Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка. Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
Цель курса – формирование представлений о художественной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса, освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре.
В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла.
Данный курс является базовым и изучается в 10 классе в течение 1 часа в неделю(36 ч.), в 11 классе в течение 1 часа в неделю (34 ч.)
Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 10— 11 классах является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное — выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.
Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение. В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность широко использовать национально-региональный компонент. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями. Эта особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой культуры.
Цели и задачи изучения курса МХК на базовом уровне
Приоритетными задачами и целями изучения МХК на базовом уровне являются:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать:
- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
УМЕТЬ:
- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
- пользоваться искусствоведческими терминами;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии).
Использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Литература:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От 17 века до современности.
Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2010.
Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к уроку/ авт.- сост. О.Е.Наделяева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 198 с.
Информационные технологии на уроках МХК/ авт.- сост. Н.В.Киселёва. - Волгоград: Учитель, 2009. – 103 с.
Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство Европы в лицах (17-18 век)», «Пространственный образ мира и его влияние на искусство Европы (от античности до наших дней)»/ сост. И.А.Лескова. - Волгоград: Учитель, 2011. – 86 с.
Поурочно-тематическое планирование. 10 класс.
№
урока
Тема учебного занятия
Содержание материала
Приёмы,
формы
Домашнее задание
Дата
1
Первые художники Земли
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка и танцы.
Слово учителя, беседа
Подгот. Сообщения, вопросы
2-3
Архитектура страны фараонов
Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.
Слово учителя, беседа, работа с учебником
Вопросы, доклад по данной теме
4
Изобразительное искусство и музыка Египта
Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта.
Работа с учебником, беседа
Вопросы и задания по теме
5
Художественная культура Древней Передней Азии.
Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.
Слово учителя, беседа
Вопросы, сообщения по теме
6
Искусство доколумбовой Америки.
Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.
Слово учителя, работа с учебником.
Вопросы и творческое задание
7
Золотой век Афин
Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации.
Слово учителя, беседа по вопросам.
Вопросы по теме.
8
Архитектура Древнего Рима
Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.
Слово учителя, беседа.
Вопросы и задания, реферат или доклад по данной теме.
9
Театральное и музыкальное искусство Античности.
Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.
Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.
Слово учителя, защита докладов.
Вопросы и задания, реферат по теме.
11
Архитектурный облик Древней Руси.
Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.
Сообщения заранее подготовленных учащихся.
Вопросы и задания.
12
Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.
Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.
Слово учителя, беседа, работа с заданиями учебника.
Вопросы, творческие задания.
13
Архитектура Московского княжества
Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского кремля.
Семинар по вопросам темы
Сообщения по данным темам.
14, 15
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси
Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне.
Слово учителя, беседа по вопросам.
Творческое задание.
18
Изобразительное искусство Средних веков
Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.
Работа с дополнительной литературой, беседа
Вопросы, творческое задание, сообщение.
19
Театральное искусство и музыка Средних веков.
Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.
Слово учителя, выразительное чтение, беседа.
Вопросы и задания, сообщение.
20-
21
Индия – «страна чудес»
Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её значение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы и храм Кандарья Махадевы в Кхаджарухо. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии.
Заочная экскурсия по Индии, беседа.
Вопросы, творческое задние, реферат.
22-
23
Художественная культура Китая.
Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.
Заочная экскурсия по Китаю, беседа.
Вопросы, творческое задание, доклады.
24
Искусство Страны восходящего солнца
( Япония )
Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.
Слово учителя, работа с дополнительной литерату-рой
Вопросы, творческое задание, сообщение.
25-26
Художественная культура ислама.
Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.
Слово учителя, беседа, работа с дополнительной литературой
Вопросы, творческое задание
27
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения
Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески-собор Санта-Мария дель Фюро. Скульптурные шедевры Донателло.
Защита творческих заданий, беседа, Работа с дополнительной литературой
Вопросы, творческие задания
28
Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.
Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника.
Слово учителя, анализ картин
Анализ одной из картин
29
Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело
Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти
Сообщения учащихся, беседа
Биография художника, сообщение об одной из картин
30
Золотой век Возрождения. Рафаэль - «первый среди равных»
Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.
Сообщения учащихся, работа с дополнительной литературой, репродукциями
Вопросы, творческое задание, реферат
31
Возрождение в Венеции
Архитектурный облик Венеции Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая тематика
Заочная экскурсия по Венеции, беседа
Вопросы, творческое задание
32-33
Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров
Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщённый образ вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравёра.
Слово учителя, работа с дополни-тельной литерату-рой
Вопросы, творческое задание, реферат
34
Музыка и театр эпохи Возрождения
Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира.
Слово учителя, выразительное чтение, беседа
Вопросы, творческое задание
35-36
Заключительный урок
Защита докладов, рефератов по изученным темам курса.
Поурочно-тематическое планирование. 11 класс
№
урока
Тема учебного занятия
Содержание материала
Приёмы,
формы
Домашнее задание
Дата
1-2
Стилевое многообразие искусства ХУП-ХУШ вв.
Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве.
Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства ХУП-ХУШ вв.
Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей
Слово учителя, беседа
Подгот. Сообщения, вопросы
3
Архитектура барокко
Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Берни-ни. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко
Слово учителя, беседа, работа с учебником
Вопросы, доклад по данной теме
4
Изобразительное
искусство
барокко
Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение.
