Урок – повторение «Царство бактерий, грибов, растений».
Каждому учащемуся для деления на команды раздать картинки с водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми.
-
На доске картинки бактерий, грибов, водорослей, мхов, папоротников голосеменных и цветковых в хаотичном порядке. Учащимся надо расположить их в хронологическом порядке. Назвать представленные царства и отделы растений.
-
“Пятый лишний”(записаны на доске)
Учащиеся должны исключить из цепочки предложенных слов лишнее, объяснив, почему.
-
Лисички, подосиновик, груздь, сыроежка, рыжик. (Подосиновик, так как является трубчатым грибом, остальные пластинчатые)
-
Береза, огурец, тюльпан, томат, горох. (Береза – это дерево, остальные – травы)
-
Хвощ полевой, плаун булавовидный, кукушкин лён, папоротник, шиповник. (Шиповник– это семенное растение, остальные относятся к споровым)
-
Соотнести термины с группами представленных растений (учащиеся подписывают на доске под картинками).
Термины: прокариоты, споры, ризоиды, мицелий, крахмал, семена, цветок, гифы, плод, жгутики, вайи, слоевище, корень, стебель, лист, соцветия, хроматофор.
-
Беседа по карточке
-
Заполнение в тетради обобщающей таблицы:
Сравнение строения растений основных групп
Отделы растений
|
Органы растения
|
корень
|
стебель
|
лист
|
цветок
|
плод
|
семя
|
1.Водоросли
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.Мхи
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
3.Папороткообразные
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
4.Голосеменные
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
5.Покрытосеменные
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Беседа по таблице:
1.Укажите цифру, обозначающую низшие растения. (1)
2.Какими цифрами обозначены высшие растения? (2-5)
3.Выберите цифры растений, размножающихся спорами. (1-3)
4.Какие растения размножаются семенами? (4,5)
5.Почему голосеменные растения так называются? (Их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек)
6.Объясните смысл второго названия цветковых растений. (У покрытосеменных семена развиваются внутри плода, т.е. они защищены (покрыты))
7.Почему покрытосеменные растения заняли господствующее положение на нашей планете? (Они имеют наиболее высокую организацию и лучше приспособлены к условиям окружающей среды)
Задания по командам.
-
Работа с гербариями. Отгадать загадку, найти среди гербариев нужное растение, ответить на вопросы.
-
Загадка: Зеленая порода, хранит запасы йода? (Морские водоросли).
-
Почему водоросли относят к растениям?
-
Почему эта группа растений получила такое название?
-
Где кроме водоемов можно встретить водоросли?
2) Загадка:
Лесной лен, не хвален
Никого он не одел,
Синим глазом, не глядел
И коробочка без семени
Он совсем иного племени.
- Что это за лен? (Зеленый мох - Кукушкин лен)
- К какому отделу, относится это растение?
-
Где можно встретить моховидных?
2. Назовите представителей этого отдела?
3. На какие две группы делятся мхи?
3) Загадка:
Волшебная птица под небом гнездится,
С зеленым пером, с широким вайи крылом
А вместо малого птенца, сидит улитка в три кольца. (Папоротник)
-
Могут ли папоротники быть деревьями?
-
В каком месяце цветет папоротник?
-
Почему папоротники относятся к высшим споровым растениям?
-
. Назовите органы, имеющиеся у папоротников?
4) Загадка: Зимой и летом , одним цветом. (Ель)
- К какому отделу, относится это растение?
1. Каковы признаки голосеменных?
2. Какой из этих признаков говорит об усложнении и более прогрессивном развитии голосеменных, позволяя при размножении не зависеть от воды?
3. Какие классы входят в отдел голосеменные?
-
Интеллектуальная разминка
Командам задаются вопросы на знание отделов растений, какая из команд будет отвечать быстрее, та будет получать баллы (жетоны).
1. Император Клавдий, французский король Карл четвертый, папа римский Климент седьмой. Что объединяет всех этих людей? (Их отравили грибами)
2. Что такое ягель? (Олений мох)
3. Круглая форма бактерий. (Кокки)
4. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов. (Паразиты)
1. Для представителей этого отдела характерно наличие цветка и плода. (Покрытосеменные)
2. Какая группа растений участвует в образовании болот, создании торфа. (Мхи)
3. С помощью чего передвигаются 1-клеточные водоросли (жгутиков).
