ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
Занятие №1
Тема: процесс дыхания, его функция. Внешнее дыхание и его роль в поддержании оптимального уровня кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе. Газообмен и транспорт газов кровью.
Цель занятия: изучить биомеханику вдоха и выдоха. Обучить студента определению показателей внешнего дыхания. Особенность вентиляции легких у детей разного возраста. Изучить закономерности транспорта газов в организме.
Вопросы для самоподготовки.
-
Сущность и стадии дыхания. Типы дыхания.
-
Функции внешнего звена системы дыхания.
-
Механизм вдоха и выдоха.
-
Отрицательное давление в плевральной щели, его происхождение, роль в механизме внешнего дыхания.
-
Понятие транспульмонального давления и его роль в механизме внешнего дыхания. Пневмоторакс и вызываемые им изменения биомеханических параметров. Физиологическая роль сурфактанта.
-
Особенности системы дыхания детей. Первый вдох новорожденного.
-
Легочная вентиляция. Легочные объемы и емкости. Частота дыхания.
-
Относительное постоянство газового состава альвеолярного воздуха и его значение, механизмы, обеспечивающие его постоянство
-
Газообмен между альвеолами и кровью. Движущая сила, обеспечивающая газообмен в альвеолах и в тканях. Количество газов в крови, объемные проценты (мл газов в 100 мл крови).
-
Газообмен и транспорт О2. Кривые диссоциации оксигемоглобина. Кислородная емкость крови. Коэффициент утилизации О2 в различных условиях.
-
Газообмен и транспорт СО2. Значение карбоангидразы.
-
Транспорт кислорода и углекислого газа у детей раннего возраста.
Задание для самостоятельной работы и демонстрации
-
Изучить биомеханику вдоха и выдоха на модели Дондерса.
-
Определить жизненную емкость легких и легочные объемы методами спирометрии и спирографии.
-
Определить минутный объем дыхания (МОД) у человека при различных функциональных состояниях организма (в состоянии покоя и при физической нагрузке) методами: спирографии, спирометрии и с помощью мешка Дугласа.
-
Графически зарегистрировать дыхательные движения грудной клетки при различных функциональных состояниях организма методом пневмографии.
-
Определить максимальную скорость воздушного потока при форсированном вдохе и выдохе методом пневмотахометрии.
-
Видеофильмы: «Физиология внешнего дыхания» и «Транспорт газов кровью».
Обязательная литература.
-
Физиология человека. Под ред. В.М.Смирнова. Изд. «Медицина». М., 2001.С.238-257, 266-270.
-
Физиология плода и детей. Под ред. В.Д.Глебовского. Изд. «Медицина». М., 1988.С.60-85.
-
Практикум по нормальной физиологии. Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Коробкова. Изд. «Высшая школа». М.,1983.С.97-104.
-
Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева. Изд. «Медицина». М., 1988.С.184-185.
Ситуационные задачи.
-
Два человека (одного возраста и телосложения) участвуют в беге на 1000 м. В конце дистанции МОД у первого составляет 12 л при частоте дыхания 40 в мин., у второго - 12 л при частоте дыхания 60 в мин. Кто из этих людей является более тренированным? За счет чего возрастает МОД у тренированного и нетренированного человека?
-
Человек помещен в барокамеру, давление в которой 758 мм рт.ст. Какова величина внутриплеврального давления у человека в момент вдоха и выдоха?
-
При спирометрии найдено, что ЖЕЛ испытуемого равна 4100 мл, а объем дополнительного и резервного воздуха составляет 1800 мл каждый? Каков МОД, если частота дыхания составляет 16 в мин.?
-
За счет аппарата искусственного дыхания вредное пространство увеличилось до 250 мл. Рассчитать, какая часть альвеолярного воздуха обновляется во время каждого вдоха (дыхательный воздух - 500 мл., остаточный - 1000 мл., резервный - 1500 мл).
-
Новорожденный умер. Как можно определить, родился он мертвым или умер после рождения?
-
У взрослого человека в плевральной щели давление отрицательное и в фазу вдоха и в фазу выдоха. А как у новорожденного?
Занятие 2.
Тема: регуляция внешнего дыхания. Особенности дыхания при физической нагрузке и при измененном парциальном давлении О2.
Цель занятия: изучить структуру и локализацию дыхательного центра, узловые механизмы саморегуляции дыхания и механизмы изменения внешнего дыхания при повышении и понижении барометрического давления.
Вопросы для самоподготовки
-
Структурно-функциональная организация дыхательного центра. Автоматия дыхательного центра. Особенности организации дыхательного центра у детей.
-
Рефлекторная регуляция дыхания. Саморегуляция вдоха и выдоха. Роль хемо-, механорецепторов в регуляции дыхания. Роль высших отделов головного мозга на дыхательный центр.
-
Гуморальная регуляция дыхания. Роль углекислоты, кислорода и РН крови.
-
Дыхание во время мышечной работы.
-
Дыхание при пониженном атмосферном давлении. Виды гипоксии.
-
Дыхание при повышенном атмосферном давлении и при дыхании чистым кислородом.
-
Диспноэ и патологические типы дыхания.
Задание для самостоятельной работы и демонстрации
1. Определить степень насыщения крови кислородом методом оксигемометрии в покое, при гипо- и гипервентиляции.
2. Провести наблюдения за влиянием пониженного барометрического давления на организм мыши.
Обязательная литература.
-
Физиология человека. Под ред. В.М. Смирнова. Изд. «Медицина». М., 2001. С.257-266, 270-271.
-
Физиология плода и детей. Под ред. В.Д. Глебовского. Изд. «Медицина». М„ 1988.С.85-87.
-
Практикум по нормальной физиологии. Под ред. НА. Агаджаняна, А.В. Коробкова. Изд, «Высшая школа». М.,1983.С.108-109.
-
Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. Изд. «Медицина». M. 1988 C.200-201.
Методическое указание к занятию №2
Ход работы: 1. Под колпак насоса Камовского помещается высотометр и белая мышь. Щель под колпаком герметизируется пластилином или вазелином. Регистрируется время и начинается постепенное откачивание воздуха из-под колпака. Проводится наблюдение за показаниями высотометра, поведением животного и изменением ритма и частоты дыхания.
При первой фазе гипоксемической гипоксии: отмечается учащение дыхания, вызванное снижением парциального давления 02 во вдыхаемом воздухе. Животное становится беспокойным.
При второй фазе гипоксии - появляется поверхностное и дыхание Чейн-Стокса, вызванное снижением напряжения С02 в крови, за счет увеличения легочной вентиляции. Возникает порочный круг (гипоксия, сначала вызвавшая повышенную, деятельность дыхательного центра, приводит в дальнейшем к его недостаточной деятельности, а наступавшая вследствие этого недостаточность дыхания еще более увеличивает гипоксию). Нарушается координация движений. Шерсть поднимается, становится влажной, слизистые принимают синеватую окраску.
При третьей фазе гипоксии - животное занимает боковое положение. Дыхание резкое, прерывистое, судорожное. Гибель животного наступает вследствие паралича дыхательного и сосудодвигательного центров.
2. Под колпак помещают другую мышь, которая находится под неглубоким наркозом (эфирным). Ход проведения опыта тот же, что и в первой части. Наблюдают те же три фазы гипоксии, но при иных показаниях высотометра.
Ситуационные задачи
-
Больному с редким поверхностным дыханием дают дышать смесью О2 (96-97%) и СО2 (4%);
а) обязательно ли наличие СО2 в данном случае?
б) целесообразно ли дальнейшее увеличение содержания СО2 в смеси?
-
Чем объяснить, что насыщение крови О2 у плода повышено по сравнению с насыщением крови О2 у взрослого человека?
-
У больного резко снизилось количество эритроцитов. Как изменится при этом содержание диссоциированной в плазме угольной кислоты?
-
Как изменится дыхание испытуемого, если во вдыхаемом воздухе повысится содержание О2.
-
Какой вид гипоксии возникает у больного с острым кровотечением?
-
Какими путями будет осуществляться поддержание постоянства газовой среды организма, если человек длительное время пребывает в условиях высокогорья?
-
Какими путями будет осуществляться поддержание постоянства газового состава крови при кратковременной мышечной работе?
-
Регулярные дыхательные движения у новорожденного наступают сразу после рождения, иногда лишь после перевязки пуповины. Чем обусловлен первый вдох новорожденного? Какие факторы его вызывают?
ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА
ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.
ПИТАНИЕ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ.
Занятие 1.
Тема: превращение энергии. Общий и основной обмен энергии. Теоретические основы питания. Механизмы теплообразования и теплоотдачи.
Цель занятия: дать понятие энергетическому балансу организма и превращению энергии в процессе обмена веществ. Изучить общий и основной обмены энергии человека. Научить методике определения энергетического обмена у человека, расчету должной величины основного обмена, принципу составления пищевого рациона. Изучить механизмы терморегуляции.
Вопросы для самоподготовки.
-
Основные этапы обмена веществ и энергии.
-
Общие закономерности обмена энергии. Виды энергии в организме.
-
Особенности обмена веществ и энергии у детей.
-
Основной обмен энергии, его должные величины и определяющие его факторы. Правило поверхности. Диагностическое значение основного обмена. Основной обмен у детей.
-
Энергетические затраты организма при различных видах труда. Специфически-динамическое действие пищи. Регуляция обмена энергии. Общий обмен у детей в разные возрастные периоды.
-
Методы исследования энергообмена (прямая и непрямая калориметрия, исследование валового обмена).
-
Питание. Калорические коэффициенты питательных веществ. Усвояемость пищи. Изодинамия питательных веществ. Нормы питания. Принципы составления пищевых рационов. Нормы питания ребенка.
-
Температура тела и изотермия.
-
Химическая и физическая терморегуляция.
-
Регуляция изотермии Гипотермия и гипертермия.
-
Особенности терморегуляции у детей в период новорожденности и у недоношенных детей. Становление терморегуляции организма у детей.
Задание для самостоятельной работы и демонстрации:
-
Определить расход энергии у человека при относительном покое и при физической нагрузке по методу Дугласа-Холдена.
-
Рассчитать должный основной обмен по таблицам Гарриса и Бенедикта для человека.
-
Вычислить процент отклонения основного обмена по формуле Рида.
-
Рассчитать калорийность пищевого рациона.
-
Измерить температуру тела в подмышечной впадине, в области лба, в области конца пальца. Выявить роль кровообращения в поддержании температуры различных участков тела.
Обязательная литература.
-
Физиология человека. Под ред. В.М.Смирнова. Изд. «Медицина». М., 2001.С.398-430.
-
Физиология плода и детей. Под ред. В.Д.Глебовского. Изд «Медицина». М,,1988.С.106-126.
-
Практикум по нормальной физиологии. Под ред.Н.А. Агаджаняна, А.В.Коробкова. Изд. «Высшая школа». М.,1983.С.97-104.
-
Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под ред. Г.И.Косицкого. В.А.Полянцева. Изд. «Медицина». М., 1988.С. 184-185.
Методическое указание к заданию 5:
Электрический медицинский термометр ТЭМП-60 предназначен для измерения температуры в различных точках поверхности, в мягких тканях и полостях тела человека. Цена деления шкалы 0,2°С.
Подготовка к измерению температуры
Выбрать датчик (подмышечный, кожный) и подключить его к прибору штепсельным разъемом, соблюдая направление шпоночной головки (вверх).
Установить указатель на горизонтальную плоскость.
В положение «выключено» стрелка должна стоять на делении 16°С (если нет, то установить).
Поставить переключатель в положение «контроль» (вниз) и, вращая лимб потенциометра - установить стрелку указателя на деление шкалы 42°С.
Поставить переключатель в положение «включено». Стрелка указателя устанавливается на отметке шкалы, соответствующей температуре окружающего воздуха.
Прибор готов к измерению:
а) подмышечный датчик применяется обычным способом (как ртутный тер мометр;
б) датчик для измерения температуры поверхности кожи приводится в сопри косновение своим чувствительным элементом с выбранной для измерения температуры точкой кожи. Датчик удерживается рукой 3-5 минут (до полного установления стрелки указателя V. При длительных непрерывных измерени ях через каждые 20-30 минут проверять величину рабочего тока (отметка 42°С в положении переключения «контроль»).
Ситуационные задачи
1. Чему равняется дыхательный коэффициент, если человек выдыхает воздух с содержанием СО2 = 3,6% и О2 = 17%?
2. Показания по прибору Холдена, емкостью 10 мл, после поглощения СО2 = 9,57 мл, после поглощения О2 = 7,98 мл. Легочная вентиляция за мин. - 12л. Каковы энергетические затраты за 1 час?
3. Рабочий за 4 часа работы израсходовал 2050 ккал. Основной обмен его в сутки 1580 ккал. Чему равна рабочая нагрузка за 4 часа?
4. Какова суточная потребность в нейтральном жире взрослого человека и у детей и можно ли заменить их углеводами?
Вопросы коллоквиума
-
Сущность и стадии дыхания. Типы дыхания.
-
Функция внешнего звена системы дыхания.
-
Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Роль дыхательных мышц, движений ребер, диафрагмы.
-
Дать понятия альвеолярного, внутриплеврального и транспульмонального давлений и показать их роль в механизме внешнего дыхания.
-
Пневмоторакс и вызываемые им изменения биомеханических параметров. Физиологическая роль сурфактанта.
-
Особенности системы дыхания детей. Первый вдох новорожденного.
-
Легочная вентиляция. Неравномерность вентиляции разных отделов легких. Анатомическое и альвеолярное мертвое пространство. Легочные объемы и емкости.
-
Значение воздухоносных путей. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Относительное постоянство газового состава альвеолярного воздуха и его значение. Механизмы, обеспечивающие его постоянство.
-
Диффузия газов через аэрогематический барьер и в тканях. Значение работ И.М. Сеченова. Понятие парциального давления и напряжения газов и их величины в альвеолярном воздухе, в артериальной и венозной крови, в межтканевой жидкости и тканях. Взаимоотношения между вентиляцией альвеол и составом крови.
-
Газообмен и транспорт кислорода кровью. Кривая диссоциация оксигемоглобина, ее анализ. Кислородная емкость артериальной и венозной крови. Коэффициент утилизации О2 в разных условиях.
-
Газообмен и транспорт углекислого газа кровью. Значение карбоангидразы. Формы транспорта СО2, Количество СО2 в артериальной и венозной крови.
-
Транспорт кровью кислорода и углекислого газа у детей раннего возраста.
-
Структурно-функциональная организация дыхательного центра. Автоматия дыхательного центра. Особенности организации дыхательного центра у детей.
-
Рефлекторная регуляция дыхания. Механизмы смены дыхательных фаз. Рефлекс Геринга-Брейера. Роль и значение блуждающего нерва в регуляции дыхания.
-
Роль гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в регуляции дыхания.
-
Гуморальная регуляция дыхания. Роль углекислоты, кислорода и рН крови.
-
Дыхание при пониженном барометрическом давлении. Понятия гипоксемии и гипоксии. Виды гипоксии.
-
Дыхание при высоком давлении и при дыхании чистым кислородом.
-
Диспноэ и патологические типы дыхания. Недыхательные функции легких.
-
Понятие об обмене веществ и энергии в организме. Суть метаболизма, его основные этапы и уровень. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.
-
Особенности обмена веществ и энергии в разных возрастных периодах у
-
Превращение энергии. Виды энергии в организме. Законы термодинамики, и значение для физиологии. Энергетический баланс организма.
-
Основной обмен энергии, его должные величины и определяющие его факторы. Правило поверхности. Диагностическое значение основного обмена. Метод исследования. Основной обмен у детей.
-
Энергетические затраты организма при различных видах труда. Специфически-динамическое действие пищи. Регуляция обмена энергии. Общий обмен у детей в разные возрастные периоды.
-
Методы исследования энергообмена (прямая и непрямая калориметрия, исследование валового обмена).
-
Физиологические нормы питания в зависимости от возраста, вида труда и состояния организма. Калорический коэффициент питательных веществ. Усвояемость пищи. Правило изодинамии питательных веществ. Принципы составления пищевых рационов.
-
Температура тела и изотермия.
-
Химическая и физическая терморегуляция.
-
Терморегуляция у детей в период новорожденности у недоношенных детей.
-
Становление терморегуляции организма у детей.
-
Регуляция изотермии. Гипотермия и гипертермия.
Ответы к ситуационным задачам
Занятие 1.
-
Первый. У тренированного за счет увеличения объема дыхательного воздуха, у нетренированного за счет увеличения частоты дыхания.
-
На вдохе 746 мм рт.ст., на выдохе 751 мм рт.ст.
-
8 л.
-
1/10.
-
С этой целью можно применять следующий тест: бросить кусочек ткани лёгкого в стакан с водой. Вырезанный кусочек легочной ткани дышавшего новорожденного не тонет в воде; т.к. в лёгочную ткань вошло минимальное количество воздуха.
-
У новорожденного отрицательное давление в плевральной щели появляется только в фазу вдоха. Так как у новорожденного размеры грудной клетки и легких соответствуют друг другу, только в фазу вдоха, когда грудная клетка расширяется, и париетальный листок плевры отойдет от висцерального, расширив плевральную щель, там появится отрицательное давление.
Занятие 2.
-
а) обязательно, б)увеличение СО2 нецелесообразно.
-
У плода увеличена способность гемоглобина связывать О2.
-
Уменьшается.
-
Дыхание учащается.
-
Анемическая гипоксия.
-
Повышается количество гемоглобина в крови, вначале за счет выброса из селезенки эритроцитов, затем увеличивается сродство гемоглобина кислороду, увеличивается утилизация О2 тканями, изменяются МОД, ДО, частоты дыхания.
-
Изменение частоты дыхания и глубины его, изменение кислородной емкости крови, изменение работы сердца, кровяного давления, перераспределение крови. Особая роль принадлежит проприорецептивной стимуляции дыхательного центра.
-
Стимулами первого вдоха новорожденного являются:
-
Повышение напряжения СО2 в крови плода.
-
Снижение напряжения О2.
-
Раздражение механорецепторов кожи плода.
-
Раздражение терморецепторов кожи плода.
-
Раздражение болевых рецепторов.
-
Раздражение проприорецепторов.
Занятие 3.
-
0,89.
-
168Ккал.
-
1786 Ккал.
-
1. Суточная потребность взрослого человека в жирах составляет 70-80 гр. У детей 3-10 лет - 26-30 гр.
2. Нейтральные жиры только в энергетическом отношении могут быть заменены углеводами.
Поделитесь с Вашими друзьями: |