МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.Вернадского»
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И. ГЕОРГИЕВСКОГО
Кафедра
|
Лучевой диагностики и лучевой терапии
|
3.2. Методические разработки
по аудиторным занятиям
-
УТВЕРЖДАЮ:
|
Зав. кафедрой
|
Крадинов А. И.
|
профессор
|
(Ф.И.О., звание)
|
|
(подпись)
|
« » ___________ 20 г.
|
« » ___________ 20 г.
|
« » ___________ 20 г.
|
Основная образовательная программа:
|
Лечебное дело
|
Вид аудиторных занятий:
|
практическое
|
Дисциплина:
|
Современные методы медицинской визуализации
|
Тема №15:
|
Современные методы лучевой диагностики патологии центральной нервной системы (СКТ, МРТ, ПЭТ). Инсульты. Опухоли.
|
Куратор темы:
|
к.мед.н., ассистент Миронова Ю.А.
|
(Ф.И.О., должность, подпись, дата)
Обсуждено на заседании кафедры «26» _июня______ 2015 г., протокол №_14_
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
г. Симферополь
1. Актуальность темы
Своевременная и точная диагностика заболеваний головного мозга является актуальной проблемой медицины. Благодаря активному внедрению современных нейровизуализирующих технологий возможно получение принципиально новых данных по прижизненной диагностике различных патологических состояний, которые ранее диагностировались только на аутопсии.
Острые нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга требуют знания основных методов лучевого обследования для правильного выбора того или иного метода для правильной постановки диагноза и своевременного лечения.
2. Цель обучения
2.1.
Изучить основные методы визуализации головного мозга (СКТ, МРТ, ПЭТ, ангиография)
|
Изучить показания для лучевого исследования головного мозга.
|
Изучить схему анализа рентгенограмм, компьютерных томограмм, магнитно-резонансных томограмм, позитронно-эмиссионных томограмм.
|
Изучить лучевые признаки заболеваний головного мозга
|
Изучить план построения алгоритма лучевого обследования пациента с патологией головного мозга (инсульт опухоль).
|
2.2. Частные цели занятия:
2.2.1. Студент должен знать:
1.
|
Методы нейровизуализации.
|
|
2.
|
Показания к проведению лучевого исследования при патологии ЦНС.
|
|
3.
|
Общую лучевую семиотику патологии головного мозга.
|
|
4.
|
Патоморфологию злокачественной и доброкачественной опухоли головного мозга, нарушения мозгового кровообращения (по ишемическому и геморрагическому типу) и соответствующие им лучевые признаки.
|
|
2.2.2. Студент должен уметь:
1.
|
Определить метод проведенного лучевого исследования, объект и проекцию исследования.
|
|
2.
|
Провести интерпретацию выявленных изменений на компьютерных томограммах, магнитно-резонансных томограммах, позитронно-эмиссионных томограммах.
|
|
3.
|
Выбрать наиболее эффективный метод лучевой диагностики при подозрении на острое нарушение мозгового кровообращения и опухоль головного мозга.
|
|
4.
|
Оценить результаты лучевых методов исследования. Схематично зарисовать изучаемый документ, оформить протокол описания составить заключение.
|
|
5.
|
Составить направление на лучевое исследование пациента с подозрением на острое нарушение мозгового кровообращения и опухоль головного мозга с указанием метода исследования.
|
|
2.2.3. Студент должен владеть:
1.
|
Определять локализацию долей головного мозга, артерий, костей свода и основания черепа.
|
2.
|
Определять признаки злокачественности и доброкачественности опухолевой ткани.
|
3.
|
Выбрать наиболее эффективный метод лучевой диагностики приОНМК и опухолях головного мозга.
|
4.
|
Оценить лучевые признаки ОНМК по ишемическому и геморрагическому типу и опухолях головного мозга.
|
5.
|
Выбрать наиболее эффективный метод лучевой диагностики при опухолевых заболеваниях, а также ОНМК.
|
6.
|
Оценить лучевые признаки злокачественной и доброкачественной опухоли и ОНМК.
|
7.
|
Выбрать алгоритм лучевого исследования пациента с подозрением на злокачественную опухоль головного мозга.
|
8.
|
Оценить лучевые признаки злокачественной опухоли головного мозга.
|
9.
|
Оценить лучевые признаки злокачественной опухоли головного мозга у пациентов, которым планируется оперативное лечение и лучевая терапия.
|
2.2.4. Студент должен иметь представление:
1.
|
Строение головного мозга.
|
2.
|
Строение сосудистого русла головного мозга.
|
3.
|
Строение оболочек головного мозга.
|
4.
|
Строение костей черепа.
|
5.
|
Механизмы неоангиогенеза.
|
6.
|
Механизмы жизнедеятельности злокачественной и доброкачественной опухоли.
|
7.
|
Острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому и геморрагическому типу.
|
8.
|
Доброкачественные и первично злокачественные и вторично злокачественные опухоли головного мозга.
|
9.
|
Лучевую картину опухолей головного мозга:
доброкачественных;
злокачественных.
|
10.
|
Лучевую картину ОНМК по ишемическому и геморрагическому типу. Показания к срочному оперативному вмешательству.
|
11.
|
Лучевую картину опухолей головного мозга.
|
3. Студент должен обладать набором компетенций:
3.1. Общекультурные компетенции
1.
|
ОК-1 (Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы, использовать на практике методы гуманитарных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности).
|
2.
|
ОК-8 (Готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия).
|
3.2. Профессиональные компетенции
1.
|
ПК-1 (Способностью и готовностью к ранней диагностике заболеваний, выявления причин и условий их возникновения и развития).
|
2.
|
ПК-2 (способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров (флюорография), диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения.
|
3.
