Кружкова работа «Фитобар доктора Пилюлькина» Воспитателя Васильевой И. А



Скачать 180.94 Kb.
Дата25.04.2016
Размер180.94 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Березка»

г. Кяхта


Кружкова работа

«Фитобар доктора Пилюлькина»

Воспитателя

Васильевой И. А.

г. Кяхта

2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на профилактику респираторных и инфекционных заболеваний у детей. Здоровье – состояние организма ребенка при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Применение фито чая в здоровьесберегающих технологиях не только важный метод профилактики вирусных и инфекционных заболеваний, но и прекрасный способ привития культурно-гигиенических навыков.

Применение профилактических средств в игре, обеспечит каждому ребенку радостно и содержательно пережить период инфекционных заболеваний.

Вещества растений принципиально более родственны человеческому организму по своей природе, нежели синтетические препараты. Отсюда значительно большая их биодоступность и сравнительно редкие случаи непереносимости, проявления лекарственной болезни. В этом состоит еще одна важная особенность фитотерапии. Фитотерапия может рассматриваться более «объемной» и более «щадящей», чем медикаментозное лечение.

Лекарственные растения чрезвычайно богаты по химическому составу. В их состав входят алкалоиды, ферменты, витамины, микроэлементы. Грамотное применение лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии расширяет возможности в профилактике ОРВИ и ОРЗ.

Часто болеющим детям полезно лечение так называемыми адаптогенными, или биологическими, стимуляторами растительного происхождения. Элеутерококк, аралия, лимонник, женьшень, заманиха повышают образование в организме энергетических соединений, нормализуют изменённые функции организма. Их действие проявляется улучшением самочувствия, увеличением жизненной ёмкости лёгких, улучшением аппетита и сна.Наиболее эффективным средством при лечении различных заболеваний дыхательной системы является солодка  голая. Корень солодки обладает противовоспалительным и откашливающим эффектами. Кроме того, солодка оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие на организм.Усиливают обмен веществ, регенерацию тканей, сопротивляемость организма алоэ, виноград, крыжовник.Эвкалипт, ромашка, календула, алоэ, тысячелистник, полынь, сосна, пихта, шалфей, мать-и-мачеха оказывают антибактериальное, противовирусное средство. Откашливающее действие выражено у мать-и-мачехи, алтея, аниса, мяты, тимьяна, солодки, одуванчика..

ЦЕЛЬ:
Профилактика инфекционно-вирусных заболеваний.

ЗАДАЧИ:


  • Сформировать у детей целостные представления о здоровье человека, здоровом образе жизни;

  • Привить навык употребления фиточаёв;

  • Воспитывать

  • способствовать развитию познавательного интереса к своему организму и его возможностям.

  • развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья.

  • воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

  • совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.


Структура кружка:

План мероприятий по кружковой работе на тему: «Фитобар доктора Пилюлькина»


1. Консультация с мед.сестрой, педиатром и диетологом.

2. Анкетирование родителей по использованию продукции «Фитобара»

3. Знакомство с валеологией, фитотерапией.

а) Консультации для родителей.

б) Вводное занятие с детьми. Путешествие в «Фитобар доктора Пилюлькина». Знакомство с отварами, настоями, коктейлями, чаями, морсами.

4. Знакомство с приготовлением чаев. (Октябрь - середина ноября)

5.Знакомство с приготовлением настоев. (Середина ноября – декабрь)

6. Знакомство с приготовлением отваров из лечебных трав. (Январь-февраль)

7. Знакомство с приготовлением морсов. (Март – середина апреля)

8. Путешествие в «Фитобар доктора Пилюлькина» Приготовление по желанию детей.

9. День открытых дверей в фитобаре доктора Пилюлькина

10. Медицинское обследование педиатром детей данной группы.

11. Справка-заключение со статистическими данными заболеваемости детей в течение года.

12. Итоговое анкетирование родителей по результатам использования фитотерапии в ДОУ.

Перспективное планирование мероприятия




Месяц



Мероприятие

Сентябрь

1.

Консультация с мед. сестрой, педиатром и диетологом

2.

Анкетирование родителей по использованию продукции «Фитобара»

3.

Знакомство с валеологией, фитотерапией.

а) Консультации для родителей.







б) Вводное занятие с детьми. Путешествие в «Фитобар доктора Пилюлькина». Знакомство с отварами, настоями, коктейлями, чаями, морсами.


Октябрь - середина ноября

4.

Знакомство с приготовлением чаев.


Середина ноября – декабрь

5.

Знакомство с приготовлением настоев.


Январь-февраль

6.

Знакомство с приготовлением отваров из лечебных трав.


Март – середина апреля

7.

Знакомство с приготовлением морсов.


Середина апреля -Май

8.

Путешествие в «Фитобар доктора Пилюлькина».

Приготовление по желанию детей.




9.

День открытых дверей в «Фитобаре доктора Пилюлькина»


10.

Медицинское обследование педиатром детей данной группы.


11.

Справка-заключение со статистическими данными заболеваемости детей в течение года.


12.

Итоговое анкетирование родителей по результатам использования фитотерапии в ДОУ.



Периодичность приема фито продукции:
Фито чай применяется согласно планированию в течении одной недели.
Время приема:
В соответствии с назначением

Утро: 10.00

Вторая половина дня: 15.00

Основные умения и навыки:


  • Объясняет зависимость употребления фито-продукции и улучшения самочувствия.

  • Знает действие 5-6 лекарственных сборов.

  • Имеет представление о приготовлении лекарственных чаёв, настоев, отваров и морсов.

  • Знает 5-6 лекарственных растений.

  • Знает о лекарственных растениях родного края.



УРОВНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ФИТОБАР ДОКТОРА ПИЛЮЛЬКИНА»

Низкий уровень:

3 группа здоровья. Ребенок часто болеет.

Имеет слабые представления об употреблении фито-продукции.

Не знает действие лекарственных растений.

Допускает большое количество ошибок при опросе о растениях родного края.
Средний уровень:
2 группа здоровья. Ребенок болеет редко.

Имеет достаточные знания о зависимости употребления фито-продукции и улучшения здоровья, но допускает некоторые ошибки.

Допускает 1-2 ошибки при определении растений родного края.

Знает 3-4 лекарственных растения.


Высокий уровень:
1 группа здоровья. Ребенок регулярно посещает детский сад.

Имеет достаточно полные представления о зависимости употребления фито-продукции и улучшения здоровья.

Знает все программные лекарственные растения.

Безошибочно определяет лекарственные растения родного края.


В детском саду может быть оборудован фитобар. Для профилактики простудных, инфекционных, заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистых заболеваний дети пьют фитококтейль, кислородный коктейль.

Кислородный коктейль активизирует моторные, ферментативные и секреторные функции желудно-кишечного тракта, нормализует микрофлору кишечника, а значит, улучшает пищеварительный процесс, ускоряет расщепление полезных веществ. Это, в свою очередь способствует лечению болезней желудка, в том числе таких распространенных, как хронический колит, хронический гастрит с повышенной, нормальной и пониженной секреторной функцией, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Также коктейль помогает при функциональных нарушениях центральной нервной системы, вызванных эмоциональными и физическими перегрузками, гипертонии, гипотонии, заболеваниях печени, ишемической болезни сердца, хроническом гепатите, холецистите, циррозе печени в стадии компенсации. При регулярном употреблении кислородного коктейля повышается иммунитет и работоспособность.

Противопоказания к употреблению кислородных коктейлей относятся только к индивидуальной непереносимости некоторыми людьми отдельных компонентов овощных или фруктовых соков. В остальных случаях противопоказаний нет.

Фитотерапия в детском саду

Наука фитотерапии известна человеку с глубокой древности. Первой живой аптекой, первым лекарством для человека были растения леса и полей. Фитотерапия давно уже перестала быть чем-то экзотическим. Многие из нас используют лекарственные возможности растений повседневно. Понюхав лук и прослезившись, вы уже прошли один сеанс фитотерапии, обработав свою носоглотку фитонцидами, очень эффективными и достаточно мощными. То же самое происходит, когда мы употребляем свежий чеснок в периоды эпидемии гриппа.

В профилактически целях фитотерапия остается с детьми ежедневно. Дети с удовольствием пьют соки, чаи, отвары, компоты и кисели, даже ягоды, добавленные в пищу, тоже являются одним из элементов профилактической фитотерапии. И это только один пример, - вспомните, как в детстве нам давали чеснок в периоды эпидемии гриппа.

Применение фитотерапии в дошкольных образовательных учреждениях обусловлено прежде всего тем, что отвары, настои трав оказывают общеукрепляющее, профилактическое действие на организм. Лекарственные растения чрезвычайно богаты по химическому составу. В их состав входят алкалоиды, ферменты, витамины, микроэлементы. Грамотное применение лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии расширяет возможности в профилактике ОРВИ и ОРЗ.

Часто необоснованное применение химиотерапевтических препаратов приводит к развитию осложнений в организме ребёнка. Во многих случаях только фитотерапия может дать положительный эффект. Лекарственные растения обладают способностью к выведению токсических веществ и продуктов метаболизма за счёт диутерического действия.

На начальных этапах заболевания растительные препараты могут оказаться основными средствами лечения из-за их более мягкого воздействия и малой токсичности, в разгар заболевания они важны для поддержания защитных сил организма.

Лекарственные растения оказывают физиологическое действие на организм. Это действие обычно медленное, не вызывающее резких биохимических нарушений, что особенно важно у ослабленных детей, при частых повторных инфекциях.

Часто болеющим детям полезно лечение так называемыми адаптогенными, или биологическими, стимуляторами растительного происхождения. Элеутерококк, аралия, лимонник, женьшень, заманихаповышают образование в организме энергетических соединений, нормализуют изменённые функции организма. Их действие проявляется улучшением самочувствия, увеличением жизненной ёмкости лёгких, улучшением аппетита и сна.

Наиболее эффективным средством при лечении различных заболеваний дыхательной системы является солодка голая. Корень солодки обладает противовоспалительным и откашливающим эффектами. Кроме того, солодка оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие на организм.

Усиливают обмен веществ, регенерацию тканей, сопротивляемость организма алоэ, виноград, крыжовник. Эвкалипт, ромашка, календула, алоэ, тысячелистник, полынь, сосна, пихта, шалфей, мать-и-мачеха оказывают антибактериальное, противовирусное средство. Откашливающее действие выражено умать-и-мачехи,алтея,аниса,мяты,тимьяна,солодки, одуванчика..

