Свами Сатьянанда Сарасвати Сурья Намаскара - техника солнечного оживления
Свами Шивананда Сарасвати
Свами Шивананда родился в Паттамодае, в Тамил Наду (Pattamadai, Tamil Nadu) в 1887 году. После служения в качестве врача в Малайе (Malaya), он отказался от практики, поехал в Ришикеш и был посвящен в Дашнами саньясу в 1924 году под именем Свами Шивананда Сарасвати. Он исколесил всю Индию, побуждая людей к занятиям Йогой и к праведной жизни. Он основал Общину праведной жизни в Ришикеше в 1936 году, Аюрведическую аптеку Шивананды в 1945 году, Лесную академию Йога веданта в 1948 году и Глазной госпиталь Шивананды в 1957 году. На протяжении своей жизни он вел тысячи учеников и аспирантов во всем мире и написал свыше 200 книг.
Свами Сатьянанда Сарасвати
Свами Сатьянанда родился в Алморе в Уттар Прадеш в 1923 году. В 1923 году он встретил Свами Шивананду в Ришикеше и принял Дашнами саньясу как образ жизни. В 1955 году он покинул своего учителя, чтобы вести жизнь скитающегося аскета. Позже, в 1963 году, он основал Интернациональное братство Йогов и в 1964 году Бихарскую школу Йоги. Свыше 20 последующих лет он путешествовал по всему миру и написал больше 80 книг. В 1987 году он основал Шивананда Матх (Sivananda Math), Институт милосердия для развития сёл и Исследовательский центр Йоги. В 1988 году он отказался от своей миссии, принял кшетра саньясу и сейчас живет как парамахамса саньясин.
Свами Ниранджанананда Сарасвати
Свами Ниранджанананда родился в Раджнандгаон (Rajnandgaon) в Мадхья Прадеш в 1960 году. В возрасте четырех лет его привезли в Бихарскую школу Йоги, а в 10 лет он был посвящен в Дашнами саньясу. В 1971 году он пересек море и на протяжении 11 лет объехал много стран. В 1983 году он был отозван в Индию и назначен президентом Бихарской школы Йоги. В течение следующих 11 лет он руководил развитием Ганга даршана, Шивананда Матха и Исследовательского центра Йоги. В 1990 году он был посвящен как Парамахамса и в 1993 году помазан как преемник Свами Сатьянанды. В 1994 году под его руководством была основана Бихар Йога Бхарати. Он является автором свыше 20 книг и руководителем национальной и интернациональной программы Йоги.
Свами Гьянпракаш Сарасвати
Свами Гьянпракаш родилась в Меделине в Колумбии в Южной Америке в 1963 году. В первый раз она встретила своего учителя Свами Сатьянанду в 1975 году. В 1978 году ее предназначение привело ее в Индию, где она была посвящена в традиции Дашнами саньясы. В том же году она прошла суровую школу Йоги и начала жизнь саньясина под руководством своего учителя. 1994 году была назначена президентом Бихарской школы Йоги.
ВВЕДЕНИЕ
Сурья намаскар - хорошо известная оживляющая техника в пределах йогического репертуара. Этот многосторонний прикладной прием - один из наиболее употребляемых методов для поддержания здоровья, энергичной активной жизни и, в то же время, он является подготовкой к духовному пробуждению и, как результат, к расширению сознания. В последние годы все больше и больше людей отходят от пустых ритуалов и обращаются к Йоге как методу для исследования и изменения своей внутренней жизни. Хотя необходимость в технике для ускорения физической, ментальной и духовной эволюции человека многими осознана, но быстрый ритм современной жизни делает йогическую практику трудной даже для наиболее решительно настроенных исполнять ее. А практика Сурья намаскар дает наиболее важные фундаментальные результаты в этом направлении. Такие соображения побудили к написанию этой книги, ибо Сурья намаскар содержит в себе почти полную садхану: асаны, пранаяму и медитативную технику в пределах главной структуры практики.
