МОУ Дубковская СОШ
Комбинированный урок биологии
в 8 классе
на тему: Строение и работа сердца»
с использованием ИКТ
Учитель ХОХЛОВА Т.Г.
Цели и задачи урока:
-
Раскрыть связь строения сердца и его функций.
-
Дать понятие о работе сердца
-
Усвоить знания об автоматизме сердца
-
Показать связь нервной и гуморальной регуляции.
-
Учиться самостоятельно находить необходимую информацию.
-
Совершенствовать навыки владения компьютером.
Формы работы на уроке: индивидуально-групповая
Средства обучения: диск «Открытая биология», учебник Д.В.Колесов Биология «Человек», плакат «Строение сердца», рабочие и путеводные листы.
План урока:
-
Актуализация знаний.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
-
Актуализация знаний
- какая кровь течет в артериях большого круга кровообращения, малого?
- какой газ поступает из клеток тканей в вены;
- какая кровь течет в легочной артерии, в легочной вене?
- какой путь пройдет эритроцит по большому кругу кровообращения, а по
малому?
Учитель:
1). Какой орган толкает кровь по сосудам?
2). Изменилось ли сердце позвоночных животных в ходе эволюции?
Действие 1
-
В меню выбрать Модели
-
Глава 10. Жизнедеятельность организмов
-
Модель 10.5 Кровообращение у животных
-
Выбрать сердце (крупный план)
-
Рассмотреть сердце позвоночных
-
Ответить на вопрос учителя
II. Изучение нового материала
Учитель: Где расположено сердце человека?
Действие 2
-
Выбрать содержание
-
Глава 7 Человек
-
7.2 Строение организма
-
7. 2. 4 Система кровообращения
-
Рис. 7. 2. 4. 1
-
Увеличить
-
Рассмотреть рисунок
-
Ответить на вопрос учителя
Учитель:
-
а). Сердце находится в околосердечной сумке, которая состоит из соединительной ткани. Стенки ткани выделяют жидкость, увлажняющую сердце. Какую роль играет жидкость?
б). Сердце состоит из 3-х слоев:
- эпителиальный (внутренний)
- соединительнотканный (наружный)
- мышечный (средний) – миокард.
2. А как вы думаете связано ли строение сердца с его функцией?
Действие 3
-
Рис. 7.2.4.2 «Строение сердца»
-
Увеличить
-
Рассмотреть строение сердца
-
Прочитать 1-й абз. Текста после рисунка 7.2.4.3
-
Выполнить задание 1 в рабочей листе.
Учитель:
1). Смогут ли створчатые клапаны открываться в сторону предсердий? Почему?
2). Найдите на рис. 7.2.4.2 сухожильные нити. В их основании – сосочковые мышцы,
которые сокращаясь, натягивают сухожильные нити и створки клапанов не могут
открываться в сторону предсердий.
3). Полулунные клапаны имеют вид карманов и препятствуют току крови из сосудов в
желудочки.
Таким образом, клапаны препятствуют обратному току крови.
4). Выполните задание 2 в рабочем листе
Учитель:
1). Проверка задания 2
2). Сердце - удивительный и надежный мотор, который работает в течение всей жизни
без остановки и «ремонта»?
- в сутки сердце делает – 100 тыс. ударов
- в год - 40млн. ударов
- за жизнь сердце делает – 25 млрд.ударов
3) В чем причина такой неутомимости и работоспособности сердца?
Действие 4
-
В меню выбрать Главу Справочник
-
Раздел 2. Приложения
-
2.8. Фазы сердечного цикла
-
Выполнить задание 3 в рабочем листе.
Действие 5
-
В содержании Глава 7 Человек
-
7.2 Строение организма
-
7.2.4 Система кровообращения
-
Рис. 7.2.4.3
-
Увеличить
-
Рассмотреть рис. Сокращение сердца
-
Найти 1, 2, 3 фазу
-
Ответить на вопрос учителя
Учитель:
1). Изолированное сердце и даже изолированная клетка сердечной мышцы будут ритмически сокращаться сами по себе. Почему? Найдите ответ на вопрос, прочитав материал учебника на стр.112
2). Всегда ли наше сердце бьется одинаково? От чего это зависит? Привести примеры.
Рассматриваются вопросы регуляции сердечной деятельности.
III. Закрепление
1. Обоснуйте вывод: работа сердца изменяется при изменении факторов внешней среды и состояния самого организма.
2. В чем заключается взаимосвязь строения и функции сердца?
3. Когда закрыты полулунные клапаны?
4. Когда открыты створчатые клапаны?
Д/З Изучить материал учебника «Строение и работа сердца»
Заполнить таблицу:
Регуляция сердечной деятельности
Тип регуляции
|
Характер влияния
| -
Гуморальная
2. Нервная
|
|
Рабочий лист
Задание 1
Найдите цифры, которыми обозначены следующие части сердца и отходящие от него сосуды.
Правое предсердие
Левое предсердие
Правый желудок
Левый желудок
Створчатые клапаны
Полулунные клапаны
Аорта
Полая вена
Легочная артерия
Сухожильные нити
Сосочковые мышцы
Задание 2
1. Сердце расположено в_________ полости
2. Миокард – это _______________ мышца.
3. Между сердцем и околосердечной___________ расположена ________________.
4. Мышечные стенки предсердий __________________, чем желудочков.
5. У левого желудочка мышечная стенка_______________, чем у правого.
6. Створчатые клапаны расположены между ______________ и ______________________.
7. Полулунные клапаны расположены между ______________ и _______________.
8. Обратному току крови препятствуют ___________________.
Вывод:
Задание 3
Фаза
|
Название фазы
|
Продолжительность
|
Куда поступает кровь и откуда
|
Состояние клапанов
|
|
|
|
|
|
ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ
ВОПРОС: Изменилось ли сердце позвоночных в ходе эволюции?
Действие 1
- в меню выбрать МОДЕЛИ
- глава 10. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
- модель 10.5 КРОВООБРАЩЕНИЕ У ПОЗВОНОЧНЫХ
- выбрать СЕРДЦЕ (крупный план)
- рассмотреть сердце позвоночных
- ответить на вопрос учителя
ВОПРОС: Где расположено сердце человека?
Действие 2
- выбрать СОДЕРЖАНИЕ
- глава 7. ЧЕЛОВЕК
- 7.2. СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА
- 7.2.4. СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ
- рисунок 7.2.4.1
- увеличить, рассмотреть рисунок
- ответить на вопрос учителя
ВОПРОС: Связано ли внутреннее строение сердца с его функцией?
Действие 3
- рисунок 7.2.4.2 СТРОЕНИЕ СЕРДЦА
- увеличить
- рассмотреть рисунок
- прочитать первый абзац текста после рисунка 7.2.4.3
- выполнить задание в рабочем листе
ВОПРОС: В чем причина неутомимости и работоспособности сердца?
Действие 4
- в меню выбрать главу СПРАВОЧНИК
- раздел 2. ПРИЛОЖЕНИЯ
- 2.8. ФАЗЫ СЕРДЕЧНОГО ЦИКЛА
- выполнить задание 3. в рабочем листе
Действие 5
- в содержании глава 7. ЧЕЛОВЕК
- 7.2. СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА
- 7.2.4. СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ
- рисунок 7.2.4.3
- увеличить
- рассмотреть рисунок СОКРАЩЕНИЕ СЕРДЦА
- найти 1,2,3 фазы работы сердца
- ответить на вопрос учителя.
Поделитесь с Вашими друзьями: |