Учет психофизиологических особенностей детей на уроке. Нейропсихологические приемы в помощь учителю



Дата12.09.2017
Размер98.5 Kb.

Учет психофизиологических особенностей детей на уроке. Нейропсихологические приемы в помощь учителю

Деменева Л.Р., педагог-психолог

Ермакова О.В., педагог-психолог

Интенсификация школьного обучения и неблагоприятные изменения в здоровье детей приводят к тому, что значительное количество детей, поступающих в школу, оказываются не готовыми к школьному обучению или имеют те или иные отклонения в развитии. Это проявляется как в трудностях овладения специфическими школьными навыками – письмом, чтением, счетом, так и в сложностях адаптации к новому виду деятельности в целом и новой ситуации, в которую попадает ребенок с приходом в школу.

Как известно, одной из наиболее распространенных причин школьной неуспешности является парциальное отставание в развитии высших психических функций ребенка. В связи с этим встает вопрос о методах определения школьной готовности, диагностики причин трудностей обучения с целью своевременной профилактики и коррекции отклонений в развитии. Уникальные возможности для разработки таких методов дает теория нейропсихологии - теория мозговых основ психической деятельности, созданная А.Р.Лурией. Основным понятием в данной теории является индивидуальный латеральный профиль (профиль латеральной организации) — индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии.

Индивидуальный латеральный профиль человека включает в себя функциональную асимметрию полушарий головного мозга, моторную (рук, ног, лица, тела) и сенсорную (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) асимметрию.

Функциональная асимметрия мозга — это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов.

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными, однако, по мере развития ребенка, происходит усложнение механизмов межполушарного взаимодействия. Созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Известно, что до 7—9 лет ребенок является существом правополушарным. Действительно, для маленьких детей характерна не-произвольность, малая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет непосредственный, образный характер.

Выделяют три основных типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный.

Результаты исследований влияния индивидуального латерального профиля на успешность обучения подтверждают, что наиболее успешными учащимися в современной системе образования являются дети с перекрестным латеральным профилем, особенно учащиеся с ведущим левым полушарием, правыми рукой, ногой, ухом и глазом. Самыми неуспешными в обучении являются дети с односторонним латеральным профилем, особенно с правосторонним (правые полушарие, рука, нога, ухо и глаз).

Каждый из типов имеет свои особенности познавательной деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса. Для дифференцированного подхода к учебной деятельности необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, интеллекта, деятельности, речи, эмоций, памяти и мышления.

Восприятие. Восприятие правополушарных детей является целостным, а левополушарных — дискретным (по частям).

Все современное образование строится на основе анализа, что подходит для левополушарных учащихся, которые составляют наименьшую по численности группу класса. В школе господствует анализ литературных произведений, анализ слова и предложения, анализ исторических событий. Кроме того, лекционный тип урока идеально подходит для левополушарных учащихся.

Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами (зрительное восприятие) или кинестетиками (обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие), левополушарные учащиеся — аудиалами (слуховое восприятие). Для правополушарных визуалов вся информация должна быть представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов.

Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на протекание у них познавательных процессов.



Переработка информации правополушарными учащимися происходит мгновенно, спонтанно и в хаосе. Про таких детей говорят: «торопыжка». Левополушарным «тугодумам» необходимо время для того, чтобы обработать информацию последовательно и линейно. Они не могут работать в режиме «вопрос — ответ».

Интеллект. При современной организации обучения акцентируются механизмы левого полушария при одновременном ослаблении вовлеченности правого полушария. Это приводит к тому, что учащиеся могут только грамотно воспроизводить выученный материал, но оказываются беспомощными в практическом применении знаний. Современное образование все больше становится теоретическим, а не практическим. Востребованным оказывается логический компонент мышления. Теоретический подход в обучении идеально подходит левополушарным детям с вербальным и теоретическим интеллектом. У правополушарных учащихся интеллект практический и невербальный.

Деятельность. Анализируя деятельность учащихся, можно отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела и ритма, высокой координацией движений.

