Теоретические основы развития познавательной активности



страница1/6
Дата16.09.2017
Размер5.34 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Введение………………………………………………………………… 3-8

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности

детей старшего дошкольного возраста………………………………… 9

1.1Понятие «познавательная активность» в психолого — педагогиче

ской литературе……………………………………………………….. ... 9-12

1.2Психолого-педагогические особенности развития познава

тельной активности у детей старшего дошкольного возраста………… 13-19


1.3Экспериментирование, как средство познавательной активности

детей старшего дошкольного возраста…………………………. 20-26

Глава 2. Проект «Маленькие исследователи»

Опытно-экспериментальная работа по формированию познават

ельной активности детей старшего дошкольного возраста,через экспериментирование…………............................................. 27-44

2.1 Результаты диагностики познавательной активности у детей стар

шего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования… 44-46


2.2 Результаты диагностики познавательной активности у детей

старшего дошкольного возраста на формирующем

этапе исследования…………….....................................................................47-49

2.3 Качественные и количественные результаты эксперимента…………50-53

Заключение………………………………………………………………… 54-55

Литература………………………………………………………………… 56-57

Приложение …………………………………………………………………58-95

Введение

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

Актуальность

Изменившаяся ситуация общественного развития связана с необходимостью перестройки системы образования, смещения акцентов с развития личности исполнителя на развитие активной личности. Это обуславливает пересмотр содержания педагогической деятельности, который связан с переосмыслением не только того, чему учить, но и того, какое место в этом процессе занимает ребенок, какова его активность. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру.

При формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результата. А также противоречия метода проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоятельность.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы формирования познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании - ее несомненная актуальность для практики дошкольного учреждения послужили основанием для выбора темы данного исследования.



При изучении психолого-педагогической литературы мной было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективного средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически выявить и путём опытно – экспериментальной работы проверить эффективность экспериментирования как средства формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Выявить особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

  3. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании.


Объект: процесс становления и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Предмет: экспериментирование старших дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза: процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:

- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда.


- процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.

Методологическая основа и теоретическая база исследования

  1. Учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

  2. Концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, И.Э. Куликовская, О.В. Афанасьева)

  3. Концепция развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева);
    - исследования своеобразия методики руководства самостоятельной детской деятельностью (Р.С. Буре, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская).

Методы исследования:

  • изучение научной методической литературы по проблеме исследования

  • наблюдение за экспериментальной деятельностью в МБДОУ №8

  • педагогический эксперимент и его анализ.

  • статистическая обработка данных.

Основные этапы исследования:

Первый этап – поисково-творческий. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап – опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, разработка и апробация поэтапной педагогической технологии развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Третий этап – обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление и систематизация материалов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. определены сущностные и структурно-содержательные характеристики познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании;

  2. обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании;

  3. разработана и экспериментально проверена поэтапная педагогическая технология процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.


Практическая значимость заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателям решать вопросы, связанные с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения и двух глав, списка литературы и приложений.

В первой главе «Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» раскрываются различные позиции в понимании активности; рассмотрены современные научные подходы к проблеме развития познавательной активности дошкольников; определена сущность понятия «познавательная активность»; специфика организации экспериментирования; обоснованы педагогические условия эффективного развития исследовательской активности детей в экспериментировании.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» представлены констатирующий и формирующий этапы исследования, количественные и качественные результаты опытной работы.

В заключение подведены итоги глав, сделано обобщение всей проведенной работы.

Список литературы, содержит 24 источника.



Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

    1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе

Выполняя поставленную задачу номер один, я изучила теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе.

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес [20].

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности [4].

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Познавательная активность ребенка характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

В работах Л.С. Выготского, М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Все авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка [23].

Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации [5].

В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.) [13].

Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие ребенка, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие. Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение развития познавательной активности внутри рамок, которые определяет общество [10].

Описание и изучение ситуации как одного из факторов, определяющих поведение человека, на сегодняшний день является одним из перспективных направлений в психологии. Очевидно, что изучение личности без учета ситуационных факторов невозможно.

Было установлено, что на протяжении дошкольного возраста показатели познавательной активности в целом увеличиваются. Одновременно изменяется ее качественный уровень, характеризуемый направленностью: у младших дошкольников преобладает интерес к обычным игрушкам, а интерес к игрушке с секретом и к книге очень низок; у старших детей (5-6 лет) интерес к игрушкам резко падает, а по отношению к экспериментальным игрушкам с секретами - возрастает. Особенно увеличивается интерес и активность детей к книге, процессу чтения ее взрослым, к беседе о ней.



Таким образом, на каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. На основе анализа психолого–педагогической литературы, можно сделать вывод о том, что познавательная активность детей имеет огромное значение в развитии ребёнка. Об особенностях развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста пойдет речь в следующем параграфе.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




©zodomed.ru 2024


    Главная страница