Применительно к детям необходимо проявлять осторожность с использованием травяных сборов: непереносимость ребёнком той или иной травы в сборе выявить практически невозможно.

При частых простудных заболеваниях, особенно при длительном кашле будут эффективны следующие рецепты.

Рецепт № 1.

Одуванчик лекарственный (корень) – 1 ст. л. измельчённых корней заливают 2 стаканами кипятка, нагревают на водяной бане 30 минут, настаивают 15 минут, процеживают.

Пить по 1 ст. л. 4 раза в день – 7-10 дней

Рецепт № 2.

Тимьян ползучий (чабрец) – 1 ст. л. сухой травы залить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить.

Пить по 1 десертной ложке (в зависимости от возраста) 3 раза в день – 7-10 дней.

Рецепт № 3.

Яблоки (сушёные плоды) – 1 ст. л. измельчённых плодов залить 1 стаканом кипятка, кипятить на медленном огне 5 минут, настоять 30 минут, процедить, добавить 1 ст. л. мёда.

Пить по 1/3 стакана 3 раза в день – 10-14 дней.

Рецепт № 4.

Алтей лекарственный (корень) – 3 части

Солодка голая (корень) – 3 части

Мать-и-мачеха (цветки) – 2 части

Фенхель обыкновенный (плоды) 1 часть

1 ст. л. смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить.

Пить по 1-2 ст. л. 3 раза в день – 10-14 дней

Для профилактики частых ОРЗ и ОРВИ, в период выздоровления после перенесённого заболевания рекомендуются употреблять поливитаминные чаи. 1-2 ч. л. чая залить 1 стаканом воды, довести до кипения, настоять в фарфоровой или эмалированной посуде 1-1,5 часа, добавить мёд или сахар по вкусу. Пить по 1-2 стакана в день.

Чай № 1.


Смородина чёрная (листья) – 2 части

Шиповник (плоды) – 2 части

Брусника обыкновенная (листья) – 1 часть

Малина (плоды) – 1 часть

Чай № 2.

Рябина обыкновенная (плоды) – 3 части

Крапива двудомная (листья) – 2 части

Чай № 3.


Земляника лесная (листья) – 1 часть

Рябина обыкновенная (плоды) – 1 часть

Смородина чёрная (листья) – 1 часть

Шиповник (плоды) – 1 часть

Чай № 4.

Земляника лесная (листья) – 3 части

Ежевика сизая (листья) – 2 части

Черника обыкновенная (листья) – 2 части

Горец птичий (трава) – 1 часть

Смородина чёрная (листья) – 1 часть

Возможно применение настоев травы мать-и-мачехи, душицы, чабреца, листьев малины при заболеваниях органов дыхания Приготавливают настои следующим образом: 5 г травы заливают 200 г кипятка и настаивают в термосе 2 часа, процеживают, дают от 15 до 20 мл 3-4- раза в день.

Растения используют и как успокаивающее средство – необязательно употреблять растения внутрь, достаточно вдыхать его аромат. Успокаивающим действием обладают ароматы хвои, мяты, применять их можно в виде подушечек, плотно наполненных высушенной травой. Сушить травы нужно быстро, хранить в герметичной упаковке. Для изготовления ароматических подушек больше всего подходят растения, обладающие не только ароматом, но и фитонцидным действием: листья лавра благородного, орешника (лещины), хвоя сосны, шишки хмеля, трава мяты, герани, душицы, полыни, пижмы, лепестки розы.

Для наполнения подушек можно использовать следующую комбинацию:

1 – душица, лавр благородный (1:1);

2 – лавр, папоротник, хмель (1:2:3);

3 – папоротник, хмель, лавр, мята (1:2:2:1).

Подушки можно применять как индивидуально, по желанию ребёнка, так и помещать в спальне, разместив их на радиаторе отопления.

Помните, что фитотерапия, как и любой другой метод лечения, требует правильного применения под наблюдением квалифицированного специалиста.

Фитотерапия.

Способы применения лекарственных растений у детей.

В детском возрасте наилучшими и наиболее распространенными способами применения лекарственных растений являются энтеральный, наружный, ингаляционный.

Прием внутрь для детей мало отличается от такового у взрослых, однако имеет свои особенности. Наиболее оптимальные лекарственные формы — напары (чаи), настои и отвары. Использование растений в виде чая имеет больше профилактическую, чем лечебную направленность.

При подготовке лекарственных растений для приема внутрь целесообразно предварительно измельчать их в порошок, пропуская растения через мясорубку или кофемолку. Его частицы не должны быть очень мелкими (1—3 мм в диаметре). Следует помнить, что в процессе приготовления порошка появляется пыль растений, которая может вызвать раздражение слизистых носоглотки или глаз у детей, склонных к аллергии. Поэтому обработку растений надо проводить в отсутствие детей и хорошо проветривать помещение. Поскольку измельченные растения через 1,5—2 месяца начинают терять свои лечебные свойства, их не стоит готовить сразу в большом количестве. Хранить порошок необходимо в закрытой банке в холодильнике, а перед употреблением перемешивать. При использовании растений в порошке наиболее эффективным и простым способом приготовления настоя является кипячение в течение 3 минут с последующим настаиванием в тепле в течение 2 часов.



Полоскание горла и полости рта у детей среднего и старшего возрастов обычно не вызывает никаких трудностей. Дети в возрасте 3—4 лет также легко обучаются этому процессу, но процедуру необходимо проводить только в присутствии взрослых. Детям младше 3 лет вместо полоскания горла можно давать пить теплый отвар или настой маленькими глотками или закапывать их в нос (по 8—10 капель) так, чтобы они попадали в глотку. Эффективны только частые полоскания (не реже 5-6 раз в сутки), а в острые периоды каждые 1,5—2 часа.

Кроме водных форм, для лечения носоглотки лекарственные растения можно применять в виде масляных вытяжек или эмульсий водного экстракта трав с растительными маслами, лучше оливковым, кукурузным или светлым рафинированным подсолнечным. Их закапывают в нос или используют для смазывания слизистой носоглотки.



Ингаляции являются одним из действенных методов терапии болезней органов дыхания. Способы их проведения зависят от возраста ребенка. Детям старшего возраста ингаляции можно проводить, как взрослым. Однако самые эффективные — ингаляции в «палатке». Для маленьких детей этот способ является единственным. Водяную баню готовят обычным способом. В кастрюлю с водой ставят стеклянную банку, наполненную водой, с помещенными в нее нужными растениями (под банку надо положить кусок материи или деревянную решетку, чтобы она не касалась дна кастрюли). Кастрюлю подогревают до тех пор, пока вода в стеклянной банке не закипит. «Палатку» сооружают из куска полиэтилена или из накидки от дождя. В нее помещают кастрюлю с готовым настоем для ингаляций. Ребенка сажают в «палатку» рядом с кастрюлей, а маленьких детей берут на руки. «Палатка» должна иметь сравнительно большой объем и щель для притока свежего воздуха. Такой способ обеспечивает не только полноценные ингаляции, но и общее равномерное прогревание ребенка. Для создания необходимого количества пара во вдыхаемом воздухе объем отвара должен составлять не менее 3—5 литров.

Промывание глаз детям любого возраста проводится только кипяченым, тщательно процеженным отваром слабой концентрации (не более 1-3%). Для каждого глаза надо использовать отдельный тампон, причем только один раз. На одну процедуру требуется 3—4 тампона для каждого глаза. Лучше пользоваться тампонами из стерильного бинта, чем ватными, так как ворсинки ваты могут попасть в глаза.how does herbal medicine work. - all creatures acupuncture all creatures acupuncture

Фитотерапия для детей, рецепты

Ни для кого не секрет, что в первые этапы свой жизни ребенок обладает особой чувствительностью к окружаещему миру. Конечно, ведь ко всему нужно привыкнуть и со всем усвоиться, как психологически, так и физически. Любовью и лаской, с первых дней жизни, родители помагают своему чаду морально, но как помочь ребенку избавиться от физического дискомфорта и болезней, при этом стараясь не прибегать к химическим препаратам? Вот тогда приходят на помощь травы.

Ромашка - распрастраненное растение в фитотерапии. Перечислять все целебные свойства этого цветка можно долго. Ромашка безвредна с первых дней жизни. Для детей рекомендуют ингаляции при воспалении верхних дыхательных ПУТЕЙarrow-10x10. Основное свойство ромашки - противовоспалительный эффект. Ее применяют для лечения заболеваний кожи в виде примочек и ванночек.

Тысячелистник - эффективное кровоостанавливающее средство. Он моментально останавливает кровотечение как при наружном, так при внутреннем приеме. Применение тысячелистника показано в любом возрасте, даже при таких тяжелых заболеваниях, как стадии и гемостаз ДВС-синдрома, при опасном осложнении сепсиса.

Беспокойный сон

Если ребенок во сне плачет или часто просыпается, укрепить нервную систему и успокоить помогут ванны из мелиссы, лаванды, жасмина, герани, липового цвета, розмарина, лепестков роз, листьев малины. Ванну принимать 10-15 минут, с температурой воды 36-37 градусов. Противопоказаний почти нет, приминение допустимо с рождения. В качестве настоя помагает ромашка. 1 десертную ложку ромашки аптечной нужно залить стаканом кипятка и дать настояться. Затем процедите и давайте ребенку по 1ой чайной ложке до 5-6 раз в день. Так же можно попробовать положить у головки ребенка корень валерианны, завернутый в ткань или марлю.

Колики

При коликах хорошо помагает ванна с отваром лаванды. В качестве чая незаменимыми помошниками являются фенхель и укроп. Заваривать нужно с пропорцией 1 чайная ложка на стакан воды. Давать малышу такой чаек рекомендуется 3-4 раза в день. Укроп так же поможет и при икоте.

Диатез

Самый хороший способ избавить ребенка от диатеза - ванна с отваром череды. Рекомендуемая доза для малыша - 1/4 столовой ложки череды на 1л кипятка. Настаивать нужно несколько часов. В ванночку потребуется 200-300г сырья. При небольших высыпах на определенных участках кожи можно делать компресики из отвара.

Чтобы устранить зуд

Сок подорожника и каланхоэ смешать в соотношении 2:3 и протирать пораженные участки.
Запор

Самым лучшим способом от запора является клизма с отваром ромашки. 6-8 столовых ложок ромашки нужно залить 200мл горячей кипяченой воды и нагревать на водяной бане в течении 15-20 минут. Затем отвар нужно охладить до комнатной температуры и процедить. Детям 1 до 6мес достаточно 30-60мл отвара, от 6мес до 2лет 70-100мл. После процедуры ребенок почувствует себя на много лучше.

Температура

Помогут компрессы с настоями из листьев брусники, малины, одуванчика, цветков мать-и-мачехи. Компресы ставятся на лоб или на пятки.

Насморк

Закакпывайте в нос ребенка по 1-2 капельки свежего сока каланхоэ 2-3 раза в день. Если малыш только начинает сопливить и чихать, хорошо помогут ножные или общие ванны с настоем из эвкалипта или хвоей.

Фитотерапия для укрепления иммунитета ребенка

Фитотерапия для укрепления иммунитета ребенка.

Пользуйтесь возможностью провести ребенку курс кислородных коктейлей с настоями трав. Обычно в поликлиниках, санаториях и фитобарах бывают аппараты для получения кислородной пенки, к ней только надо добавить настои трав (подорожник, зверобой, ромашка). Применять кислородную пенку лучше за 30 минут до еды. Продолжительность курса — до трех недель. Желательно провести два курса в год.


Никогда не используйте иммуностимулирующие препараты (интерферон, виферон, тимоген, тималин, тактивин и др.) без назначения врача и предварительного иммунологического обследования ребенка.
Несмотря на то, что в аннотации к препарату перечислены заболевания, при которых следует его применять, этого явно недостаточно для его назначения. Иммунная система организма — очень сложно организованная система, и только врач-иммунолог, обладающий клиническим опытом, с помощью специальных методов обследования может решить этот вопрос. Обычно врач назначает иммунологическое исследование крови (иммунограмму), которое помогает установить дефектное звено, после чего назначает лечение. В противном случае можно легко усилить нарушение баланса в иммунной системе и ухудшить состояние ребенка.
Детям с ослабленной иммунной системой показаны курсы фитотерапии сборами трав, направленные на гармоничное восстановление «регуляторного треугольника»: иммунная-нервная-эндокринная системы. Их действие на иммунные процессы развивается медленно, после 1-2-месячного курса, и мягко, они не вызывают побочных эффектов. Сборы должен составлять врач-фитотерапевт с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в том числе исследования иммунограммы.
Если же иммунограмма не сделана или установить тип нарушения функционирования иммунной системы не удалось, то можно применять растительные адаптогены в виде отваров, настоев или готовых аптечных препаратов. Никогда не покупайте травы и сборы трав с рук. Поиск лекарств в аптеках обязательно поможет найти нужный растительный препарат.

Растительные адаптогены оказывают неспецифическое, общеукрепляющее действие на организм. К таким растениям относятся солодка, девясил, каланхоэ, алоэ, арника, эхинацея.


Прекрасным общеукрепляющим действием обладают препараты женьшеня, элеутерококка, аралии, но они и, в еще большей степени, препараты лимонника, родиолы розовой и других растений этой группы обладают тонизирующим действием, и детям с повышенной возбудимостью их можно давать только по назначению врача.
Дозировка любых адаптогенных препаратов зависит от формы их выпуска (фитосборы, таблетированные экстракты, сиропы, спиртовые экстракты) и от возраста ребенка.

Для повышения сопротивляемости организма рекомендуются следующие сборы трав, которые надо принимать 2-3 раза в день в течение 1 месяца. В приведенных ниже рецептах количество ингредиентов указано в весовых частях.


Сбор 1

Девясил - 1, бузина - 2, малина (листья) - 4, солодка - (корень) - 1.

1 чайную ложку сбора довести до кипения в 150 мл воды, варить 1 минуту, остудить, отвар выпить теплым натощак.
Сбор 2

Аир - 1, душица - 2, калина (лист) - 4, мать-и-мачеха -2, малина (лист) - 4.

4 столовые ложки сбора заварить в виде чая в 0,5 л кипятка. Остудить, процедить,- выпить в 2-3 приема.
Для укрепления защитных сил организма рекомендуется прием смеси 1 части сока алоэ с 2 частями меда. Принимать по 1 столовой ложке смеси 3-4 раза в день в течение недели. Очень полезно вместо чая пить настой шиповника. Готовить его просто — 100 г ягод заварить в термосе 1 л кипятка и настоять 6-8 часов.
Ингаляции эфирных масел: гвоздичного, анисового, гераниевого, лавандового, кориандрового, пихтового, розмаринового — стимулируют выработку слизистыми оболочками лизоцима — вещества, обладающего бактерицидным действием.
Для местного использования (промывания носоглотки, закапывания в носовые ходы) с успехом применяется масло чайного дерева. Рекомендуемая концентрация — 2 капли па 100 мл очищенной воды.

ФИТОТЕРАПИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ.

Состояние здоровья детей и молодежи - показатель здоровья нации, одна из характеристик социально - экономического, духовно - нравственного, научного и культурного развития общества. К сожалению, Россия относится к числу стран, где за последние десятилетия наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. По сравнению с недавним прошлым, неизмеримо возрастает ответственность общественности, педагогов, родителей за здоровую жизнь и счастливую судьбу каждого ребенка.

В настоящее время ведутся актуальные исследования, направленные на системное построение физического воспитания дошкольников, повышение оздоровительного воздействия занятий физической культурой, разработку здоровьесберегающих технологий.

Сегодня для поддержания и укрепления здоровья применяются различные способы: традиционная лекарственная терапия, гомеопатия, биологически активные добавки к пище и многое другое. Однако самым древним и проверенным временем способом остается фитотерапия. Что же означает этот термин? Использование фитотерапии как одного из направлений здоровьесбережения в ДОУ является актуальным, т.к. преимущества фитотерапии перед применением химиопрепаратов - в более лёгком воздействии на организм. Уникальным является так же комплексность действия лекарственных растений за счёт содержания в них биологически активных и сопутствующих веществ.

Фитотерапия — это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. отмечают исследователи в данной области З.С. Макарова, Л.Г. Голубева.

Фитолечение сопутствовало людям с древнейших времен, поскольку именно части растений служили первой пищей для человека. Испытывая на себе действие различных растений, наблюдая за тем, как излечиваются животные, поедая различные травы, человечество накапливало бесценный опыт фитотерапии и передавало его из поколения в поколение. С появлением письменности различные рецепты лечения травами закреплялись в рукописном наследии, и дошли до наших дней в египетских папирусах, древнеиндийских и китайских трактатах, берестяных грамотах Древней Руси.

В профилактической педиатрии лекарственным растениям отводится важная роль в связи с их мягким действием, возможностью длительного применения, отсутствием привыкания и побочных эффектов, широким спектром рабочих концентраций. Они усваиваются гораздо лучше, чем витамины выделенные синтетическим путём.

Фитотерапию как здоровьесберегающее направление можно применять в

ДОУ. Фитотерапия может проводиться всем детям дошкольного учреждения, начиная с трехлетнего возраста без специальных ограничений. Детям более младшего возраста фитотерапия проводится по индивидуальным медицинским показаниям отмечают исследователи в данной области З.С. Макарова, Л.Г. Голубева, и др.

Лекарственные растения могут вводиться различными способами:

—внутрь — в виде настоев, отваров отдельных растений, сборов, подбираемых индивидуально для каждого конкретного ребенка, фиточаев, кислородных коктейлей;

—наружно (местная фитотерапия) — орошения, пульверизация, промывания, полоскания, смазывания;

—ингаляционно — тепло-влажные, ультразвуковые ингаляции, арома- аэрофитотерапия;

в виде ванн — бальнеофитотерапия.

Мною, совместно со старшей медсестрой была разработана методика применения фитотерапии, и предложен примерный план оздоровительных мероприятий, рекомендуемый для использования в ДОУ при оздоровлении и реабилитации часто болеющих детей, куда входила схема применения фитотерапии в ДОУ с использованием различных способов введения лекарственных растений. Были подобраны консультации, рекомендации, советы для воспитателей и родителей, конспекты занятий и развлечения для детей, которые содержали интересную и познавательную информацию по фитотерапии:

• рекомендации воспитателям «Ассортимент фитобара»;

• конспект педагогического совета на тему «Обеспечение восхождения дошкольника к культуре здоровья через совершенствование здоровьесберегающей среды детского сада»;

• консультации для родителей «Общие сведения о лекарственных растениях»; «Лекарственные растения в быту»; «Живая аптека».

• конспекты познавательных занятий для детей:

Путешествие в мир лекарственных растений, Лекарственные растения, Растения которые нас лечат.

Проведение оздоровления с использованием фитотерапии целесообразно осуществлять в периоды, являющиеся критическими для формирования и прогрессирования отклонений в состоянии здоровья детей. К ним относятся:

• адаптация к дошкольному учреждению;

• период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом;

• период реконвалесценции после перенесенных острых заболеваний.

Фитореабилитацию необходимо включать также в курсы против рецидивного лечения часто болеющих детей, проводимого 2—3 раза в год.

Местная фитотерапия проводится в виде орошений, пульверизации (с помощью ирригатора или распылителя жидких лекарственных средств), полосканий, смазываний, промываний (ирригационная терапия носоглотки)

В этом случае используются лекарственные растения, сборы трав, обладающие противовоспалительными, бактерицидными, мягчительными, дубящими свойствами, способствующие эпителизации тканей (цветки ромашки аптечной, календулы, липы; трава зверобоя, душицы; листья шалфея, эвкалипта, мяты перечной и т. д.).

Методика приготовления: 1 ст. ложку лекарственного сырья заливают 1 стаканом кипятка. Настаивают в термосе или при комнатной температуре 30 мин, процеживают. При длительном использовании рекомендуется менять травы не реже, чем 1 раз в 10 дней.

Ингаляционное использование лекарственных растений осуществляется в виде тепло-влажных (с настоями, отварами трав), ультразвуковых (с настойками трав) ингаляций, арома-аэрофитотерапии (с эфирными маслами растений). Используются лекарственные растения, сборы трав, обладающие отхаркивающими, противовоспалительными, бактерицидными, мягчительными, регенерирующими свойствами (листья мать-и-мачехи, подорожника большого, корень алтея, солодки голой, трава душицы, чабреца, тимьяна, зверобоя, цветки ромашки аптечной, календулы, почки сосны, плоды фенхеля, аниса, грудной сбор № 1, № 2 и др.).

Методика приготовления настоев и отваров для тепло-влажных ингаляций та же. Ультразвуковые ингаляции готовятся с настойками трав (цветки календулы, листья шалфея, эвкалипта, трава зверобоя и т. д.) из расчета 18—20 капель настойки на 180 мл дистиллированной воды.

Использование лекарственных растений для внутреннего применения.

Часто болеющим детям целесообразно назначать лекарственные растения, обладающие следующими свойствами:

Иммуномодулирующими: —фитоадаптогены — корень и корневища элеутерококка, корень аралии, родиолы розовой;

—растения, содержащие природные полисахариды — корень алтея, лен,

ламинария, листья подорожника, мать-и-мачехи и т. д.; —растения, содержащие антоцианы (природные индукторы интерферона) — плоды аронии черноплодной, черной смородины, черники; трава зверобоя, фиалки трехцветной и т. д.;

- растения, содержащие инулин (корень лопуха, девясила и т. д.), комплекс флавоноидов и витамина Р (кожура лимона, трава гречихи), дубильные вещества, катехины.

Основными лекарственными формами при использовании растений являются настои и отвары, которые обычно готовятся в соотношении 1:10 (1 весовая часть растительного сырья и 10 весовых частей воды).

Настои готовят из хрупкого сырья (листья, цветки, трава, корень валерианы). Для приготовления настоев лекарственное сырье заливают теплой кипяченой водой в нужном соотношении, закрывают крышкой и ставят на кипящую водяную баню на 15 мин, затем настаивают при комнатной температуре в течение 30 мин., отжимают, фильтруют. Полученный настой доводят до первоначального объема и хранят в холодильнике не более двух суток.

Отвары готовят из грубого растительного сырья (плоды, кора, подземные части), исключение составляют кожистые листья брусники и толокнянки. Для приготовления отваров лекарственное сырье заливают теплой кипяченой водой в нужном соотношении, нагревают под крышкой на кипящей водяной бане в течение 30 мин. Настаивают при комнатной температуре 15 мин, отжимают, фильтруют, доводят до первоначального объема и хранят в холодильнике не более двух суток.

В нашем детском саду из лекарственных растений мы используем приготовление фиточаев (фитококтейлей).

Методика приготовления фиточаев (фитококтейлей этот способ более удобный и быстрый, хотя в этом случае биологически активные вещества извлекаются не полностью): 1 ст. ложку лекарственного сырья или сбора заливают 1 стаканом кипятка. Настаивают в термосе 30 мин, отжимают, фильтруют. Используют сразу же, не оставляя на хранение, за 15—20 мин до еды. Продолжительность курса 1—1,5 мес.

При использовании лекарственных растений для детей следует придерживаться правила, чтобы фитопродукция была приятна по своим вкусовым качествам и не вызывала у ребенка негативной реакции. Для этого применяются вкусовые добавки в виде сахара, меда (при отсутствии непереносимости), сиропа шиповника, сиропа алтейного корня, варенья.

Система комплексной фитореабилитации разработанная нами способствует повышению интереса к проблеме фитотерапии, как одного из наиболее важных направлений здоровьесберегающих технологий и решает проблему реабилитации и оздоровления часто болеющих детей.

Таким образом, используя фитотерапию как одно из важнейших направлений здоровьесберегающих технологий в ДОУ, мы создаём условия для повышения качества здоровья и развития детей, активного их включения в социум, формирования основ здорового образа жизни.


ФИТОТЕРАПИЯ

В современной клинике внутренних болезней происходят сложные процессы переоценки способов лечения. По почти единодушному мнению клиницистов, лечение больных в настоящее время значительно усложнилось и лечить стало труднее. Терапия приобретает зачастую опасный характер за счет учащающихся побочных эффектов лекарств, развития непереносимости к ним, проявлений лекарственной болезни. В связи с этим справедливо предлагается развивать иные, немедикаментозные, методы лечения. Одно из первых мест в их ряду по праву может занять фитотерапия. Фитотерапия — это лечение лекарственными растениями.

В качестве лекарственных растений в мире используется около 23 000 видов растений, что составляет примерно 7% мировой флоры. Широта использования лекарственных видов и степень их изученности различны. Действующие начала у большинства растений, применяемых в народной и традиционной медицине, неизвестны, фармакодинамические свойства не изучены и их применение основывается на эмпирическом опыте. Количество лекарственных растений, введенных в научную медицину, значительно меньше. Всего, с учетом лекарственных растений, перерабатываемых на заводах для получения индивидуальных веществ или очищенных препаратов и не поступающих в аптеки в виде сырья, официально используется более 200 лекарственных растений. Подавляющее большинство лекарственных растений отечественной медицины произрастает или культивируется на территории СНГ.

С позиции фитотерапии все многообразие веществ в лекарственном растении условно можно разделить на три группы: действующие, сопутствующие (полезные и вредные) и балластные вещества. Роль одних и тех же веществ во многих случаях оказывается неоднозначной, но такое деление позволяет удобно классифицировать растения по их главному фармакологическому эффекту одновременно с учетом их терапевтического действия.

Под действующими веществами подразумеваются компоненты, обладающие высокой фармакологической активностью, определяющей терапевтический эффект растения или препаратов из него. Сопутствующие вещества также в той или иной мере фармакологически активны, но их действие не определяет основной терапевтический эффект. Однако сопутствующие вещества могут существенно влиять на активность действующих веществ, потенцируя или ингибируя их фармакологический эффект. Балластные вещества в целом мало активны, но их наличие должно учитываться при приготовлении, хранении и применении лекарственных форм из растений. Не исключено, что именно с балластными веществами связан определенный терапевтический эффект настоев и отваров из растений.

Многообразие веществ в растении и сложная система связей между ними определяет наиболее существенную особенность фитотерапии, а именно: ее поливалентность, ибо, несмотря на наиболее выраженный фармакологический эффект так называемых «действующих веществ», общий терапевтический эффект в конечном итоге складывается из суммы множественных воздействий всех веществ растения на органы и функциональные системы организма.

Вещества растений принципиально более родственны человеческому организму по своей природе, нежели синтетические препараты. Отсюда значительно большая их биодоступность и сравнительно редкие случаи непереносимости, проявления лекарственной болезни. В этом состоит еще одна важная особенность фитотерапии. Фитотерапия может рассматриваться более «объемной» и более «щадящей», чем медикаментозное лечение. Одновременно следует отметить более медленное наступление видимого положительного эффекта, часто его большую стойкость и относительную редкость побочных эффектов. Соответственно и вся продолжительность лечения лекарственными растениями — процесс относительно более длительный, чем при медикаментозном лечении.

Лекарственные растения чрезвычайно богаты по химическому составу. В их состав входят алкалоиды, ферменты, витамины, микроэлементы. Грамотное применение лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии расширяет возможности в профилактике ОРВИ и ОРЗ.


Часто болеющим детям полезно лечение так называемыми адаптогенными, или биологическими, стимуляторами растительного происхождения. Элеутерококк, аралия, лимонник, женьшень, заманиха повышают образование в организме энергетических соединений, нормализуют изменённые функции организма. Их действие проявляется улучшением самочувствия, увеличением жизненной ёмкости лёгких, улучшением аппетита и сна.
Наиболее эффективным средством при лечении различных заболеваний дыхательной системы является солодка  голая. Корень солодки обладает противовоспалительным и откашливающим эффектами. Кроме того, солодка оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие на организм.
Усиливают обмен веществ, регенерацию тканей, сопротивляемость организма алоэ, виноград, крыжовник.


Эвкалипт, ромашка, календула, алоэ, тысячелистник, полынь, сосна, пихта, шалфей, мать-и-мачеха 
оказывают антибактериальное, противовирусное средство.
Откашливающее действие выражено у мать-и-мачехи, алтея, аниса, мяты, тимьяна, солодки, одуванчика..

Брусника – легкое мочегонное и гипотензивное средство;


Крапива - желудочное, поливитаминное средство, улучшает обмен в-в, оказывает положительный эффект при анемиях;
Шиповник- восстанавливает энергетический статус клеток детского организма ,положительно влияет на обмен веществ, богат витамином С
Рябина – поливитаминное средство, обладает адаптогенными свойствами;
Черника – нормализует обмен веществ, деятельность желудочно-кишечного тракта, оказывает положительное влияние на органы зрения;
Малина – потогонное, бактерицидное, противовоспалительное средство;
Боярышник – успокаивающее средство, улучшает работу сердца.
Эффективно проведение ингаляций с лекарственными травами. Ингаляции делают 2 раза в день, всего проводится 10-12 ингаляций по 3-5 минут каждая. Горячий пар вдыхают то через рот, то через нос. 

Как применяют лекарственные растения для оздоровления детей?

Лекарственные растения применяют и в свежем виде, и в виде порошка из высушенных и измельченных растений или вытяжки из растений, подвергая их несложной обработке с сохранением  природного комплекса полезных веществ.

Лекарственные растения используют  для приготовления настоев, отваров, настоек, вытяжек или сгущенных вытяжек, т.е. экстрактов.

При лечении методами фитотерапии сроки и методики проведения лечения определяются врачом. При хронических заболеваниях фитотерапевтические курсы могут и должны проводиться по специально разработанной врачом программе. Такие курсы обязательны при угрозе возникновения обострений болезни.



В профилактически целях фитотерапия остается с детьми ежедневно. Судите сами, дети с удовольствием пьют соки, чаи, отвары, компоты и кисели – ведь они очень вкусные. Даже ягоды, добавленные в пищу, тоже являются одним из элементов профилактической фитотерапии. В этих случаях меню и дозировку согласовывают с фитотерапевтом.

Применяя лекарственные растения для оздоровления детей надо проявлять осторожность. Почему?  Потому что непереносимость ребенком той или иной лекарственной травы и ли лекарственного сбора узнать заранее  практически  невозможно.
Каталог: storage -> files -> methodologicals -> 4921
methodologicals -> С родителями воспитанников доу, находящихся на учете соп и «группы риска» на 2015-16 уч г
methodologicals -> Гимнастика для глаз
methodologicals -> Камаева Наталья Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории
methodologicals -> Детское «хочу» и родительская снисходительность
methodologicals -> Консультация для родителей Аллергия у детей. Особенности заболевания
methodologicals -> Советы родителям часто болеющих детей
methodologicals -> Конкурс проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов «Юный исследователь» моу
methodologicals -> Конспект занятия на экологической тропе с детьми старшего возраста «Мир лекарственных растений»
methodologicals -> Гемофильная инфекция тип b (Haemophilus influenzae type b)

Скачать 180.94 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница