Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101.65 «Лечебное дело»
Гистология, эмбриология, цитология
Цель изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является овладение студентами основными знаниями о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека.
Задачами дисциплины является:
изучение общих и специфических структурно-функциональных свойств клеток всех тканей организма и закономерностей их эмбрионального и постэмбрионального развития;
изучение гистофункциональных характеристик основных систем организма, закономерностей их эмбрионального развития, а также функциональных, возрастных и защитно-приспособительных изменений органов и их структурных элементов;
изучение основной гистологической международной латинской терминологии;
формирование у студентов умения микрокопирования гистологических препаратов с использованием светового микроскопа;
формирование у студентов умение идентифицировать органы, их ткани, клетки и неклеточные структуры на микроскопическом уровне;
принципы работы и использования приборов микроскопической и гистологической техники;
общую организацию клетки и сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях;
этапы эмбриогенеза человека, критические периоды развития, гистофизиологию провизорных органов;
особенности строения различных типов тканей и их особенности функционирования;
принципы тканевого строения органов и систем органов в норме для создания базы и формирования клинического мышления будущего врача;
возрастные, функциональные и защитно-приспособительные изменения органов и структурных элементов;
проводить статистическую обработку экспериментальных данных;
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторий и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов.
Уметь:
работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами;
производить расчеты по результатам эксперимента;
описать морфологию изучаемых макро-, микроскопических препаратов и электроннограмм;
освоить современные теоретические и экспериментальные методы исследования, используемые в гистологии;
произвести забор, приготовить гистопрепарат и окрасить его;
объяснить процессы, лежащие в основе эволюционных преобразований зародыша на различных стадиях развития;
идентифицировать органы, их ткани, клетки и неклеточные структуры;
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием
правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем и др.);
находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть их по-русски и по-латыни;
ориентироваться в топографии и деталях строения органов на анатомических препаратах; показывать, правильно называть на русском и латинском языках органы и их части;
находить и выделять методом препарирования мышцы и фасции, крупные сосуды, нервы протоки желез, отдельные органы;
находить и показывать на рентгеновских снимках органы и основные детали их строения;
находить и прощупывать на теле живого человека основные костные и мышечные ориентиры, наносить проекцию основных сосудисто-нервных пучков областей тела человека; правильно называть и демонстрировать движения в суставах тела человека;
пользоваться научной литературой;
показывать на изображениях, полученных различными методами визуализации (рентгеновские снимки, компьютерные и магнитно-резонансные томограммы и др.) органы, их части и детали строения
навыками микрокопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий
и использовать знания особенностей развития, строения органов при изучении профильных дисциплин
базовыми технологиями преобразования информации; текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;
медико-функциональным понятийным аппаратом;
методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки;
информации о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента.
Содержание дисциплины
Раздел.1 Цитология. Введение. История развития гистологии, цитологии и эмбриологии. Методы гистологических, цитологических и эмбриологических исследований
Раздел.2 Эмбриология Основы общей и сравнительной эмбриологии. Эмбриология человека
Раздел. 3 Общая гистология Общее учение о тканях. Источники развития, особенности строения и функции эпителия и соединительных тканей. Источники развития, особенности строения, функции мышечных и нервной тканей.
Раздел. 4 Частная гистология. Развитие, строение и функции нервной и сенсорной систем. Развитие, строение и функции ССС, органов кроветворения и эндокринной систем. Развитие, строение и функции органов ЖКТ. Развитие, строение и функции органов дыхания, выделения и кожи. Развитие, строение и функции половой системы.
Виды учебной работы
Лекции, практические занятия
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Гистологическая лаборатория с основами эмбриологии и цитологией на 20 посадочных мест (столы, стулья, микроскопы, микроскопические препараты по гистологии, таблицы, мультимед. проектор, ноутбук, доска, экран)