Структурное подразделение «Психологическая поддержка»
Кадровое обеспечение структурного подразделения включает в себя: руководителя структурного подразделения; педагогов-психологов.
Структурное подразделение функционирует в системе двухуровневого сопровождения:
Первый уровень - непосредственное сопровождение индивидуального развития ребенка – включает углубленную специализированную помощь конкретному ребенку, его семье и педагогам в решении проблем развития, обучения и воспитания.
Второй уровень – опосредованное сопровождение – включает помощь субъектам образовательного пространства (специалистам сопровождения, администрации и педагогам образовательных учреждений) в создании оптимальных условий для развития каждого ребенка, становлении его личности.
На первом уровне структурное подразделение оказывает психологические услуги детям от 3 до 18 лет, их родителям, лицам их заменяющим, педагогам и другим участникам образовательного процесса, в случаях, если:
- Ребенок не посещает образовательное учреждение.
- Ребенок нуждается в анонимной психологической помощи.
- Ребенок направлен соответствующей организацией или учреждением
- Ребенок из семьи беженцев или вынужденных переселенцев.
- Ребенок нуждается в углубленной специализированной помощи по следующим проблемам:
- социально-психологическая дезадаптация,
- конфликтные взаимоотношения,
- насилие (физическое, психологическое, сексуальное) и жестокое обращение,
- проблемы эмоционального развития (страхи, агрессивность и др.),
- девиации поведения (воровство, бродяжничество, уклонение от учебы и др.),
- проблемы интеллектуального развития,
-дисгармоничное психическое развитие личности.
- Образовательное учреждение не имеет педагога-психолога либо педагог-психолог имеет опыт работы менее двух лет.
- Образовательное учреждение нуждается в реализации специальных психопрофилактических, просветительских и коррекционных программ, направленных на работу со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
- Образовательное учреждение нуждается в разрешении конфликтной ситуации либо в служебном расследовании.
Структурное подразделение оказывает психологические услуги детям, их родителям, педагогам и другим участникам образовательного процесса, обратившимся:
- По собственной инициативе.
- По рекомендации учреждения здравоохранения или врача (психиатра, невропатолога, психоневролога и др.).
- По рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии.
- По направлению образовательного учреждения или педагога (классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога и др.), в случае, если ребенку уже была предоставлена помощь специалистов сопровождения и педагогов, но она не привела к ожидаемым результатам.
- По направлению заинтересованных учреждений и организаций (Управление образования, Отдел опеки и попечительства, Комиссия по делам несовершеннолетних, Отдел семьи женщин и детей Территориального управления социального развития и труда, Подразделение по делам несовершеннолетних, суда и др.)
Задачи структурного подразделения
1. Помощь в создании благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка.
2. Содействие личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе.
3. Формирование у детей и подростков способности к самоопределению и саморазвитию;
4. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психическом развитии;
5. Охрана и укрепление психологического здоровья и личностного благополучия.
6. Оказание углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании, их родителям, педагогам и другим участникам образовательного процесса.
7. Повышение психологической грамотности лиц, работающих в сфере образования, психологизация обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
Основные направления деятельности структурного подразделения
Психологическое просвещение – формирование у детей, их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития детей на каждом возрастном этапе.
Психологическая профилактика – предупреждение возможных нарушений в становлении личности, развитии и поведении у детей и подростков, предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, распространение конкретных рекомендаций в вопросах воспитания, обучения, развития.
Психологическая диагностика – углубленное изучение психологических особенностей участников учебно-воспитательного процесса, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности ребенка, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии, социально - психологической адаптации.
Коррекционно-развивающая работа - специально организованный процесс взаимодействия психолога с ребенком, родителем и педагогом, в ходе которого, происходит исправление выявленных недостатков и нарушений в развитии/формировании интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной и поведенческой сфер личности ребенка, либо намечается стойкая тенденция к улучшению; оказывается содействие личности в изменении отношения к себе и социальному окружению. В ходе коррекционно-развивающей работы актуализируются дополнительные ресурсы личности и среды, снижается психоэмоциональное напряжение, происходит поиск путей выхода из трудной жизненной ситуации.
Коррекционно-развивающая работа, в зависимости от характера решаемых задач, может иметь характер общей или специальной психокоррекции.
- Общая психокоррекция - специально организованное взаимодействие психолога с ребенком, родителем и педагогом широкого неспецифического спектра действия, нормализующие специальную микросреду ребенка, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности.
- Специальная психокоррекция – комплекс приемов, методик и организационных форм работы психолога с ребенком, родителем и педагогом, направленных на решение конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств, психических функций.
Психотерапия – особый вид профессионального межличностного взаимодействия между ребенком и/или родителем и психотерапевтом с целью смягчения или ликвидации начальных симптомов невротических, психосоматических и психических расстройств, при которых нет необходимости в назначении медикаментозных средств, и требуется помощь в разрешении внутриличностных и/или межличностных конфликтов и коррекции поведения. Психотерапия предполагает углубленное целостное воздействие на эмоции, суждения, самосознание ребенка и/или родителя.
Судебно-психологическая экспертиза по запросу суда – на основании определения суда.
Формы работы структурного подразделения и виды деятельности
К основным формам деятельности структурного подразделения «Психологическая поддержка» относятся:
Лекция, семинар и др. – выступление перед аудиторией подростков, родителей, педагогов по актуальным проблемам развития и воспитания детей, способствующие повышению их психологической культуры. Лекции, семинары и др. выступления осуществляются на основе плана работы Центра и по заявкам образовательных учреждений, и направлены на решение задач профилактики и просвещения.
Консультация – индивидуальное занятие с ребенком и/или его родителями, или педагогами. Консультация является специально организованным процессом взаимодействия с субъектом сопровождения, в ходе которого решаются задачи просвещения, профилактики, диагностики, коррекции и терапии. Количество консультаций определяется длительностью существования и сложностью заявленной проблемы, а также ресурсами ребенка, родителей и педагогов, необходимыми для достижения изменений.
Групповое занятие – занятие детьми, родителями или педагогами на котором решаются задачи коррекции и терапии посредством реализации проблемно-ориентированных психокоррекционных программ и в процессе взаимодействия участников группы. Группы комплектуются по 3-8 человек для детей 3,5-11 лет, по 6-15 человек для подростков и родителей. Направление работы группы определяется актуальными потребностями субъектов сопровождения и психологической целесообразностью. Формирование групп осуществляется через консультацию. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Количество занятий определяется коррекционно-развивающими программами.
Поделитесь с Вашими друзьями: |