1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Цель освоения дисциплины «Нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области» – формирование готовности обучающихся к реализации приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций в освоении последующих дисциплин образовательной программы и в дальнейшем профессионально-личностном развитии конкурентоспособных специалистов – врачей-стоматологов общей практики.
Задачиосвоения дисциплины:
- знать физиологические механизмы, лежащие в основе осуществления функций организма, с позиции концепции функциональных систем;
- владеть навыками анализа функций целостного организма с позиции аналитической методологии;
- уметь анализироватьзакономерности формирования функций органов челюстно-лицевой области;
- знатьзакономерности взаимодействия органов челюстно-лицевой области с другими системами организма;
- владеть основами клинического мышления на основании анализа характера и структуры межорганных и межсистемных отношений с позиции интегральной физиологии, необходимыми для будущей практической деятельности врача-стоматолога общей практики;
- владеть методами исследования функций организма в эксперименте и в клинической практике, в том числе используемыми в практической деятельности врача-стоматолога общей практики.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалиста
Дисциплина «Нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области» относится к блоку 1 дисциплин учебной образовательной программы по специальности Стоматология и изучается в третьем и четвертом семестрах.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются на основе математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе: биология; анатомия человека, анатомия головы и шеи; физика, математика; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта, биологическая химия, биохимия полости рта.
Изучение дисциплины «Нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области» необходимо для освоения профессиональных дисциплин: «Патофизиология, патофизиология головы и шеи», «Пропедевтика стоматологических заболеваний».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций: общекультурных – ОК-1, ОК-5, общепрофессиональных – ОПК-9, профессиональных – ПК-17, ПК-18.
ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
ОК-5: готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала;
ПК-17: готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины;
ПК-18: способность к участию в проведении научных исследований;
ОПК-9: способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач.
4. Содержание дисциплины:
4.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование
раздела
дисциплины
|
Содержание радела
|
Кол-во
часов
|
1
|
Введение.
Раздел I. Физиология возбудимых тканей.
|
Краткие исторические сведения по дисциплине. Предмет и задачи нормальной физиологии, физиологии челюстно-лицевой области (ЧЛО). Понятие об организме, единство организма и внешней среды. Физиологические свойства возбудимых тканей органов ЧЛО. Электродиагностика в стоматологии. Физиология нервных волокон, мионеврального синапса, законы раздражения. Физиологические особенности скелетных и гладких мышц и их значение в миогенной регуляции моторных функций внутренних органов.
|
21,5
|
2
|
Раздел II. Регуляция функций организма
|
Физиология структур ЦНС, их участие в регуляции мышечного тонуса. Понятия нейронных сетей, нервных центров, их свойства. Рефлекторный принцип деятельности центральной нервной системы. Роль различных отделов ЦНС в реализации рефлекторных актов челюстно-лицевой области. Физиология вегетативной нервной системы. Особенности симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов автономной нервной системы. Физиология желез внутренней секреции.
|
26
|
3
|
Раздел III. Дыхательная функция органов ЧЛО.
|
Дыхательная и коммуникативная функции органов ЧЛО. Сущность процесса дыхания, его физиологическое значение, основные этапы. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Легочные объемы и емкости. Спирометрия, спирография. Значение органов челюстно-лицевой области для мимики, фонации и речеобразования. Коммуникативная функция ЧЛО. Влияние стоматологических заболеваний на коммуникативную функцию.
|
8,5
|
4
|
Раздел IV. Физиологические основы пищеварительной функции органов ЧЛО.
|
Физиология пищеварения. Организация системы пищеварения. Функции пищеварительной системы. Типы пищеварения. Пищеварительная функция органов челюстно-лицевой области. Роль рецепторов полости рта в процессе сенсорного насыщения. Секреторная функция полости рта. Структурно-функциональные особенности слюнных желез. Биологические жидкости полости рта. Процесс жевания, его системная организация. Понятия артикуляции, окклюзии, прикуса. Взаимодействие органов челюстно-лицевой области с другими системами организма в процессе пищеварения.
|
7,5
|
5
|
Раздел V. Физиологические основы сенсорной функции органов ЧЛО.
|
Понятие об органах чувств, анализаторах и сенсорных системах. Функциональные свойства и особенности рецепторов. Общие свойства сенсорных систем. Физиология зрительной, слуховой сенсорных систем. Понятие поля зрения и остроты зрения. Методы их определения. Цветовое зрение.
Методы исследования слуховой сенсорной системы. Сенсорная функция челюстно-лицевой области. Классификация тактильных рецепторов, их структурно-функциональные различия. Методы исследования вкусовой сенсорной системы. Обонятельная сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная организация отделов обонятельной сенсорной системы. Методы исследования обонятельной сенсорной системы, ольфактометрия. Значение взаимодействия обонятельной и других сенсорных систем в формировании вкусовых ощущений. Физиология боли, антиноцицептивная система. Виды болей в челюстно-лицевой области (одонтогенные, лицевые, отраженные, фантомные). Эндогенная система контроля и регуляции дентальной боли. Физиологические основы различных видов обезболивания в стоматологии.
|
22
|
6
|
Раздел VI. Интегративная деятельность мозга.
|
Физиологические основы высшей нервной деятельности. Понятие высшей нервной деятельности, ее проявления. Значение работ И.П.Павлова и его учеников в создании учения об условных рефлексах, физиологии ВНД. Классификация условных рефлексов. Архитектоника поведенческого акта. Анализ компонентов функциональной системы поведенческого акта. Роль акцептора результата действия, обратной афферентации в реализации целенаправленного поведения. Типы высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика. Роль типов ВНД в реализации приспособительной деятельности человека и животных.Физиологические основы психических функций. Высшие психические функции. Эмоции, их виды.Биологическая и социальная роль эмоций. Физиологические проявления эмоций.Память, ее виды. Понятие речи. Виды, функции речи, представление о механизмах речи.Понятие мышления, его виды.
|
15
|
|
Раздел VII. Адаптация и компенсация в стоматологии.
|
Понятие возрастного периода. Роль биологических критериев для оценки взаимодействия организма с соответствующими условиями среды. Психофизиологические критерии периодизации. Понятие критических стадий индивидуального развития. Онтогенез органов ЧЛО. Возрастные изменения органов ЧЛО. Системный характер вкусового восприятия, акцептор восприятия.Понятие адаптации как процесс обеспечивающий сохранение внешних функций системы по отношению к среде. Адаптация как фактор эволюции.Особенности адаптация и компенсации в стоматологии.
|
7,5
|
8. Библиотечно-информационные ресурсы
8.1. Литература
Основная
Поделитесь с Вашими друзьями: |