Бюджетная политика - ключевой инструмент государственного регулирования экономики
1.Бюджетная политика РФ и критерии ее эффективности
2. Понятие и основные характеристики Федерального бюджета РФ
3. Бюджетный дефицит и способы его покрытия.
4. Государственный долг
1.Бюджетная политика РФ и критерии ее эффективности
Ключевым инструментом государственного регулирования экономики является бюджетная политика.
Бюджетная политика - это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются: сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, поэтому ее эффективность оценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти в этих направлениях.
Критерии эффективности бюджетной политики:
- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
- уровень выполнения бюджетных обязательств;
- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
- уровень монетизации бюджетного дефицита;
(В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.
В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены).
- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
- динамику валового внутреннего продукта;
- уровень безработицы.
2. Понятие и основные характеристики Федерального бюджета РФ
Федеральный бюджет - баланс доходов и расходов федерального правительства, основное средство проведения активной экономической политики государства.
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. За счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.
Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов:
1. Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 12 865 925 621,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 13 387 340 174,7 тыс. рублей;
3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 6 600 552 240,0 тыс. рублей;
4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 66,2 млрд. долларов США, или 53,0 млрд. евро;
5) дефицит федерального бюджета в сумме 521 414 553,7 тыс. рублей.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Она является способом адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которого решается кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.
Ежегодно рассматриваемый и утверждаемый закон о федеральном бюджете представляет собой определенный баланс экономических и политических интересов государства, предпринимательского класса и населения, принимаемый как инструмент реализации целей, одобренных обществом.
В России существует трехуровневая бюджетная система, включающая федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований.
Консолидированный бюджет включает все бюджеты в России (как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации, муниципальных образований).
Основой межбюджетных отношений является распределение доходов по уровням бюджетной схемы. Важнейшим механизмом регулирования взаимоотношений центра и территорий в финансовой сфере служит выделение средств из федерального бюджета в качестве финансовой помощи нижестоящим бюджетам. С его помощью должна выравниваться финансовая обеспеченность субъектов Федерации.
Кроме консолидированного бюджета, часть ВВП проходит через бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В мировой и российской экономике существуют разные фонды, каждая из групп фондов имеет свою нормативно-законодательную базу, собственный набор источников формирования финансовых ресурсов, направления расходования средств, формы контроля.
Сбалансированность бюджета - это полное покрытие расходов доходами или образование остатков средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток средств производства может быть использован на досрочные выплаты долгов или на образование финансового резерва. Превышение расходов над доходами ведет к образованию дефицита бюджета.
Ключевой принцип финансовой политики - отсутствие бюджетного дефицита, обеспечение сбалансированного бюджета.
2. Бюджетный дефицит и способы его покрытия.
Одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры является уровень бюджетного дефицита. Дефицит бюджета равен сумме государственных расходов за вычетом налогов.
Но поскольку государственные расходы равны сумме закупок товаров и услуг плюс общий объем социальных выплат, а чистые налоги - это сумма налоговых поступлений минус социальные выплаты, можно записать:
Бюджетный дефицит = закупки товаров и услуг - чистые налоги.
Он является проявлением кризиса государственных финансов. Бюджетные дефициты во всех развитых странах во второй половине 70-х гг. достигли невиданных прежде размеров. С тех пор характер бюджетных дефицитов изменился.
Предполагавшаяся ранее цикличность бюджетного дефицита означала, что бюджетный дефицит неизбежно возникает и растет в период спада, но он будет сводиться к минимуму в условиях подъема экономики. Однако со второй половины 70-х гг. и особенно после начавшегося подъема 80-х гг. ситуация начала меняться. Все более тревожным явлением стало сохранение дефицита в условиях подъема и относительно высокого уровня занятости - так называемого структурного дефицита.
Структурный дефицит - разность между расходами и доходами в условиях полной занятости (равной приблизительно 6 %) и в рамках той или иной проводимой бюджетно-налоговой политики.
Если безработица оказывается чрезмерной - а это обычно бывает в условиях экономического спада – то, кроме структурного появляется еще и циклический дефицит бюджета (разница между фактическим и структурным дефицитом) возникает из-за комбинации увеличения выплат пособий по безработице и сокращения налоговых поступлений в бюджет. Если заметно изменяется финансовая политика (например, в период выхода из экономического кризиса, когда увеличиваются расходы правительства на инвестиции в основной капитал), то может быть одновременно и уменьшение циклического дефицита государственного бюджета, и увеличение его дефицита структурного. Именно структурный дефицит представляет сегодня наиболее серьезную проблему для государственных финансов развитых стран мира.
Причины возникновения и роста бюджетного дефицита:
- спад общественного производства: пока он происходит, бюджетный дефицит непреодолим;
- чрезмерные социальные расходы - на содержание государственного жилого фонда, других объектов социальной инфраструктуры, на пенсии, пособия, индексацию доходов - безотносительно к динамике экономической эффективности. При этом программы социальной помощи, медицинского обслуживания, поддержки фермеров, пособий по безработице в период кризисов расширяются автоматически;
- милитаризация экономики: увеличение расходов на оборону вследствие «холодной войны» и многочисленных региональных военных конфликтов;
- бюрократизация управления народным хозяйством, что резко повышает затраты на функционирование органов управления;
- распыление бюджетных средств на капитальное строительство;
- нерентабельность предприятий;
- расширение «теневой экономики» в результате, например, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, может стать фактором его роста;
- увеличение выплат процентов по государственному долгу, возникает порочный круг: старый долг порождает новый долг;
- отношение налогоплательщиков.
Население в большей степени озабочено увеличением налогов, чем ростом государственного долга. Политики, рекомендующие увеличение налогов, обычно не имеют успеха на выборах. В условиях уменьшения располагаемого дохода в семьях с низким и средним уровнями доходов, негативная реакция населения на увеличение налогов намного сильнее, нежели на проблему государственного долга, которая его непосредственно не затрагивает.
В мировой теории и практике сложились 3 основных концептуальных подхода к проблеме бюджетного дефицита:
1) Концепция ежегодно балансируемого бюджета, которая предполагает полную окупаемость всех программ правительства. В рамках нее бездефицитный бюджет рассматривается в качестве одного из главных приоритетов экономической политики. Данная концепция до последнего времени была преобладающей в нашей стране, а до 30-х г.г. - во многих других странах. Статьи о необходимости достижения сбалансированного бюджета еще сохраняются в конституциях многих штатов США (но не на федеральном уровне). Однако еще Дж. Кейнс и Стокгольмская школа доказали, что реализация концепции ежегодно балансируемого бюджета исключает антициклическое регулирование экономики финансовыми средствами.
Справедливости ради, следует сказать, что рассматриваемая концепция в определенные периоды принимается на вооружение правительствами и западных стран. Лауреат Нобелевской премии Джеймс Бьюкенен утверждал, что наихудшее наследие Кейнса для экономики состоит в том, что он узаконил бюджетный дефицит. Для устранения данного наследия в США в 1985 г. был принят закон о поэтапной (до 1993 г.) ликвидации чрезмерного дефицита федерального бюджета. Для этого планировалось сократить государственные расходы (прежде всего на национальную оборону, образование, субсидии сельскому хозяйству, пособия по безработице, транспорт, науку, космические программы). Неизменными оставались только расходы на социальное страхование и некоторые программы поддержки уровня жизни. В качестве других форм реализации этого закона рассматривались: приватизация (переложение на частный бизнес затрат на содержание жилищного фонда, транспорта - например, вашингтонского международного аэропорта и т.п.); предоставление президенту и губернаторам права накладывать вето на расходы по отдельным статьям бюджета; расширение налоговой базы.
Концепция ежегодно балансируемого бюджета иногда выдвигается неоконсерваторами и в связи с их критикой государственного сектора. Они полагают, что если правительству будет официально разрешен бюджетный дефицит, то оно резко расширит спектр программ, финансируемых не за счет налогов, а за счет дефицита госбюджета. А такое расширение государственного сектора означало бы посягательство правительства на сектор частный, который у неоконсерваторов есть основа основ рыночной экономики.
2) Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе. Ее представителей объединяет со сторонниками первой концепции рассмотрение сбалансированности доходов и расходов бюджета как самоцели экономической политики. Но если в первом случае баланс достигался бы ежегодно, то во втором он обеспечивается в рамках каждого данного делового цикла.
Достоинством такой концепции выступает сочетание сбалансированности бюджета и антициклического регулирования экономики.
Вспомним понятие циклов.
В действительности экономика развивается не по прямой линии (тренду), характеризующей экономический рост, а через постоянные отклонения от тренда, через спады и подъемы. Экономика развивается циклически. Экономический (или деловой) цикл (business cycle) представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла: 1)точку пика (peak),соответствующую максимуму деловой активности; 2) точку дна (trough), которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду).
Существует и другой подход, при котором в экономическом цикле выделяют четыре фазы, но не выделяются экстремальные точки, так как предполагается, что когда экономика достигает максимума или минимума деловой активности, то некоторый период времени находится в этом состоянии: 1) I фаза – бум (boom), при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства, выше тренда) и инфляции. (Вспомним, что когда в экономике фактический ВВП выше потенциального, то это соответствует инфляционному разрыву). Экономика в этом состоянии носит название «перегретой» («overheated economy»); 2) П фаза – спад (recession или slump). Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВВП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису; 3) Ш фаза – кризис (crisis) или стагнация (stagnation). Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы; 4) IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.
Причины экономического цикла
В экономической теории причинами экономических циклов объявлялись самые различные явления: пятна на солнце и уровень солнечной активности; войны, революции и военные перевороты; президентские выборы; недостаточный уровень потребления; высокие темпы роста населения; оптимизм и пессимизм инвесторов; изменение предложения денег; технические и технологические нововведения; ценовые шоки и другие. В действительности все эти причины могут быть сведены к одной. Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением совокупного спроса при неизменной величине совокупного предложения (рост совокупных расходов ведет к подъему, их сокращение обусловливает рецессию); либо изменением совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса (сокращение совокупного предложения означает спад в экономике, его рост - подъем).
Главная проблема при реализации концепции бюджета, балансируемого на циклической основе: продолжительность и глубина спадов и подъемов в различных воспроизводственных циклах заметно отличаются. И в случае, если спад масштабнее подъема, возможно накопление циклического дефицита государственного бюджета.
3) Концепция функциональных финансов. В рамках нее признается, что целью экономической политики выступает балансирование не бюджета, а экономики в целом. В несбалансированной же экономике объективно не может быть сбалансированного бюджета, и если это все же достигается, то косвенные негативные последствия такого курса велики (подавление цикличности, «дефляционный шок» и т.п.). С другой стороны, достижение макроэкономической стабильности означало бы, что рано или поздно бюджетный дефицит самоликвидируется: финансовая стабилизация национальной экономики стимулирует ее рост, что, в частности, увеличивает налоговые поступления в бюджет и сокращает социальные расходы.
Реализация второй или третьей концепций означает осуществление так называемой политики дефицитного финансирования. Эффективность этой политики предполагает:
а) наличие у правительства четкой программы финансовых мероприятий;
б) постоянный контроль за динамикой бюджетного дефицита, прогнозирование его величины и поиск источников его покрытия;
в) первоочередное выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Решение этих задач означало бы нахождение оптимального для каждого данного этапа размера бюджетного дефицита. И коль скоро дефицит (хотя и в своих оптимальных параметрах) возник, правительству приходится находить способы его покрытия. Подобных способов существует несколько, но каждый из них способен привести к инфляции - хотя различными темпами и с различным временным лагом.
В литературе обычно обращается внимание на неизбежные инфляционные последствия бюджетного дефицита. Однако следует учитывать, что прямой связи между ними все же не существует. Опыт 80-х гг. свидетельствует о том, что огромные бюджетные дефициты сохраняются в условиях снижения темпов инфляции. Будет или не будет ускоряться инфляция в результате роста бюджетного дефицита, зависит от методов покрытия бюджетного дефицита, а также от степени использования производственных возможностей в экономике страны.
Способы покрытия бюджетного дефицита:
1)Монетизация дефицита государственного бюджета, то есть его финансирование за счет эмиссии новых денег.
Данный способ используется в странах, где Центральный банк страны не имеет достаточной самостоятельности в проведении своей денежно-кредитной политики. При этом нарастание денег в обращении не связано с расширением реальной товарной массы, и становится неизбежным несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, быстро порождающее инфляцию. Население в результате этого облагается неким «инфляционным налогом», представляющим собой метод изъятия его денежных средств путем увеличения предложения денег для финансирования бюджетного дефицита. В результате роста денежного предложения деньги, находящиеся на руках у населения, обесцениваются. Если же потребители хотят иметь то же реальное количество денег, они вынуждены меньше тратить. То есть фактически они подвергаются дополнительному налогообложению. Налогообложение с помощью инфляции представляет собой метод, используемый многими развивающимися странами для оплаты государственных расходов, поскольку другие средства налогообложения оказываются здесь малоэффективными. Правда, всегда существует некий предел таких эмиссионных доходов государства: по мере ускорения инфляции выгоды последнего становятся все менее заметными по сравнению с потерями от роста цен (включая и наращивание затрат на эмиссию денег).
Кроме сбора инфляционных налогов, правительство может покрывать бюджетный дефицит за счет займов - как у частного сектора, так и у центрального банка.
2) Займы правительства (министерства финансов) в Центральном банке, использование государственного кредита как главного способа покрытия дефицита бюджета (когда правительство выступает в роли заемщика). Это так называемое денежное финансирование бюджетного дефицита.
При оценке последствий такого способа покрытия бюджетного дефицита нельзя не вспомнить, что государственный кредит существенно отличается от кредита частного. Последний обычно направляется на производственные цели (у нас, впрочем, это происходит далеко не всегда: неясность коммерческих перспектив, отсутствие строго определенных прав собственности побуждает многих руководителей и частных фирм направлять преобладающую часть кредитных ресурсов на зарплату и выплату прежних своих долгов - в том числе и задолженности по налогам). Выплата процента при этом обеспечивается за счет прироста стоимости в процессе производства.
Государственный же кредит, направляемый правительством на покрытие бюджетного дефицита, не связан с производственной деятельностью, а процент по нему выплачивается главным образом за счет налоговых поступлений в бюджет без какого-либо прироста стоимости. Инфляционный процесс и в этом случае неизбежен, хотя и более медленными темпами и в более цивилизованных формах: правительство, возвращая с процентом прежние долги центральному банку, обычно испытывает острую необходимость в новых кредитах.
3) Для покрытия дефицита используется выпуск государственных займов, которые осуществляются в форме продажи казначейских векселей (долговых обязательств правительства, выдаваемых на срок до одного года) или казначейских облигаций (обязательств на срок более одного года). Тем самым привлекаются в бюджет временно свободные денежные средства уже не государства, а частного сектора - домохозяйств, банков, страховых, промышленных компаний, а также иностранных экономических субъектов.
Иначе говоря, долговые обязательства размещаются правительством везде, кроме Центрального банка своей страны. На своих аукционах министерство финансов продает облигации частному сектору, тем участникам, которые предлагают наибольшую цену. При этом кредитоспособные правительства обычно имеют возможность продавать свои долговые обязательства не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках капитала. Например, правительство США регулярно продает казначейские векселя японским инвесторам. И российское правительство в последнее время стало реализовывать часть своих обязательств в других странах - «еврооблигации».
Этот наиболее цивилизованный способ покрытия бюджетного дефицита - долговое финансирование - используется в странах, в которых Центральный банк имеет большие права и ответственен за неинфляционное развитие экономики.
В прошлом, когда на государство возлагалась задача сохранения номинальных процентных ставок, финансирование бюджетного дефицита приводило к росту денежной массы. В настоящее же время процентная ставка больше не поддерживается на неизменном уровне. А потому государственное казначейство, эмитируя новые ценные бумаги с целью финансирования бюджетного дефицита, увеличивает спрос на ограниченное количество денежных ресурсов, что приводит к увеличению рыночных ставок процента по кредитным операциям. Часть заемщиков, которым новые процентные ставки оказываются не под силу, вытесняются с финансовых рынков. Сокращение частных инвестиций приводит к падению темпов роста и снижению уровня жизни будущих поколений. Не имея - в отличие от частных фирм - ограничений в уровне процентной ставки, выигрывая борьбу за свободные денежные средства, государство провоцирует через замедление роста совокупного предложения и ускорение инфляции.
В мировой экономической науке данное явление называется эффектом вытеснения частного спроса на инвестиции государственным спросом.
Отвлечение свободного капитала в сферу государственных финансов (эффект вытеснения) происходит по 2 основным направлениям – с соответствующими последствиями для национальной экономики:
1) повышение налоговых ставок в ходе борьбы за бездефицитный бюджет означает прямое изъятие денежных средств у потенциальных частных инвесторов, сокращает объем потребительских и инвестиционных расходов - предопределяя экономический спад;
2) покрытие дефицита бюджета государственными долговыми обязательствами и повышение нормы процента по ним также снижает инвестиционную активность (в том числе и из-за снижения курсов ценных бумаг). Ведущим способом предотвращения грядущего инвестиционного кризиса становится в этом случае усиленная эмиссия денег Центральным банком для нейтрализации влияния государственного финансирования на рынок капитала и снижения ставки процента за кредит.
Как видим, денежное и долговое финансирование дефицита бюджета оказывают весьма различное воздействие на экономику. Финансирование дефицита за счет займов у частного сектора повышает процентную ставку, снижает инвестиции и оказывает относительно нейтральный эффект на цены и совокупный спрос. Денежное же финансирование дефицита сокращает процентную ставку, увеличивает частные инвестиции, повышает цены и совокупный спрос.
Бюджетный дефицит может порождать 2 экономических эффекта.
Один - это эффект расширения денежного спроса, который, в свою очередь, может вызвать рост производства (реальный эффект) и (или) рост цен (инфляционный эффект).
Второй - это эффект замещения, когда государственный спрос на финансовые ресурсы, порождаемый дефицитом, просто-напросто замещает частный, и никакого расширения общего объема не происходит. Больше того, спрос со стороны частных инвесторов сокращается, что отрицательно воздействует на капиталовложения в долгосрочной перспективе.
Какой же из этих эффектов преобладает и от чего это преобладание зависит? Оно зависит:
Во-первых, от объективных условий воспроизводства - прежде всего от степени загрузки производственных мощностей и использования прочих производственных ресурсов.
Во-вторых, от того, каковы отношения между бюджетной и кредитно-денежной политикой, другими словами, как финансируется бюджетный дефицит. Речь при этом идет о такой кредитно-денежной политике, при которой практика дефицитного финансирования не влияет на рост процентных ставок, что достигается за счет противодействующих этому мероприятий.
Важнейшими среди них являются давление центрального банка на процентную ставку и использование иностранного капитала для целей инвестирования в национальную экономику.
4. Государственный долг
Государственный долг - сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета. Как видно из данного определения, бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Государственный долг - важнейший способ покрытия дефицита бюджета. Оценивая опасность нарастающего государственного долга, необходимо прогнозировать динамику и перспективы сокращения бюджетного дефицита.
К числу причин увеличения государственной задолженности можно отнести:
1) финансирование военных расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, дефицитное финансирование. Первый путь подрывает стимулы к труду. А поскольку в данный период требуется сверхзанятость населения, то такой вариант нереализуем без установления тоталитарной системы. Второй путь порождает быструю инфляцию, которая предопределяет спад инвестиционной активности, в том числе в военно-промышленном комплексе. Так что предпочтительнее пойти по третьему пути. Он тоже чреват инфляцией, но через определенный временной интервал.
2) экономические кризисы. Чем они чаще и продолжительнее, тем быстрее раскручивается спираль государственного долга - ведь в периоды спада неумолимо растут государственные расходы и сокращаются налоги для достижения стабилизации экономики.
3) снижение налогов в рамках реализации неоклассических подходов.
Налоговые поступления сокращаются, в государственные расходы оказывается снизить гораздо сложнее. Одна из причин: проявление экономико-политического цикла, который оказывает влияние на решения об экономии государственных средств.
4) все другие причины, влекущие за собой увеличение бюджетного дефицита (чрезмерные социальные амбиции правительства, забастовки, стремление скрыть безработицу и т.п.).
Развитие государственного кредита предполагает создание сложной структуры управления государственным долгом. Среди проблем, решаемых соответствующими органами управления, важнейшими являются следующие:
определение размера новых займов; сроков их выпуска, уровня процента по новым обязательствам государства, способов их размещения. Государственные займы подразделяются на краткосрочные (1-3 года), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Соотношение между ними - одна из главных проблем управления государственным долгом. В условиях инфляции повышается удельный вес краткосрочной задолженности: владельцы сбережений стремятся избегать риска вложений своих средств в долгосрочные обязательства государства.
Государственный долг во многих странах растет быстрее, чем ВВП. Одной из серьезных причин неуклонного роста государственного долга является широкая практика манипулирования им политиками с целью победы на выборах. Для политиков гораздо легче не в ущерб своей популярности увеличивать государственный долг, чем урезать общественные расходы и повышать налоги. Дело в том, что многие избиратели не понимают, что государственный долг сегодня - это налог завтра. Кроме того, люди пожилого возраста полагают, что последствия роста государственного долга в будущем их не коснутся. Нередко на скорость нарастания госдолга оказывает продолжительность пребывания у власти тех или иных политиков.
Чем продолжительнее этот период, тем меньше ориентация властей на использование программ увеличения государственного долга для экономической стабилизации.
Чем больше партий представлено в правительстве и парламенте, тем больше опасность того, что в сложной экономической ситуации коалиционное правительство и многопартийный парламент будут прибегать к займам, а не к сокращению расходов. Ни одна партия не рискнет потерять свой электорат и уступить другим партиям свои позиции за счет жесткого подхода к решению финансовых проблем.
И это порождает стремление правительства максимально отложить во времени выплату задолженности, т.е. обеспечить конверсию государственных займов, превращение их в кратко-, средне- и долгосрочные обязательства государства. Однако это дает лишь краткосрочный эффект. Подобный же эффект дает и международный кредит, если внешние займы (приводящие к увеличению внешнего долга государства) используются правительством непроизводительно.
Обычно в государственном долге видятся 2 опасности:
1) банкротство нации;
2) переложение долга на будущие поколения.
|
|
Вместе с тем, государственный долг, хотя и выступает крупной проблемой, в западной литературе не всегда рассматривается в качестве инструмента перекладывания тягот нынешнего дня на будущие поколения. Считается, что они все равно будут богаче нас. Думается, однако, что принцип справедливости в бюджетно-финансовых отношениях различных поколений может быть соблюден только в том случае, если увеличение государственного долга является результатом наращивания государственных инвестиций, но отнюдь не проявлением неоправданного расточительства предшествующего поколения. Погашение государственного долга гарантируется в первую очередь наличием основного капитала в руках государства. И если государственный долг увеличивается быстрее объема государственных инвестиций, то правительство попадает в долговую кабалу. Не случайно Конституцией ФРГ предусмотрено обязательство правительства размещать займы только в производственные инвестиции. Непременным условием вступления страны в ЕЭС является размер дефицита госбюджета не более 3% от ВВП, а государственного долга - 60% ВВП. При этом необходимо, чтобы бюджетный дефицит не превышал долю государственных инвестиций в ВВП.
Резюме:
Финансирование бюджетного дефицита на основе денежной эмиссии ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств — к росту государственного долга.
Бюджетный дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Бюджетные дефициты в допустимых границах не рассматриваются как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие развитые государства, хотя следует отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.
Поделитесь с Вашими друзьями: |