Рабочая программа учебного предмета
Мировая художественная культура для 10-11 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура 10-11 кл. – М.: Владос, 2008г. с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.
В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…).
В программе представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.
Задачи:
-
Повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
-
Воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
-
Раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
-
Развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
-
Развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
-
Формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
-
Формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
-
Формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Построение программы «Мировая художественная культура. 11 класс» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
- принцип историзма;
- принцип опоры на творческий метод (стиль);
- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
- принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.
На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.
Проверочных контролирующих уроков: 4: 1 полугодие-2; 2 полугодие-2.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:
- основные эпохи в художественном развитии человечества;
-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;
-основные стили и направления в мировой художественной культуре;
-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;
- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;
- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;
- основные художественные музеи России и мира.
Уметь:
-отличать произведения искусства различных стилей;
- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;
-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.
Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать:
- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
УМЕТЬ:
- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
- пользоваться искусствоведческими терминами;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).
Использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Календарно-тематическое планирование
По мировой художественной культуре 10 класс (первая часть)
|
№
|
час
|
Тема урока
|
Домашнее
задание
|
Дата
план. факт.
|
Дополнительный
материал
|
Региональный
компонент
|
1.
|
1
|
Введение
|
Конспект
|
|
Легенда о сотворении мира
|
|
|
Раздел I.Художественная литература древнего и средневекового востока.
|
2.
|
1
|
Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности
|
С.11-25
|
|
Фильм BBC о пирамидах
|
|
3.
|
1
|
Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности
|
С.25-31
|
|
|
Археологические исследования на территории нашего края
|
4.
|
1
|
Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции
|
С.31-37
|
|
|
|
5.
|
1
|
Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции
|
С.39-47
|
|
Махабхарата
|
|
6.
|
1
|
Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений
|
С.47-51
|
|
Презентация
|
Семья и бытовой уклад коренных народов ДВ
|
7.
|
1
|
Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой, защита проектов на тему древний и средневековый Восток
|
С.55-67
|
|
Икебана, цубаи и др. традиции
|
|
8.
|
1
|
Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты
|
Конспект
|
|
|
|
9.
|
1
|
Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты
|
С.70-93
Презентации
|
|
презентация
|
|
Раздел II.Художественная культура Европы: становление христианской традиции
|
10.
|
1
|
Античность: колыбель европейской художественной культуры
|
С.98-121
Презентации
|
|
презентация
|
|
11.
|
1
|
От мудрости Востока к европейской культуре: Библия
|
С.121-134
|
|
Презентация, встреча с отцом
|
|
12.
|
1
|
Художественная культура европейского Средневековья освоение христианской образности
|
С.135-151
Сообщение
|
|
Институт папства
|
|
13.
|
1
|
Художественная культура итальянского Возрождения: Трудный путь гуманизма
|
С.151-195
|
|
Презентация
|
|
14.
|
1
|
Северное Возрождение: в поисках правды о человеке
|
С.195-217
|
|
|
|
15.
|
1
|
Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.
|
С.217-221
|
|
|
|
16.
|
1
|
Контрольная работа по теме
Художественная культура Европы
|
С.221-247
|
|
|
|
17.
|
1
|
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума
|
Конспект
|
|
|
|
18.
|
1
|
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума
|
С.247-257
|
|
|
|
|
Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры:
У истоков национальной традиции (Х-XVIIIвв.)
|
19
|
1
|
Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства
|
С.287-299
|
|
Презентация «Культура Киевской Руси»
|
|
20.
|
1
|
Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты
|
С.299-307
|
|
Интегрированный урок с уроком английского
|
|
21.
|
1
|
Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты
|
С.307-13
|
|
|
|
22.
|
1
|
От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля
|
С.313-333
Презентации
|
|
Презентация «Иконопись»
|
.
|
23.
|
1
|
Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.
|
С.333-343
|
|
|
|
24.
|
1
|
Русская художественная культура в эпоху Просвещения формирование гуманистических идеалов.
|
С.349-367
|
|
Интегрированный урок с уроком истории
|
|
25
|
1
|
Тест
|
|
|
|
|
26
|
2
|
Часть 2: От языческой к православной художественной культуры
|
С.14-48
|
|
|
Храмы Хабаровского края
|
27
|
1
|
Художественное наследие древнерусских княжеств
|
С.64-108
|
|
|
|
28
|
1
|
Иконопись: творчество Андрея Рублева и Дионисия.
|
С.116-135
|
|
презентация
|
|
29
|
1
|
Художественная культура «Бунташного века»
|
С.174-195
|
|
|
|
30
|
1
|
По пути к европейскому обществу: «Россия молодая мужала гением Петра…»
|
С.206-253
|
|
|
Традиции и праздники
|
31
|
1
|
«Строгий стройный вид» (логика нового зодчества)
|
С.266-276
|
|
|
|
32
|
1
|
Строительство Санкт-Петербурга
|
С.276-280
|
|
Интерактивная экскурсия по Петергофу
|
|
33
|
1
|
Художественный кружок Н.А.Львова. Итоги «осьмнадцатого века»: на Олимпе мастерства
|
С.286-315
ИЗ
|
|
|
|
34
|
1
|
Групповые задания по теме «Русская художественная культура»
|
|
|
|
|
10 КЛАСС
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
Введение
Восток и Запад как условные ориентиры мировой художественной культуры. Особенности художественно-образного освоения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориентиров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) -как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств художественной выразительности как закономерность развития мировой художественной культуры. Основные этапы развития художественной культуры народов мира. Неравномерное «прохождение» различных этапов художественными культурами Востока и Запада.
Особенности исторического облика и менталитета России. Положение России между Востоком и Западом. Сохранение европейской ориентации в развитии русской художественной культуры (связи с Византией, Болгарией, Сербией, Польшей, Германией, Италией, Францией и др.) Христианские нравственные идеалы как основа развития художественной культуры России. Самобытность русского искусства. «Свой путь» русской художественной культуры от Древней Руси до XX в.
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ
Поделитесь с Вашими друзьями: |