4. Как называются листья папоротника (вайи).
5. Какими свойствами обладает мох сфагнум (бактерицидными).
6. С помощью чего прикрепляются многоклеточные водоросли к субстрату (с помощью ризоидов).
7. Растения отдела покрытосеменные делятся на 2 класса. (Однодольные и Двудольные)
8. для представителей этого отдела характерно двойное оплодотворение. Покрытосеменные)
11. Зачем одноклеточным водорослям светочувствительный глазок? ( чтобы двигаться к свету)
13. Какие растения называют древние ископаемые. (Папоротники)
14. Представитель этого отдела Кукушкин лён. (Мхи)
15. Почему растения имеют зелёную окраску? ( хлорофилл)
16. Второе название покрытосеменных растений? (Цветковые)
17. К какому отделу растений относится Щитовник мужской (папоротники).
21. Что такое спорофит? (Орган, в котором созревают споры)
23. Как питаются водоросли? (На свету как растения, в темноте как животные)
25. Где можно встретить мхи, плауны, хвощи в природе? (Во влажных тенистых местах)
26. Взаимовыгодное существование организмов. (Симбиоз)
Какой гриб поражает картофель? (Фитофтора)
8. Почему лишайники “называют” пионерами растительного мира? (Подготавливают почву для поселения растений)
9. На корнях каких растений развиваются клубеньковые бактерии? (Семейство бобовые)
10. Что образует симбиоз между грибом и водорослью? (Лишайник)
14. Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)
15. Какие бактерии вызывают квашение капусты? (Молочно-кислые)
16. Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовик)
Конкурс “Систематика”.
Каждая команда должна определить к какому отделу относится название данного растения и выписать своё..
-
Кукушкин лен. (Мхи)
-
Щитовник мужской (Папоротник)
-
Хламидомонада. (Водоросли)
-
Шиповник (цветковые)
-
Кедр. (Голосеменные)
-
Лиственница. (Голосеменные)
-
Хлорелла. (Водоросли)
-
Сфагнум. (Мох)
-
Гинкго. (Голосеменные)
-
Ольха (цветковые)
-
Можжевельник. (Голосеменные)
-
Спирогира. (Водоросли)
-
Маршанция. (Мхи)
-
Орляк. (Папоротники)
-
Фиалка (цветковые)
-
Вельвичия ( Голосеменные)
-
Ягель. (Мхи)
Найти и исправить ошибки в систематике растений
Карточка №1
|
Карточка №2
|
Царство: Растения
|
Царство: Растения
|
Отдел: Водоросли
|
Отдел: Голосеменные
|
Класс: Двудольные
|
Класс: Двудольные
|
Семейство: Сложноцветные
|
Семейство: Лилейные
|
Род: Ромашка
|
Род: Лук посевной
|
Вид: Ромашка пахучая
|
Вид: Лук
|
Карточка №3
|
Карточка №4
|
Царство: Растения
|
Царство: Растения
|
Отдел: Покрытосеменные
|
Отдел: Папоротниковидные
|
Класс: Однодольные
|
Класс: Двудольные
|
Семейство: Бобовые
|
Семейство: Розоцветные
|
Род: клевер луговой
|
Род: редька
|
Вид: клевер
|
Вид: редька дикая
|
Карточка №5
|
|
Царство: Растения
|
|
Отдел: Цветковые
|
|
Класс: Двудольные
|
|
Семейство: Злаковые
|
|
Род: яблоня домашняя
|
|
Вид: яблоня
|
|
Конкурс “Какие утверждения верны?” (Cлайд)
-
Бактериальные клетки имеют ядро.(-)
-
Микология– наука о грибах.(+)
-
Тело водоросли разделено на вегетативные органы.(-)
-
Гаметофит – это половое поколение растений.(+)
-
Грибы – это растения, лишенные хлорофилла.(-)
-
Процесс оплодотворения у голосеменных, как и мхов, возможно только в присутствии воды. (-)
-
Голосеменные растения не имеют цветка и плода.(-)
-
Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в семени.(+)
-
Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение.(+)
-
Все мхи имеют корень.(-)
Поделитесь с Вашими друзьями: |