Деятельность психолога в большей мере направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются дети, их родители или воспитатели. Основной целью психологической службы в целом можно считать содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, коррекцию разного рода затруднений в её развитии.
Системность работы психолога обеспечивается следующим образом:
Во-первых, психолог рассматривает личность ребёнка как сложную систему, имеющую разную направленность проявлений (от собственной внутренней активности индивида до участия в различных группах, оказывающих на него определённое влияние).
Во-вторых, используемый работниками психологической службы методический инструментарий так же подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ребёнка с тем, чтобы помочь его развитию.
Кроме того, в систему работы психологической службы включены различные виды работ с персоналом учреждений образования (совместные комплексные исследования, консультации, семинары).
В мою работу входит определять группу здоровья ребёнка, поскольку наряду с понятием «здоровый ребёнок» существует понятие «первый ребёнок». Мальчик 3-х лет медленно привыкает к д/с. Вскоре, после того как он начал приходить с желанием в группу, его перевели в другую, здесь его начали дразнить, он плакал. Воспитатель не обратил на это внимание, на его впечатлительность, не поддержал его, не провёл соответствующей работы с детьми. В результате ребёнок стал отказываться ходить в сад, стал часто болеть. Воспитатель не поинтересовался в причине. Причину нужно искать в раннем возрасте. В 7 мес. его отдали в ясли, ребёнок был привязан к матери, испытывал беспокойство в её отсутствии, к яслям он не смог привыкнуть, часто болел простудными заболеваниями, был заторможен. К 1 году его психика уже была расстроена, он отличался отсутствием жизнерадостности, капризностью и неустойчивостью настроения. К 3 годам малыш смог бы постепенно адаптироваться к д/с, но преждевременный перевод в другую, хотя и более подходящую группу, ещё одна психическая травма.
Этот пример показывает взаимосвязь невротических расстройств с исходным характером семейных отношений, в данном случае эмоциональных отношений матери с ребёнком, нарушенных в наиболее чувствительном для разлуки возрасте. Перенести разлуку со сверстниками малыш в этот раз не смог. Предел его возрастных возможностей адаптации был превышен, нарушился повторно стереотип сложившихся отношений.
Когда в семье главен отец, а мать занимается детьми, число невротических проявлений невелико, наоборот, в небольших семьях сфера непосредственного общения детей ограничена, они становятся более зависимыми от психического состояния взрослых.
Нередко нервно - психическая перегрузка матери из-за главенствующей роли отражается на её состоянии и создаёт проблемы в развитии эмоциональной сферы детей, а затем в формировании личности. Проблемы ребёнок не может разрешить сам, в результате происходит перенапряжение ещё не окрепших нервно - психических ресурсов его организма и болезненное расстройство высших регуляторных функций в виде невроза...
Некоторые родители склонны обвинять д/с в неправильном подходе к их ребёнку, что далеко не всегда оправдано, поскольку принципы воспитания в д/с способствуют развитию навыков коллективного взаимодействия и гармоническому формированию личности в целом.
В нашем д/с наблюдая за детьми (это первый этап работы психолога) я выявила, что у детей очень плохо развито внимание. Внимание ребёнка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угас. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания. Поэтому дети редко занимаются одним и тем же делом.
Развитие произвольного внимания.
Дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления. Взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.
Игра: вопросы и ответы «да» и «нет» не говорите, «белого» и «чёрного» не называть. Ребёнок не сможет выполнить все условия, но это требует от него постоянного напряжения внимания. Потом предложить ребёнку набор цветных карточек.
Универсальное средство организации внимания - речь. Первоначально организовать внимание при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая обстоятельства (когда складывает башенку, выбирает самое большое колечко...). Так правильно! А где теперь самое большое? Поищи!
Ещё упражнение на внимание:
-
сопоставь картинки;
-
угадай, чего не хватает?
-
Игры - головоломки.
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго осваивать внимание. Эта особенность внимания является одной из основных, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес.
Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения.
Агрессивность — это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
б)повсеместная демонстрация сцен насилия;
в)нестабильная социально-экономическая обстановка;
г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.);
д)социально-культурный статус семьи и т. п.
Можно с большой уверенностью предполагать,
что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание.
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.
Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой нагния родителей.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее — неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности.
Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих I по отношению к нему.
-
Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
-
Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической
или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
-
Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
-
Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
-
Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.
Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
-
подраться с подушкой;
-
использовать физические силовые упражнения;
-
рвать бумагу;
-
нарисовать того, кого хочется побить, и что- нибудь сделать с этим рисунком;
-
использовать «мешочек для криков»;
-
поколотить стол надувным молотком и т. д.
Овчарова Р. В. предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей:
-
занятия психогимнастикой;
-
этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
-
этюды и игры релаксационной направленности;
-
игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
-
игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.).
Лютова Е., Монина Г. предлагают использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т. д.
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.
Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!» Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие. У них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Гиперактивностъ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении. Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Умственная деятельность детей с СДВГ характеризуются цикличностью: они могут продуктивно работать в течение. 5—15 минут, после чего их мозг «отдыхает» 3—7 минут, накапливая необходимую энергию для дальнейшей работы. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести.
Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Скорее можно утверждать, что это — специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами.
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка- дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.
В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.
Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции.
Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.
А. Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:
-
беспокойные движения в кистях и стопах;
-
неумение сидеть на одном месте;
-
легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
-
нетерпеливость;
-
неумение доводить начатое до конца;
-
очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;
-
болтливость;
-
неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;
-
отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;
-
спонтанность и необдуманность действий;
-
суетливость;
-
несформированность праксиса и мелкой моторики;
-
малая продолжительность сна и трудности при засыпании.
Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.
Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.
Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т. е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого
Из-за их якобы эмоциональной черствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.
Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем-либо. Они скорее любопытны, чем любознательны. Постоянно находясь в движении, ребенок с СДВГ ежеминутно что-то трогает, хватает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стремится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены. Такое положение дел предопределяет неуспеваемость при систематическом обучении в школе. Неспособность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи, так как, по мнению JI. С. Выготского, внимание является одной из важнейших функций и играет первостепенную роль для процесса мышления, абстракции и мотивации. Тем не менее, у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего.
Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность.
Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособности (5-15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3— 7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невозможность работы в общегрупповом режиме.
Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это — специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами.
Обычно при изучении анамнеза ребенка выделяются сразу несколько причин, стимулировавших развитие СДВГ. Каждую из них необходимо учитывать при составлении комплексной индивидуальной программы работы с ребенком.
Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами — врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.
Важно помочь родителям осознать необходимость принятия ребенка, его особенностей Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент также должен делаться на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания, в которой должны преобладать методы поддержки и вознаграждения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка. В ходе диагностического консультирования часто выясняется ряд негативных моментов:
-
естественное эмоционально-позитивное общение, в силу разочарований родителей себе и своем ребенке, подменяется медицинским уходом и лечением, на которое возлагаются необоснованно большие надежды;
- попустительский стиль взаимоотношений, когда преобладает вседозволенность, а контроль за поведением ребенка отсутствует;
-
категоричное подавление активности ребенка, гиперконтроль его действий, который при наличии СДВГ приводит к противоположным результатам;
-
эпизодичность и отсутствие единства в воспитательных воздействиях на ребенка между родителями.
Родителям и педагогам можно порекомендовать следующее:
-
Введите знаковую систему оценивания действий ребенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.
-
Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно.
-
Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя.
-
Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
-
На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом.
-
В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
-
Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности .
-
Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.
-
Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
-
При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
-
Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.
-
Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
-
Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать её.
-
Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
-
Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
-
Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
-
Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
-
Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
-
Договариваться с ребенка о тех или иных действиях заранее.
-
Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
-
Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
-
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
-
Предоставлять ребенку возможность выбора.
-
Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Итак, мы раскрыли некоторые аспекты развития гиперактивности, рассказали, как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у таких детей, сформировали правила взаимодействия, а также дали направления в плане общего воспитания гиперактивного ребенка.
Какие практические рекомендации мы можем дать воспитателям? В программу работы нужно обязательно включить, скажем, так, поведенческий аспект.
Речь идет:
-
об изменении поведения и отношения взрослого к ребенку;
-
о появлении достаточной твердости и последовательности в воспитании. Воспитатель должен подвести родителей к тому, что:
а) поступки ребенка не умышлены; не следует давать ему реактивных указаний, следует избегать слов «нет», «нельзя», и строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом, скажем шуткой; повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за поступок; выслушать то, что он хочет сказать; использовать зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций;
б) в семье необходимо изменить психологический микроклимат, т.е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка;
в) ребенку, как и всем членам семьи, необходим четкий режим дня и место для занятий; как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
г) ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е. продуманная гибкая система вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание - только не физическое! - за плохое поведение.
Разумнее, чтобы малыш спокойно посидел в течение определенного времени (5-10 минут) в специально отведенном месте, но не лишался прогулки или еды. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.
В детях необходимо воспитывать навыки управления гневом и агрессией; постепенно согласованно расширять обязанности, поручения, соответствующие уровню развития, возрасту и способностям; помогать приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Желательно, чтобы взрослые поняли, что:
-
вслед за понесенным наказанием ребенку необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки приятия и поощрения. В коррекции его поведения большую роль играть методика «позитивной модели», суть которой - поощрение желательного поведения, игнорирование нежелательного. Необходимое условие успеха - понимание проблем ребенка;
-
невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни;
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 9 лет.
В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка. Что мы в данном случае имеем в виду?
Во-первых, следует изучить психологические особенности детей с СДВГ;
-
строить работу с гиперактивными ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
-
изменить режим занятий с включением физкультминуток;
-
предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;
-
направить энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.). Во-вторых, вести знакомую систему оценивания:
-
чаще хвалить;
-
ввести постоянный режим дня;
-избегать завышенных или заниженных требований;
-
использовать на занятиях элементы игры и соревнования;
-
давать задания в соответствии с возможностями ребенка;
-
большие задачи разбивать на последовательные части, контролируя каждое;
-
создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
-
игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
-
строить процесс воспитания на положительных эмоциях;
-
помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
В-третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;
-
терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;
-
профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.
В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят, не так быстро; что улучшение состояние ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.
Большая часть родителей и воспитателей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание на чтение и счет.
Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать и развивать у детей образное мышление и движение пальцев, кисти рук, т.е. мелкую моторику. С детьми следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, координации движений, развитие графических навыков. Дети должны научиться мысленно, преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (схемы) отображающие свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме. Оперирование образами предполагает умение ребенка делать с ними различные мысленные преобразования (вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое и т.д.).
Образное мышление - это вид мышления, в котором решение различных задач происходит с опорой на имеющиеся в сознании ребенка образы. Образы могут отличаться по степени обобщенности по способам формирования и функционирования. К концу дошкольного периода образное мышление ребенка достигает высокого уровня, опирается на модели, графические изображения, схемы, словесные образы, связи и отношения между объектами. Наглядно образное мышление тесно связано с речевой деятельностью и графическими эталонами. Ребенок способен образно мыслить о предметах или явлениях даже тогда, когда их непосредственно не воспринимает. Изучая психолого-методическую литературу можно выявить способы стимулирования развития у детей образного мышления и графических навыков. В комплекс стимулирования развивающего обучения входят методики М.В. Ильиной и Е.В. Заикиной., Гавриной С.Е., Кутявиной Н.А., Топорковой И.Т.
-
Работа психолога с детьми не может осуществляться без установления с ними эмоционального контакта.
-
Необходимо стимулировать у детей интерес к развивающим играм.
-
На одном коррекционном занятии не следует проводить одно и тоже упражнение или игру много раз подряд. Необходимо чередовать разные по форме задания.
-
Во время выполнения развивающих игр и упражнений необходимо давать положительные оценки относительно успешных действий ребенка. Это нужно
делать ненавязчиво, чтобы оценки не затрагивали личностных особенностей детей. Опасность заключается в том, что у детей не будет развиваться самоконтроль, а самоанализ заменится стремлением угадать реакцию окружающих.
-
Психологу необходимо обращать внимание на колебание интереса детей, их утомляемость, использовать смену статических и подвижных игр. Смена деятельности избавит детей от усталости и скуки.
