Пояснительная записка.
Спортивные подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны младшему школьнику. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Спортивные подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ("Гуси- лебеди”, например). Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы младшего школьника, развитию его мышления и самостоятельности действий. Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.
Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности.
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи:
- сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям.
Тематическое планирование
|
Содержание (раздел, тема урока)
|
Общее кол-во часов по разделу
|
Кол-во по теме
|
Форма контроля
|
Примерные сроки проведения
|
1
|
Беседа по технике безопасности на занятиях
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
2
|
Веселые старты, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
3
|
День и ночь, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
4
|
Рыбак и рыбки, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
5
|
Перестрелка, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
6
|
Борьба за мяч, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
7
|
Мяч капитану, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
8
|
Мяч в центр, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
9
|
Перестрелка, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
10
|
Борьба за мяч, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
11
|
Веселые старты, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
12
|
День и ночь, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
13
|
Рыбак и рыбки, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
14
|
Перестрелка, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
15
|
Борьба за мяч, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
16
|
Веселые старты, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
17
|
День и ночь, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
18
|
Рыбак и рыбки, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
19
|
Перестрелка, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
20
|
Борьба за мяч, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
21
|
Мяч капитану, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
22
|
Мяч в центр, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
23
|
Борьба за мяч, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
24
|
Мяч капитану, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
25
|
Веселые старты, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
26
|
День и ночь, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
27
|
Рыбак и рыбки, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
28
|
Перестрелка, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
29
|
Борьба за мяч, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
30
|
Мяч капитану, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
31
|
Мяч в центр, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
32
|
Борьба за мяч, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
33
|
Мяч капитану, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
34
|
День и ночь, упражнения с мячами
|
1
|
1
|
Текущий
|
|
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
-
конкурсы;
-
ролевые игры;
-
выполнение заданий соревновательного характера;
-
оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
-
результативность участия в конкурсных программах и др.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны знать:
-
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;
-
возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий;
-
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
-
правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
-
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
Должны уметь:
-
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
-
отвечать за свои поступки;
-
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
-
технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
-
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
-
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
-
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения;
-
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
-
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Планируемые результаты
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
-
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
-
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
-
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
-
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
-
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
-
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
-
Регулятивные УУД:
-
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
-
планирование общей цели и пути её достижения;
-
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
-
конструктивное разрешение конфликтов;
-
осуществление взаимного контроля;
-
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
различать способ и результат действия;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
-
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
-
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
-
устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
-
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
-
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
-
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
-
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
-
развитие физических способностей;
-
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
-
развитие психических и нравственных качеств;
-
повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
-
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
-
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять игры самостоятельно.
Внеурочная деятельность «Подвижные игры» направлена на развитие воспитательного результата:
- приобретение учащимися социального опыта.
Поделитесь с Вашими друзьями: |