Урока литературы Учитель русского языка и литературы: Магомаева Джамиля Наирбеговна Класс: 6 Тема «Твори добро!» По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор» 2017г



Дата11.10.2017
Размер0.68 Mb.
ТипУрок

План-конспект

урока литературы

Учитель русского языка и литературы:

Магомаева Джамиля Наирбеговна

Класс:6


Тема «Твори добро!»

По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»

2017г.


Цели урока:

- способствовать формированию морально-нравственных ценностей;

- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;

- повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;

- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.

Добру человек у человека учится

Ч. Айтматов

Ход урока


  1. Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.) (Слайд № 1)

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?

У вас есть листочки, на которых в графе «до» запишите свой ответ.

Ученики:


1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.

2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.

4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Учитель:

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на нём?

Ученики:

- О доброте, о людях и их поступках.

Учитель:

- Действительно, тема нашего урока «Твори добро!» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного писателя XX века Ч. Айтматова: «Добру человек у человека учится» (Слайд № 3)

II. Формулирование целей урока (1 мин.) (Слайд № 2)

Учитель:


- Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";

- разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;

- дать оценку поступкам героев;

- определить нравственную проблематику рассказа.

Но прежде чем мы начнём разговор о доброте, проверим, насколько внимательно вы его прочитали произведение.


1. Кто в рассказе «Слыл образцом честности и отзывчивости на нужды бедности»

Пирогов


Одно значительное лицо

Мерцалов


Гриша

2. Что оставил доктор под блюдцем?

направление в больницу

свой адрес

рецепт с письмом

рецепт с кредитными билетами


3. Где встретил Мерцалов незнакомца?

На улице


В гостях

В саду


В парке
4. Кем стал Гриша?

инженером

учителем

банкиром


статским советником
5. Какой праздник описан в рассказе?

Пасха


Новый год

Рождество

Масленица
6. Фамилия чудесного доктора

Боткин


Склифасовский

Пирогов


Павлов
7. Как звали больную сестру?

Катюшка


Машутка

Иришка


Сашутка
8. Что должны были отнести мальчики одному значительному лицу?

посылку


письмо

телеграмму

подарок
9. Жанр произведения "Чудесный доктор"

Притча


Повесть

Рассказ


Роман
10. Как зовут Куприна?

Александр Иннокентьевич

Анатолий Иванович

Александр Иванович

Алексей Иванович

Словарная работа. (2 мин.) (Слайд № 5)

Читая рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Вы уже знаете, что в конце текста даётся их толкование, в частности, что такое:

Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).

Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.

Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.

Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.

Сочельник - (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.

III. Художественный анализ текста. (12 мин.)

Теперь перейдём к анализу произведения.



1. Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

- Сколько рассказчиков в этом произведении?

Ученики:


- Два: тот, с кем произошла описанная писателем история, и сам автор, передающий услышанное от другого.

Учитель:


- Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».

Как автор описывает картину города?

Найдите описание города (По мере…позади).



Судя по прочитанному, можно точно сказать, в какое время года происходит действие рассказа?

Ученики:


- Зимой, перед Рождеством или Новым годом.

Учитель:


- С чем ассоциируются новогодние праздники?

Ученики:


- С ёлкой, гирляндами, мандаринами.

Учитель:


- Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?

Ученики:


- Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, свершение чуда.

Учитель:


- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?

Ученики:


- Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут. (Наконец …нищеты).

Учитель:


- Перед вами лежат листочки. На них записаны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их, соответственно отметив цифрами 1 и 2.

  • Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.

  • Ярким светом висящих ламп;

  • Правильные пирамиды мандаринов.

  • Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.

  • Гирляндами колбас.

  • Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

  • Сияющие ёлки.

  • Прекрасные магазины.

  • Смеющиеся лица нарядных дам.

  • Тесным, обледенелым и грязным двором.

  • Закоптелым, плачущим от сырости стенам.

  • Мокрым отрёпкам.

  • Ужасному запаху керосинового чада.

  • Грязного белья и крыс.

  • Запаху нищеты.

Учитель:

- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором?

Ученики:


- Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей.

Учитель:


- Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза. ( Слайд № 6,7,8,9)

Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?

Выводы учащихся:

- А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир.

Учитель:


- Следующее задание по карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры, которые встретились в тексте. Но сначала вспомним, что такое эпитет и что такое метафора.

  • Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».

  • Метафоры: «горы яблок», «пирамиды мандаринов», «запах нищеты».

С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.

Учитель: Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?

Ответы: Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…

Вывод: Есть еще черствые и бездушные люди, которые не способны сделать что-то полезное и помочь нуждающимся.

Учитель: Какие были отношения между членами семьи Мерцаловых в столь тяжелый момент жизни?

Ответы: они поддерживали друг друга; не ругались; не обвиняли друг друга…

Учитель: Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и проблемы могут возникнуть у любого из нас. Самые трудные из них, наверное, - это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. В таком положении остался и Мерцалов. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного героя в городской сад?

Ответы:- Писатель снова использовал прием контраста. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).

- Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.
Несколько слов учителя о суициде (безвыходных ситуаций не бывает).

Учитель: Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?

- встреча Мерцалова с незнакомцем.

Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?

- Почему он не ушел после “озлобленных криков” Мерцалова? (Потому что видел, что человек в отчаянном положении, и незнакомец принадлежал к тому числу людей, которые от жизненных неудач становятся милосерднее).

Какую помощь оказывает незнакомец семье Мерцалова? Кто он по профессии?

Учитель:

- Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. (Ролевое чтение).

Найдите описание портрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Слайд № 13)

Ученики:


- «Мягкий, ласковый», «умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие».

Учитель:


- Найдите описание портрета Мерцалова. Как его рисует автор?(Слайд 14)

Ученики: 


- «Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный».

Учитель:


- Что же произошло после разговора в парке? (Один ученик рассказывает).

Учитель:


- Скажите, произошло ли чудо в рассказе?

Ученики:


- Да произошло, и связано оно с появлением «чудесного доктора». Всё меняется, как в сказке, семья возвращается к нормальной жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился.

VI. Работа в парах. (3 мин.)

Учитель:

- Что было «чудесного» в поступках незнакомца? (Отвечают ученики).

- Запишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?

Выводы учащихся:

- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.

Учитель:


- А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите узнать о нём? (Слайд 15,16)

Учитель: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников.

- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.



Учитель: Имеется ли в рассказе образ противоположный профессору Пирогову?

Ответы: Да. Швейцар…

Учитель: Почему не дал деньги открыто? (Потому что боялся поставить в неловкое положение, не хотел обидеть или как-то оскорбить хозяев)

Учитель: Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? 

Ответы: Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

По рецепту профессора Пирогова». Как вы думаете, какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или...

… Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком. Что на этом рецепте он написал, как вы думаете?

Учащиеся составляют рецепт Пирогова

По рецепту профессора Пирогова

Станешь настоящим человеком, если у тебя в сердце: Доброта

Сострадание

Сочувствие

Милосердие

А главное, никогда не падать духом!

Учитель: Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?

Ответы учащихся.



Учитель: Теперь вы, наверное, поняли суть нашего эпиграфа к уроку:

Подумаем, что вы можете делать, руководствуясь рецептом Пирогова?

Ответы: помогать одиноким старикам, больным людям; делать кормушки для птиц, скворечники; заботиться о братьях наших меньших…

Учитель: Актуален ли рассказ в наши дни?

Ответы: Да, много людей, которые нуждаются в чьей-либо помощи.

Учитель: Много благотворительных фондов. Например, помогает больным детям фонд «Доброе сердце» газеты «Аргументы и факты». Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» - Маргарита Широкова. Этот фонд оказывает материальную помощь больным людям. Есть фонд «Подари жизнь». Одним из учредителей этого благотворительного фонда является наша соотечественница Чулпан Хаматова. Они поддерживают детей с онкологическими заболеваниями.

Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще среди нас те, которые живут по рецепту профессора Пирогова. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Выводы учащихся:

- В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

Учитель:

- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?

Ученики:


- «Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?

X. Рефлексия урока. (2 мин.)

Как вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас?

Каких у нас людей больше добрых или злых? Докажите, приведя примеры из своей жизни.

Учитель:

- В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.

Ученики:

- В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.



XI. Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд № 27)

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «О чем меня заставил задуматься рассказ Куприна «Чудесный доктор»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница