Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И. ЕВДОКИМОВА»
ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
УТВЕРЖДАЮ
|
Заведующий кафедрой
|
Нормальной физиологии и медицинской физики
|
Наименование кафедры
|
С.С.Перцов
|
Подпись ФИО
|
20.05.2016
|
Дата
|
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Нейрофизиология
|
Наименование дисциплины
|
|
Наименование модуля (при наличии)
|
37.05.01 Клиническая психология
|
Код и наименование специальности/направления подготовки
|
Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля)
Нейрофизиология
Цель и задачи освоения дисциплины (модуля):
Цель:
Изучение нейрофизиологических механизмов деятельности центральной нервной системы, сенсорных систем и психических функций человека для успешного использования этих знаний в исследовательской и практической деятельности клинического психолога
Задачи:
Изучение студентом нейронных механизмов реализации высших психических функций мозга и механизмов переработки информации в сенсорных системах;
Создание представлений об основных закономерностях функционирования и нейрофизиологических механизмах регуляции систем организма, в том числе об основах нейрофизиологических методов исследования
Формирование у студентов системного подхода в понимании механизмов, лежащих в основе осуществления функций центральной и автономной нервной системы, сенсорных систем и высшей нервной деятельности человека с позиции концепции функциональных систем;
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:
Дисциплина Нейрофизиология реализуется в базовой части учебного плана подготовки специалиста для обучающихся по направлению подготовки 37.05.01 Клиническая психология очной формы обучения.
Дисциплина (модуль) изучается на первом курсе во втором семестре.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
ОК-4 Способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности;
ПК-22 Владением навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром;
ПК-26 Готовность к постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.
Содержание дисциплины (модуля):
Тема 1. Возбудимые ткани.
Физиологические основы функций. Раздражимость, возбудимость как основа реакции ткани на раздражение. Физиологические свойства возбудимых тканей. Строение и функции биологических мембран. Виды раздражения возбудимых тканей. Законы раздражения одиночных и целостных возбудимых структур. Классификация нервных волокон. Механизмы проведения возбуждения вдоль нервных волокон. Понятие синапса. Классификация синапсов. Механизм передачи сигнала в химическом синапсе. Физические и физиологические свойства скелетных мышц. Понятие двигательной единицы, физиологические особенности быстрых и медленных двигательных единиц. Механизм тетанического сокращения. Особенности строения мембраны и саркомеров волокон скелетной мышцы. Механизм мышечного сокращения. Электромеханическое сопряжение. Физиологические особенности и свойства гладких мышц.
Тема 2. Физиология ЦНС, автономной нервной системы и гуморальная регуляция.
Морфофункциональная организация нейрона как единицы нервной системы. Понятие нервного центра, физиологические свойства нервных центров. Основные принципы распространения возбуждения в нервных центрах, в нейронных сетях. Принципы координационной деятельности ЦНС. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Значение торможения в ЦНС. История открытия периферического и центрального торможения. Функции торможения (защитная и координирующая). Виды центрального торможения. Роль различных отделов ЦНС в регуляции физиологических функций. Афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры головного мозга. Понятие мышечного тонуса. Морфологическая основа сухожильного рефлекса. Виды мышечного тонуса, участие различных отделов ЦНС в поддержании мышечного тонуса.Понятие тонического рефлекса. Виды тонических рефлексов (статические и стато-кинетические).
Автономная (вегетативная) нервная система. Физиологические особенности симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов автономной нервной системы. Основные виды медиаторов и рецепторов.Роль различных отделов ЦНС (спинальных, бульбарных, мезенцефалических центров, гипоталамуса, мозжечка, ретикулярной формации, коры большого мозга) в регуляции функций автономной нервной системы.Гуморальная регуляция функций. Виды биологически активных веществ: гормоны, гормоноподобные пептиды, нейрогормоны, нейромедиаторы, модуляторы. Функциональные признаки гормонов, отличающие их от других биологически активных веществ. Классификация гормонов по различным критериям. Формы передачи регулирующих влияний с помощью биологически активных веществ.Типы физиологического действия (метаболический, морфогенетический, кинетический, корри-гирующий) и значение гормонов. Нервная и гуморальная регуляция деятельности желез внутренней секреции. Гормоны желез внутренней секреции (гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, щитовидной, вилочковой, паращитовидных, поджелудочной и др.), их влияние на обменные процессы и функции организма.
Тема 3. Физиология сенсорных систем
Понятие сенсорной системы. Соотношение понятий «сенсорная система» и «анализатор».
Понятие периферического (рецепторного) отдела сенсорной системы, рецептора, рецептивного поля нейрона. Функциональные свойства и особенности рецепторов. Классификация рецепторов по различным критериям. Механизм возбуждения рецептор. Кодирование сигналов в рецепторах.Функциональные свойства и особенности организации проводникового отдела сенсорной системы. Особенности организации коркового отдела сенсорной системы. Кодирование информации в различных отделах сенсорных систем. Понятие функциональной мобильности. Адаптация сенсорных систем.
Морфо-функциональная характеристика отделов зрительной сенсорной системы. Понятие поля зрения и остроты зрения. Методы их определения. Понятие рефракции, аккомодации и адаптации глаза. Механизмы этих процессов, их аномалии. Зрачковый рефлекс. Механизмы рецепции и восприятия цвета. Основные виды нарушений восприятия цвета.
Слуховая сенсорная система. Звукоулавливающие образования, звукопроводящие пути и звуковоспринимающий аппарат слуховой сенсорной системы. Механизмы рецепции звука. Бинауральный слух. Методы исследования слуховой сенсорной системы.
Общая морфологическая и функциональная организация отделов соматосенсорной системы. Классификация тактильных рецепторов, их структурно-функциональные различия. Класси-фикация терморецепторов. Методы исследования тактильной и температурной сенсорной системы. Общая морфологическая и функциональная организация отделов вкусовой сенсорной системы. Общая морфологическая и функциональная организация отделов обонятельной сенсорной системы. Методы исследования вкусовой и обонятельной сенсорной системы.
Тема 4. Физиология высшей нервной деятельности, высших психических функций и боли.
Понятие ВНД. Представление о проявлениях ВНД (врожденных и приобретенных формах поведения, высших психических функциях).Понятие условного рефлекса. История открытия условных рефлексов. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Значение условных рефлексов в приспособлении животных и человека к условиям существования.Правила и стадии выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов по различным критериям. Понятие временной связи. Павловские и современные представления об уровнях локализации временной связи и механизмах ее образования. Торможение в ВНД, его виды. Значение торможения условных рефлексов для организации приспособительной деятельности человека. Понятие типа ВНД (по И.П. Павлову). Классификация и характеристика типов ВНД. Роль типов ВНД и других индивидуально-типологических характеристик человека в реализации приспособительной деятельности.
Понятия психики и высших психических функций. Виды основных психических функций (ощущение, восприятие, представление, внимание, эмоция, мотивация, память, речь, мышление, сознание). Понятие ощущения. Представление о природе ощущения. Понятие восприятия. Представление о его механизме. Понятие внимания. Виды внимания. Физиологические корреляты внимания. Понятие мотивации. Классификация мотиваций. Представление о механизме их возникновения. Роль в этом процессе гипоталамуса и коры больших полушарий. Понятие эмоций. Виды эмоций. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Понятие памяти. Виды памяти. Представление о механизмах кратковременной и долговременной памяти. Понятие мышления. Виды мышления. Роль различных структур мозга в реализации процесса мышления. Понятие речи. Виды речи и функции речи. Представление о механизмах речи, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга, связанной с развитием речи у человека. Понятие сознания. Представление о под- и сверхсознании, их соотношении с сознанием. Представление о физиологически методах исследования психических функций. Понятие о целенаправленном поведении. Анализ компонентов функциональной системы поведенческого акта.
Физиология боли. Понятие боли, ноцицепции. Место боли в ФУС сохранения целостности организма. Функции боли. Классификация боли. Морфо-функциональная характеристика отделов болевой сенсорной системы. Представление о теориях механизма возникновения боли. Боль как интегративная реакция организма на повреждающее воздействие раздражителя. Компоненты болевой реакции.
Понятия антиноцицепции и антиноцицептивной системы (АНЦС). Компоненты и функции АНЦС. Уровни АНЦС: система нисходящего тормозного контроля первичных афферентов и первых релейных ядер; лимбико-гипоталамический уровень; корковый уровень. Нейрохимические и нейрофизиологические механизмы АНЦС. Пресинаптические и постсинаптические изменения при активации АНЦС. Понятие болевого порога. Алгометрия. Физиологические основы обезболивания.
Иные сведения и (или) материалы
-
применение средств мультимедиа в образовательном процессе;
-
информационная страница кафедры на официальном сайте МГМСУ им. А.И. Евдокимова;
-
компьютерное тестирование по итогам изучения разделов дисциплины.
Москва 2016
Поделитесь с Вашими друзьями: |