Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И. ЕВДОКИМОВА»
ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
УТВЕРЖДАЮ
|
Заведующий кафедрой
|
Нормальной физиологии и медицинской физики
|
Наименование кафедры
|
С.С.Перцов
|
Подпись ФИО
|
20.05.2016
|
Дата
|
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Нормальная физиология
|
Наименование дисциплины
|
|
Наименование модуля (при наличии)
|
37.05.01 Клиническая психология
|
Код и наименование специальности/направления подготовки
|
Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля)
Нормальная физиология.
Цель и задачи освоения дисциплины (модуля):
Цель:
Формирование системных знаний и представлений об основных закономерностях функционирования и механизмах регуляции систем организма, в том числе о физиологических основах физиологических методов исследования в научной и практической деятельности клинического психолога
Задачи:
Сформировать представления об организме как целостном образовании, функционирующем на взаимодействии функциональных систем. Изучить основные механизмы функционирования различных систем организма.
Обучить знаниям о системных принципах интегративной деятельности организма.
Сформировать представления о физиологических основах клинико-физиологических методов исследования организма человека.
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:
Дисциплина Нормальная физиология реализуется в базовой части учебного плана подготовки специалиста для обучающихся по направлению подготовки 37.05.01 Клиническая психология очной формы обучения.
Дисциплина (модуль) изучается на первом курсе в первом семестре.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
ОК-4 Способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности;
ПК-22 Владением навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром;
ПК-26 Готовность к постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
Содержание дисциплины (модуля):
Тема 1. Введение в физиологию. Общие принципы регуляции функций организма. Физиология пищеварения.
Введение в физиологию. Общие принципы регуляции висцеральных функций организма. Виды ФУС. Гомеостатическая ФУС.Пищеварение, его значение, типы и формы. Нейро-гуморальные механизмы голода и насыщения. Общие принципы нейро-гуморальной регуляции функций пищеварительного тракта. Жевание, его природа, саморегуляция. Слюнообразование и слюноотделение. Функции желудка. Количество, состав и свойства желудочного сока. Значение соляной кислоты и других компонентов желудочного сока. Фазы желудочной секреции, их нервно-гуморальные механизмы. Значение и роль пищеварения в двенадцатиперстной кишке. Функции поджелудочной железы. Механизмы регуляции поджелудочной секреции. Функции печени. Регуляция желчеобразования и желчевыделения. Значение и роль пищеварения в тонкой кишке.Состав кишечного сока. Регуляция отделения кишечного сока. Моторная деятельность тонкой и толстой кишки. Всасывание продуктов пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта. Функции поджелудочной железы. Количество, состав и свойства поджелудочного сока. Механизмы регуляции поджелудочной секреции. Контуры саморегуляции секреции поджелудочной железы, их значение. Функции печени. Желчь, ее количество, состав, значение для пищеварения. Регуляция желчеобразования и желчевыделения. Значение и роль пищеварения в тонкой кишке.Количество, свойство, ферментативный состав кишечного сока. Регуляция отделения кишечного сока. Полостное и мембранное пищеварение. Моторная деятельность тонкой и толстой кишки, ее особенности, значение, механизмы регуляции.Особенности пищеварения, значение микрофлоры в этом процессе. Всасывание продуктов пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта, его механизмы.
Тема 2. Физиология крови. Физиология дыхания.
Понятие крови, системы крови. Количество циркулирующей крови, ее состав. Функции крови. Представление о саморегуляторном принципе механизма поддержания констант крови. Функциональные системы, обеспечивающая поддержание постоянства рН и осмотического давления крови. Понятие о гемолизе, его видах и плазмолизе. Форменные элементы крови, их физиологическое значение. Понятие об эритро-, лейко- и тромбоцитопоэзе, их нервной и гуморальной регуляции. Представление о защитной функции крови и ее проявлениях (иммунные реакции, свертывание крови). Группы крови как проявления иммунной специфичности организма. Процесс свертывания крови (гемостаз), его значение. Представление о внешней (тканевой) и внутренней (кровяной) системах свертывания крови, фазах свертывания крови, процессах ретракции и фибринолиза. Представление о функциональной системе, обеспечивающей поддержание жидкого состояния крови.
Значение дыхания для организма. Основные этапы процесса дыхания. Внешнее дыхание. Биомеханика вдоха и выдоха. Давление в плевральной полости, его изменения при вдохе и выдохе. Легочные объемы и емкости. Резервные возможности системы дыхания. Спирометрия, спирография. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Анатомическое, физиологическое и функциональное мертвые пространства. Понятие дыхательного центра в широком и узком смысле слова. Представление о локализации и организации строения дыхательного центра. Роль различных рецепторов и отделов дыхательного центра в механизмах смены фаз дыхания. Представление о регуляции дыхания по принципу возмущения и принципу отклонения. Дыхание при повышенном и пониженном барометрическом давлении.
Тема 3. Физиология обмена веществ и терморегуляция. Физиология выделения
Обмен веществ - как основное условие обеспечения жизнедеятельности и сохранения гомеостаза. Процессы ассимиляции и диссимиляции веществ. Регуляция содержания питательных веществ в организме. Представление об энергетическом балансе организма. Калорическая ценность различных питательных веществ. Принципы организации рационального питания. Основной обмен, условия определения основного обмена, факторы, влияющие на его величину. Понятие терморегуляции. Теплопродукция. Теплоотдача. Функциональная система, обеспечивающая поддержание постоянства температуры внутренней среды организма.
Понятие выделения, его роль в поддержании гомеостаза. Почка – главный выделительный орган. Морфо-функциональная характеристика нефрона. Механизм клубочковой фильтрации, его регуляция. Первичная моча, отличие её состава от плазмы крови. Реабсорбция. Обязательная (облигатная) и избирательная (факультативная) реабсорбция. Механизмы регуляции процесса реабсорбции. Секреция в почечных канальцах. Вторичная моча. Представление о гомеостатических функциях почек.
Тема 4. Физиология сердечно-сосудистой системы.
Физиологические свойства сердечной мышцы. Цикл сердечной деятельности.Понятие физиологической системы кровообращения (сердечно-сосудистой системы). Физические и физиологические свойства сердечной мышцы. Понятие функционального синцития для сердца. Автоматия, её природа, центры и градиент. Компенсаторная пауза. Сердечный цикл, его фазовая структура. Физиология сердца и его регуляция. Виды регуляции сердечной деятельности. Гуморальные влияния гормонов, электролитов, медиаторов и других факторов на параметры деятельности сердца. Нервные центры регуляции сердечной деятельности. Периферическое кровообращение. Функциональная классификация кровеносных сосудов. Нервная, гуморальная и миогенная регуляция тонуса сосудов. Факторы, определяющие величину АД. Функциональная система, поддерживающая нормальный уровень артериального давления. Микроциркуляция. Методы исследования сердечно-сосудистой системы. Микроциркуляция и её роль в механизмах обмена жидкости и различных веществ между кровью и тканями. Внешние проявления деятельности сердца (электрические, звуковые, механические). Основные отведения ЭКГ у человека (стандартные, усиленные, грудные). Структурный анализ нормальной ЭКГ во II стандартном отведении. Зубцы, комплексы, интервалы, сегменты; их временные и амплитудные характеристики.
Иные сведения и (или) материалы
-
применение средств мультимедиа в образовательном процессе;
-
информационная страница кафедры на официальном сайте МГМСУ им. А.И. Евдокимова;
-
компьютерное тестирование по итогам изучения разделов дисциплины.
Москва 2016
Поделитесь с Вашими друзьями: |