П. П. Рубенс — «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры. Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса (по выбору, с обобщением ранее изученного)
Работа с учебником, беседа
Вопросы и задания по теме
5
Классицизм в архитектуре Западной Европы
Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля (ансамбли Парижа). Прогулка по Версалю — зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия о регулярных (французских) парках (обобщение ранее изученного). Архитектурные творения К. Рена. Собор Святого Павла — главное творение архитектора
Слово учителя, беседа
Вопросы, сообщения по теме
6-7
Шедевры классицизма в архитектуре России
«Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно —- лучшие творения В. И. Баженова (по выбору). Классический облик Москвы в творчестве М. Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика «русского Пантеона» (по выбору). «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие (по выбору). Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини, Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор А. Н. Воронихина (по выбору)
Слово учителя, работа с учебником.
Вопросы и творческое задание
8
Изобразительное
искусство классицизма и рококо
От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений (с обобщением ранее изученного). Творчество Ж. Л. Давида. Мастера «галантного жанра» (рококо): А. Ватто, Ф. Буше (по выбору)
Слово учителя, беседа.
Вопросы и задания, реферат или доклад по данной теме.
9
Реалистическая живопись Голландии
Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта — вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы (обобщение ранее изученного). Рембрандт — блестящий мастер портретной живописи (по выбору)
Самостоятельная работа с учебником, беседа
Вопросы и задания.
10
Русский портрет XVIII в.
У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский (по выбору, с обобщением ранее изученного)
Слово учителя, защита докладов.
Вопросы и задания, реферат по теме.
11
Музыкальная
культура
барокко
Расцвет гомофонно-гармоническо-го стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера.
Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. Русская музыка барокко
Сообщения заранее подготовленных учащихся.
Вопросы и задания.
12
Композиторы Венской классической школы
Музыка Венской классической школы — высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта (по выбору). Л. ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора (по выбору, с обобщением ранее изученного)
Слово учителя, беседа, работа с заданиями учебника.
Вопросы, творческие задания.
13
Театральное искусство ХУП-ХУШ вв.
Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер — создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества (с обобщением ранее изученного). Пути развития русского драматического театра (с обобщением ранее изученного)
Семинар по вопросам темы
Сообщения по данным темам.
14
Романтизм
Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII — начала XIX в. «Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран (по выбору). Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры
Работа с дополнительной литературой
Вопросы и задания
15
Изобразительное искусство романтизма
Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, Э. Делакруа, О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков
Слово учителя, беседа по вопросам.
Творческое задание.
16
Реализм — художественный стиль эпохи
«Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства). Реализм и романтизм, их связь и отличие
Слово учителя, беседа по вопросам.
Творческое задание.
17
Изобразительное искусство реализма
Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье, художников-передвижников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность
Работа с дополнительной литературой, беседа
Вопросы, творческое задание, сообщение.
18
«Живописцы счастья» (художники импрессионизма)
Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Мо-не. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм В. ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена
Слово учителя, выразительное чтение, беседа.
Вопросы и задания, сообщение.
19
Многообразие стилей зарубежной музыки
Западноевропейская музыка романтизма.
Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза (по выбору).
Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля (по выбору)
Слушание музыки, беседа.
Вопросы, творческое задние, реферат.
20
Русская музыкальная
культура
Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики.
Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков (по выбору, с обобщением ранее изученного).
Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского (с обобщением ранее изученного)
Слово учителя, слушание музыки, беседа.
Вопросы, творческое задание, доклады.
21
Пути развития западноевропейского театра
«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре
Слово учителя, работа с дополнительной литературой
Вопросы, творческое задание, сообщение.
22
Русский
драматический
театр
Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги (по выбору, с обобщением ранее изученного). М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова (обобщение ранее изученного). Рождение МХТ
Слово учителя, беседа, работа с дополнительной литературой
Вопросы, творческое задание
23
Искусство символизма
Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова
Защита творческих заданий, беседа, Работа с дополнительной литературой
Вопросы, творческие задания
24
Триумф модернизма
Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства (по выбору)
Слово учителя, анализ картин
Анализ одной из картин
25
Архитектура: от модерна до конструктивизма
Идеи и принципы архитектуры начала XX в.
Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер (по выбору). Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма
Сообщения учащихся, беседа
Биография художника, сообщение об одной из картин
26
Стили
и направления зарубежного изобразительного искусства
Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали
Сообщения учащихся, работа с дополнительной литературой, репродукциями
Вопросы, творческое задание, реферат
27
Мастера русского авангарда
Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструкт ивизма
Слово учителя, анализ картин
Вопросы, творческое задание
28
Зарубежная музыка XX в.
Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэб-бера (по выбору)
Слово учителя, работа с дополнительной литературой
Вопросы, творческое задание, реферат
29
Русская музыка XX столетия
Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского (по выбору). Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке
Слово учителя, слушание музыки,беседа
Вопросы, творческое задание
30
Зарубежный театр XX в.
Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет
Сообщения учащихся, работа с дополнительной литературой.
Вопросы, творческое задание, реферат
31
Русский театр XX в.
К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского» (обобщениеранее изученного). Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова (по выбору, с обобщением ранее изученного). Мастера современного отечественного театра
Слово учителя, беседа, работа с дополнительной литературой
Вопросы, творческое задание
32,
33
Становление и расцвет мирового кинематографа
Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.
Киноавангард XX в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители
Сообщения учащихся, работа с дополнительной литературой.
Вопросы, творческое задание
34
Заключительный
урок
Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, сочинений, рецензий) и их защита по изученной теме курса