Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
Оториноларингология
Пояснительная записка
|
Оториноларингология - специальная клиническая дисциплина хирургического профиля, изучающая морфолого-физиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с ними областей. Название специальности происходит от греческих слов, обозначающих те органы, изучение заболеваний которых составляет содер-жание этой дисциплины: otos - (ухо), rhinos - нос), laryngos - (горло). По первым буквам этих слов принято сокращенное название - ОРЛ, или, что легче произносится - ЛОР.
Оториноларингология имеет дело с широким набором сложнейших инструментов общения людей, что придает ей важное социальное значение: именно слух, голос и речь прежде всего определяют возможность человеческого общения.
Ухо и верхние дыхательные пути в первую очередь подвергаются воздействию вредных факторов окружающей среды (шума, вибрации, углового и прямолинейного ускорений, ионизирующего излучения, пыли, различных химических соединений), превышающих предельно допустимые нормы.
Поражение ЛОР-органов часто возникает при острых и хронических инфекционных заболеваниях, вызывающих органические изменения и функциональные расстройства анализаторов, располагающихся в них. Заболевания уха и верхних дыхательных путей нередко приводят к поражению различных органов и систем всего организма.
Нос, околоносовые пазухи, глотка, гортань могут вовлекаться в процесс при таких опасных заболеваниях как гранулематоз Вегенера и СПИД. Знание клинических проявлений этих видов патологии позволяет заподозрить их и дифференцировать с инфекционно-воспалительными заболеваниями ЛОР-органов. Своевременно начатое лечение гранулематоза Вегенера и СПИДа дает надежду на возможность продления жизни больного.
Изучение оториноларингологии является необходимым для будущих врачей широкого профиля, поскольку поражения верхних дыхательных путей и уха встречаются часто и обусловливают до 15% обращений в лечебные учреждения. Заболевания ЛОР-органов могут вызывать тяжелые жизненно опасные осложнения (отогенные, риногенные, тонзиллогенные) и приводить к стойкой утрате трудоспособности.
|
|
Изучение курса оториноларингологии имеет цель:
– сформировать у студентов устойчивое представление о месте изучаемого предмета среди других клинических дисциплин и значении ЛОР органов в развитии поражений других органов и систем;
– дать основные знания по дисциплине и обучить их практическим навыкам в объеме необходимом врачу терапевтического профиля для оказания медицинской помощи при наиболее часто встречающихся заболеваниях и повреждениях ЛОР органов.
При изучении дисциплины основное внимание уделяется современным методам исследования ЛОР органов, клинике и лечению заболеваний и повреждений ЛОР органов, наиболее часто встречающихся в практике.
Основными задачами преподавания оториноларингологии являются следующие:
– ознакомление студентов с распространенностью и значимостью заболеваний уха, носа и горла в общей патологии, с принципами и методами диспансерной работы, отметив значение своевременного их выявления и санации этих органов в профилактике общей заболеваемости и в оздоровлении населения.
– показать студентам особенности и возможности исследования ЛОР-органов - эндоскопию, акуметрию, вестибулометрию, ольфактометрию, густометрию и их значение в общей системе клинического обследования больного.
– ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиническими признаками, профилактикой и лечением болезней уха, носа, глотки и гортани, часто встречающихся и вызывающих осложнения и сопутствующие заболевания.
– обучить студентов практическим навыкам и методам оказания экстренной помощи при травмах, инородных телах, кровотечениях и острых заболеваниях ЛОР-органов.
|
Место дисциплины в учебном плане
|
|
Кафедра клинических дисциплин; 6 лет
|
Общая трудоемкость дисциплины (час)
|
|
|
102
|
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
|
В результате прохождения курса студенты должны
знать:
– основные современные методы диагностики, лечения и профилактики при заболеваниях и повреждениях уха, горла и носа;
– принципы оказания неотложной помощи при повреждениях и заболеваниях ЛОР органов;
– основные положения ЛОР экспертизы.
Уметь:
– проводить эндоскопическое исследование ЛОР органов (риноскопию, фарингоскопию, ларингоскопию, отоскопию);
– исследовать функциональное состояние ЛОР органов (составлять слуховой, вестибулярный, одориметрический "паспорта" и проводить ушную манометрию);
– оказывать неотложную медицинскую помощь при травмах и заболеваниях ЛОР органов (удушье на почве стеноза гортани, кровотечение из ЛОР органов);
– проводить лечение наиболее часто встречающихся ЛОР заболеваний;
– проводить промывание наружного уха и удаление серных пробок;
– удалять поверхностно лежащие инородные тела из наружного слухового прохода, полости носа и глотки;
– проводить продувание среднего уха по Политцеру
– правильно оценивать рентгенограммы ЛОР органов, произведенные в наиболее типичных укладках;
– уметь оценить тональную аудиограмму.
Быть ознакомленными:
– с историей и перспективами развития отечественной оториноларингологии;
– с основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры оториноларингологии;
– с методами ведения научной работы в оториноларингологии;
– с основами ЛОР экспертизы и профессионального отбора.
|
|
Раздел I. Клиническая анатомия и физиология ЛОР органов
-
Введение в оториноларингологию. Структура патологии ЛОР-органов в России и в Северо-Западном регионе
-
Слуховой анализатор. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования
-
Вестибулярный анализатор. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования
-
Клиническая анатомия и физиология носа, околоносовых пазух и глотки, методы их исследования
-
Клиническая анатомия, физиология и методы исследования гортани, трахеи, бронхов и пищевода.
Раздел II. Патология ЛОР-органов
-
Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит. Антротомия
-
Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Радикальная операция уха. Тимпанопластика. Внутричерепные отогенные осложнения и отогенный сепсис.
-
Негнойные заболевания уха: катар среднего уха, кохлеарный неврит, отосклероз, болезнь Меньера.
-
Заболевания носа и околоносовых пазух: искривление перегородки носа, фурункул, острый и хронический ринит, острый и хронический синуит, полипы носа. Риногенные осложнения
-
Заболевания глотки: острый и хронический фарингиты, фарингомикоз, ангина, дифтерия, паратонзиллярный абсцесс, заглоточный абсцесс. Хронический тонзиллит, гипертрофия небных и глоточной миндалин
-
Заболевания гортани: острый и хронический ларингиты, ларингомикоз, отек, дифтерия, парезы и параличи мышц, острый и хронический стеноз гортани
-
Опухоли и инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей и уха, гранулематоз Вегенера, СПИД
-
Злокачественные опухоли верхних дыхательных путей и уха
-
Травмы, инородные тела, кровотечения из ЛОР-органов и неотложная помощь при них
-
Профессиональный отбор и экспертиза в оториноларингологии
-
Принципы лечения патологии ЛОР-органов. Медикаментозное лечение
|
Виды учебной работы
|
Лекции, практические занятия
|
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
|
Средства обеспечения освоения дисциплины
1. Компьютерные программы.
Компьютерная тестирующая программа
2. Аудио-видео пособия
Слайды, оверхет-пленки для лекций и практических занятий
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Специальные лаборатории и классы
1. Лекционный зал
2. Учебная комната
Основное учебное оборудование
Оборудование клинической базы:
Ларингоскоп ->
Стерилизатор ГП-40-3-2 шт.
Риноскоп 4мм.30 гр-4 шт.
Осветитель галоген-1 шт.
Риноскоп 4мм.90 гр. 1 шт.
Лампа-лупа диоп.3 белая-1 шт.
Ингалятор с небулайзером-4 шт.
Тележка для медикаментов-1 шт.
Аппарат УВЧ-70-01А-1 шт.
Ингалятор компрессорный PARI-2 шт.
Кресло оториноларинголог-1 шт.
Кресло оториноларинголог. КD-1-1 шт.
Аудиометр-1 шт.
|
Формы контроля успеваемости студентов
|
IX семестр - экзамен
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |