Цель преподавания дисциплины заключается в обеспечении современного уровня физиологических знаний о механизмах и процессах жизнедеятельности, составляющих основу физиологических функций организма здорового человека, а также принципах их регуляции при взаимодействии между собой и с факторами внешней среды.
Целью кафедры при преподавании дисциплины «Нормальная физиология-физиология ЧЛО» является рассмотрение физиологических функций организма здорового человека на молекулярном, клеточном, тканевом, органном и системном уровнях организации, механизмов регуляции физиологических функций, показателей характеризующих нормальное состояние и резервы основных функций организма, физиологических принципов здорового образа жизни.
Освоение дисциплины «Нормальная физиология-физиология ЧЛО» формирует теоретическую и практическую основы для последующего изучения целого ряда дисциплин клинического профиля.
Изучение дисциплины в рамках данной программы должно помочь студентам:
развить физиологическое мышление;
глубже изучить основы жизнедеятельности здорового человека;
научиться обобщать и осмысливать данные различных медицинских наук с общефизиологических позиций;
осмыслить как фундаментальные, так и прикладные задачи современной медицины;
понимать физиологические принципы защиты организма от влияния вредных факторов среды существования, профилактики заболеваний за счет организации рационального режима труда, быта, отдыха и питания;
использовать полученные знания и освоенные методы физиологических исследований в профилактической, диагностической, лечебной, психолого-педагогической, научно- исследовательской деятельности;
способствовать формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики.
Место дисциплины в учебном плане
Математический и естественнонаучный цикл
Общая трудоемкость дисциплины (час)
144 часа
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
правила техники безопасности и работы в физиологических лабораториях;
нормы биоэтического отношения к лабораторным животным;
классические и современные методы физиологических исследований;
основные принципы работы экспериментального оборудования, необходимого для решения практических задач по физиологии (электрокардиограф, пульсоксиметр, спирограф, спирометр, реограф, электросимулятор и др.)
основные методы статистического и графического анализа при представлении экспериментальных данных;
основные вехи развития отечественной и зарубежной физиологии, приоритетные направления деятельности самарской школы физиологов;
основные свойства и состояния возбудимых тканей, механизмы биоэлектрических явлений и их роль в кодировании биологической информации;
структурно-функциональные свойства и особенности регуляции процессов сокращения поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры;
роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических и висцеральных функций организма. Рефлекторные дуги с висцеральным и соматически компонентами;
индивидуальные особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы, ее участие в формировании целостных форм поведения ;
механизмы функционирования и принципы регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и особенности их взаимодействия в условиях целенаправленного поведения и патологии;
систему крови и её роль в поддержании и регуляции гомеостатических констант организма, функции крови, характеристику и функциональные особенности физиологических констант крови; группы крови и методы их определения, резус фактор и его роль в патологии, правила переливания крови, процессы свертывания крови;
основные этапы и показатели функции внешнего дыхания, дыхательный центр и его строение, особенности регуляции дыхания при различных нагрузках;
роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в обеспечении жизнедеятельности организма;
физиологические особенности регуляции обмена веществ и энергии в организме в условиях действия экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности, основы здорового и адекватного питания, принципы составления рационов;
пищеварение как процесс, необходимый для реализации энергетической и пластической функций организма; особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирование голода и насыщения;
основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела;
основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции;
основные невыделительные (гомеостатические) функции почек;
основные свойства сердечной мышцы и их отличия от скелетных мышц, механизмы электромеханического сопряжения, полости и клапанный аппарат сердца;
основные механизмы регуляции деятельности сердца, сердечный цикл;
физиологическую роль отделов сосудистой системы, линейную и объемную скорость кровотока, нейрогормональные механизмы регуляции сосудистого тонуса и системной гемодинамики;
особенности структурно-функциональной организации микроциркуляторного русла различных регионов организма здорового человека, транскапиллярный обмен и его регуляция;
основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сенсорных систем;
формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД) у человека, классификацию и характеристику типов ВНД, варианты межполушарной асимметрии и её значение в деятельности врача;
механизмы образования условного рефлекса и его торможения, роль в клинической практике, компоненты функциональной системы поведенческого акта;
понятие и классификацию боли; особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем;
основные функции и механизмы регуляции деятельности органов челюстно-лицевой области
механизмы и особенности формирования основных функциональных систем (ФУС) организма (поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови, артериального давления, температуры внутренней среды, сохранения целостности организма и др.).
УМЕТЬ:
работать с учебной и научной литературой, использовать дополнительную информацию из специализированных журналов по физиологии и сети интернета при подготовке к учебным занятиям и решении практических задач;
целенаправленно использовать лабораторное оборудование, приборы и материалы при решении экспериментальных задач;
проводить статистическую и графическую обработку полученных экспериментальных данных;
применять различные методы исследований при проведении острых и хронических экспериментов;
проводить физиологические исследования функций органов челюстно-лицевой области;
интерпретировать результаты проведенных исследований с физиологической и других точек зрения и делать грамотные научные заключения;
ставить научные проблемы, связанные с физиологией человека, и намечать подходы для их теоретического и экспериментального изучения;
активно пользоваться специальной физиологической терминологией при выполнении различных заданий, выступлении на научных мероприятиях.
ВЛАДЕТЬ:
базовыми технологиями при работе с информацией различной сложности (составление таблиц, диаграмм, слайдов презентаций и т.д.);
медико-биологическим понятийным аппаратом;
классическими и современными методами физиологических исследований и возможностью интерпретации полученных данных:
- приготовление нервно-мышечного препарата,
- электрораздражения и действия биологически активных веществ на возбудимые структуры,
- приготовление спинальной лягушки и изучение ее рефлексов,
- динамометрия,
- неврологическое тестирование клинически важных рефлексов,
- определения функционального состояния различных сенсорных систем (зрительной, слуховой, вестибулярной, вкусовой, обонятельной и соматосенсорной),
- тестирование психотипических и психологических свойств человека,
- оценка функций внимания и памяти,
- оценка психо-эмоционального состояния человека,
- спирография,
- спирометрия,
- пульсоксиметрия,
- электрокардиография,
- реография,
- регистрация пульса и артериального давления,
- определения количества форменных элементов крови,
- определение количества гемоглобина,
- определение групп крови,
- приготовление мазков крови,
- наблюдение за осмотическим гемолизом,
- исследование энергетических затрат человека;
- составление пищевых рационов
современными методами статистического и графического анализа полученных экспериментальных данных .
Содержание дисциплины
Введение в предмет.
Физиология как медико-биологическая дисциплина. Основные исторические вехи развития физиологии. Предмет, задачи и методы современной физиологии. Связь физиологии с другими науками. Основные понятия физиологии.
Общая физиология возбудимых тканей.
Понятие о возбудимых тканях. Свойства возбудимых тканей. Понятие о раздражителях. История развития учения о биоэлектрических явлениях. Структурно-функциональная характеристика клеточных мембран. Транспорт веществ через клеточные мембраны. Ионные каналы и ионные насосы. Мембранный потенциал покоя. Мембранный потенциал действия. Изменение возбудимости в процессе возбуждения. Законы раздражения возбудимых тканей. Методы регистрации биоэлектрических явлений в клетках.
Физиология нервов и нервных волокон.
Структурно-функциональная организация нервных волокон. Типы нервных волокон. Механизм передачи возбуждения по нервным волокнам. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам. Парабиоз.
Физиология мышц.
Виды, свойства и функции мышц. Структура скелетных мышц. Строение филаментов. Механизм мышечного сокращения. Иннервация скелетных мышц. Механика мышечного сокращения. Типы и виды сокращения мышц. Тетанус. Сила мышц и её работа.
Синапс как основной способ клеточной коммуникации. Виды синапсов. Строение синапсов. Механизм передачи информации в электрическом синапсе. Механизм передачи информации в химическом синапсе. Организация и виды рецепторов. Нейромедиаторы и нейротрансмиттеры. Основные медиаторы центральной и периферической нервной системы.
темы.
Физиология центральной нервной системы.
Общие закономерности деятельности ЦНС. Строение и функции нейронов. Глия. Рефлекторный принцип регуляции. Нервные центры. Свойства нервных центров. Торможение в ЦНС. Принципы координационной деятельности ЦНС. Частная физиология ЦНС. Спинной мозг. Продолговатый мозг. Мост мозга. Средний мозг. Мозжечок. Таламус. Гипоталамус. Лимбическая система. Базальные ганглии. Ретикулярная формация. Кора больших полушарий.
Физиология высшей нервной деятельности.
Развитие учений о ВНД. Роль работ И.П. Павлова. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Правила выработки и механизм образования условных рефлексов. Торможения условных рефлексов. Темперамент. Типы ВНД. Неврозы. Первая и вторая сигнальные системы. Речь. Потребности и мотивации. Эмоции. Сознание. Физиология сна и бодрствования. Функциональная асимметрия. Теория функциональных систем.
Физиология сенсорных систем.
Общие представления об анализаторах. Частная физиология сенсорных систем. Зрительная сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Вестибулярная сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Соматовисцеральная сенсорная система.
Физиология дыхания
Основные функции и этапы дыхания. Внешнее дыхание. Внутриплевральное и внутрилёгочное давление. Вентиляция лёгких и лёгочные объёмы. Газообмен и транспорт газов. Регуляция дыхания. Локализация и свойства дыхательных нейронов. Бульбарный дыхательный центр. Рефлекторная регуляция дыхания. Гуморальная регуляция дыхания. Дыхание в изменённых условиях.
Физиология кровообращения.
Сердце. Свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл. Сосуды. Гемодинамика. Микроциркуляция. Нейрогуморальная регуляция кровообращения. Регуляция деятельности сердца. Регуляция тонуса сосудов. Центры кровообращения. Рефлекторная регуляция деятельности сердца и сосудистого тонуса. Лимфатическая система.
Физиология системы крови.
Основные функции крови. Объём и физико-химические свойства крови. Состав крови. Плазма крови. Эритроциты. Тромбоциты. Лейкоциты. Свёртывание крови. Противосвёртывающие механизмы. Фибринолиз. Гемопоэз. Группы крови.
Физиология эндокринной системы.
Характеристика, свойства, классификация и функции гормонов. Типы и механизмы действия гормонов. рецепторы к гормонам. Гипоталамо-гипофизарная система. Гормоны гипофиза. Частная физиология желёз внутренней секреции. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Поджелудочная железа. Половые железы. Плацента. Тимус. Эндокринные функции неэндокринных органов.
Физиология пищеварения.
Функции ЖКТ. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Пищеварение в тонком кишечнике. Печень. Поджелудочная железа. Пищеварение в толстом кишечнике. Моторика пищеварительного тракта. Всасывание в ЖКТ. Регуляция деятельности ЖКТ. Гастроинтестинальные гормоны. Физиологические основы голода и насыщения.
Физиология обмена веществ, энергии и терморегуляция.
Основной обмен. Обмен белков. Обмен жиров. Обмен углеводов. Обмен воды и минеральных веществ. Регуляция обмена веществ и энергии. Физиологические основы питания. Определение уровня метаболизма. Основные принципы составления пищевых рационов. Изотермия. Физическая и химическая терморегуляция. Система терморегуляции. Рефлекторные и гуморальные механизмы терморегуляции. Терморегуляция при изменении температуры внешней среды. Адаптация к изменениям температуры.
Физиология выделения.
Органы выделения. Строение и функции почек. Юкстагломерулярный аппарат. Клубочковая фильтрация. Канальцевая реабсорбция. Концентрирование и разведение мочи. Канальцевая секреция. Нейрогуморальная регуляция деятельности почек. Регуляция почками постоянства внутренней среды организма.Регуляция мочевыведения и мочеиспускания.
Физиология ЧЛО.
Основные функции органов ЧЛО. Защитная функция. Сенсорная функция. Пищеварительная функция. Дыхательная функция. Коммуникативная функция. Особенности регуляции деятельности органов ЧЛО. Роль органов ЧЛО в нормальном функционировании всех систем организма.
Виды учебной работы
Лекции, практические занятия.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Лаборатория физиологии на 20 посадочных мест (столы, стулья, кардиомонитор, пульсоксиметр, спирометр,газоанализатор, глюкометр, неврологические молоточки, импульсный стимулятор, секундомер, кистевой динамометр, тонометры, спироартериокардиограф, беговая дорожка, таблицы, расходные материалы)