Требования к учебной литературе
Общие требования:
Соответствие примерной учебной программе дисциплины, т.е. Государственному образовательному стандарту (содержание: знания и умения, объем и порядок изучения дисциплины). Оглавление учебника должно соответствовать всему перечню разделов учебной программы; оглавление руководства к практическим занятиям - тематическому плану практических занятий в учебной программе.
Обновляемость один раз в 5 (10) лет блоками учебных изданий по смежным дисциплинам, например, гистология + физиология + биохимия.
Преемственность и взаимосогласованность учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между всеми дисциплинами учебного плана; соблюдение принципа интеграции фундаментальных и клинических дисциплин, а также преемственность между этапами высшего и послевузовского образования.
Прикладной характер, содержать ту информацию, которая будет непосредственно востребована в профессиональной деятельности.
Требования к содержанию:
Самодостаточность. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. В Приложениях должна быть представлена дополнительная информация: словарь терминов и авторский справочник. В них кратко и мелким шрифтом поясняются встречающиеся в тексте смежные понятия и приводятся краткие историко-биографические сведения об основных этапах развития данной дисциплины и вкладе в ее развитие отечественных и зарубежных ученых. Это расширяет границы учебника, не утяжеляя основной текст, и облегчает поиск необходимой для понимания информации в рамках данного издания. Приложения также должны содержать указатели (предметный, именной и лекарственных средств), программу дисциплины, список условных сокращений и рекомендованной литературы (за последние 3 года, включая адреса электронных баз данных, доступных через Интернет).
Наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.
Наличие тестовых вопросов с пояснениями (ситуационных клинических и пр. задач). Тестовые вопросы с обязательными пояснениями и разборы клинических ситуаций помогают подготовиться к итоговой аттестации, а затем и к сертификации специалиста.
Требования к качеству информации
Соответствие последним достижениям науки и клинической практики.
Точность, достоверность и обоснованность приводимых сведений.
Использование принципов доказательной медицины, стандартизации диагностических и лечебных процедур.
Использование последних классификаций и номенклатур: МКБ-10, Международная система единиц СИ, анатомическая классификация (Nomina Anatomica)
Соответствие названий лекарственных средств Государственному реестру лекарственных средств; первым должно упоминаться международное непатентованное название (МНН), затем наиболее часто используемые в России торговые наименования.
Требовании к стилю изложения
Рубрикация. Структура текста задается заранее — от названия главы и раздела, через подразделы, рубрики и подрубрики до отдельного предложения. Благодаря жесткой структуре текста «выжимается вода» и легче избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться и. скользя взглядом по страницам и заголовкам, находить искомое: его легко обновлять, дополнять и издавать в электронном виде. Однако это не означает, что текст должен быть представлен в виде «сухого» справочника. Он должен содержать эмоционально окрашенные связующие элементы, легко и с интересом читаться.
Системность, последовательность и простота изложения без излишних подробностей.
Четкость определений, доступность их для понимания студентами соответствующих курсов.
Однозначность употребления терминов, последовательное обозначение одним термином однородных предметов и явлений.
Соблюдение норм современного русского языка.
Выделение ключевых позиций по тексту полужирным шрифтом или другим способом.
ОБРАЗЕЦ
|
Председателю Совета УМО
|
|
по медицинскому и фармацевтическому
|
|
образованию вузов России,
|
|
ректору ММА им. И.М. Сеченова,
член-корр. РАМН, д.м.н. профессору
Глыбочко П.В.
|
|
119991, г. Москва
Трубецкая улица, дом 8, строение 2
|
8 (495) 622 95 18 Предварительно позвонить Литвиновой Татьяне Михайловне (зам Свистунова по МЛР и Проректор) как писать «Координационный совет в областиобзразования и ….. Глыбочко» (его зам Свистунов – одновременно Председатель УМО по клинической медицине) – или Свистунову?
Просим провести экспертизу рукописи учебного пособия (учебника) «Основы профилактики в дерматовенерологии» авторского коллектива в составе-Гаджимурадов Марат Нурмагомедович, УмахановАгаларХалидбегович, Хачалов Гаджи Багавдинович, Алиева МадинаГаджиевна, для решения вопроса о получении рекомендательного грифа УМО «Допущено УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело».
Объем 5 авторских листа, год выпуска - 2015, тираж - 500 экземпляров.
Назначение – учебное пособие, предназначено для студентов ВПО по дисциплине 14.01.10.- кожные и венерические болезни; по направлению подготовки 32.05.01 медико-профилактическое дело.
Прилагается:
-
Распечатанная версия учебного пособия.
-
Краткая аннотация рецензируемого учебного пособия.
-
Реквизиты Даггосмедакадемии.
-
Две внешние резензии.
Оплату гарантируем.
И.О. ректора ГБОУ ВПО
«Даггосмедакадемия»,
профессор Д.Р.Ахмедов
Исполнитель:
Гаджимурадов Марат Нурмагомедович (8722)681271
Краткая аннотация рецензируемого материала:
В настоящее время профилактическое направление в деятельности органов здравоохранения страны является приоритетным. Федеральные протоколы ведения больных требуют оказания, в том числе, и качественной профилактической помощи в рамках конкретной медицинской службы. Медицинские вузы готовят специалистов подобного профиля на медико-профилактических факультетах. Однако, учебной литературы в этой области крайне недостаточно.
Учебное пособие «Основы профилактики в дерматовенерологии» предназначено для студентов медицинских вузов высшего профессионального образования основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 32.05.01 медико-профилактическое дело (квалификация (степень) «специалитет») в рамках дисциплины 14.01.10. – кожные и венерические болезни. В нём досконально освещена первичная и вторичная профилактика наиболее распространённых дерматозов, а также венерических заболеваний. Материал подкреплён тестами для самоконтроля и ситуационными задачами. Его внедрение в учебный процесс предусматривает переход на качественно новый уровень обучения профилактическому направлению дисциплины кожные и венерические болезни. Приобретённые компетенции выпускники вуза могут применять в практическом здравоохранении для организации противоэпидемиологических мероприятий при паразитарных и заразных дерматозах и ИППП. Такие специалисты будут пользоваться повышенным спросом на рынке труда.
Реквизиты организации
Название организации: ГБОУ ВПО ДГМА МИНЗДРАВА РОССИИ
Юридический алрес: 367000 РД Г.МАХАЧКАЛА,ПЛ.В.И.ЛЕНИНА 1
Почтовый адрес (с индексом):_________________
___________________________________________
Телефон/факс 8(8722)681271
E-mail: dgma@list.ru
|
Платежные реквизиты
ИНН 0562010215
р/с 40501810800002000002
л/с20036х35340
БИК 048209001
Банк ГРКЦ НБ РД БАНКА РОССИИ Г.МАХАЧКАЛА
ОКПО 01963628
КБК___________________________
ОКАТО 82701000
ОКВЭД 80.30.1
|
Контактное лицо:Гаджимурадов Марат Нурмагомедович,
контактный телефон: 8903-428-37-64
e-mail: gabenu@mail.ru
Заказчик:
Ректор ДГМА ______________ Ахмедов Д.Р.
(наименование должности) (подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер ____________ Алиев Г.М.
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
Для сведения:
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Учебно-методическое объединение по медицинскому
и фармацевтическому образованию вузов России
119991, г. Москва
Трубецкая улица, дом 8, строение 2 Телефон: (495) 708-34-49
Начальник учебно-методи- ческогоотделаУМО Булкина Лидия Алексеевна
т. (495) 622-97-80 отправлять по почте документы
8(499) 255 71 80 Ягубянц Эвелина Андраниковна её моб 8(916) 437 03 42
Электр. Адрес для переписки
Тестовые задания после каждого раздела
- должны иметь инструкцию (перед первым заданием, до смены типа заданий), слово «инструкция» писать не надо;
- в задания не надо вводить дополнительной инструкции типа «укажите», «выберите»;
- задание должно быть сформулировано утвердительным положением, с которым соглашается или нет испытуемый,а не должно быть вопросом;
- отрицательные задания типа «не» «все, кроме» дидактически вредны, так как приводят к реверсии запоминания - запомнится неправильный ответ;
- «все перечисленное» тоже не хорошо, особенно, когда встречается в отдельных заданиях – скорее всего это правильный ответ;
- задания лучше делать с несколькими правильными ответами, чем с одним неправильным или ответом – подсказкой;
- шрифтовое оформление: текст задания пишется прописными (заглавными) буквами, варианты ответов – строчными (с заглавной буквы их писать не надо – это продолжение формулировки задания), знаки препинания между заданием и вариантами, между вариантами и после последнего не ставятся.
Располагать задание следует компактнее и максимально удобно для работы (одинарный межстрочный интервал внутри задания; варианты ответов смещаются ближе к центру и не обязательно с одинаковым отступом в разных заданиях).
Нумеровать варианты лучше цифрами.
Выравнивание текста (тестовых заданий и вариантов ответов) следует производить по ширине, а не по левому краю или центру.
Между номером задания и текстом лучше ставить неразрывный пробел (Ctr+Shf+пробел)
Если текст задания не умещается на одной строке, при форматировании этого абзаца следует делать выступ первой строки на номер (при размере кегля 14 шрифта TimesNewRoman: выступ первой строки будет 0,5 см, если в номере задания одна цифра и 0,8 см, если в номере задания две цифры)
Примеры:
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. основнойпризнак гемартроза коленного сустава
1) увеличение объема сустава
2) кровоизлияние в мягкие ткани
3)ограничение движений в суставе
4) баллотирование надколенника
5) симптом «выдвижного ящика»
2. основным способОМ лечения переломА лучевой кости в типичном месте является
1) иммобилизационный (гипсовая повязка)
2) функциональный
3) оперативный
4)при помощи компрессионно-дистракционного аппарата
5) иммобилизация эластичным бинтом
3. ДИАГНОЗ САХАРНОГО ДИАБЕТА ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ПРИ ПОВТОРНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГЛЮКОЗЫ
1) плазмы натощак >6,1ммоль/л
2) капиллярной крови натощак >6,7 ммоль/л
3) плазмы натощак ≥7,0 ммоль/л
4) капиллярной крови натощак >6,1 ммоль/л
11. ГРУППА САХАРОСНИЖАЮЩИХ ПРЕПАРАТОВ, ПОДАВЛЯЮЩИХ АКТИВНОСТЬ АЛЬФА-КЛЕТОК ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
1) производные сульфонилмочевины
2) глиптины
3) ингибиторы α-глюкозидазы
4) глитазоны
Тестовые задания и ситуационные задачи должны стоять после раздела к которому относятся и должны иметь инструкцию (перед первым заданием, до смены типа заданий), слово «инструкция» писать не надо. И тестовые задания и ситуационные задачи должны иметь правильные ответы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (основной – учебник.Не давать журнальные статьи)
Основной:
1. Скрипкин Ю.К., Кубанова А.А., Акимов В.Г. Кожные и венери
ческие болезни. Учебник. М., «Геотар-медиа», 2007, 544с.
Дополнительной:
-
Папий Н.А., Папий Т.А. Медицинская косметология. Руководство для врачей. М.. «МИА»;2013, 594 с.
-
Органов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике. М., «Геотар-медиа», 2008.
-
Соколовский Е.В., Савичева А.М., Домейка М. Инфекции, передаваемые половым путём. Руководство для врачей. М., «МЕДпресс-информ»,2006, 255 с.
-
ГладькоВ.В.,Таганов А.В.,Гладько О.В.,Письменскова А.В. Рецептурный справочник дерматолога.М. «РАЕН»,2008,166 с.
Шрифт текста 14 кегль с 1,5 интервалом; шрифт тестов 12 кегль с одинарным интервалом. А между тестовыми заданиями пробел
Подсчет авторских (или уч.-изд.) листов
Авторский лист, как и учетно-издательский, равен 40 000 знакам, считая знаки
препинания, проблемы между словами и неполные строки за полные.
авт. л.(уч.- изд. л.) = кол - во знаков (с пробелами)/разделить на 40 000.Например 11650 знаков в статье/ разделить на 40000 = 0,29 авторских листов.
Таким образом, объем статьи в уч.-изд. л. равен 0,29.
Подсчет условных печатных листов (УПЛ):
Кол-во УПЛ (1 услов. печ. лист – 16 стр. формата А5. Подсчёт: коэффициент 0,0577 х кол.стр=)
(1 услов. печ. лист – 8 стр. формата А4. Подсчёт: коэффициент 0,1155 х кол.стр=)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ, КАК Учебно-методические пособия (ВАК- Галанова Елена Семёновна 8499 237 72 64 и Луговец В.М. )
РЕЦЕНЗЕНТЫ – ДОЛЖНО БЫТЬ ДВА ВНЕШНИХ РЕЗЕНЗЕНТА, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ИМЕННО ТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ - ДЛЯ КОТОРОЙ ПРЕДНАЗНАЧЕНО УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.(например: если пособие для студентов, то и рецензент должен преподавать студентам, а не работать в научно-исследовательском центре; если пособие для курсантов, то и рецензент должен работать на кафедре или вузе по повышению квалификации врачей; если для ординаторов, то и рецензент должен преподавать ординаторам)
Далее:
образец первой страницы, второй страницы с аннотацией и третья страница с целью
ГБОУ ВПО Дагестанская государственная медицинская академия
МЗ РФ
Кафедра кожных и венерических болезней
Махачкала,2015
Авторы: Гаджимурадов М. Н.,Умаханов А. Х.,
Хачалов Г.Б.
Рецензенты:
Лосева Ольга Казимировна - доктор медицинских наук, профессор,профессор кафедры кожных и венерических
болезней с курсом косметологии МИУВ ФГБОУ ВПО «МГУПП»;
Иванова …….
Магомедов Магомед Гитинович - декан медико-профилактического факультета, профессор кафедры общей гигиены и экологии человека Даггосмедакадемии, доктор медицинских наук
Учебное пособие «Основы профилактики в дерматовенерологии» предназначено для студентов медицинских вузов высшего профессионального образования основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 060105 медико-профилактическое дело (квалификация (степень) «специалитет») в рамках дисциплины 14.01.10. – кожные и венерические болезни. В нём освещены первичная и вторичная профилактика наиболее распространённых дерматозов, а также венерических заболеваний. Пособие ознакомит студентов с основами профилактической работы в дерматовенерологии, ориентированной на воспитание у населения осознанной необходимости в сохранении здоровья своего и подрастающего поколения. Материал подкреплён тестами для самоконтроля и ситуационными задачами. Приобретённые обучающимся компетенции направлены на организацию противоэпидемиологических мероприятий при паразитарных и заразных дерматозах и профилактики инфекций, передающихся половым путём (ИППП).
Цель работы:
в результате изучения учебного пособия студент должен:
знатьмеханизмы возникновения и распространения кожных и венерических заболеваний, меры их общественной и индивидуальной профилактики;
уметь проводить мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся дерматозов и ИППП;
владеть методами санитарно-профилактической обработки очагов поражения при паразитарных и заразных кожных заболеваниях.
и далее учебное пособие
Нужны две внешние рецензии докторов наук по этой специальности, которые преподают то же самое (например – если пособие для студентов, то и рецензенты должны у себя преподавать студентам; если курсантам, то и рецензент должен преподавать курсантам и т.д.)
примерная внутренняя рецензия
Рецензия
на учебное пособие Гаджимурадова М.Н. и соавт. «Основы профилактики в дерматовенерологии».
В настоящее время профилактическое направление в деятельности органов здравоохранения страны является приоритетным. Федеральные протоколы ведения больных требуют оказания, в том числе, и качественной профилактической помощи в рамках конкретной медицинской службы. Медицинские вузы готовят специалистов подобного профиля на медико-профилактических факультетах. Однако, учебно-методической литературы в этой области крайне недостаточно.
Работа Гаджимурадова М.Н. и соавт. «Основы профилактики в дерматовенерологии» досконально освещает первичную и вторичную профилактику наиболее распространённых дерматозов и ИППП, а также противоэпидемиологические мероприятия при паразитарных и заразных кожных заболеваниях. Её внедрение в учебный процесс и практическое здравоохранение позволит перейти на качественно новый уровень в организации дерматовенерологической помощи населению Республики Дагестан. Это будет способствовать повышению качества жизни больных, страдающих хроническими дерматозами.
Рецензируемое учебное пособие актуально, содержательно и может быть допущено для обучения студентов по специальности 060105 медико-профилактическое дело.
Декан медико-профилакти-
ческого факультета, профессор
кафедры общей гигиены и
экологии человека Даггос-
медакадемии, доктор меди-
цинских наук М.Г.Магомедов
Примерный внешний отзыв
Рецензия
на учебное пособие Гаджимурадова М.Н. и соавт. «Основы профилактики в дерматовенерологии».
Работа Гаджимурадова М. Н. и соавторов " Основы профилактики в дерматовенерологии" предполагает тираж 500 тыс экземпляров; год выпуска 2014.
Гаджимурадов Марат Нурмагомедович, доктор медицинских наук, доцент кафедры кожных и венерических болезнейДаггосмедакадемии Автор запрашивает гриф "Допущено" Учебно - методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 060105 медико - профилактическое дело.
Учебное пособие состоит из 2 модулей: дерматология и венерология. В конце работы представлены тесты для самооценки и ситуационные задачи. Вводная часть акцентирует внимание на современном направлении мирового здравоохранения - профилактике. В качестве объекта изучения выбрана первичная и вторичная профилактика заболеваний.
В общей части (дерматокосметология) системно, в традициях дерматологической школы раскрыты механизмы, определяющие развитие заболеваний кожи.Раздел, посвящённый дерматологии, логично начинается с наиболее распространённых заболеваний: пиодермиты, чесотка, микозы и завершается ИППП.
Наряду с общетеоретическими вопросами автор останавливается на практике применения методов профилактики в двух направлениях: дерматология и венерология.
В настоящие время профилактическое направление в деятельности органов здравоохранения России является приоритетным. Данная тематика отражена во всех ФГОС медицинского профиля, а также стала доминирующей по направлению подготовки медико-профилактическое дело. Это придает работе актуальность. Новизна работы отражена в методике освоения профессиональных компетенцийобучающимися. Тесты закрепляют теоретический материал, а ситуационные задачи, опираясь на теоретический каркас знаний студента, позволяют закрепить теорию практически. Такой подход повышает удовлетворенность студентов образовательный услугой вуза.
Теоретическую и практическую значимость представляют методы индивидуальной (карманной) профилактики ИППП, а такжемедперсонала.
В целом учебное пособие "Основы профилактики в дерматовенерологии" Гаджимурадова М. Н. с соавторов несомненно весомый вклад в образовательный процесс медицинского вуза. Работа обосновывает и подробно отражает профилактическое направление в дерматовенерологии. Это открывает широкие возможности для системного изучения и научных исследований профилактического направления различных кожных и венерических заболеваний. В связи с вышеизложенным работа может быть допущена в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 060105 медико –
профилактическое дело.
Доктор медицинских наук, профессор
кафедры кожных и венерических
болезней ГБОУ ФПО -------- И.И.Иванов
Поделитесь с Вашими друзьями: |