13. Красный плоский лишай . Красная волчанка
Актуальность темы: Дерматозы достаточно часто сопровождаются поражением слизистой оболочки полости рта. Диагностика этих заболеваний не представляет трудности при сочетании поражений СОПР и кожи . Трудности возникают в случае изолированного поражения СОПР. Поражения слизистой оболочки полости рта достаточно разнообразны: чаще всего они сопровождаются экссудативными, альтеративними и пролиферативними формами воспаления. В некоторых случаях происходят дистрофичные изменения, особенно в покровном эпителии. К ним относят и процессы с нарушением ороговевания – пара-, гипердискератоз. К таким заболеваниям принадлежат красный плоский лишай (КПЛ) и красная волчанка (КВ). С одной стороны –это сложные заболевания с аутоимунним компонентом патогенеза, которые очень трудно поддаются лечению. С другой стороны - это факультативные предраки, в связи с чем необходимо вовремя установить диагноз заболевания и своевременно определиться с лечебными мероприятиями.
Цель обучения
Общая цель: Уметь устанавливать предварительный клинический диагноз и определять характер и принципы лечения красного плоского лишая и красной волчанки .
-
Конкретные цели
|
Исходный уровень знаний-умений
|
Уметь
|
1. Выделять из жалоб, данных анамнеза сведения, которые характеризуют наличие КПЛ и КВ
|
1. Собирать и оценивать жалобы, анамнез (каф. внутренний медицины болезней, каф. пропедевтической стоматология, каф. дерматовенерологии)
|
2. Составить индивидуальную схему диагностического поиска – цитологичних и морфологических
|
2. Определить необходимый объем и последовательность методов исследования: физических (каф. социологии, каф. дерматовенерологии , каф. гистология, каф. пат. анатомии, каф. пропедевтической стоматологии )
|
3. Определить наиболее информативные признаки КПЛ и КВ при объективном обследовании и на основании данных дополнительных методов исследования
|
3. Проводить объективное обследование (каф. пропедевтической стоматологии, каф. дерматовенерологии ), оценивать результаты дополнительных методов исследования (каф. гистологии, пат. анатомии, микробиологии, каф. внутренних болезней, каф.дерматовенерологии)
|
4. Провести дифференциальную диагностику между КПЛ , КВ и другими за заболеваниями СОПР
|
4. Распознавать синдромы и морфологический субстрат заболевания (каф. дерматовенерологии, каф. пат. анатомии)
|
5. Установить предварительный клинический диагноз КПЛ и КВ
|
5. Определить тактику ведения больных и принципы лечения КПЛ и КВ (каф.дерматовенерологии)
|
6. Определить тактику ведения больного и лечения КПЛ и КВ с поражениями СОПР
|
6. Интерпретировать значение реактивности организма, иммунологических нарушений, в развитии КПЛ и КВ (каф.дерматовенерологии)
|
7. Заполнить амбулаторную карту больного КПЛ и КВ, направления, на дополнительное обследование, с поражением СОПР
|
7. Заполнять амбулаторную карту больного (каф. стоматологии пропедевтики)
|
8. Использовать деонтологические навыки при общении с больным.
|
__________________________
|
Определение и обеспечення исходного уровня знаний-умений
Задания для проверки исходного уровня
Задание №1. Женщина 59 лет обратилась к дерматологу с жалобами на наличие сыпи- мелких зудящих элементов поражения на коже передпличчив и голеней. Во время обследования, врач обнаружил на коже указанных участков плоские плотные папулы полигональной формы розово- фиолетового цвета размером до 0,5 см с блестящей «перламутровой» поверхностью и западением в центре. Некоторые папулы сливаются, образовывают небольшие бляшки. Какой наиболее вероятный диагноз?
А. Красная волчанка
В. Красный плоский лишай
С. Розовый лишай Жибера
Д. Псориаз
Е. Вторичный сифилис
Задание №2. Во время обследования больной 54 лет, врач-дерматолог обнаружил на коже тыльной поверхности лодоней папулы при смачивании ладоней растительным маслом на их поверхности оказывается сетка «Уикхема», какое заболевание диагностировал врач у этой больной?
А. Красная волчанка
В. Красный плоский лишай
С. Розовый лишай Жибера
Д. Псориаз
Е. Вторичный сифилис
Задание №3. У мужчины 57 лет на коже определяется элемент, который выступает над ее поверхностью, диаметром 1,5 см. При пальпации элемент поражения безболезнен, плотный расположен в пределах соскового слоя дермы. Укажите элемент, который определил врач?
А. Узел
В. Узелок
С. Розеола
D. Бугорок
E. Пузырёк
Задание №4. Больной 30 лет, электросварщик, обратился с жалобами на поражение кожи щеки слева, заболевание началось 2 года тому назад весной. Появился гиперемированный участок, овальной формы, диаметром в 2 см, незначительную инфильтрацию тканей, на поверхности которой серебристые чешуйки, в центре кожа незначительно атрофирована. Какой вероятный диагноз?
А. Розовые угри
В. Фотодерматит
С. Псориаз
D. Красная волчанка
E. Лейкоплакия
Задание №5. У женщины 49 лет, которая обратилась к стоматологу с целью профосмотра , на СО щек обнаруживаются узелки. Сливаясь, узелки создают новый элемент поражения. Назовите этот элемент?
А.Узел
В. Эритема
С. Петехии
D. Бугорок
E. Бляшка
Эталоны ответов:
Задание №1:В
Задание №2:В
Задание №3:В
Задание №4:D
Задание №5:Е
Источники информации
1. Терапевтическая стоматология в 4-х томах / За ред. проф. А.В. Борисенко .- Т.2.
2. Пропедевтика внутренних болезней / Учебник под ред. Василенко В.Х., Гребнева А.Л. – М.: Медицина, 1980. – С. 20-41, 52-84.
3. Скрипник Ю.К. Кожные и венерические болезни. – М.: Медицина, 1995. – С. 229-236, 290-296, 307-317.
4. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия: Учебник / Тэр. из рос., 4-е вид., стереотипное изд.. – Х.: Факт, 1989. – С. 109-122.
5. Машковский М.Д. Лекарственные средства. – М.: Медицина, 1997.
Содержание обучения в соответствии с целями:
Теоретические вопросы темы.
1. Классификация разных клинических форм КПЛ и КВ слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ.
2. Основные клинические признаки КПЛ и КВ.
3. Основные клинико-лабораторные методы исследования, которые подтверждают природу заболевания.
4. Дифференциальная диагностика КПЛ с КВ и другими заболеваниями СОПР.
5. Тактика ведения и принципы лечения КПЛ и КВ с поражениями СОПР.
6. Основные клинико-лабораторные методы исследования, которые подтверждают природу заболевания.
7. Местное лечение КПЛ и КВ.
Источники информации
Основная литература:
1. Терапевтическая стоматология в 4-х томах / За ред. проф. А.В. Борисенко .- Т.4- Заболевания слизистой оболочки полости рта.- К.: Медицина,2010.- С. 346-361, 426-433.
2. Данилевский М.Ф., Несин О.Ф., Рахний Ж.И.: Заболевание слизистой оболочки полости рта. – К.: «Здоровье», 1998. – С. 259-278.
3. Заболевания слизистой оболочки рта и губ / Под. ред. Боровского Е.В., Машкилейсона А.Л. – М.: Медицина, 1984. – С. 190-215.
-
Боровский Е.В., Данилевский Н.Ф.: Атлас заболеваний слизистой оболочки полости рта. 2-е изд. – М.: «Медицина», 1991. – С. 204-210.
Дополнительная литература:
1. Терапевтическая стоматология в 2-х томах / за ред. проф. А.К. Николишина.- Т.2.- Полтава: Дивосвит, 2007.-С.-176-183.
2. Терапевтическая стоматология / Под. ред. Е.В. Боровского. – М.: Медицина, 1998. – С. 356-365.
3. Рыбаков А.И., Банченко Г.В. Заболевания слизистой оболочки полости рта. – М.: Медицина, 1978. – С. 167-174.
4. Данилевский Н.Ф., Урбанович Л.И.: Кератозы слизистой оболочки полости рта и губ.-К.-: Здоровье, 1979.-С. 59-104.
Граф логической структуры темы: «Красный плоский лишай»
Диференциальний диагноз
Местное:
-Санация ротовой полости
- Местноанестезирующие средства
- Антисептические средства
- Протеолитические ферменты с антибиотиками (при гнойно-некротических осложнениях)
- Витаминотерапия
- Кортикостероидниые препараты
- Кератопластические препараты
- Криодеструкция
- Гелий-неоновий лазер
- Диатермокоагуляция
- Хирургическое удаление поражения
Общее:
- Диета
- Седативные средства
- Препараты, которые влияют на неспецефическую реактивность организма,
- Кортикостероидная терапия
- Противомалярийные препараты
- Препараты, которые улучшают микроциркуляцию
- Препараты для регуляции кератинизации эпителия
Граф логической структуры темы «Красная волчанка»
Диагностический алгоритм при синдроме «Белый налет на СОПР»
-
Лейкоплакия
-
КПЛ
-
КВ
-
Кандидоз
-
Вторичный сифис
-
Мягкая лейкоплакия
Тактичний алгоритм лечения КПЛ
Лікування
Эксудативно- гиперемир.
форма 2
Эрозивно-
язвенная
форма 3
Гиперкеразная форма 4
Булёзная
форма
5
Типичная форма 1
Общее
-влияние на ЦНС (транквилизаторы) - 1,2,3,4,5
-витаминотерапия (вит С,РР,В1 )- 1,2,3,4,5
-антигистаминные препарати - 2,3,5
-противовоспалительные ( кортикостероиды) - 3,5
-гипосенсибилизаторы – 1,2,3,4,5
-иммуномодуляторы - 3
-лечение соматических заболеваний – 1,2,3,4,5
-физиотерапия - 2,3,5
Местное
-санация полости рта – 1,2,3,4,5
-устранение травмирующих факторов 1,2,3,4,5
-кератопластики -3, 4, 5 ( после хирургических
вмешательств)
- обезболюющие препарати -2,3,5
- антисептики- 2,3,5
-ферменты- 2,3,5
-лечебные средства вяжущего действия - 2,3, 4 ,5
( после хирургических вмешательств )
-противовоспалительная терапия -2,3,4,5
- криодеструция (длительно
незаживающие эрозии)- 3,4
Набор заданий для проверки конкретных целей обучения :
Задание №1. У женщины возрастом 55 годы во время санации полости рта на слизистой оболочке щек в ретромолярном участке выявлены беловатые папулы, которые формируют выступая над поверхностью СОПР разрастания . Какая форма КПЛ у этой больной?
А. Типичная
В. Бородавчата
С. Пемфигоидная
D. Язвенная
E. Эрозивная
Задание №2. Мужчине 60 лет был поставлен диагноз: КПЛ, эрозивная форма. Какой препарат общего действия следует назначить этому больному?
А. Ремантадин
В. Амфоглюкамин
С. Солюсульфан
D. Делагил
E. Метронидазол
Задание №3. Мужчина 58 годы жалуется на ощущение жжения и боли губы, которые усиливаются во время еды. Больной сахарным диабетом. Объективно: красная кайма нижней губы инфильтрирована, синюшная, плотно покрытая гиперкератозними чешуйками, в центре очага поражения - западение. Укажите фактор, способный спровоцировать обострение заболевания.
А. Курения
В. Увеличения палочку в крови
С. Стресс
D. Употребление кислой еды
E. Инсоляция
Задание №4. Женщина 48 лет жалуется на боль во время употребления острой и горячей еды. Объективно: в ретромолярном пространстве СО щек вокруг ячейки из папул - эритема, а на папулезном очаге - 2 эрозии диаметром 0,2 см. Какой наиболее вероятный диагноз?
А. Красная волчанка, эрозивная форма
В. Лейкоплакия, эрозивная форма
С. Красный плоский лишай, эрозийная форма
D. Травматические эрозии
E. Вторичный сифилис
Задание №5. К врачу обратилась женщина 45 лет с жалобами на стянутость, сухость в рту. Объективно: на СО щек, ясень заметные беловатые участки, из папул. Папулы сливаются в виде кружева. Какой дополнительный метод можно использовать для диагностики этого заболевания?
А. Цитологический
В. Серологический
С. Кожные пробы со специфическим антигеном
D. Люминесцентный
E. Диаскопии
Еталоны ответов:
Задание №1:В
Задание №2:Д
Задание №3:Е
Задание №4:С
Задание №5:D
Короткие методические указания к работе студентов на
практическом занятии.
В начале занятия проводится проверка и коррекция исходного уровня знаний-умений путем решения тестовых заданий. Дальше студенты приступают к самостоятельной работе, что заключается в приеме больных желательно тематических в клиническом зале под контролем преподавателя :студенты проводят опрос больных, обзор и инструментальные методы исследования, выделяют ведущий клинический синдром, с помощью диагностических алгоритмов проводят дифференциальную диагностику, анализируют результаты дополнительных, в том числе аллергологических методов исследований. В результате подробного клинического разбора с помощью преподавателя в присутствии всей группы устанавливают предыдущий диагноз с помощью тактического алгоритма, определяют тактику ведения больного, принципы лечения. На заключительном этапе проводится разбор и коррекция проведенной самостоятельной работы. Акцентируется внимание на допущенных ошибках. При отсутствии тематических больных студенты решают ситуационные задания. В конце занятия студенты решают тесты итогового контроля, подводят итоги занятия, выставляются оценки.
Поделитесь с Вашими друзьями: |