|
ПК-5 (Готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, инструментальных (различные методы медицинской визуализации) исследований в целях распознавания или установления факта наличия или отсутствия заболевания).
|
4.
|
ПК-16 (Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов).
|
5.
|
ПК-20 (Готовностью к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины).
|
3.3. Общие профессиональные компетенции
1.
|
ОПК-1 (Готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности
с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий
и учетом основных требований информационной безопасности).
|
2.
|
ОПК-4 (Способность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности).
|
4. Вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии
1.
|
Какой метод лучевой диагностики является основным при исследовании черепа?
|
|
2.
|
Какие методы лучевой диагностики позволяют визуализировать и изучать турецкое седло?
|
|
3.
|
Какой метод лучевой диагностики является лучшим при изучении сосудов головного мозга?
|
|
4.
|
С какой целью используют методы радионуклидной диагностики при изучении головного мозга?
|
|
5.
|
Какой метод лучевой диагностики нужно использовать в общеврачебной практике для выявления стенозов внутренней сонной и межпозвоночной артерии?
|
|
6.
|
Почему лучевым методом выбора исследования больных с ЧМТ является компьютерная томография?
|
|
7.
|
Как выглядит на КТ зона свежего кровоизлияния (указать единицы HU)?
|
|
8.
|
Как выглядит на КТ зона отека при ушибе головного мозга?
|
|
9.
|
Какие изменения определяются при КТ в случае развития инфаркта мозга через 1 сутки, через 2-3 месяца (укажите единицы HU)?
|
|
10.
|
Какие преимущества имеет метод МРТ перед КТ при исследовании головного мозга?
|
|
11.
|
Какие контрастные вещества используются при МРТ головного мозга?
|
|
12.
|
Какие лучевые признаки характерны для опухолевых головного мозга при компьютерной томографии?
|
|
13.
|
Какие методы лучевой диагностики используется для изучения костных структур позвоночника?
|
|
14.
|
Какие преимущества имеет метод МРТ при изучении позвоночника перед другими методами лучевой диагностики?
|
|
5. Организационная структура занятия
№
п/п
|
Этапы обучения
|
Время
в мин.
|
Методика проведения
|
1.
|
I. Организационная часть:
1. Организационные мероприятия.
2. Постановка учебных целей и мотивация.
3. Контроль начального уровня знаний, навыков и умений.
4. Проверка зарисовок и решение заданий|задач|:
- методы лучевого исследования патологии ЦНС.
- общая лучевая семиотика |патологии головного мозга.
|
15
2
3
5
5
|
Тестовый контроль I-II|уровня.
|
2.
|
II. Основная часть:
1. Овладеть методиками лучевого исследования, их значение в общем комплексе исследований головного мозга:
- Рентгенография;
- компьютерная томография;
- магнитно-резонансная томография;
- позитронно-эмиссионная томография.
2. Лучевая семиотика острого нарушения мозгового кровообращения:
- по геморрагическому типу;
- по ишемическому типу.
3. Лучевая семиотика опухолей головного мозга:
- злокачественных (первично и вторично);
- доброкачественных.
|
35
60
30
|
Индивидуальный контроль описаний заданных документов с|із| анализом.
Индивидуальный контроль навыков описания документов с вынесением заключения.
|
3.
|
III. Заключительная часть:
1. Итоговый контроль уровня знаний, профессиональных умений и навыков.
2. Контроль теоретических знаний.
3. Подведение итогов занятия.
4. Домашнее задание.
|
25
15
5
|
Описание, анализ, вывод по предложенным двум документам.
Выставление оценки.
|
Итого:
|
135
|
минут или
|
3
|
академических часа
|
6. Учебное и материальное обеспечение
-
Место проведения занятия: ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко», кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии, учебные комнаты, рентгеновские кабинеты.
-
Оснащение занятия
Таблицы, тестовые задачи|задачі|, рентгенограммы, МР-томограммы, компьютерные томограммы, позитронно-эмиссионные томограммы.
7. Источники информации
7.1. Основная литература
№
п/п
|
Автор(ы)
|
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
|
Город,
изд-во
|
Год издания том, вып.
|
1.
|
ЛинденбратенЛ.Д.
КоролюкИ.П.
|
Медицинская радиология
|
М.: Медицина
|
2008
|
2.
|
Крадинов А.И., ШалабасовБ.А., Прокопенко О.П., Гусаров В.Г.
|
Современные способы лучевой диагностики.
|
Симферополь
|
1995
|
7.2. Дополнительная литература
№
п/п
|
Автор(ы)
|
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
|
Город,
изд-во
|
Год издания том, вып.
|
1.
|
Линденбратен Л.Д.
Королюк И.П.
|
Медицинская радиология
|
М.: Медицина
|
2000
|
2.
|
Крадинов А.И., Прокопенко О.П., Донич С.Г.
|
Эффективный выбор диагностических исследований в клинике.
|
Симферополь
|
1999
|
3.
|
Коваль Г.Ю.
|
Клиническая рентгенанатомия
|
К.: Здоров’я
|
1975
|
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения темы занятия:
Содержание сайта
|
Его адрес в Интернете.
|
Методы лучевой диагностики
|
https://www.slideshare.net/medumed/ss-8802053
|
Лучевая анатомия легких
|
https://www.eurolab.ua/anatomy/104/
|
Лучевая анатомия головного мозга
|
https://www.radiomed.ru/publications/osnovy-kt-golova-normalnaya-kt-anatomiya-golovnogo-mozga
|
Кровоснабжение матки. Лучевая анатомия маточной трубы
|
https://medicalplanet.su/anatomia/30.html
|
Лучевая анатомия сердечно-сосудистой системы
|
https://www.twirpx.com/file/810752/
|
Лучевая анатомия человека (книга)
|
https://www.twirpx.com/file/300584/
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |