздражении кожи (например, растирании полотенцем).

Физиологическая желтуха. Физиологическая желтуха - пожелтение кожи малыша, вызванное избыточным количеством билирубина в организме новорожденного.

Милии. Милии - это белые высыпания на носу, переносице и лбу. Это физиологическое состояние новорожденных вызвано закупоркой сальных желез. Не пытайтесь выдавить милии или поддеть их ваткой, так Вы можете занести инфекцию. Милии пройдут сами к концу второго месяца жизни.

Транзиторная гипотермия. Транзиторная гипотермия проявляется в том, что малыш быстро переохлаждается и быстро перегревается. Это связано с несовершенством системы терморегуляции новорожденного. Будьте внимательны, если слишком сильно укутать малыша, температура его тела может подняться до 39-40 градусов, т.к. ребенок еще не умеет потеть. Если это все же произошло, полностью разденьте малыша и приложите его к груди.

Потеря массы тела. Вызвана отхождением мекония (первородного кала) и мочи, а также небольшим количеством молока у матери в первые дни. В первые 3-4 дня после рождения вес ребенка снижается. В норме ребенок может потерять до 10% своей массы. Если же вес ребенка уменьшается более чем на 10%, необходимо вмешательство врачей. Чтобы минимизировать потери в весе, почаще прикладывайте малыша к груди, даже если молоко еще не пришло, ведь в молозиве тоже содержится масса полезных веществ. К 10-му дню жизни ребенок восстанавливает вес, который имел при рождении.

Половой криз. Половой криз вызван тем, что гормоны, выделяющиеся в больших количествах у матери во время родов, попадают в организм ребенка. Половой криз может проявляться в нескольких формах: нагрубании молочных желез, отеке наружных половых органов у мальчиков, кровянистых выделениях из влагалища у девочек, белесом налете между большими и малыми половыми губами у девочек. Особенности стула новорожденного. Первые 2 дня жизни у крохи отходит меконий - первородный кал черного цвета плотной консистенции. На 3-4-й день стул ребенка становится жидким, слизистым и зеленоватым - это переходный стул. А к концу первой недели жизни стул нормализуется: приобретает желтоватый цвет и кашицеобразную консистенцию.

Особенности мочи новорожденного. В первые дни жизни новорожденные мочатся мало, а на 3-4-й день моча может приобрести ярко выраженный оттенок и оставлять на подгузнике розово-красные разводы. Это явление вызвано тем, что вместе с мочой у ребенка выделяются соли мочевой кислоты. К концу первой недели жизни моча новорожденных приобретает обычный цвет.

9. Перечислите основные признаки физического развития детей. Дайте их характеристику.

Основными признаками физического развития являются рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. В последние десятилетия происходит значительное, ускорение физического развития детей по сравнению с их сверстниками, жившими 30-40 лет назад.

Рост человека-проекционное расстояние от верхушечной точки головы до плоскости стоп. В антропологии рост является одним из общих антропометрических признаковНа рост человека, в числе прочего, влияют экологические факторы, наследственность от родителей, наследственные болезни, возраст, пол, принадлежность к той или иной группе народов. За рост человека отвечает гормон роста. Длина тела новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см.

Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. В первом квартале жизни ежемесячная прибавка длины тела составляет 3 см, во втором — 2,5, в третьем — 1,5, в четвертом — 1 см. Общая прибавка длины тела за 1-й год — 25 см.

Мальчики Девочки

Средний рост при рождении51 см 50 см

До 1 года 23 см в год 23 см в год

От 1 до 2 лет 10 см в год 10 см в год

От 2 до 4 лет 7.5 см в год 7.5 см в год

От 4 до 7 лет 5.7 см в год 5.7 см в год

От 7 до 10 лет 4.3 см в год 4.5 см в год

От 10 до 13 лет 4.5 см в год 5.2 см в год

От 13 до 17 лет 5.1 см в год 3 см в год

От 17 до 19 лет 1.5 см в год 0.5 см в год

В возрасте 19-26 лет некоторые мужчины могут набирать 0.5 см роста в год. Обычно в этом возрасте растут те, у кого позднее половое развитие. У женщин в таком возрасте увеличение роста встречается редко.После 26 лет у людей также может быть некоторое увеличение роста- до 2 см.В среднем мужчины растут до 18-20 лет, а женщины — до 16-17 лет.

Эпохальное изменение роста человека называется акселерация - это ускоренный рост целого поколения людей за какой-либо исторический период времени.



Ретардация – это задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. Она противоположна акселерации.

Децелерация - это процесс отмены акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма. Децелерация в настоящее время сменяет акселерацию.

Физическое развитие – комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Ф.Р. во многом обусловлено наследственными факторами(генотип), большое значение имеют также условия жизни и воспитания(фенотип):занятия физкультурой, прогулки, питание. активный отдых. Для оценки Ф.Р.необходимо определить:1) соматоскопические признаки:состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы, форму грудной клетки и позвоночника, степень полового развития(по наличию вторичных половых признаков); 2)соматические признаки: длину тела(рост), массу тела, окружность грудной клетки; 3) физиометрические признаки: жизненную емкость легких. мышечную силу, кровяное давление, пульс; 4) состояние здоровья.Соматоскопия и соматометрия (антропометрия) -основные методы исследования Ф.Р. Соматоскопия(внешний осмотр) позволяет определить особенности осанки и телосложения, выяснить состояние опорно-двигательного аппарата. Антропометрия (соматометрия) – измерение частей человеческого тела. По антропометрическим данным прослеживается динамика Ф.Р. и оценивается развитие школьников и различные возрастные периоды. Ри массовых исследованиях Ф.Р. изучают основные антропометрические показатели: рост, массу, окружность грудной клетки. Осанка – это привычная поза человека, его манера движения. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии. Плечи развернуты. Лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночника выражены нормально, грудь слегка выгнута вперед(выпукла). живот втянут, ноги выпрямлены в коленях и тазобедренных суставах. При осмотре определяют конституционный тип телосложения: астенический (продольные размеры преобладают над поперечными); гиперстенический (преобладание поперечных размеров над продольными-длинное туловище и короткие конечности) и нормостенический (пропорциональные размеры костно-мышечной системы)


11. Дайте перечень закаливающих процедур. Назовите правила закаливания

Основными средствами закаливания являются воздух, вода, солнечные лучи; сочетание с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих воздействий.

Наиболее распространенная и доступная форма закаливания - использование свежего воздуха. При этом необходимо учитывать сезонные особенности. В теплое время года для закаливания можно использовать длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком - начиная с 1 минуты, прибавляя через каждые 5 -7 дней по 1 минуте, довести продолжительность ходьбы до 10 - 15 минут. В холодное время года для закаливания используют дозированные прогулки пешком, ходьбу на лыжах, "медленный" - т.н. закаливающий бег в облегченной одежде, бег на коньках и т.п.

Использование для закаливания водных процедур имеет свои особенности; вода - более энергичный закаливающий фактор, чем воздух. Кроме температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, являясь своеобразным массажем, который улучшает капиллярное кровообращение. Наибоее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - обтирания, обливания и душ. Начинать закаливание следует при температуре воды не ниже 34 - 350С. при ежедневном обливании (обтирании) через каждые 6 -7 дней температуру воды следует снижать на 10С и довести ее до 22-240С. обтирания и обливания водой указанной температуры рекомендуется продолжать 2 - 3 месяца. При отсутствии отрицательных реакций (катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости или раздражительности, повышенной возбудимости, расстройства сна, аппетита) можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры - 220С, снижая ее через каждые 10 дней на 10; при ежедневном обтирании (обливании) довести температуру воды до 10 - 120С (температура водопроводной воды). Эффективным способом закаливания является душ (рекомендуется только здоровым и достаточно закаленным людям): воду в течение примерно 3 минут следует несколько раз быстро переключать с теплой (около 400С) на холодную.

К закаливающим факторам относятся также действие солнечных лучей и физические упражнения, в частности, утренняя гигиеническая гимнастика, которую следует делать по возможности на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении. Чтобы не переохлаждать организм в холодную погоду, занятия на открытом воздухе проводятся в более энергичном темпе и менее продолжительное время. В жаркую погоду, в особенности при повышенной влажности, следует принимать меры против перегревания. После занятия физкультурой рекомендуется принять душ.

Энергичным закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах, т.к. термическое и механическое раздражение водой сочетается с воздействием воздуха, солнечных лучей и движений при плавании. Зимним купанием ("моржеванием") могут заниматься лишь практически здоровые люди; перед этим необходима тщательная постепенная (не менее года) подготовка организма к действию холода. Пребывание в холодной воде должно длиться не более 20 - 30 секунд и сопровождаться движением. Любители зимнего купания должны находиться под систематическим наблюдением врача.

Большое закаливающее значение имеет паровая баня, сочетание воздействия тепла, пара, воды и механического раздражения (мытье мочалкой или веником) усиливает обменные процессы, дыхание и кровообращение. Не следует, однако, "париться" слишком часто и особенно в пожилом возрасте (не чаще 1 - 2 раз в неделю; длительность пребывания в парилке должна быть не более 10 - 15 минут).

Закаливание детей надо начинать с первых дней жизни и проводить систематически, осторожно, учитывая, что ряд органов и систем ребенка еще функционально незрелы. Дети, ослабленные гипотрофией, рахитом, повторными или хроническими заболеваниями, особенно нуждаются в закаливающих процедурах, повышающих сопротивляемость организма. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует врачебного контроля. Дети очень чувствительны к недостатку свежего воздуха. Находясь длительное время в плохо проветриваемых помещениях, они становятся вялыми раздражительными. Нарушается сон, снижается аппетит, появляются головная боль, тошнота. Свежий чистый воздух оказывает благотворное действие при любых заболеваниях; его следует использовать во время дневного сна детей. Общие воздушные ванны в помещении с учетом состояния здоровья ребенка иногда заменяют лишь частичным кратковременным обнажением тела во время смены одежды. Световоздушные и солнечные ванны должны строго дозироваться, детям следует принимать их лежа, поворачиваясь через определенные интервалы времени. Для закаливания ослабленных детей рекомендуются слабо действующие водные процедуры, умывание, влажное обтирание, обливание.

Режим закаливания должен быть установлен врачом с учетом возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают, после выздоровления следует возобновить его с начального периода.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Хроническая сердечная недостаточность: определение, классификация, диагностика
2012 -> План: Предмет экологической биохимии
2012 -> Реакция уротелиального эпителия мочевого пузыря при доброкачественной гиперплазии предстательной железы
2012 -> "Иммунопатология"
2012 -> Методическая разработка для ординаторов, обучающихся по специальности «аллергология и иммунология» Тема разработки: Первичные иммунодефициты
2012 -> Учебное пособие для врачей
2012 -> Медико-санитарной помощи в территориальной поликлинике для взрослого населения методические рекомендации
2012 -> Руководство для врачей Москва 2013
2012 -> Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для студентов: по специальности060501 Сестринское дело
2012 -> «Избранные вопросы внутренней медицины» 25-26 февраля 2016 г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




©zodomed.ru 2024


    Главная страница