Для большинства из нас стиль повседневной жизни усиливает ментальное напряжение, беспокойство и создает кажущиеся неразрешимыми проблемы на многих уровнях, такие как отношения в семье, экономические трудности, геополитические проблемы (угроза войны и разрушения). В то же самое время количество сидячей и полусидячей работы увеличивается, вызванное технологической необходимостью и облегчающими труд технологиями. Это привело к ситуации, когда вред психическому и физическому здоровью увеличивается. Без противоядия здесь, видимо, не обойтись.
Йогическая практика является идеальным противоядием против стрессов и становится базой могущественной терапии психических и физических расстройств. Сурья намаскар является интегральной частью подхода к Йоге, она доступна и может быть легко введена в нашу повседневную жизнь. Чтобы достичь быстрых и заметных целебных результатов, для нее достаточно всего от 5 до 15 минут практики ежедневно. Следовательно, это идеальный вариант для даже наиболее занятых людей, таких как бизнесмены, домашние хозяйки, обремененные семьей, менеджеры, студенты накануне экзамена или ученые, которые посвящают большую часть времени размышлениям.
Эта книга предназначена для всех, кто интересуется самосовершенствованием. Однако надо помнить, что она лишь указатель. Главное, что мы хотели, это чтобы вы на собственном опыте убедились в значительном ослаблении ежедневной рутины, а посредством этого открыли эффективность этой древней технологии. Вы, возможно, читали, что практика Сурья намаскар оживляет тело и ум и помогает восстанавливать нарушения, но вы должны сами практиковать эту технологию, чтобы убедиться в истине самостоятельно. Когда мы начинаем учиться и выполнять эту серию асан с пранаямой, наблюдением за чакрами и повторением мантр, мы находим, что в комплект можно включить многие другие упражнения. Сурья намаскар больше, чем только серия физических упражнений, хотя конечно она вытягивает, массирует, тонизирует и стимулирует все мышцы, жизненные органы и части тела с помощью переменных прогибов тела вперед и назад. Но она имеет также глубину и завершенность как духовная практика.
Сурья намаскар – это практика, которая была передана людям от мудрецов ведических времен. "Сурья" означает "солнце" и "намаскар" – "приветствие". В древние времена солнце было объектом ежедневного ритуального поклонения, потому что являлось мощным символом духовного сознания. Поклонение внешнему и внутреннему солнцу было религиозно-социальным ритуалом, который предпринимали, чтобы умилостивить силы природы, не подчинявшиеся контролю человека. Эта практика была инициирована просветленными мудрецами, знавшими, что она поддерживает здоровье и ведет к активной, творческой и плодотворной жизни человека.
Сурья намаскар состоит из трех элементов: формы, энергии, ритма. Двенадцать позиций составляют физическую матрицу, вокруг которой навиваются формы практики. Эти позиции генерируют прану, тонкую энергию, которая активизирует физическое тело. Их выполнение в спокойной, ритмичной последовательности отражает ритмы вселенной, такие как 24 часа в сутках, 12 знаков зодиака в году, биологические ритмы нашего собственного тела. Ритмичное сверхналожение этих форм и энергий на наше настоящее тело/ум- комплекс, является трансформирующей силой, которая генерирует ядро для более полной и более активной жизни и больше приближает нас к богатствам мира, в котором мы живем. Пробуйте сами и смотрите.
СОЛНЕЧНЫЕ ТРАДИЦИИ
Сурья намаскар – практика, дата возникновения которой уходит в доисторические времена, когда человек впервые получил знания о духовной силе внутри себя как части сил Вселенной. Эти знания являются фундаментом Йоги. Сурья намаскар, означающая "приветствие солнцу", может рассматриваться как форма поклонения Солнцу и всему, что оно воспроизводит на микро- и макроскопическом уровне. В терминах Йоги это показывает, что Сурья намаскар пробуждает солнечный аспект человеческой природы и передает эту жизненную энергию для развития высшего знания. Это может быть реализовано выполнением Сурья намаскар каждое утро, в то же время это прекрасный способ заплатить дань первоисточнику творения и жизни, поддерживая таким образом солнечную традицию.
Поклонение Солнцу в ведической традиции
Обожествление Солнца и поклонение ему было для каждого человека первой и наиболее естественной формой выражения внутреннего чувства. Наиболее древние традиции включают некоторые формы поклонения Солнцу, соединяющие различные солнечные символы и Божества. В настоящее время эти традиции желательно сохранить такими, какими они были в ведической культуре. Действительно, во многих областях Индии поклонение Солнцу сегодня практикуется как ежедневный ритуал.
В Рамаяне описано, как великий аватар Рама стал королем солнечной расы. Корни современной индийской культуры лежат в древних ведических рукописях, которые содержат многочисленные шлоки, посвященные солнцу. Сама Риг Веда содержит много таких упоминаний о солнце. Некоторые из них приведены ниже:
Наверху этот Всемудрый Сияющий Бог
Его лучи света питают сейчас
Каждого, кто видит солнце.
Ты ходишь через небеса широкой дорогой
Встречающий дни лучами, о Солнце,
Сохраняющее происхождение рождения.
Семь коней везут твою повозку,
О, Бог, чьи волосы – пламя,
О, солнечный Бог, о Солнце, далеко видимое.
Снова мудрецы Риг Веды описывают Солнце как:
Удаляющий все слабости,
Исцеляющий все болезни,
Господин всего, что стоит и движется.
Он убивает демонов
И защищает поклоняющихся.
В заключение они констатируют:
Мы медитируем на обожаемое великолепие Сияющего Солнца.
Может оно вдохновить наш ум.
Сурья упанишада (Sury opanishad) утверждает, что человек, который поклоняется Солнцу как Брахману, получает могущество, активность, умственные способности и достигает продолжительной жизни. Солнце описывается как бриллиант, подобный золоту, имеющий 4 руки, сидящий на красном лотосе и ездящий на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. Оно приводит в движение колесо времени и благодаря ему появились 5 физических элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир, а так же и 5 чувств.
Акшайупанишада (Akshyopanished) идентифицирует Сурью с Пурушей, который берет на себя форму Солнца с тысячью лучами и светит на благо человечеству. А вот стих из Брихадараньяка упанишады, который звучит следующим образом:
О, Господин и средоточие света,
Веди меня от заблуждения к истине,
От темноты к свету,
От смерти к бессмертию.
ДРЕВНИЕ ЧУДЕСА АРХИТЕКТУРЫ.
И сегодня существуют строгие секты, до сих пор поклоняющиеся Солнцу. Некоторые поклоняются восходящему Солнцу, некоторые заходящему, некоторые полуденному. Хотя эти люди кажутся поклоняющимися физическому Солнцу, в действительности, объект их поклонения – Брахман, Абсолют и его проявления как творца, охранителя и разрушителя, для которого Солнце - только символ. В Индии и сегодня существует много старинных храмов, посвященных Солнцу, некоторые из них датируются до 8-го столетия нашей эры и являются архитектурными чудесами. Наиболее знаменитый из них был построен в Конараке, Орисса на протяжении 13-го столетия нашей эры. Другие главные храмы Солнца расположены в Кашмире, Гуджарате и Андхра Прадеш.
Поклонение Солнцу в древней Индии привело также к развитию научных знаний о солнечной системе. Сурья Сидхантха является старинным текстом по астрономии и содержит сведения об измерении времени, движении планет, эклиптике, равноденствиях.
Древняя история других культур полна многочисленных упоминаний о поклонении Солнцу. Пирамиды, скульптуры, летописи, сохранившиеся до настоящего времени, показывают, что эти древние культуры имели очень точные знания о движении Солнца, Луны и планет, которые составляли важную часть социальной и религиозной жизни. Многие из этих структур считаются бывшими храмами, обсерваториями или тем и другим вместе, так как в древние времена не делали различия между религией и наукой, как это делается сегодня. Следовательно, мы можем представить себе, как ученые, наблюдавшие Солнце, могли также принимать участие в ритуалах и церемонии поклонения ему.
Египтяне, которые следовали сложной форме поклонения Солнцу, использовали свои знания при строительстве пирамид, предназначенных для захоронения и сохранения тел фараонов, так чтобы эти посвященные главы государства могли быть способны принять участие в солнечной вечной жизни. Пирамиды сами по себе были символами Солнца и были выстроены так, чтобы принимать максимум солнечной радиации.
Цивилизации ацтеков, инков и майя имели тщательно отделанные храмы, посвященные Солнечным богам. Календарь майя, как говорят, был одним из наиболее точных среди когда-либо существовавших, показывающих детальное знание о движении Солнца тысячи лет тому назад.
Легенды об атлантах, живших в доисторические времена, сообщают, что поклонение Солнцу практиковалось и в те времена, что эти люди собирали солнечную энергию для нужд городов и транспортных средств, используя огромный кристалл.
Стоунхедж в Англии, как думают, использовался как солнечная обсерватория для предсказания прихода сезонов солнцестояний и равноденствий, считают также, что он был в некотором роде храмом. Является ошибкой, объясняемой большой давностью, что с этими временами ассоциируются примитивные племена.
Индейцы Северной Америки вели жизнь по ритмическим циклам Солнца и сезонов. Они поклонялись Солнцу и основой многих верований, ритуалов, сооружений, методов был круг или мандала, которая символизировала движение Солнца по небу.
Ян и инь в древней китайской философии представляет двойственное единство, существующее в природе, символизируемое Солнцем и Луной или пингалой и идой в йогической философии.
СОВРЕМЕННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ
С угасанием старых культур и религий поклонение Солнцу теряет свою важность. Наука получила отдельное развитие и часто заменяет религию как оплот нашей веры. Однако наука сейчас открыла некоторые новые, жизненно важные сведения о солнечной активности, которые дают нам новое понимание родства человечества с центром его планетной системы.
Поверхность Солнца периодически нарушается огромными вспышками размерами тысячи миль в поперечнике, которые для нас на Земле кажутся пятнами на его поверхности. Эти солнечные пятна, как было исследовано, претерпевают различные циклы возрастания и убывания, главный из которых равен приблизительно 11 годам. Уточнение показало, что период возрастания активности солнечных пятен связан с объектами на Земле. Есть данные, что войны, революции и миграции часто связаны с периодами интенсивной солнечной активности.
Американский институт по изучению циклов нашел свыше 1 300 феноменов, связанных с циклом солнечной активности. Сюда включаются увеличение частоты северных сияний, комет, землетрясений, извержений вулканов, падения метеоритов, изменение в развитии ядра клетки, электрического потенциала деревьев, моды, тенденции избирателей, во флуктуациях рыночных цен на товары, увеличение числа случаев повышения кровяного давления и обострения диабета и многие другие явления, кажущиеся не связанными между собой.
Мы естественно представляем необъятную энергию Солнца и его излучения, мы ясно понимаем, что Земля погружена в солнечный ветер. Солнце является составной частью жизни на Земле. Сурья намаскар приобретает новый смысл, когда мы узнаем о воздействии Солнца на нашу жизнь. Поэтому нетрудно представить, как важно это было для наших предков. В то же самое время мы через эту интегральную практику можем настроить себя на природу Вселенной с помощью пробуждения наших собственных врожденных солнечных сил.
ПРИВЕТСТВИЕ СОЛНЦУ
Сурья намаскар представляет собой серию из 12 положений тела. В этих асанах поочередные наклоны вперед и назад сгибают и вытягивают позвоночник и другие части тела в их максимальных пределах. Серия дает такое глубокое растяжение всего тела, что лишь немногие другие формы упражнений могут быть сравнимы с ней.
Многие начинающие обнаружат негибкость своих тел из-за напряженных мускулов, жесткости сухожилий и отложения токсинов в суставах. Негибкость, недостаток координации и тенденция к напряжению - все это может быть устранено через очень медленное выполнение упражнений со вниманием на осознанно принимаемое положение тела и релаксацию в каждой позиции. То, к чему применено небольшое усилие (физическое), затем получается без усилий. Регулярная практика Сурья намаскар является одним из наиболее быстрых методов повышения гибкости тела.
Овладение практикой должно начинаться с соответственно близкого ознакомления с каждой позицией отдельно и только потом целиком. Синхронизация дыхания с движением является следующим шагом. Когда это выполнено, то окажется, что дыхание естественно дополняет позицию, и дыхание в какой-либо другой манере кажется неудобным и трудным. Основным принципом дыхания является следующий: вдох во время прогиба назад вытекает из расширения при этом грудной клетки, а выдох при наклоне вперед происходит вследствие сжатия ее и брюшной полости.
ПЕРЕД ПРАКТИКОЙ
Прежде чем приступать к практике, встаньте, сомкнув стопы, или слегка расставив их, руки свободно опущены вдоль туловища. Закройте глаза и ощутите все свое физическое тело. Развивайте осознание своего тела как при практике йога нидра. Начните с макушки головы и пройдите вниманием вниз по телу, по пути расслабляя все, что найдете напряженным. Осознание это подобно свету факела, пронизывающему темноту тела. Затем снова ощутите все свое тело.
Спросите себя: "Как я чувствую себя в своем теле? Приятно ли мне расслабляться?" Затем отрегулируйте свою позу так, чтобы вам было более комфортабельно. Почувствуйте, что вас как бы тянут вверх с помощью веревки, прикрепленной к макушке вашей головы. Теперь переведите свое внимание с туловища к вашим ногам и почувствуйте контакт подошв с полом.
Почувствуйте, что все ваше тело тянет вниз гравитация, и что все ваше напряжение от макушки вашей головы вытягивают вниз через ваши стопы в землю. В то же время, позволяя себе поддерживать расслабленную вертикальную позу, не выпускайте из внимания жизненные силы, которые движутся вверх через ваше тело. Учитывая эти несколько моментов, переходите затем к практике Сурья намаскар. Глубоко вдохните.
ДВЕНАДЦАТЬ ПОЛОЖЕНИЙ
Поза № 1 Пранамасана или "поза молящегося"
Встаньте прямо, стопы вместе или слегка расставлены. Поверхность обеих ладоней соедините перед грудью (намаскара мудра) и полностью выдохните, удерживая свое осознание на мудре, на силе ладоней и на эффекте от этой мудры в области груди.
Поза № 2 Хаста уттанасана или "поза с поднятыми руками"
Поднимите обе вытянутые руки над головой ладонями вверх. Прогните спину и вытяните все тело. Вдох в течение входа в позу. Вытяните голову как можно дальше назад, сохраняя комфортность позы и переводя внимание на кривизну верхней части спины.
Поза № 3 Падахастасана или "поза голова к ногам"
Плавным движением наклонитесь вперед от бедер. Положите руки на пол по обе стороны от стоп, а голову по возможности прислоните к коленям. Ноги должны оставаться прямыми. Выдох на протяжении всего движения. Старайтесь держать спину прямой, фокусируя осознавание на тазе, поворотной точке для натяжения мускулов спины и ног.
Поза № 4 Ашва санчаланасана или "поза всадника"
Сохраняя обе руки на месте по обе стороны от стоп, согните левое колено, в то время как правую ногу вытяните назад по возможности дальше. Пальцы правой ноги и колено опираются о пол. Перенесите таз вперед, прогните спину и смотрите вверх. Кончиками пальцев рук опирайтесь о пол для сохранения равновесия тела. Вдох на протяжении переноса грудной клетки вперед и вверх. Фокус осознавания на межбровье. Вы должны чувствовать вытяжение от бедра вверх вдоль передней части тела на всем пути до межбровного центра.
Поза № 5 Парватасана или "поза горы"
Перенесите левую ногу назад и поставьте около правой. Одновременно поднимите ягодицы и опустите голову между руками так, чтобы тело образовало треугольник с полом. Это движение выполняется на выдохе. Целью является достать пятками пол. Нагните голову по возможности так далеко вперед, чтобы глаза смотрели на колени. Фокус своего осознания направить на область шеи.
Поза № 6 Аштанга намаскара
или "приветствие восемью членами тела" Согните колени и опустите их на пол, а затем коснитесь грудью и подбородком пола, сохраняя ягодицы поднятыми. Руки, подбородок, грудная клетка, колени и пальцы ног касаются пола. Спина прогнута. Дыхание задержать на выдохе от позы № 5. Это единственный раз, когда поочередный вдох – выдох при дыхании изменяется. Фокус осознавания следует держать на середине тела или на мышцах спины.
Поза № 7 Бхуджангасана или "поза змеи"
Опустите бедра, в то же время толкните руками грудную клетку вперед и вверх, пока позвоночник полностью не прогнется дугой, голова повернется лицом вверх. Ноги и нижняя часть живота остаются на полу, руки поддерживают туловище. Дыхание: вдох на протяжении движения вперед и вверх. Фокус осознавания у основания позвоночника, чувствуя натяжение от вытягивания вперед.
Поза № 8 Парватасана или "поза горы"
Сохраняйте руки и ноги прямыми. Поворачиваясь вокруг оси, проходящей через плечи, поднимите ягодицы и перенесите голову вниз, как описано в позе № 5. Выдох на протяжении входа в позу.
Поза № 9 Ашва санчаланасана или "поза всадника"
Перенесите левую ногу вперед, поместив стопу между руками. Одновременно поставьте правое колено на пол и толкните таз вперед. Прогните позвоночник и смотрите вверх, как в позе № 4. Дыхание: вдох на протяжении входа в асану.
Поза № 10 Падахастасана или "поза голова к ногам"
Перенесите правую ногу рядом с левой. Выпрямите ноги, наклонитесь вперед и поднимите ягодицы. При этом стремитесь головой к коленям. Руки остаются на полу рядом со стопами. Эта позиция, как и № 3. Выдох на протяжении входа в асану.
Поза № 11 Хаста уттанасана или "поза с поднятыми руками"
Поднимите торс, вытяните руки вверх над головой. Прогнитесь назад, как описано в позе № 2. Вдох на протяжении входа в асану.
Поза № 12 Пранамасана или "поза молящегося"
Выпрямите тело и сложите руки перед грудью, как в позе № 1.
Замечание:
Здесь описана половина раунда Сурья намаскар. Чтобы закончить другую половину, надо выполнять те же движения, только изменить в позе № 4 ногу, идущую назад первой (вместо правой - левую), а в позе № 9 — вместо левой - правую. Таким образом, полный раунд содержит 24 движения, два сета по 12, дающих равновесие каждой стороне в каждой половине раунда. Когда завершены 12 позиций, вдохнуть, опуская руки по швам, и затем приступать ко второй половине практики с выдохом.
Один полный раунд содержит 24 асаны. В идеальном случае все должно выполняться в непрерывном плавном потоке и, исключая аштанга намаскара, каждая асана должна сменяться под каждое дыхание.
Конечно, если вы устаете на протяжении раунда, отдыхайте после 12 позиций, делая полное дыхание вдох, выдох, вдох, прежде чем приступать ко второй половине. Если вы нуждаетесь, делайте больше дыханий. То же самое можно делать после каждой асаны и между раундами, используя время отдыха для наблюдения за ощущениями тела и корректировки позы. Спросите себя: "Как я себя чувствую?" И приведите себя в порядок, так чтобы вы чувствовали комфорт, уверившись, что дыхание стало медленным и расслабленным и можно идти дальше.
Поделитесь с Вашими друзьями: |