Урок биологии в 7 классе с использованием ИКТ.
( с использованием ЦОРа «Биология 6-9» )
Биология- главным образом экспериментальная наука. Основные теоретические построения и законы в биологии до последнего времени базировались преимущественно на наблюдениях за природой и экспериментальных исследованиях.
Широкое распространение компьютеров дает возможность на их основе осуществлять математическое моделирование различных биологических явлений и процессов, использование анимации.
Сейчас существует большое количество дисков по природоведению, по биологии ,по экологии. Планируя занятия на учебный год , необходимо продумать , какие из уроков нужно провести в компьютерном классе Проведение таких уроков требует тщательно продуманного плана работы с ЦОРами .
Для максимальной эффективности урока необходимо заранее ознакомить уч-ся со структурой урока и последовательностью выполнения заданий ; заранее распечатать и в начале урока раздать учащимся вопросы и задания к моделям. При составлении урока надо учесть , что надо подвести итог урока.
На уроке можно использовать тесты как фронтальные , так и индивидуальные. При объяснении можно использовать готовые презентации из ЦОРов (Биология 6-9) или составить свою - на основе ЦОРов, а также из других источников.
Кровеносная система. Кровь.
Задачи: Познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, составом крови, значением крови и кровообращения ; сформировать представления об эволюционном изменении
органов кровообращения, по мере усложнения организации животного; развивать умение анализировать , обобщать.
Оборудование: таблица «Схемы кровеносной системы различных позвоночных животных» ,микроскопы , микропрепарат «Кровь лягушки», презентация «Эволюция кровеносной системы» .
Опрос: Выполнение теста.
Тест «Пищеварительная система».
1.Пищеварение_ это процесс:
А)поступление веществ;
Б) измельчения, расщепления, всасывание пищи;
В) расщепление, удаление непереваренных остатков.
2. Для кищечнополосных характерно пищеварение:
А) внутриклеточное;
Б) внутриполостное;
В) наружное.
3.Пища для животного организма является источником:
А)строительного материала и энергии;
Б) простых органических веществ;
В)ферментов.
4.Ферменты- это вещества:
А)характерные для живого организма;
Б)Ускоряющие реакции;
В) обеспечивающие газообмен.
5.Впервые у кольчатых червей появляется:
А) внутриклеточное пищеварение;
Б)внутриполостное пищеварение;
В) появление отделов в пищеварительной системе.
6.Впервые появляется у рыб:
А)появляются челюсти;
Б)деление пищеварительной системы на отделы;
В) пищеварительной железы.
7.Слюнные железы впервые появляются у:
А)рыб;
Б) пресмыкающихся;
В) земноводных.
8. Что помогает измельчать пищу птицам:
А)Зубы;
Б)мускулистый желудок;
В) железистый желудок.
9.К изменениям в пищеварительной системе птиц , связанным с полетом:
А)наличие пищевода;
Б)исчезновение зубов;
В)появление зубов.
10.Особенностью пищеварительной системы млекопитающих является:
А)наличие пищеварительных желез;
Б)дифференциация зубов;
В)появление отделов пищеварительной системы.
Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы изучили с вами обмен веществ у животных.
Вспомните ,какую роль в обмене веществ играет кислород?
Каким образом может кислород попасть к отдельным органам тела животного?
Объяснение нового материала:
Тема урока : «Кровеносная система. Кровь.»
На сегодняшнем уроке нам предстоит проследить усложнение кровеносной системы у разных групп организмов, состав крови, значение крови и кровообращение. На уроке мы будем использовать презентацию , посмотрим под микроскопом эритроциты крови лягушки, поработаем с таблицей , а в конце урока вы сможете оценить свою работу на уроке . На столах у вас лежит сводная таблица « Эволюция кровеносной системы у животных» и « Состав крови», которые вам помогут вовремя урока.
Слайд'>Может ли быть кровеносная система у простейших ? У какой группы организмов впервые появляется кровеносная система?
Слайд «Дождевой червь»
Давайте посмотрим, что представляет кровеносная система у дождевого червя.
Замкнутая кровеносная система , по спинному сосуду кровь течет к головному концу, а по брюшному - к заднему за счет кольцевых сосудов передней части тела, появляются капилляры
.
Слайд «Брюхоногие моллюски»
Посмотрите на рисунок и подумайте:
В чем отличие кровеносной системы моллюсков от дождевого червя?
Выступление «Особенности кровеносной системы у двустворчатых и головоногих».(Никонова И.)
Слайд «Ракообразные»
Посмотрите на эти анимации и скажите: В чем особенность кровообращения у этих животных?(Кровеносная система не замкнутая, сердце выталкивает кровь в кровеносные сосуды, из них в полость тела.)
Слайд « Ланцетник»
Ланцетник представитель хордовых, но имеет самое простое строение, сердце у него отсутствует.
Кровеносная система позвоночных характеризуется дальнейшем усложнением.
Слайд «Рыбы»
Какие особенности кровеносной системы мы наблюдаем у этой группы?
Сердце двухкамерное ,состоит из предсердия и желудочка, от желудочка отходит крупный кровеносный сосуд-аорта. Она разветвляется на артерии, которые разветвляются на капилляры. В них происходит газообмен и превращение крови из артериальной -в венозную и наоборот. Возвращается кровь в сердце по венам.
Слайд «Основные понятия» Работа в парах.
Записать в тетради эти понятия и проговорить их друг другу.
Слайд «Земноводные»
Какой образ жизни ведут земноводные?
Какое усложнение приобрела эта группа животных?
(два круга кровообращения, трехкамерное сердце)
Слайд « Круги кровообращения)
Записать определения.
В чем сходство и отличие между кругами кровообращения?
Слайд «Пресмыкающиеся»
Посмотрите какой путь проходит кровь по телу ящерицы обратите внимание какая кровь поступает к голове .что происходит в малом и большом кругах кровообращения.
А теперь посмотрите, какое усложнение приобрели птицы и млекопитающие в процессе эволюции.
Слайд «Птицы» «Млекопитающие»
(четырехкамерное сердце, артериальная и венозная кровь не смешиваются)
Слайд «Строение сердца»
Чем объяснить усложнение сердца у разных групп позвоночных?(происходит усложнение всего организма , надо обеспечить все клетки необходимыми веществами.)
Посмотрите на таблицу и сделайте вывод :Почему происходили изменения в кровеносной системы у разных групп животных.
ВЫВОД Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.
По кровеносной системе циркулирует кровь К какой ткани относится кровь?
(соединительная ткань)
Переносит к клеткам тела кислород, вещества выделяемые железами внутренней секреции , ,питательные вещества, а выносит углекислый газ и продукты обмена.
Слайд «Состав крови»
Плазма состоит из воды и растворенных в ней солей и питательных веществ.
Эритроциты –содержат гемоглобин участвуют в переносе кислорода.
Лейкоциты- захватывают и переваривают чужеродные частицы.
Тромбоциты- обеспечивают свертывание крови.
Слайд «Форменные элементы»
Работа с микроскопом. Вспомните правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа: Микропрепарат крови лягушки.
Посмотрите форму эритроцита крови, есть ли у них ядро.
Найдите в учебнике на стр.219 ответ на вопрос: Как изменялся состав крови у животных , обитающих в разных средах.
Сообщение об особенностях крови у разных групп животных.(Петросян Ш.)
Слайд «Функции крови»
Записать в тетради функции крови.
ВЫВОД Кровь -это жидкость обеспечивающая лучшее приспособление различных групп животных к условиям среды.
Закрепление.
-Что называется венозной кровью?
-Что называется веной?
-Что такое аорта?
-Где начинается большой круг кровообращения?
-Где заканчивается малый круг кровообращения?
Дом .зад.: Составить тест, рассказ- ошибка.
Рефлексия: Что удалось на уроке.
Поделитесь с Вашими друзьями: |