Левополушарные дети обладают чувством времени, не скоординированы, но мышечно выносливы.



Речь. Учащиеся с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Действия, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться такими учащимися плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов, возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик импульсивен.

Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Однако их точность в употреблении слов и применении правил обычно выше, чем у их правополушарных одноклассников. Левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.



Память. Правополушарный ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Визуализация информации — основной ключ к академическому успеху в обучении. Это важная задача начальной школы.

Известно, что визуальная и кинестетическая память правополушарных учащихся являются основой врожденной грамотности: «глаза и пальцы сами знают, как надо написать слово». Однако в школе обучение грамотности правополушарных детей строится на аналитическом подходе, не свойственном этой группе учащихся, в результате врожденная грамотность разрушается.

Левополушарный ученик с аудиальной памятью использует свой мозг в качестве магнитофона. Получив вопрос, он как бы выбирает кассету с ответом и прокручивает всю информацию, пока не получит ответ. Учителя обычно склонны учить аудиально, а экзаменовать визуально и в другой последовательности. Ученик, запомнивший информацию аудиально, вынужден транслировать ее в другую модальность.

Следует учитывать, что память правополушарных учащихся является непроизвольной, поэтому они не могут запоминать усилием воли. Запоминание информации должно проходить в игре, в мозговом штурме, практической деятельности. Произвольная память левополушарных детей допускает зазубривание и многократное повторение материала, что обычно практикуется в школах.



Мышление правополушарных детей является наглядно-образным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трехмерным (пространственным). Левополушарное мышление считается абстрактно-логическим, прогнозируемым, рациональным и двумерным (на плоскости).

Учителям при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий. Например, помнить, что соотношение между активностью правого и левого полушария различно при восприятии художественных и технических текстов, хотя в обоих случаях человек имеет дело со словесными конструкциями: при чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое. Достоверно установлено, что чтение задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы, а правое находит значение декодируемой информации. Левополушарные люди оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать дискретный подход (от части к целому). Правополушарные обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами.

В классах с преобладанием правополушарного типа мышления, вне зависимости от учебных предпочтений учителя или направленности учебных материалов, большинство с готовностью превращают любой вид деятельности в деятельность синтетическую. В этом случае левополушарные дети попадают в группу риска. Напротив, в классах с преобладанием левополушарных учащихся дети правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях, особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный характер.

В обычной массовой школе легче учиться детям с низкой функциональной асимметрией полушарий (равнополушарные), то есть тем, которые при обучении знаковым системам способны использовать не только левополушарные, но и правополушарные стратегии.

Таким образом, учащиеся как правополушарные так и левополушарные испытывают чрезмерные нагрузки в процессе обучения, вызывающие состояние нервно-психического напряжения у детей. Вследствие этого, помимо построения учебного процесса, учитывающего в той или иной степени особенности как левополушарных, так и правополушарных детей, учителю необходимо применять приемы психологической разгрузки учащихся на уроке.
Методические рекомендации

по организации урока, проведению физкультминутки
1 этапом для создания комфортной обстановки является рассадка детей в классе с учетом их психофизиологических особенностей.

Для левополушар­ных детей местом, учитывающим их особенности восприятия является первый ряд. Они чувствуют себя комфортно в тишине. При посторонних шумах в классе они могут не усвоить информацию. В клас­се их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно третий ряд).

Визуалов следует посадить на первые парты, а кинестетиков — на последние. Для активизации умственной деятель­ности кинестетиков во время урока желательны движения. Например, они могут мять пальцами пластилин или глину, перебирать четки или шарики, массажировать пальцы и др. Правополушарные визуалы подвержены влиянию осве­щения рабочего места, кинестетики — его удобству.

Чтобы учесть психофизиологические особенности каждо­го ученика, важно определить место за партой в классе каж­дого ребенка. Это обеспечит продуктивное восприятие, пре­дупредит возникновение невроза, стресса и снимет неосознаваемую реакцию защиты от новой информации.






Классная доска




1-й ряд

Левополушарные аудиалы

2-й ряд

Равнополушарные

визуалы, аудиалы, кинестетики



3-й ряд

Правополушарные

визуалы, кинестетики




2 этап - это характер подачи учебного материала. В современной школе учитель должен обла­дать гибким стилем преподавания, включающим множе­ство поведенческих реакций, воздействующих на зритель­ную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, ме­няя тон голоса и модальность употребляемых слов, вы­ражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и лич­ностного контакта с каждым учеником.

Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности. Учитель и ученики неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модаль­ностей.

Использование же одной общей модальности спо­собно обеспечить доверительные отношения автоматичес­ки, на подсознательном уровне. Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика.

Визуалу необходимо раз­решить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Кинестетика нельзя заставлять сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идет более прочное запоминание материала. Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе вы­полнения сложного задания издает звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

Замечания ученикам также необходимо делать на их языке: визуалу — покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику — положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу — сказать шепотом: «Ш-ш-ш».

3 этап – во время основной части урока провести физкультминутку, использую приемы из практики нейропсихолога.

Существует разработанный комплекс «Гимнастика для мозга»1, апрбированная в ННОУ «Школа Монтессори «Елиса»» г.Мытищи и в школе г.Черноголовка №75. Упражнения, представленные в данной статье также взяты из программы «Курс нейропсихологических занятий для детей 5-10 лет»2, созданный командой авторов: М.В. Евлампиева, Т.Н. Ланина, М.В. Черенков.



Уши

Цель: энергетизация мозга.

Мягко расправьте и растяните рукой внешний край каж­дого уха в направлении вверх — наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице — 5 раз.



Дыхательное упражнение

Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделайте выдох, не торопясь, сожмите кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделай­те вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упраж­нения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражне­ние также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.



Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру3.


«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.





Рис. 4.4. Упражнение «Кулак—ребро—ладонь»

Коммуникативное упражнение «Имя». Дети садятся в один большой круг. Первый произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами, телом. Вся группа хором повторяет его имя и движение, сделанное им. Затем инициатива передается соседу справа или слева.

«Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6—8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.


Коммуникативное упражнение «Путаница». Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий должен выйти из комнаты или отвернуться. Не отпуская рук, дети «запутываются» в кругу кто как может. Задача водящего распутать детей в круге.

Коммуникативное упражнение «Зеркало» (развитие тела). Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать их, быть его «зеркальным отражением». В ходе выполнения упражнения дети, работающие на «отражение», довольно быстро научаются чувствовать партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за «оригиналом» становится все легче, и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий.

Растяжка «Дерево». Исходное положение — сидя на корточках. Детям предлагается спрятать голову в колени, обхватить их руками. Ребенок изображает семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Он медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь тело и вытянуться. Подул ветер — ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.

«Совместный рисунок».

Детям предлагается большой лист ватмана, карандаши, мелки. Инструктор дает задание: «Молча, не договариваясь заранее, нарисуйте совместный рисунок на определенную тему». Это может быть «Рыцарский замок», «Море», «Поляна» и др. В сплоченной группе можно предложить детям рисование красками при помощи пальцев без кисточек (пуантизм).

Заключительный, 4 этап урока, оценка результативности деятельности учащихся также должен строиться с учетом особенностей детей. Выбирая методы проверки знаний учащихся, не­обходимо учитывать межполушарную асимметрию голов­ного мозга.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтитель­ными будут: решение задач, письменные опросы с неограни­ченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Пись­менное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут методы уст­ного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Воп­росы «открытого» типа дают правополушарным учащим­ся возможность проявить свои творческие способности, дать собственный развернутый ответ. Письменное реше­ние задач позволит левополушарным проявить свои спо­собности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.


Список литературы:

1. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования. – М.: В. Секачев, 2016 – 56 с.

2. Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 3-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 32 с.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 474 с.



4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.



1 Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 3-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 32 с.

2 Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 474 с.

3 Сиротюк А.Л. - Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница