МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.Вернадского»
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО
3.2. Методические разработки по учебным занятиям
для преподавателей
УТВЕРЖДАЮ:
|
Зав. кафедрой
|
|
В.В. Васильева
«___» _______________ 20 г.
«___» _______________ 20 г.
«___» _______________ 20 г.
|
Основная образовательная программа:
|
Лечебное дело, педиатрия
|
Дисциплина:
|
Физическое воспитание.
|
Тема: 1
|
Обучение технике специальных беговых упражнений. Развитие быстроты, ловкости.
|
Куратор темы:
|
Хрипунова Л.Д., ст. преподаватель
|
(Ф.И.О., должность, подпись, дата)
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
г. Симферополь
1.Актуальность темы. Технически правильное выполнения легкоатлетических упражнений способствует развитию двигательных качеств, развитию функциональных возможностей.
2. Цель обучения. Обучение технике специальных беговых упражнений. Развитие быстроты, ловкости.
2.1. Учебно-целевые задачи.
1. Обучение технике равномерного бега.
2. Обучение технике бега прыжковыми шагами.
3. Развитие быстроты, ловкости.
-
Студент должен знать:
-
1.
|
Характеристика специальных беговых упражнений.
|
2.
|
Особенности техники выполнения беговых упражнений.
|
3.
|
Подводящие упражнения к овладению техникой специальных беговых упражнений.
|
2.1.2. Студент должен уметь:
1.
|
Выполнять подводящие упражнения к овладению техникой специальных беговых упражнений.
|
2.
|
Выполнять специальные беговые упражнения.
|
3.
|
Анализировать причины возникновения ошибок и способы их устранения.
|
2.2. Учебно-воспитательные задачи.
1.
|
Воспитание морально-волевых качеств личности
|
2.
|
Развитие общей и специальной физической подготовки.
|
3.
|
Формирование основ здорового образа жизни.
|
3. Междисциплинарная интеграция.
Дисциплина
|
Студент должен знать
|
Студент должен уметь
|
Теория и методика физического воспитания.
|
Теорию и методику обучения основным видам легкоатлетических упражнений.
Особенности проведения занятий оздоровительной направленности.
|
Использовать различные методы и средства физической подготовки. Определять общие и конкретные цели и задачи физического воспитания, как составной части гармонически развитой личности.
Дать оценку эффективности оздоровительных и спортивных занятий.
|
Медико-биологические науки:
- Физиология мышечной деятельности;
- Анатомия;
- Биохимия мышечной деятельности;
- Валеология;
- Гигиена;
- Биомеханика
|
Физиологические механизмы, лежащие в основе биологических процессов, обеспечивающих в целом эффективную двигательную активность человека.
Морфо-функциональные особенности организма человека, санитарно-гигиенические основы эффективной деятельности в сфере физической культуры. Физиологические основы формирования двигательных навыков.
Физиологическую классификацию физических упражнений. Кинематические характеристики движений, преимущественные источники энергообеспечения, реакции вегетативных систем, ведущие системы утомления в упражнениях заданной мощности.
Методы ВПК, профилактика травматизма.
|
Дать объективную оценку характера движений и состояния занимающегося. Обосновать использование специальных беговых упражнений для овладения техникой рационального бега. Уметь использовать подводящие упражнения для повышения эффективности овладения навыком техники выполнения беговых упражнений. Уметь обосновать использование движений с определенной амплитудой и направлением для оптимизации процесса обучения технике бега.
|
4. Организационная структура занятия.
№
п/п
|
Этапы обучения
|
Время
в мин.
|
Уровень
Усвоения
|
Методика проведения
|
1
|
Организационная часть:
|
30
|
|
|
|
Построение.
Сообщение задач урока.
Медленный бег.
Обще развивающие упражнения
|
|
|
Контроль посещаемости. Постановка целей и мотивация. Напоминание студентам о причинах травматизма (на занятиях по физическому воспитанию).
Бег свободный, обратить внимание на осанку и дыхание.
Упражнения для всех основных групп мышц. Обратить внимание на мышцы плечевого пояса, ног и туловища. Упражнения выполняются в среднем темпе.
|
2
|
Основная часть:
|
50
|
|
|
|
1) специальные беговые упражнения:
- равномерный бег;
- бег с высоким подниманием бедра;
- семенящий бег;
- бег с захлестыванием голени газад;
бег прыжковыми шагами;
- бег спиной;
бег ускорением.
2) Бег 3 Х 30м:
- имитация движения рук на месте/как во время бега/
|
|
Закрепление в усложненных условиях
|
Темп умеренный, фронтальный метод в последовательности:
-
показ специального бегового упражнения в целом.
-
Имитация сочетанных движений рук и ног на месте и в ходьбе в различном темпе.
-
выполнение специальных беговых упражнений в медленном беге.
-
Коррекция основных ошибок после выполнения каждого упражнения.
Повторный бег со средней скоростью.
Движения выполняются свободно с большой амплитудой.
3 Х 10 р.
|
|
3) Подвижные игры и встречные эстафеты с элементами специальных беговых упражнений.
|
|
Закрепление в игровых условиях
|
Соревновательный метод с выявлением победителя.
В двух колоннах, по команде, направляющие пробегают дистанцию 20-30 м., используя одно из специальных беговых упражнений до ориентира, оббегая его слева направо и возвращаются к своей колонне, касается партнера.
|
3
|
Заключительная часть:
|
10
|
|
|
|
Упражнения на расслабление.
Контроль уровня восстановительных реакций после физической нагрузки. Подведение итогов занятия.
|
|
Выполнение в упрощённых условиях
|
Выполняются медленный бег /ходьба или дыхательные упражнения.
Определяется методом пульсовой пробы (за 10 секунд Х 6) и частотой дыхания.
Краткое подведение итогов урока.
Дифференцированный учет успеваемости.
|
|
Задание по самоподготовке к следующему занятию:
-
Равномерный бег 600м.
-
Совершенствование техники специальных беговых упражнений:
- равномерный бег;
- бег с высоким подниманием бедра;
- семенящий бег;
- бег с захлестыванием голени газад;
- бег прыжковыми шагами;
- бег спиной;
- бег ускорением.
|
|
|
Умеренный темп, (ЧСС 120 уд/мин)
Упражнения выполняются в темпе, способствующему технически правильному усвоению упражнений.
Интенсивность выполнения упражнений увеличивается по мере усвоения. Особое внимание обращать на положение туловища, постановку стопы, работу рук.
|
Итого:
|
90
|
минут или
|
2
|
Академических часа
|
5. Место проведения занятия. Стадион
6 Оснащение занятия.
6.1 Таблицы
-
Слайды
-
Макро- и микропрепараты
-
Муляжи
-
Видеофильмы и т.д.
7. Источники информации.
7.1. Основная литература:
№
п/п
|
Автор (ы)
|
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
|
Город,
изд-во
|
Год
изд-ва, том, вып.
|
Кол-во стр.
|
1.
|
Бароненко В.А.
Рапопорт Л.А.
|
Здоровье, физическая культура студента.
|
М.:
Альфа
|
2003
|
352
|
2.
|
Зеличенок В.Б.
|
Подготовка юных легкоатлетов.
|
М:
“Терра-Спорт”
|
2000
|
53
|
3.
|
Кузин В.В.
|
500 игр и эстафет.
|
М.: “ФиС”
|
2000
|
303
|
4.
|
Лебедев Н.А.
|
Общая физическая подготовка. Учебное пособие для студентов всех специальностей.
|
М.: “Мос.
Гос унв-т
леса”
|
2001
|
54
|
5.
|
Легкая атлетика
|
Программа.Будущее молодежной легкой атлетики.
|
Изд-во:Сов.спорт
|
2003
|
116
|
6.
|
Леонов О.
|
Шляхи підвищення ефективності позакласної роботи з фізичного виховання.
|
Фізич-не вихо-вання в школі. № 3.
|
2000
|
21 – 24
|
7.
|
Лисенко О.М.
|
Відмінності максимальних аеробних можливостей спортсменів умовлені спрямованістю процесу довгострокової адаптації.
|
Фізіо-логіч-ний журнал
|
2001 –
том 47 -
№3
|
80-88
|
8.
|
Никитушкин В.Г.
Зеличенок В.Б.
|
Легкая атлетика.
Бег на короткие дистанции
|
М:
“Терра-Спорт.
|
2004
|
88
|
9.
|
Павлов С.Е.
|
Восстановление в спорте. Теоретические и практические аспекты.
|
Теория и прак-тика физи-ческой куль-туры
|
2000 -№1
|
53
|
10.
|
Рыбковский А.Г.
|
Организация учебно-тренировочного процесса в группах спортивного
совершенствования. Учебное пособие.
|
Донецк
|
2003
|
160
|
11.
|
Рябышева И.С.
|
Путь к физическому совершенству: Учебное пособие для самостоятельных занятий студентов легкой атлетикой (бег, прыжки в длину)
|
М:
МГИУ
|
2000
|
61
|
12.
|
Серж Герен
|
Спортивная энциклопедия для любознательных.
|
АСТ,А-стрель
|
2002
|
288
|
7.2. Дополнительная литература:
№
п/п
|
Автор (ы)
|
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
|
Город,
изд-во
|
Год
изд-ва, том, вып.
|
Кол-во стр.
| -
1
|
Амосов Н.М.,
Муравов И.В.
|
Сердце и физические упражнения.
|
К: “Здо-ровья”
|
1985
|
80
| -
|
Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н.
|
Биоритмы, спорт, здоровье.
|
М.
|
1989
|
85
| -
|
Белов Р.А.,
Сермеев Б.В.,
Третьяков Н.А.
|
Самостоятельные занятия студентов физической культурой.
Учебное пособие.
|
К:
“Вища
школа”
|
1988
|
208
| -
|
Баранов В.М.
|
В мире оздоровительной физкультуры.
|
К:
“Здо-
ровья”
|
1987
|
134
| -
|
Волков В.М.,
Мильнер Е.Г
|
Человек и бег.
|
М:
“ФиС”
|
1987
|
144
| -
|
Головин В.А.
|
Физическое воспитание. Учебник для студентов вузов.
|
М.
|
1983
|
216
| -
|
Дембо А.Г.
|
Физическая самоподготовка студента. Учебное пособие.
|
М:
“ФиС”
|
1975
|
368
| -
|
Дибнер О.Д.,
Синельникова З.М.
|
Физкультура, возраст, здоровье.
|
М.
|
1985
|
85
| -
|
Добровольська Н.О
|
Оптімізація фізичного стану студентів шляхом самостійних тренувань. Учбовий посібник.
|
Донецк
|
1994
|
187
| -
|
Завацький В.І.
|
Фізиологічна характеристика рухів як цілеспрямованної поведінки людини. Навчальний
Посібник
|
Луцьк
“Над-стир’я
|
1993
|
294
| -
|
Зотов В.П.
|
Восстановление работоспособности в спорте.
|
К:
“Здо-роья”
|
1990
|
98
| -
|
Иващенко Л.Я.,
Страпко Н.П.
|
Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
|
К.
“Здо-ровье”
|
1988
|
160
| -
|
Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б.,
Гудков И.А.
|
Исследование физической работоспособности у спортсменов.
|
М.
“ФиС”
|
1974
|
96
| -
|
Коробков А.В.
|
Двигательные режимы и здоровье.
|
М.
“Зна-ние”
|
1990
|
53
| -
|
Коростылев Н.В.
|
Слагаемые здоровья.
|
М.
“Зна-
ние”
|
1990
|
38
| -
|
Коц Я.М.
|
Спортивная физиология.
|
М.
“ФиС”
|
1986
|
242
| -
|
Кучма В.Р.,
Демина И.А.,
Демин А.К. и др.
|
Проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся в образовательных учреждениях .
|
Гигиена и санитария
|
2000 –
№ 3
|
52 – 56
| -
|
Матвеев Л.Г., Новиков А.Д.
|
Теория и методика физического воспитания.
|
М:
“ФиС”
|
1976
|
304
| -
|
МедведевВ.А., Коляда В.А.
|
О критериях оценки функционального состояния учащихся и студенческой молодежи.
|
М.:Физи-ческая культура.
|
2000 -№2
|
11-14.
| -
|
Муравов И.В.
|
Здоровье трудоспособность и физическая культура.
|
К:
“Здо-ровья”
|
1985
|
117
| -
|
Мурза В.П.
|
Физические упражнения и здоровье.
|
К:
“Здо-ровье”
|
1991
|
78
| -
|
Онищенко И.М.
|
Псіхологія фізичного виховання і спорту: навчальний посібник.
|
К:
“Вища школа”
|
1975
|
192
| -
|
ПавлоцкаяН Л., Дуденко Ф.В.,
Эйдельман М.М.
|
Физиология питания.
|
М.
“Выс-шая школа”
|
1989
|
99
| -
|
Пандакова В.Н.
Рыбковский А.Г.
|
Биоэнергетика двигательной активности человека. Учебное пособие.
|
Донецк
|
1997
|
72
| -
|
Петренко М.І.
|
Самостійні заняття студентів з фізичного виховання. Навчальній посібник.
|
Вінни-ця
|
1977
|
104
| -
|
Пирогова Е.А.,
Иванченко Л.Н.,
Страпко Н.Г.
|
Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека.
|
К:
“Здо-ров’я”
|
1986
|
178
| -
|
Платонов В.Н.,
Булатова М.М.
|
Фізична підготовка спортсмена :
Навчальний посібник.
|
К:
“Олім-пійська
літера-
тура”
|
1995
|
320
| -
|
В.Н. Платонов
|
Теория и методика спортивной тренировки.
|
К.
“Вища
школа”
|
1984
|
352
| -
|
Поль С Брег
|
Здоровье и долголетие.
|
Спб:
“Воен-
|
1995
|
430
| -
|
Соколовский В.С., Перевощиков Ю.А,
Кривошеев А.Г.
|
Физическая самоподготовка студента. Учебное пособие.
|
Одесса
|
1991
|
114
| -
|
Соледков А.С.
|
Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам.
|
Л.
“ДДОИРК”
|
1998
|
38
| -
|
Ткач П.М.
|
Фізичне виховання студентів вузу.
Навчальний посібник.
|
Кн.1.
Луцьк
“Над-
стир’я”
|
1996
|
178
| -
|
Федоров Н.С.,
Федоров А.С.
|
Оздоровительный и лечебный бег.
|
Сим-
феро-
поль
“Со-
нат”
|
1977
|
207
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |