Способы (механизмы) защиты права на благоприятную окружающую среду Несудебные способы, используемые гражданами: - Непосредственное участие в
общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
—
Обращение в органы государственной власти РФ, еѐ субъектов, органы местного самоуправления, в
иные организации и к должностным лицам:
•
в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по еѐ охране;
•
с
жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на неѐ.
—
Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях.
—
Выдвижение предложений о
проведении общественной экологической экспертизы и участие в еѐ проведении в установленном порядке.
—
Оказание содействия органам государственной власти РФ, еѐ субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.
Обращение в
правоохранительные органы по фактам свершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действия (бездействия) органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.
Судебные способы, используемые гражданами:
—
Обращение граждан в
суды общей юрисдикции. На рушенные экологические права восстанавливаются путѐм вынесения решения, например:
•
в
возмещении вреда, причинѐнного здоровью или имуществу физического лица
экологическим правонарушением или стихийным бедствием;
•
об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;
•
об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;
•
об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в
регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.
-
Обращение граждан в
арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например:
•
отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование;
•
нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;
•
принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в
сфере природопользования, например, о недопущении гражданина-предпринимателя к участию в конкурсе на освоениеучастка недр.
Экономические способы, используемые государством:
-
Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.
—
Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в
окружающую природную среду и размещение отходов.
Поскольку человек не может не воздействовать на окружающую среду — не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества, не извлекать минеральных ресурсов и т. д., установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью вводится
экологическое нормирование —
закреплѐнные в нормативных правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду. Нормативы качества —
это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий. Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду.
—
Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
—
Предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии.
—
Возмещение вреда, причинѐнного окружающей природной среде и здоровью человека.