1.1 Методические рекомендации к лекционному курсу
Методические разработки лекций
Модуль 1. Общая физиология клетки
Лекция №1.
1. Тема: Введение в физиологию клетки. Биоэнергетика и метаболизм клетки.
2. Цель: Сформировать представление о предмете и основных понятиях физиологии клетки как основе для понимания процессов жизнедеятельности, протекающих в целостном организме.
3. Аннотация лекции: Физиология как наука. Основные исторические этапы становления физиологии. Основные понятия физиологии: гомеостаз, физиологическая функция, физиологическая реакция, системный принцип организации жизнедеятельности организма, способы и результаты взаимодействия организма со средой. Концепция гомеостаза. Клеточный гомеостаз. Роль механизмов поддержания гомеостаза в реализации физического здоровья. Норма параметров функций. Понятие индивидуальной нормы и возрастной. Раздражимость как фундаментальное свойство живых систем. Раздражители - понятие, виды, характеристика. Термодинамика внутриклеточных процессов. Энтропийные процессы. Обмен веществ и энергии в клетке как непременное условие жизнедеятельности. Понятие об ассимиляции и диссимиляции. Понятие клеточного (внутреннего) дыхания, его сущность. Аэробное и анаэробное дыхание. (при наличии мультимедийного сопровождения прикладываются распечатки слайдов по данной лекции).
4. Форма организации лекциивводная.
5. Методы, используемые на лекции объяснение, иллюстрация, ситуации-иллюстрации,эвристическая беседа, анализ конкретных ситуаций.
6. Средства обучения:
- дидактические (таблицы, схемы, плакаты, мультимедийная презентация).
- материально-техническиемел, доска, мультимедийный проектор
Лекция №2.
1. Тема: Транспортные системы клетки
2. Цель: Сформировать представление об основных транспортных системах в клетке их механизмах и значении для жизнедеятельности.
3. Аннотация лекции: Морфофункциональная характеристика цитоплазматической мембраны, компонентный состав и свойства. Топологическая характеристика мембранных белков. Функциональная классификация мембранных белков. Общая характеристика химического состава клетки. Виды и механизмы переноса веществ через мембрану. Пассивный транспорт. Диффузия, закон диффузии Фика. Диффузия ионов через мембрану, ионные каналы, их свойства и классификация. Простая и облегченная диффузия. Свойства белков переносчиков. Системы активного транспорта веществ. Первично- и вторично-активный транспорт. Эндо- и экзоцитоз. Осмос, осмотическое давление. Мембранный потенциал и механизмы его формирования.(при наличии мультимедийного сопровождения прикладывают-ся распечатки слайдов по данной лекции).
4. Форма организации лекции:традиционная.
5. Методы, используемые на лекции объяснение, иллюстрация, ситуации-иллюстрации,эвристическая беседа, анализ конкретных ситуаций..
6. Средства обучения:
- дидактические (таблицы, схемы, плакаты, мультимедийная презентация.).
- материально-техническиемел, доска, мультимедийный проектор
Лекция №3.
1. Тема: Основы физиологии возбудимых клеток
2. Цель: Усвоить основные понятия физиологии. Изучить общие свойства возбудимых клеток
3. Аннотация лекции: Раздражимость как фундаментальное свойство живых клеток. Раздражители - понятие, виды, характеристика. Законы силы, времени и градиента. Строение, свойства и функции биологических мембран. Механизм формирования мембранного потенциала (МП), величина. МП как основа возбудимости. Возбудимость, меры возбудимости, кривая силы-времени, электрофизиологические критерии возбудимости. Значение возбудимости. Относительное постоянство и колебания уровня возбудимости в тканях. Возбуждение, определение понятия, условия возникновения. ПД – определение, свойства и значение, фазы, движение ионов в каждую из фаз. Динамика возбудимости при возбуждении. Рефрактерность, понятие, механизм возникновения. Динамика биоэлектрического ответа в зависимости от силы действующего раздражителя (локальный ответ, ПД). Сравнительная характеристика свойств ПД и локального ответа, явление суммации. Ритмическое возбуждение. Лабильность, определение понятия. Мера лабильности. Взаимосвязь между динамикой фаз ПД и лабильностью. Реакция возбудимых тканей на действие раздражителей с разной частотой. Понятие об оптимуме и пессимуме частоты действующего раздражителя.Классификация нервных проводников. Физиологические свойства нерва. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам. Механизм проведения возбуждения по миелинизированным и безмиелиновым волокнам. Понятие о токах действия.
4. Форма организации лекции: традиционная.
5. Методы, используемые на лекции объяснение, иллюстрация, ситуации-иллюстрации, эвристическая беседа, анализ конкретных ситуаций..
6. Средства обучения:
- дидактические (таблицы, схемы, плакаты, мультимедийная презентация).
- материально-техническиемел, доска, мультимедийный проектор
Поделитесь с Вашими друзьями: |