-
Коррекционные игры и упражнения по развитию образного мышления и графических навыков проводятся в непринужденной, свободной обстановке, когда все внимание ребенка сосредоточенно на самом задании, а не на дисциплине, то есть не на том, чтобы сесть, как следует «не болтать ногами», «не вскакивать с места», «не шуметь» и т.д.
В методику обследования входит:
-
определение ведущей руки;
-
определение графической подготовленности;
-
определение уровня сформированное мелкой моторики пальцев.
Цель работы достичь примерный результат на момент выхода ребенка в школу:
-
Укрепить мышечный тонус кисти рук;
-
Развить четкие движения и координацию рук ребенка;
-
Снизить утомляемость и повысить работоспособность;
-
Избежать проблем с почерком и другими навыками письма.
Формы организации стимулирования развития образного мышления и графических навыков
-
Индивидуальные коррекционные занятия по методике Бурдина С.В.
-
Совместные рекомендации воспитателям - педагогам.
-
Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
При работе по развитию и стимулированию у детей образного мышления и графических навыков используют в комплексе разные методы и приемы:
-
игровой;
-
показ способа действия;
-
объяснение;
-
советы;
-
вопросы;
-
контроль;
-
указание.
Также в работе использую:
-
релаксационные упражнения для мышц рук, ног и корпуса;
-
стимулирующий материал;
-
сладкие призы;
-
предметные картинки;
-
музыку для релаксации, фоновую музыку;
-
пальчиковую гимнастику;
-
штриховку в разных направлениях.
Технология стимулирования образного мышления и графических навыков у детей строится по трем направлениям:
-
Работа над образным содержанием. Помочь ребенку в формировании базы предметно-конкретных образов
-
Выявление причинно-следственных связей в явлениях природы и жизнедеятельности людей.
-
Развитие ассоциативного образного мышления
-
Развивать способность соотношения с действительностью.
-
Работа по стимуляции формирование графических навыков
-
Обучение ориентации на листе бумаги
-
Композиции из сочетания вертикальных и горизонтальных линий;
-
Кривые и дугообразные линии;
-
Рисование изображений на основе геометрических фигур.
-
Рисование концентрических окружностей и овалов.
-
Подвести детей к осознанию необходимости освоения графическими навыками как средству помогающему познанию мира и передачи информации.
Свои индивидуальные занятия по развитию у детей образного мышления и графических навыков я провожу 2 раза в неделю. Детям доставляет радость упражнения на развитие мелкой моторики, которые принимают вид занимательных игр, пальчиковые игры могут быть двух основных видов:
-
Игры без предметов
-
Игры со специальными развивающими предметами.
При использовании в работе игр без предметов подбираю упражнения с пальчиками, которые изображают предметы, животных, птиц. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать в действие все пальчики как правой, так и левой рукой.
Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения. После того, как ребенок свободно выполняет движение, то добавляется речевое сопровождение («Бутончик», «Крыша дома», «Лесенка» и т.д.). при использовании игр со специальными развивающими предметами (счетные палочки, крупными шариками, спички, непоточенный карандаш, прокатывание вперед- назад) и т.д. При выполнении таких упражнений у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и память, образное мышление, речь. Для развития мелкой моторики использую такие игровые упражнения: «Пройди по дорожке», «Клубочек для котенка», «Лучики у солнышка» (уметь проводить линии в разных направлениях), «Елочка» (учить проводить прямые наклонные линии), «Лесенка» (уметь проводить прямые горизонтальные линии), «Штриховка», «Овощи», «Фрукты» (умение сравнивать предметы). Провести линию по пунктирам, «Проведи линию, не отрывая карандаш», «Нарисуй по точкам» и т.д.
В прошлом году у меня в старших группах было 4 человека, которые не овладели графическими навыками. Проводя поэтапно индивидуальную коррекционную работу опираясь на методический материал, дети стали успешно осваивать программу. Им легче на занятиях по всем видам деятельности, так как известно, что развивая моторику рук, развивается и мышление, память, речь. В подготовительной группе дети уже самостоятельно справляются с занятиями.
В этом учебном году я беру детей из старших групп 5 человек и продолжаю с ними работу по совершенствованию развития графических навыков и образного мышления.
Таким образом, при систематической и целенаправленной работе, по развитию образного мышления идущее параллельно с формированием графических навыков позволяет невидимые образы мысли форм сделать материальными видимыми. Здесь заложена возможность развития у детей проектного мышления, так необходимого в жизни человека, объемного, а не линейного сознания, позволяющего ему активно, творчески действовать в различных ситуациях.
Детство - период жизни человека от новорожденное до достижения социальной и психологической зрелости, во время которого происходит его развитие, становление как полноценного члена человеческого члена человеческого общества.
Социально- психологическое развитие - это процесс во время, которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Но в силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно успешно преодолевать конфликтные, стрессовые, негативные ситуации. Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом и педагогическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения педагог создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу», к позиции «Я могу сам справиться со своими трудностями».
Методически анализирую, я могу утверждать, что на сегодняшний день сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной, психологической, педагогической помощи - патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. На мой взгляд, идея психологического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии и педагогики.
Итак, можно сказать, что педагогическое социально - психологическое сопровождение это:
-
В первых - это один из видов комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения развития детства;
-
Во- вторых интегративная технология, сердцевина которой - создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов образования;
- в третьих процесс особого рода событийных отношений между сопровождающими и теми, кто нуждается в нем.
В качестве основных характеристик сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, погруженность в реальную повседневную жизнь ребенка особые отношения между участниками этого процесса.
В сопровождении, как в разворачивающимся во времени процессе можно выделить три основных компонента:
-
диагностика (отслеживание); служащая основой для постановки целей;
-
отбор и применение методических средств;
-
анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.
В своей работе с будущими школьниками особое внимание обращаю на деятельность в рамках актуальной, ближайшей и потенциальной зон развития ребенка. То, что ребенок подготовительной группы может сделать с помощью педагога сегодня, он может сделать завтра самостоятельно. При построении коррекционной работы с детьми я опираюсь на идею Л.С. Выгодского о зоне ближайшего развития. В результате своей работы я выяснила что, при определенной внешней помощи (т.е. помощь педагога) любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только педагогическое обучение, но и психологическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку 6-7 лет возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутреннем ресурсом. Одним из методов, который я использую в своей работе с детьми, является, сказкотерапия. Основной принцип этого метода - духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе - и есть терапия. Сказки, игры, рисунки, составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому я стараюсь сочетать в своей работе с детьми, будущими первоклассниками специально подобранные психологические игры, упражнения на релаксацию, а также рисование, что во многом способствует её гармонизации психического здоровья, развития ребенка дошкольника.
Эффективность рисуночных тестов объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего состояния, напряжения внутреннего состояния,
напряжения, агрессивных чувств, сопереживание, волевых качеств, самооценки, личностного «Я».
Широко использую в своей работе игротерапию. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку развить более позитивную «Я - концепцию» стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя, в свои силы.
В своей работе много уделяю внимание поведенческим проблемам детей. Часто дети бывают, неусидчивы, гиперактивны, неустойчивое внимание быстрая утомляемость из-за слабой нервной системы. Это проблемные дети, с которыми необходимо работать индивидуально. Но так как психолого-педагогическое сопровождение - это систематизированный процесс, то конечно видны и результаты.
Комплекс занятий позволяет работать под формированием у детей социальной адаптации, навыков общения (межличностных отношений), снятия детских страхов, тревожности, агрессивности. Занятия проводятся в форме психогимнастических упражнений, пальчиковой гимнастики (на снятие мышечного напряжения) игр, подбор которых базируется на многолетнем опыте работы с детьми, учете возрастных особенностей детей. Цикл занятий используемых в работе с детьми 6-7 лет создает условия для становления сферы отношения ребенка, гармонизации отношений с самим собой и другими людьми, его личностных ценностей, самооценки, способствует развитию познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, восприятия). Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Увы, последние исследования доказали, что малыши так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок и непосильного психологического давления. В итоге каждый третий ребенок испытывает стресс. Flo конечно самый сильный стресс - это школьный стресс. Как показывают исследования ученых психика детей, которые попадают на школьную скамью, подвергается атаке со всех сторон. Дискомфорта и смена уютной детсадовской группы на однообразно обставленный класс и необходимость часами сидеть в определенной позе, и большая нагрузка, которая обрушивается на первоклассника, постоянная гонка за призрачным успехом: быть лучше других, не опоздать, прочитать, написать, вовремя сдать, часто возникает информационная перегрузка. 40% детей испытывают стресс, когда родители их ругают за то, что они хотят не заниматься, а играть. Но игра ребенку просто необходима. Такая нагрузка приводит к психоневрозам. Учитывая все нюансы раздражительность, плаксивость проводится работа с родителями. Мой опыт свидетельствует о том, что эффективность взаимодействия педагогов с родителями зависит от изучения семейной среды. С этой целью использую традиционные методы: наблюдение, опросчики, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, консультации, изучение продуктов детской деятельности, проективные методики и др. При диагностике детей в первые классы Г.Ф. Кумариной. Назначение заданий: комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированное предпосылок учебных действий, выявление развитий функций, необходимых для овладения письмом (мелкая моторика руки, кинестетическая чувствительность), способность к зрительному анализу, достаточен ли для этого достигнутый уровень координации в системе глаз-рука. Тест «Рисование узора» выявляет умственное развитие ребенка, его способность к анализу сравнению, обобщению, осознанию закономерностей. Умение переключаться от одного найденного решения на другое, умение классифицировать предметы по обобщающим признакам и др. Таким образом, используя «Пакет информационно- методических материалов» проводится диагностика готовности детей к школьному обучению.
Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе, нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен заранее. Умение управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, считать с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности. Чтобы справиться со всем этим ребенку психолого-педагогическое сопровождение включает в себя развитие таких качеств у ребенка будущего первоклассника: организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность. Рассмотрим характеристики этих качеств.
Организованность: умение следовать цели, поставленной взрослыми или выдвигаемой самостоятельно, умение руководствоваться планом, предложенным взрослым. Рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы.
Умение сдерживать, контролировать свои действия, руководствуясь указаниями взрослых, сравнивать замысел с достигнутым результатам. Умение справедливо оценивать свою работу и работу товарищей находить недостатки свои. Внешняя организованность, порядок на рабочем месте, аккуратность в обращении с материалами для работы, отсутствие отвлечений от работы.
Ответственность: понимание ребенком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, имеющей значение не только для него, но и для других людей, а также держать ответ за порученное дело.
Умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия, переделывать, если получилось неудачно.
Удовлетворение оттого, что дали поручение, беспокойство за успех, умение оценить результаты труда.
Самостоятельность: охотное принятие ребенком предложения что- либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы, выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого.
Умение выполнить работу без посторонней помощи, умение преодолевать трудности и достигать результаты, моральное удовлетворение от самостоятельно выполненной работы. Дисциплинированность: охотное и своевременное выполнение требований взрослых, а так же поручений и обязанностей.
Умение удерживать себя, от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины, умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.
Настойчивость: умение длительное время сосредотачивать свои усилия к достижению поставленной цели и достигать её, преодоление трудностей и препятствий, встречающихся на пути к достижению цели, доведение начатого дела до конца.
В философских трактатах Древней Индии «Упанишадах », написанных 3000 лет назад четко рекомендовано «До пяти лет общайся с сыном (ребенком) как с царем, с пяти до пятнадцати — как со слугой, после пятнадцати — как с другом». Что бы в каждом ребенке, пока с ним обращаются, как с царем, вызрело чувство собственного достоинства, ощущение своей значимости и способности приносить радость другим. Чтобы каждый, пока он в положении слуги, проникался чувством долга, учился выдержке и работе с полным напряжением сил. Чтобы когда придет пора, каждый способен был принять на себя семейную заботу как жребий и счастье зрелого человека. Это действовало безотказно: сын повторял отца, в семье было согласие, в общине стабильность.
И в заключении хотелось отметить Практический и теоретический анализ психокоррекционной работы позволяет увидеть положительные результаты в установлении внутреннего комфорта и душевной гармонии ребенка и взрослого что позволяет максимально подготовить его к школе.
Поделитесь с Вашими друзьями: |