Учебное пособие для студентов высших учебных за­ведений. Серия "Серебряная сова". М.: Ижица, 2002. 224 с



страница1/15
Дата10.09.2017
Размер1.23 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




психология

учебное пособие

Л.Б. Шнейдер* Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ


Рекомендованно Министерством образования РФ

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по психологическим специальностям

МОСКВА

V

НЖИЦП



2 0 0 2

УДК 159.9.07(075.8) ББК 88.3я73 Ш76

Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных за­ведений. Серия "Серебряная сова". — М.: Ижица, 2002. — 224 с.

Рецензенты:

доктор философских наук доцент кафедры философии МПГУ

Л.Т. Ретюнских,

кандидат психологических наук доцент кафедры психологии МОСУ

Е.Ю. Худобина.

*

В предлагаемом пособии по психологическому консультированию отдельные компоненты практического обучения объединяются в це­лое на основе единой модели профессиональной идентичности. Это позволяет студентам тренироваться одновременно как в плоскости поведения, профессиональных действий, межличностных отношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор кон­сультативной психологии.



Цель данного пособия — создание условий для выработки каждым участником своего профессионального стиля, осознания своих про­фессиональных возможностей, определения путей профессиональ­ного роста. В практической части используются разнообразные сред­ства активного психологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального "Я", принятия себя в профессии, управления своим профессиональным поведением и про­фессиональным развитием.

В пособии содержатся как оригинальные, так и заимствованные и модифицированные упражнения других авторов. Количество упраж­нений и заданий оставляет диапазон для личного выбора и творчес­кой импровизации организатора. В конце пособия приведены зада­ния для самостоятельной работы и тесты для контроля знаний сту­дентов, которые могут выполняться участниками самостоятельно. Руководство предназначено для студентов и аспирантов, может стать полезным в некоторых случаях для преподавателей психологических факультетов вузов.

УДК 159.9.07(075.8) ББК 88.3я73 Ш76

ISBN 5-94837-002-Х

© Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В.,

Зыкова М.Н., 2002 © Московский открытый

социальный университет, 2002 © Издательство "Ижица", 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.......................................................................4

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи...............................................8

1. Диагностика.................................................................31

2. Практическая психология........................................37

3. Я и Дело........................................................................44

3.1. Личностное самоопределение практического психолога..............................................44

3.2. Хронотопы................................................................51

3.3. Ситуативное самоопределение практического психолога..............................................52

3.4. Парадигмальное самоопределение практического психолога..............................................61

3.5. Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога............75

4. Школьное консультирование............................... 101

5. Дистантное консультирование............................ 135

Приложение 1. Задания для самостоятельной работы............................................................................. 140

Приложение 2. Ответы к упражнениям

и заданиям..................................................................... 169

Приложение 3. Кроссворды...................................... 182

Приложение 4. Тесты для контроля знаний студентов........................................................................205

Список использованной литературы....................:. 216

Предисловие

Занимаясь практической психологией, тренингами общения и личностного роста со студентами, мы обна­ружили, что такие тренинги не дают в полной мере тех результатов, о которых писали методологи и статисти­чески проверяли теоретики. Оказалось, что положитель­ный эффект и перенос выученного в реальную жизнь студентов не так уж и бесспорен. Осознание этого при­вело нас к тому, чтобы сместить усилия в область про­фессиональной жизни конкретного молодого человека.

Цель данного пособия — создание условий для вы­работки каждым участником своего профессионального стиля, осознания своих профессиональных возможнос­тей, определения путей профессионального роста. В по­собии приведены разнообразные средства активного пси­хологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального «Я», принятия себя в профессии, управления собою в профессиональ­ных ситуациях, своим профессиональным развитием.

Главной идеей практической части пособия стала концепция профессиональной идентичности, понимае­мой как многомерный и интегративный психологичес­кий феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, который развива­ется в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самооргани­зации и персонализации, а также обусловливается раз­витием рефлексии. Подразумевается, что профессиональ­ная идентичность есть самореферентность, т.е. ощуще­ние и осознавание уникальности функционального и эк­зистенциального Я в его профессиональном служении и неповторимости личностных и профессиональных свойств, при наличии принадлежности социальной и про­фессиональной реальности.

Задачи практической работы с пособием на заняти­ях по психологическому консультированию решаются

Предисловие

путем развития рефлексии (что я делаю и в чем смысл того, что я делаю), привлечения мыслительных средств для анализа прототипа профессиональной деятельнос­ти, проектирования образа профессионального будуще­го, совершенствования интерактивной и перцептивной сторон общения, осмысления своей профессиональной позиции. Возможность улучшить свое психическое со­стояние, повысить свою компетентность, достичь жиз­ненного и профессионального успеха традиционно свя­зывают с развитием возможности увидеть себя в более благоприятном свете. Реальное поведение индивида вы­страивается в соответствии с его Я-концепцией. Чело­век пытается интерпретировать события, исходя из су­ществующей у него Я-концепции для того, чтобы обес­печить соответствие чувств и поведения (Берне Р.). Про­извольная профессиональная самоидентификация с со­ответствующей вербализацией своих желаний и чувств становится определяющим фактором успехов или неудач в процессе вузовской подготовки.

В становлении профидентичности недооценивается «консервативность» Я-концепции. Студенты не могут преодолеть стереотипы собственного самовосприятия. Одним из способов реализации личностно-позиционно-го подхода в решении психологических и профессио­нальных проблем студентов является создание условий для повышения профессиональной идентичности, уве­ренности в себе, компетентности и чувства собственно­го достоинства, т.е. построении адекватного образа Я. Другой способ связан с созданием образа успешного про­фессионального будущего, обнаружением и актуализа­цией своих профессиональных ресурсов, защитой обра­за будущего, корректировкой его реальностью.

Повышению адекватности и устойчивости профес­сиональной идентичности способствует достижение боль­шего соответствия между образом Я и реальным опы­том, между экзистенциальным и функциональным Я. Развитию позитивного профессионального самоприня­тия способствуют ситуации, в которых предоставляется возможность адекватного выбора и принятия решений

5

Психологическое консультирование



в рамках профессионально-этических правил. В ситуа­циях данного типа обозначены «движущие силы», спо­собствующие развитию, они ощущаются рационально и эмоционально, и корни их — в групповой работе. Груп­па оказывает большое влияние на обучение. К. Левин установил, что убеждения, приобретенные в группе, вы­держивают большее сопротивление влиянию среды и привычкам. Большое значение групповых форм работы связано с тем, что именно группа равных, сверстников, совместно решающих задачу, является средой зарожде­ния и вынашивания инициативного поведения в позна­вательной сфере (Витакер К., Елизарова Н.В., Пиаже Ж., Чудинова Е.В., Фрумина Н.И., Цукерман Г.Н.). Совмес­тная групповая деятельность предполагает органическую связь деятельности и общения. Совместная деятельность реализуется через общественно заданные образцы дея­тельности и то «предметное поле», в котором актуально разворачивается сама деятельность группы. Главная цель развития чувства профидентичности заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи в профессиональной деятельности, спо­собствующих повышению самооценки, к внутренним источникам или к самоподкреплению, как к средствам, регулирующим развитие позитивного и адекватного са­мовосприятия. Это также означает связать слово «ус­пех» со словом «Я» в одно понятие. Студент постепенно должен взять на себя функцию профессионального са­мооценивания.

Студент с развитой профидентичностью проявляет обоснованный оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей профессиональной компетентности, свободен и открыт в профессионально-коммуникативных позициях, готов напряженно трудить­ся, ставит перед собой реалистические профессиональ­ные цели, с гордостью принимает похвалу и не реагиру­ет болезненно на критику, готов принимать на себя ту или иную ответственность за профессиональные проблем­ные ситуации, проявляет уважение к личности другого, с готовностью выдвигает новые идеи и планы.

Предисловие

Отдельные компоненты практического обучения в нашей программе объединяются в целое на основе еди­ной модели проф-идентичности. Эта модель помогает сту­дентам тренироваться одновременно как в плоскости по­ведения, профессиональных действий, эмоциональных от­ношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор консультативной психологии, при этом воедино связываются три составляющих: я и дело, я и другие, образ я.

В предлагаемом пособии по психологическому кон­сультированию представлена попытка произвольного достижения и обретения профессиональной идентично­сти практических психологов. Программа практико-ори-ентированного обучения включает в себя 10 тренинго-вых сессий 5x10. В учебнике содержатся как оригиналь­ные, так и заимствованные и модифицированные в це­лях нашей программы упражнения других авторов. Для самопроверки студенты получали диагностические ма­териалы, используемые на различных этапах обучения. В Приложение 1 включены задания для самостоятель­ной работы, которые выполняются индивидуально как домашние задания, а обсуждение проводится на группе, в Приложении 4 приведены тесты для контроля знаний студентов.

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

Обзор консультативной психологии

1. Определение понятия психологической помощи

Психологическая помощь — это емкое понятие, со­держание которого включает в себя многообразие тео­рий и практик, варьирующихся от специфического при­менения такого метода, как глубинное интервью, до мно­гообразных техник социально-психологического тренин­га, понятий и методов медицинской психотерапии, без которых отношения психолога-консультанта и его кли­ента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь — превратиться в простое выражение сочув­ствия или морализаторство. Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую пси­хосоциальную практику, полем деятельности в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Областью деятельности соответствующего специалиста является широкий крут проблем, в которых отражаются как осо­бенности психической жизни человека — социального существа, так и особенности сообщества, в котором от­ражается психологическая специфика его функциони­рования. Психологическая помощь есть область и спо­соб деятельности, предназначенные для содействия че­ловеку и сообществу в решении широкого крута про­блем, порождаемых душевной жизнью человека в соци­уме. Понимание проблематики психологической помо­щи связано с пониманием психики как такого простран­ства (уровни, способы) человеческого бытия, многооб­разия и многогранность которого и определяют сово­купность проблем в деятельности соответствующего спе­циалиста, а именно: межличностные отношения, эмоци­ональные внутргошчностные (как глубинные, так и си­туативные) конфликты и переживания, проблемы соци­ализации (выбор профессии, создание семьи), пробле­мы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи

есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни чело­века как общественного существа, наделенного психикой. По мнению М. К. Тутушкиной, психологическая помощь включает в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

Содержание психологической помощи заключает­ся в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзис­тенциальной поддержки человеку или сообществу в си­туациях затруднения, возникающих в ходе личностного и социального бытия. Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответствен­ность за достоверность и форму сообщения несет пси­холог), психологическая коррекция (организованное воз­действие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психи­ческого развития; разрабатывается индивидуальная про­грамма) , психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими це­лей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с це­лью восстановления или реконструкции психической реальности личности).

В глубинной основе психологической помощи обна­руживается свойственная различным уровням существо­вания материи способность к самоорганизации, структу­рированию. Тот же инстинкт помощи существует и у жи­вотных. В человеческом сообществе феномен помощи су­ществовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только к середине XX века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: со­циальный работник, психолог-консультант, психолог-пси­хотерапевт. И это уже помимо традиционных фигур свя­щенника, пастора, психиатра и психоаналитика.

2. Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире

Анализ многочисленной литературы по проблема­тике «counseling» показывает, что нет буквально ни од­ной области человеческой (личностной и обществен-

Психологическое консультирование

ной) жизни, в которой бы человек остался бы без чело­веческой помощи. Самый общий контент-анализ позво­ляет выделить следующие главные области применения психологической помощи: 1). Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса, удов­летворение эмоциональных запросов в обретении лич­ностной идентичности, помощь при эмоциональных трав­мах и выработка устойчивых моральных норм и др.). 2). Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден­тификация подростка, неполноценность, борьба за лич­ностный и социальный статус и др.). 3). Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак). 4). Проблематика психического и лич­ностного здоровья (традиционная превентивная и теку­щая помощь при психическом и соматическом заболе­вании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п.). 5). Психологическая помощь умирающему и пси­хотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфе­ра деятельности в России). 6). Проблемы пожилого воз­раста. 7). Места заключения, больницы, казармы, сту­денческие городки (проблемы личности, общее психи­ческое состояние). 8). Психологическая помощь и под­держка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, по­пытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.). 9). Школьное консультирование. 10). Профессио­нальное консультирование. 11). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: пробле­мы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами. 12). Управлен­ческое консультирование.

3. Составляющие процесса, основные задачи, формы и модели психологической помощи

Ситуация общения клиента с психологом-консуль-

ю

Психологическое консультирование в структуре психологической помоши



тантом включает такие составляющие: 1. Личность кли­ента и его переживания; 2. Личность психолога-консуль­танта (наставника) в единстве его самостных и функци­ональных образований; 3. Взаимоотношение между кли­ентом и психологом.

Саму ситуацию создают вполне определенные вне­шние обстоятельства, и это является причиной обраще­ния за психологической помощью. Если сопоставить ситуации обращения клиента к представителю другой профессии системы «человек-человек»: юристу, учите­лю, врачу, священнику, руководителю, даже официанту и ситуации обращения человеком за психологической помощью, мы увидим очень много различий. Обращаясь ко всем без исключения представителям иных коммуни­кационных профессий, клиент: а). Знает, чего он хочет; б). Осведомлен в той или иной мере о нормах взаимоот­ношений с представителем данной профессии; в). Дос­таточно хорошо понимает меру ответственности и огра­ничений свою и профессионала. Скажем, человек пони­мает и принимает заранее возможность того, что резуль­тат лечения не зависит исключительно от квалифика­ции врача и его рекомендаций даже при наличии самых необходимых медикаментов.

В области психологической помощи существуют впол­не определенные трудности, связанные как со специфи­кой профессии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив психолога. Первая из трудностей состоит в том, что психолог работает не с ситуацией, а с пережива­нием, системой ценностей, отношений и состояний чело­века. Прояснение подлинных мотивов и жизненных смыс­лов человека может сделать излишней саму жизненную ситуацию, коль скоро она является производной от пси­хологической проблемы клиента. Если в других профес­сиях межличностные отношения играют лишь определен­ную роль, а' иногда никакой, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста (например, официанта), то в консультативной ситуации именно характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные

п

Психологическое консультирование



качества психолога, предъявляемые и не предъявляемые клиенту, но улавливаемые последним, играют определен­ную, главную роль в динамике процесса и в конечном итоге действенности психологической помощи.

В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером А.А. Бодалев выделяет несколько моделей помощи человеку: педагогическую, диагностическую, социальную, медицинскую модель. Собственно психо­логическая (психотерапевтическая) модель описывает­ся так: причины личностных проблем или неблагополу­чия в жизни лежат либо в неадекватном взаимодействии с самим собой и с другими людьми, либо в личностных особенностях людей по общению. Данная модель рас­сматривает дисгармонии в отношениях между людьми и самим собой, использует не абстрактные знания науки, а закономерности человеческого бытия. Эта модель ис­пользуется прежде всего в работе психологов, психиат­ров, психотерапевтов. В нашей стране эта модель разра­батывалась прежде всего психиатрами и врачами-пси­хотерапевтами. Сопоставление психологической помо­щи и медицинского лечения не просто аналогия. В обе­их ситуациях изначально известен симптом страдания, который необходимо понять индивидуально, причем пси­хологическая помощь не сводится к использованию здра­вого смысла и житейского опыта, а основывается на об­щих закономерностях общения и структурирования пси­хики. Цель одна у обеих — избавление от страданий. Отличие же психологического лечения от медицинского кроется в двух основных особенностях: а) природа стра­даний — проблема недовольств, неудовлетворенностей — кроется не в телесных недугах, а в сфере общения, особенностях личности, в восприятии себя и ситуации и т. п.; б) природа воздействия также лежит в сфере пси­хологических процессов — в общении, специфике взаи­модействия, личностных установках общающихся. Ока­зание психологической помощи проводится в допуще­нии, что клиент — здоровый человек, изначально ответ­ственный за себя и свои поступки (А.А. Бодалев, В.В. Столин).

Основная задача психолога — вызвать пережива-

12

Психологическое консультирование в структуре психологической помощи



ния клиента, основанные на безоценочном отношении к психологической информации. В связи с этим Г. С. Аб­рамова выделяет четыре типа задач взаимодействия кли­ента с психологом. Во-первых, социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и психологичес­кую информацию о других людях, ориентируясь на со­циальные критерии и нормы («правильно — неправиль­но»). На этом этапе требуется изменение системы оценки клиента, что позволит увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания. Во-вторых, этические задачи, когда кли­ент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отношения («хоро­шо — плохо»). Психологу необходимо показать ограни­ченность оценочной шкалы, которая не дает возможно­сти клиенту анализировать динамичность психологичес­кой информации. В-третьих, нравственные задачи. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии доб­ра и зла, которые требуют осуществления выбора. Не­обходимо показать клиенту условность этих критериев, подвести его к осознанию нетождественности этих кри­териев для разных людей. В-четвертых, собственно пси­хологические задачи. В общем виде они характеризуют­ся тем, что клиент ставит вопрос о значении той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения. Большую часть реальных клиентов со­ставляют люди, ориентирующиеся на социальные и эти­ческие задачи взаимодействия с психологом. Работа пси­холога-консультанта связана с тем, чтобы они совмест­но с клиентом переформулировали проблему в задачу психологическую, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.

4. Виды психологической помощи

Психологическая помощь может классифицировать­ся по разным показателям1

1) по времени действия: неотложная — необходима при сложных психических состояниях, возможности су-

13

Психологическое консультирование



ицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; про­должительная — полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, кон­фликтов (психологические консультации);

2) по направленности: прямая — направленная не­посредственно на клиента, на его обращение за помо­щью; откликающаяся — ответ на сложившуюся ситуа­цию и обращения людей из окружения клиента; упреж­дающая — в ответ на прогнозируемую неблагоприят­ную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.

3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психо­логом; дистантная, которая подразделяется на телефон­ную и письменную;

4) по выполнению функций психологом: диагности­ческая — постановка психологического диагноза, состав­ление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская — отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п , информационная — сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консульта­тивная; терапевтическая;

5) по количеству участников: индивидуальная (осо­бенно когда по личностным, социальным или обществен­ным причинам групповая форма не представляется воз­можной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социаль­ной поддержки);


Каталог: ld
ld -> Тревожно-депрессивные расстройства и качество жизни у больных старческого возраста c ишемической болезнью сердца, осложненной хронической сердечной недостаточностью, возможности коррекции 14. 00. 05 внутренние болезни
ld -> Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности
ld -> Внутриполостная фотодинамическая терапия рака мочевого пузыря и аденомы предстательной железы 14. 00. 40. Урология
ld -> Экстрапинеальный мелатонин в процессе старения 14. 00. 53 геронтология и гериатрия
ld -> Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации
ld -> 5. Дерматовенерология
ld -> Темы рефератов по патофизиологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




©zodomed.ru 2024


    Главная страница