ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНА
Ахметова А.А.
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата
Республика Казахстан
Под социальной модернизацией понимается процесс возникновения (изменения, реструктуризации, реформирования) социальных институтов и социальных отношений, адекватных парадигме становления Казахстана как правового, демократического и социального государства с рыночной экономикой и учитывающих исходное состояние демографического, экономического и социально-инфраструктурного потенциала государства.
Политика модернизации Казахстана качественно меняет требования к функционированию всей общественной системы. Модернизация предполагает всестороннее обновление общества, целенаправленное, ускоренное развитие общественных отношений.
Приоритетным направлением модернизации является усовершенствование общественных отношений при помощи новейших технических достижений, привнесение в качестве фактора социальных изменений технологической компоненты, технологическая модернизация.
Технологическая модернизация, проведенная без модернизации социальной, имеет лишь краткосрочный эффект, поскольку именно социальная сфера обеспечивает социальную адаптацию и воспроизводство достижений технической модернизации, т.е. социализацию модернизации.
Социальная сфера современного Казахстана во многом связывается с социальной политикой государства по решению социальных проблем. Социальная сфера отделяется от социальной системы общества, тогда социальная сфера является органической частью социальной системы общества. Иждивенческий подход становится доминирующим во многих вопросах, касающихся социального обеспечения.
Существуют социальные показатели: экономический рост и рост национального богатства происходит на фоне высокого уровня бедности и социальной незащищенности населения. Значительная доля граждан нуждается в социальной поддержке. Однако, "иждивенческая" модель социальной политики, сформировавшаяся в прошлом веке, фактически отстраняет граждан от решения социальных вопросов. Трудоспособные граждане должны быть активно вовлечены в процессы развития социальной системы и решение социальных проблем, не должны быть пассивными получателями социальной помощи.
Проблемы социальной сферы известны: нерациональное использование огромных бюджетных средств, неэффективные организационная структура, принципы управления и финансирования, устаревшие методы и технологии, низкая эффективность существующей системы социального обеспечения, высокие издержки, низкое качество и недостаточный объем оказываемых населению социальных услуг. В сложившихся условиях важно говорить о необходимости перезагрузки всей системы предоставления социальных услуг. Действующая модель социальной политики требует реформирования. Необходима модель, отвечающая перспективам социально-экономического развития Казахстана. Национальная модель социальной политики должна, включать в себя социальное обслуживание (дотирование нуждающихся нетрудоспособных) и социальную поддержку (субсидирование нуждающихся трудоспособных), с целью приоритетного инвестирования в развитие человеческого капитала.
Модернизация социальной сферы в ракурсе развития человеческого капитала, наряду с технологическим прорывом, становится необходимым звеном в процессе обновления Казахстана.
Выделяются три группы причин недостаточной результативности социальной сферы. Первая из них связана с исходно низким уровнем здоровья населения, связанным с низкими доходами, с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, с невозможностью и с отсутствием привычки ведения правильного образа жизни, с массовой распространённостью алкоголизма и наркомании. Вторая - связана с изношенной, не отвечающей современным требованиям материально-технической базой большинства учреждений и организаций социальной сферы и с низкими заработками их работников. Третья группа причин - недостаточные объёмы бюджетного финансирования и низкая эффективность использования бюджетных средств.
Модернизация социальной сферы, наряду с технологическим прорывом, становится необходимым звеном в процессе обновления Казахстана. Культура, образование и здравоохранение - три элемента системы воспроизводства человеческого капитала. Выдвинут тезис о необходимости регулярной модернизаций культурной сферы, с целью недопущения автомизации общества и "размывания" социальных норм и морально-этических установок. Этому должны способствовать системы воспитания молодого поколения и общественной цензуры.
Основными тактическими предпосылками эффективной социальной модернизации должны стать реформа систем образования и здравоохранения. Повышения эффективности системы воспроизводства человеческого капитала возможно добиться при целевом государственном субсидировании (социальной поддержке) талантливой и успевающей молодежи.
Необходим кардинальный пересмотр методологии государственного финансирования здравоохранения. Основами новой системы финансирования здравоохранения должны, стать страховые общества, а также идеология здорового образа жизни: здорового питания, чистой экологии и спорта.
Важнейшим результатом социальной модернизации Казахстане должен стать пересмотр всей системы социального планирования, организации и исполнения социальных обязательств государства перед гражданами с построением на этой основе современного социального государства и формированием современного потребителя социальных благ и услуг. Для достижения этого в ходе социальной модернизации должны быть созданы институциональные и организационно-правовые условия последовательного перехода к гибкой и мобильной социальной структуре общества, возникновения и укрепления институтов самоорганизации социальных групп и их взаимосвязи с государством.
Для проведения социальной модернизации в современных условиях требуются огромные финансовые, технические ресурсы, которые не могут быть предоставлены только государством. В связи с этим решающим становится привлечение средств бизнеса и негосударственных финансовых фондов. Но в любом случае успех социальной модернизации в Казахстане будет зависеть от политической воли руководства страны и от общественно-политической консолидации органов государственной и муниципальной власти, населения и бизнеса.
Необходимо иметь в виду, что существует тезис об антиномичном характере взаимоотношений, между социальным государством и гражданским обществом. С одной стороны, классовые противоречия, обострившиеся в середине XIX века, способствовали появлению социального государства, которое с помощью активного вмешательства в жизнь гражданского общества смогло установить классовый компромисс. С другой стороны, такое вмешательство государства породило возрастающую зависимость граждан, от социального государства, что лишает гражданское общество присущей ему самостоятельности и автономии.
Антиномичность состоит в том, что, выполняя взятые на себя обязательства по созданию материальных условий для частной и публичной автономии каждого гражданина, социальное государство через регламентацию и стандартизацию общественной жизни, ограничивает частную и публичную автономию людей в силу их полной материальной зависимости от государства. Это обусловлено противоречием, внутренне присущим социальному государству, между целями и ценностями, с одной стороны, и способами их достижения, с другой. Но эта противоречивость, как в любом социальном процессе, является не только проблемой, которую вынуждено решать социальное государство, но и источником развития, позволяющим социальному государству постоянно искать более эффективные формы своего существования.
Через призму сконструированного идеального типа направление решения выявленной антиномии видится на пути сокращения бюрократического вмешательства государства в жизнь гражданского общества и развития самозанятости граждан: с помощью специальных государственных программ, направленных на обучение остро дефицитным специальностям, оказание поддержки в открытии собственного дела, других видов деятельности государства, стимулирующих активное участие граждан в собственной судьбе.
Литература
1. Воробьев А.В. Социальный капитал как основа экономики в условиях глобализации. - Минск: МИУ, 2004.
2. Коротасв A.B. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М.: Вост. лит. РАН; 2003.
3. Шишкин C.B., Экономика социальной сферы. — Москва: учебники «Высшей школы экономики», 2003.
Поделитесь с Вашими друзьями: |